Объект исследования - ООО «АНК» (г. Москва).
Основной вид деятельности - торговля оптовая неспециализированная.
Проведен анализ данных за 2017-2019 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и методологические основы проектного менеджмента в сфере интернет-торговли 7
1.1 Интернет-магазин как объект управления 7
1.2 Современные стандарты управления проектами в рамках организации 16
1.3 Особенности реализации и разработки проектов создания интернет-магазинов 25
2 Исследование практики управления проектом создания интернет-магазина для ООО «АНК» 32
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «АНК» 32
2.2 Анализ управления проекта создания интернет-магазина для ООО «АНК» 41
2.3 Проблемы управления проектом ООО «АНК» и пути их решения 50
3 Модернизация управления эффективностью и результативностью проектом в ООО «АНК» 55
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления проектом по созданию интернет-магазина «Garantshop» 55
3.2 Оценка эффективности и систематизация предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В современных условиях интернет-торговля – это одна из наиболее развивающихся сфер рынка. Быстрый рост данного рынка обусловлен в первую очередь быстрым распространением фиксированного и мобильного доступа к сети Интернет, развитие информационных технологий (созданием мобильных приложений, интернет-магазинов и т.д.).
Торговля в интернете постепенно становится частью мировой экономики. Однако развитие данного направления в различных странах происходит разными темпами. Так, лидером развития данного сегмента являются страны Азиатско-Технического региона (в том числе Китай), Северная Америка в два раза отстает от лидера по обороту Интернет-торговли.
Темпы развития данной сферы в странах Азиатско-Технического региона достигают 3-4% в год, а общий объем интернет-торговли достигает 12% от общего объема розничной торговли (яркий пример – «AliExpress»).
Для сравнения следует сказать, что доля интернет-торговли в общем объеме торговли в России остается невысокой (4-5%), то есть в нашей стране сохраняется потенциал для роста.
В начале 2010-ых, когда в Росси начала формироваться электронная коммерция, доля проникновения интернета в основные сферы жизни общества составляла 43-50%. К концу 2015 года проникновение достигло 69–72% — интернетом в стране пользовались 82,7 млн. человек в месяц. Последние три года интернет-аудитория не росла, и, как следствие, количество вовлеченных в сферу онлайн-торговли.
Товарная структура рынка интернет-торговли сегодня включает себя огромное количество категорий товаров и услуг: от запчастей автомобилей, бытовой техники до парфюмерии и предметов интерьера.
Согласной данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2016 году наиболее быстрорастущими категориями являлись: «товары для дома», «автозапчасти», «стройматериалы», «аксессуары», «подарки» .
В 2019 году в лидеры по развитию вышли такие категории, как: «одежда», «товары для дома» (включая инструменты).
Пользование интернет-магазином значительно ускоряет процесс взаимодействия между потребителей и продавцом.
Таким образом, современная интернет-площадка – это прямой канал, который соединяет потребителя с производителем. То есть, товар поступает сразу покупателю, минуя промежуточные звенья стандартной ритейловой цепочки - крупный дистрибьютор - мелкий дистрибьютор - розничная точка. Исключается длинная цепь посредников, на каждом этапе которой возникает добавленная стоимость.
В связи с этим становятся актуальными проекты по созданию интернет-магазинов для различных проектов.
Степень разработанности. Проблемам развития интернет-торговли посвящены работы авторов: И.А. Седых, Л.А. Семина, И.Л. Жилина, А.А. Миалян, О.А. Кобеолев, А.А. Полевой, И.С. Бахарев, Ф.Ю. Вирин, Н. Т. Ищенко.
Авторы М.Р. Калашникова и Е.А. Мухамедрахимова в своих работах уделяют внимание перспективам развития электронной торговли как подсистемы электронной коммерции на российском рынке.
Среди перечисленных авторов наше внимание привлек труд А.А. Полевого «интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей», который отражает опыт российских ритейлеров по внедрению инструментария интернет-торговли.
Актуальность и практическая значимость продвижения товаров и услуг посредством интернет-магазина, определили выбор темы и цели исследования.
В связи с этим, целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления проектом создания интернет-магазина в организации ООО «АНК».
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть интернет-магазин как объект управления в менеджменте.
2. Исследовать стандарты и особенности реализации и разработки проектов по созданию интернет-магазинов.
3. Проанализировать процесс управления проектом создания интернет-магазина для ООО «АНК».
4. Определить проблемы управления проектом и разработать мероприятия по совершенствованию управления проектом создания интернет-магазина.
5. На основе исследование теоретических и практических аспектов управления проектами в сфере интернет - торговли разработать рекомендации по совершенствованию управления основными аспектами проекта в ООО «АНК».
6. Произвести оценку эффективности и систематизации предложенных мероприятий.
Предметом работы являются отношения, возникающие в ходе реализации проекта создания интернет-магазина для ООО «АНК».
Объектом работы является практика интернет-торговли на примере ООО «АНК» с использованием сайта компании.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ по теме исследования, описание, обобщение, анализ статистических данных, сравнение.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации по совершенствованию управления основными аспектами проекта могут служить основой для применения аналогичными организациями в сфере интернет-торговли.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что прежде исследования проектного менеджмента в сфере интернет-торговли в данной организации не выполнялись.
Цель, задачи и логика исследования определили структурно-логическое построение работы.
Структурно работа представлена введением, основной частью, заключением и списком литературы.
Проведенный в работе теоретический анализ свидетельствует о развитии интернет-торговли на современном рынке.
Примерами такого направления являются: интернет-магазины, юридические компании, торговые дома и пр.
Интернет-торговля набирает сегодня свою популярность благодаря своим явным преимуществам:
1. Экономия времени на выбор товара и совершение покупки.
2. Информативность, богатый ассортимент товаров и услуг.
3. Экономия на расходах на издержках. Затраты на организацию работы сайта, на его создание значительно ниже, чем затраты на открытие и содержание торгового зала.
Практика показывает, что создание и разработка интернет-магазина требует тщательного подхода и реализацию управления проектом.
Любая проектная деятельность включает в себя последовательные этапы с включенными структурными элементами. Традиционно выделяют 4 этапа реализации проекта: начальный (этап инициации), этап подготовки и планирования, этап реализации идеи проекта, этап контроля и мониторинга.
Следует сказать, что современный интернет-магазин – это не только продуманный и яркий интерфейс, это также и сервис для покупателей. Ядром такого магазина являются функции и возможности, которые позволяют работникам компании обслуживать покупателя быстро и качественно.
Дизайн интернет-магазина помогает пользователю совершать покупку, а компании — продвигать магазин в поиске.
Каждый этап реализации проекта создания интернет-магазина согласуется с заказчиком, особенно этап проектирования модели интернет-площадки.
В практической части данной работы был проведен анализ управления проекта создания интернет-магазина для ООО «АНК».
Актуальность проекта обусловлена спросом клиентов компании ООО «АНК», количества пользователей сети Интернет, увеличением сегмента продаж товаров и услуг через Интернет;
Ожидаемые результаты – готовый интернет-магазин со всеми необходимыми функциями.
Планируемые источники финансирования – средства компании ООО «АНК».
Цели данного проекта были достигнуты – результатом проекта стал современный интернет-магазин с удобным интерфейсом, возможностью отслеживанием товара, с заказом и отменой товара, с автоматической обработкой заявок и дополнительной услугой – сборка и проверка оборудования при клиенте. Кроме того, сайт был наполнен необходимым контентом.
Бюджет проекта был оценен в 119700 рублей и был реализован в полной мере, необходимости увеличения бюджета не возникло.
Несмотря на положительные результаты проекта, были выявлены следующие ошибки в управлении проектом:
- Команда проекта была сформирована на втором этапе проекта – планировании.
- Не построена диаграмма Гантта проекта.
- Не проведена работа по управлению рисками проекта.
- Руководитель отказался от услуг дизайнера с целью экономии средств.
В результат ошибок срок сдачи проекта был увеличен с 49 дней до 56 дней, в проекте появились незапланированные работы. Влияние рисков было недооценено – степень воздействия рисков на проект оценивается как среднее.
В рекомендательно части работы были предложены следующие меры по совершенствованию управления проектом:
- планирование команды проекта,
- реализации работ по управлению рисками,
- разработка визуального способа отражения запланированных работ (построение диаграммы Гантта),
- уменьшение количества задач менеджера проекта. Для сокращения временных затрат следует вовлекать больше специалистов в команду проекта – было предложено нанять дизайнера проекта.
Эффективность внедряемых мероприятий составит 120%, т.е. мероприятия являются эффективными и требуют реализации.
Срок окупаемости проекта составляет менее года (8 месяцев). Открытие интернет-магазина в ООО «АНК» будет способствовать улучшению качества услуг, привлечению новых клиентов и увеличению прибыль организации за счет продаж с сайта компании.
В заключение следует сказать, что умение грамотно составлять проект и осуществлять проектную детальность позволит компании вовремя получить конечный продукт проекта – современный структурированный интернет-магазин, предназначенный для реализации товаров компании и получения дополнительного источника прибыли.
1. Андреева М. Россияне привыкают к оплате банковскими картами // ComNews. Новости. - 2017. - 05.03. URL: http://www.comnews.ru/content/ 106874/2017-05-03/rossiyane-privykayut-k-oplate-bankovskimi-kartami (Дата обращения: 28.12.2019).
2. Авдеева Л.А., Мусабирова К.М. Совершенствование процессов управления проектами в проектных организациях // Вестник евразийской науки. 2016. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessov-upravleniya-proektami-v-proektnyh-organizatsiyah (дата обращения: 10.02.2020).
3. Ассоциация компаний интернет-торговли: Непростой и противоречивый путь защиты российских интернет-магазинов // Комсомольская правда. - М., 2017. - 20.11. URL: https://www.kp.ru/daily/26756.5/3790157(Дата обращения: 28.12.2019).
4. Бахарев И. Федор Вирин: Рынок ждет одного большого игрока, который диктовал бы правила // E-pepper. - 2018. - 05.02. URL: https://e-pepper. ru/news/fyedor-virin-rynok-zhdyet-odnogo-bolshogo-igroka-kotoryy-diktoval-by-pravila.html(Дата обращения: 28.12.2019)
5. Берестовская В.М., Тюренков Д.Ю. Особенности управления проектами в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/9357 (Дата обращения: 28.12.2019)
6. Брусницына М. Н. Основы управления проектами в организации // Молодой ученый. — 2019. — №43. — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63378/ (Дата обращения: 28.12.2019)
7. В 2017 году в России выросло проникновение Интернета // Algama research. Отрасли. Медиа и ИТ. - 2018. - 01.17. – URL: http://algamaresearch.ru/ 2018/01/17/v-2017-godu-v-rossii-vyroslo-proniknovenie-interneta/ (Дата обращения: 28.12.2019).
8. Вирин Ф. Ю. Интернет-торговля в России в 2017 Цифры и факты. URL: http://datainsight.ru (Дата обращения: 28.12.2019)
9. Вольфсон Б.Л. Гибкое управление проектами и продуктами / Б.Л. Вольфсон. - СПб.: Питер, 2019. - 208 c.
10. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2015. -№ 3. - С. 106-114. - URL: https://cyberlemnka.ru/article/ri/suschnost-elektronnoy-kommertsii-v-sisteme-mezhdunarodnyh-torgovyh-svyazey (Дата обращения: 28.12.2019).
11. Голованова Д.П. Разработка алгоритма стратегии управления интернет-маркетингом в организации электронной торговли // Вестник евразийской науки. 2017. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-algoritma-strategii-upravleniya-internet-marketingom-v-organizatsii-elektronnoy-torgovli (Дата обращения: 26.01.2020).
12. Гонтарева И.В. Управление проектами / И.В. Гонтарева. - Москва: Огни, 2019. - 382 c.
13. Гореликов Р. С., Гореликова Ю. С. Методология создания интернет-магазина // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/147/41310/ (Дата обращения: 10.02.2020).
14. Дедова В.Е. Особенности управления персоналом при организации проектного управления // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34304 (Дата обращения: 26.03.2019)
15. Ефремов А. В., Артеменко Т. В. Управление проектами на предприятии//Управление качеством. — 2017. — № 9. — С.66–76
16. Ермолик А.В., Багаева А.П. Создание интернет-магазина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-internet-magazina (Дата обращения: 10.02.2020).
17. Жилина И.Ю. Электронная розничная торговля в России: состояние и перспективы // ЭСПР. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-roznichnaya-torgovlya-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivy (Дата обращения: 24.01.2020).
18. Заренков В. А. Управление проектами / В.А. Заренков. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, СПбГАСУ, 2019. - 312 c.
19. Ильина О. Н. Методология управления проектами. Становление, современное состояние и развитие / О.Н. Ильина. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 208 c.
20. Интернет-торговля в России 2017: Цифры и факты // Data Insight. - М., 2017. -47 с. URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/ecommerce2017.pdf (Дата обращения: 24.01.2020).
21. Интернет-торговля в России 2019: Цифры и факты // Data Insight. - URL: http://www.datainsight.ru/ecommerce_2019 (Дата обращения: 24.01.2020).
22. Исследование предпочтений онлайн-покупателей в 2017 г. / KPMG. - М., 2017. - 4 с. - URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/ 2017/03/ru-ru-the-truth-about-russian-online-consumers.pdf (Дата обращения: 24.01.2020).
23. Ищенко Н. Выручка «Яндекс.Маркета» впервые упала из-за конкуренции и экспериментов с трафиком // Ведомости. - М., 2017. - 24.10. - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/24/739203-viruchka-yandeks-marketa(Дата обращения: 24.01.2020).
24. Казьмина И.В., Щеголева Т.В. Состояние и основные тенденции развития отечественной электронной торговли на основе информационных технологий // ЭКОНОМИНФО. 2017. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-osnovnye-tendentsii-razvitiya-otechestvennoy-elektronnoy-torgovli-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy (Дата обращения: 26.01.2020).
25. Калашникова М. Р., Мухамедрахимова Е. А., Бунова Е. В. Проблемы и перспективы развития электронной торговли как подсистемы электронной коммерции на российском рынке // Экономика и управление: проблемы, перспективы, тенденции развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015. - С. 144-145
26. Кобелев О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие / О. А. Кобелев; под ред. проф. С. В. Пирогова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.-390 с.
27. Коваленко А. И., Полевой А. А. Конкурентные стратегии розничных сетей продуктов питания: классификация и эмпирический анализ // Современная конкуренция. 2012. № 5 (35).-С.90-99
28. Кудрявцев Е. М. Project 2003. Сетевое планирование и управление проектами; ДМК Пресс - М., 2018. - 240 c.
29. Логачева А.С. Характеристика и анализ систем управления контентом (СМС) для создания интернет-магазина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-analiz-sistem-upravleniya-kontentom-sms-dlya-sozdaniya-internet-magazina (Дата обращения: 10.02.2020).
30. Маилян А. А. Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России // Молодой ученый. — 2017. — №34. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/archive/168/45413/ (Дата обращения: 24.01.2020).
31. Макарычева А.С. Теоретические основы проектного менеджмента // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-proektnogo-menedzhmenta (Дата обращения: 26.01.2020).
32. Молчанова Н. А. Управление проектами — современные тенденции и практические рекомендации//Менеджмент сегодня. — 2018. — № 4. — С.286–291
33. Полевой А. А. Интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей // Современная конкуренция. 2013. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-torgovlya-kak-konkurentnaya-strategiya-rossiyskih-roznichnyh-setey-1 (Дата обращения: 24.01.2020).
34. Полевой А. А. Интернет-торговля как конкурентная стратегия российских розничных сетей / А.А. Полевой. - М.: Синергия, 2013. - 326 c.
35. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник/ Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 248 с.
36. Рейнольдс М. Электронная коммерция. - М.: Лори, 2010.-300 с.
37. Румен В. Подход к разработке проекта интернет-бизнеса // ЭВД. 2016. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-razrabotke-proekta-internet-biznesa (Дата обращения: 26.01.2020).
38. Рыжова О.А. Логистический формат розничной торговой сети // научно информационный журнал «Экономические науки». – 2018. – №2. – С. 56 – 59.
39. Салбер А. Как открыть интернет-магазин / А. Салбер. — 3-е изд., стер. — М.: СмартБук, 2011. — 316 с.
40. Седых И.А. Рынок интернет-торговли в РФ. М: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Центр развития. URL: https://dcenter.hse.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
41. Семина Л.А., Хромушин С.В. Анализ развития рынка интернет-торговли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-rynka-internet-torgovli-v-rossii (Дата обращения: 24.01.2020).
42. Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2017-2018 гг. URL: http://infoline.spb.ru/ (Дата обращения: 24.01.2020).
43. Степень консолидации российского продуктового ретейла выросла в 2 раза за последние 9 лет. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10156/ (Дата обращения: 24.01.2020).
44. Стэнли Э. Управление проектами / Э. Стэнли. - М.: Диалектика, 2019. - 288 c.
45. Токарь Е.В. Роль розничной торговли в развитии регионального рынка потребительских товаров//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2019. -№ 1. -С. 71-81.
46. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании; Питер - М., 2018. - 320 c.
47. Чеботарев В.В. Особенности контроля процесса управления проектом // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontrolya-protsessa-upravleniya-proektom (Дата обращения: 26.01.2020).
48. Шайдуллина В. К. Состояние и перспективы электронной торговли в России // Вестник ГУУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-elektronnoy-torgovli-v-rossii (Дата обращения: 25.01.2020).
49. Электронная коммерция: Развитие в России и мире // World trade centre. Moscow. Услуги. Содействие бизнесу. Аналитика. - 2017. - 25.05. - URL: https://wtcmoscow.ru/services/internationalpartnership/analitycs/elektronnaya-kom-mertsiya-razvitie-v-rossii-i-mire/(Дата обращения: 24.01.2020).
50. FMCG-ритейл в 2018-2020 годах: умеренный рост и консолидация URL: https://meat-expert.ru/articles/fmcg-riteyl-v-2018-2020-godakh-umerennyy-rost-i-konsolidatsiya(Дата обращения: 24.01.2020).