Роль волонтёрской деятельности в жизни современной молодёжи (Количественные методы социологических исследований, Тверской государственный технический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 100 человек в возрасте от 14 до 35 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ НА ТЕМУ: «РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ» 6
1.1 Сущность и принципы патриотического воспитания 6
1.2. Организация патриотического воспитания в вузе 11
1.3 Волонтерская деятельность: сущность, формы и направления 16
1.4 Патриотическое воспитание студенческой молодежи через систему волонтерской деятельности 22
2. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ» 29
2.1. Программа прикладного социологического исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 69
Проявление патриотизма – это особое чувство, в котором выражается любовь и преданность своему Отечеству: гордость за его историю. Готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны; стремление служить родине на благо родины. Этот феномен патриотизма представляет собой особую надличностную ценность, которую необходимо иметь каждому человеку для того, чтобы повысить свою ценность и значимость в этом мире до уровня глубокого смысла. Случалось, что утрата Родины, утрата чувства родины всегда воспринималась людьми очень болезненно.
При этом вопрос о формировании в современном обществе чувства патриотизма является одним из наиболее важных и значимых. В силу всех своих положительных последствий всеобщая глобализация, характеризующаяся не только интеграцией экономики и активизацией миграционных процессов, но и широким культурным взаимопроникновением, что приводит к рационализации общественных отношений, девальвации духовных ценностей, отказу от национальной культурной традиции, размыванию и даже потере культурного наследия народов. Сфера использования этнических языков ограничена. Это, в свою очередь, приводит к кризису гражданской идентичности, когда человек начинает утверждать, что родина, патриотизм – это понятия устаревшие. Сегодня важнее ощущать себя гражданином мира.
Можно отметить, что данные убеждения в большей степени затрагивают молодежь, которая имеет практически неограниченный доступ к различным информационным ресурсам и при этом еще не всегда может критически переработать, осмыслить и оценить получаемую информацию. В результате гражданская идентичность становится потребительской, в которой нет места патриотизму.
Такая черта, как полиэтничность является одной из особенностей патриотического воспитания в России. Однако сохранение внутренней стабильности и единства общества возможно только при формировании такого феномена, как патриотизм.
При данных обстоятельствах руководство высших учебных заведений несет особую ответственность не только за профессиональную подготовку будущих специалистов, но и должно оказывать действенное влияние на студенческую молодежь с целью воспитания в духе нравственности и гражданственности. От того, как будет социально и граждански ориентирована молодежь, которая в обозримом будущем станет политической и интеллектуальной элитой российского общества, какие ценности культуры, истории составят ее мировоззренческое ядро, каков уровень ее гражданской ответственности, зависит успешное развитие нашего общества. Мы должны реализовать глубокие социально-экономические и политические преобразования для обеспечения устойчивого развития страны.
Объект курсовой работы – патриотическое воспитание молодёжи.
Предмет – волонтёрская деятельность в системе воспитания молодёжи.
Цель работы – анализ роли волонтёрской деятельности в системе патриотического воспитания молодёжи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать сущность и принципы патриотического воспитания;
- описать организацию патриотического воспитания в вузе;
- проанализировать волонтерскую деятельность, её сущность, формы и направления;
- описать патриотическое воспитание студенческой молодежи через систему волонтерской деятельности;
- провести прикладное социологическое исследование на тему: «Роль волонтёрской деятельности в жизни современной молодёжи»
Степень научной разработанности вопросов роли патриотического воспитания молодёжи через волонтёрскую деятельность достаточно высока. Проблема анализируется в работах различных российских и зарубежных авторов.
Понятие «патриотизм», его сущность и принципы раскрываются в работах таких авторов как, В.Е. Неволина [25], И.В. Москаленко [24], Н.С. Савкин [34], В.В. Кривошеев [21], В.Н. Коценко [20], В.А. Решетников [32], Е.В. Решетникова [32], Н.В. Анкудинов [9], В.В. Луканин [9], С.С. Аверин [9], И.В. Богданов [10], И.П. Поцелуева [29], В.А. Агеева [7], Л.Н. Ревунова [31], С.Н. Жданова [31], В.Н. Буравцова [11], Л.Н. Ревунова [30].
Вопросы, как строится патриотическое воспитание в вузе, рассмотрены следующими авторами: Н.С. Савкин [34], В.В. Кривошеев [21], В.Н. Коценко [20], В.А. Решетников [32], Е.В. Решетникова [32], Н.Н. Понарина Н.В. [28], Крамчаникова [28], О.И. Холина [28], Л.Н. Ревунова [31], С.Н. Жданова [31], С.В. Лаптева [22], А.А. Позднякова [22].
Изучение волонтёрской деятельности в системе патриотического воспитания студентов рассмотрено такими авторами, как В.Е. Неволина [25], В.Н. Стегний [35], Н.Е. Коршунова [19], Е.А. Алабян [19], Т.С. Калугина [18], М.Н. Федорова [36], И.А. Железовская [16], А.А. Андросова [8], Е.В. Макарова [8], Е.А. Паклина [26], Р.А. Волонтерская [14], Е.Н. Габибуллаева [15], А.А. Городнянская [15], А.А. Подобедова [27], А.А. Звкова [17], И.И. Чубанов [28], Т.И. Масликова [23].
Патриотическое воспитание студенческой молодежи через систему волонтерской деятельности рассмотрено следующими авторами: И.В. Москаленко [24], В.Н. Стегний [35], И.А. Варпаева [12], Ф.В. Царева [37], И.А. Железовская [16], А.А. Андросова [8], Е.В. Макарова [8], Е.А. Паклина [26], Д.С. Родионов [33], Е.Н. Габибуллаева [15], А.А. Городнянская [15], А.А. Звкова [17], С.Ф. Вшивкова [13], И.И. Чубанов [28], Т.И. Масликова [23].
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения А, приложения Б, приложения В.
Понятие патриотического воспитания является составной частью общего воспитательного процесса. Это систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на формирование у студентов высокого патриотизма в будущем.
Национальное воспитание должно быть плановым, системным и постоянным. Это одно из основных направлений в воспитании. Систему патриотизма, которая будет создана в университете, следует целенаправленно формировать у студентов активную жизненную позицию и готовность к активной деятельности. В этой деятельности знание о судьбе Отечества соединится с личными интересами и общественными интересами человека или группы людей.
Направленность на повышение уровня патриотической культуры в высшем образовании определяется прежде всего особенностями информационного общества, в которое мы сейчас живем. В этом обществе необходимо обеспечить использование возрастающих возможностей виртуальной среды и телекоммуникационных технологий в воспитательном процессе. Разработанная концепция патриотического воспитания способствует созданию таких условий в воспитательном процессе, при которых молодой человек самостоятельно формирует отношение к патриотизму, развивает у себя чувство ответственности за общественные дела и вырабатывает навыки самостоятельной работы. Процесс воспитания является индивидуальным процессом.
В помощь волонтерам можно использовать различные формы помощи: сплачивать добровольцев как единомышленников, объединять их в благо получателей и увеличивать границы социального взаимодействия до уровня всей страны посредством совместных благотворительных проектов между различными общественными организациями.
Благодаря волонтерской деятельности формируется гражданственность добровольного объединения. Учитель учит высказывать солидарность или протест, учить выражать сочувствие и поддержку другим людям. Он дает возможность практиковаться в общественной полезной деятельности и оценивать свои гражданские силы.
Итак, с учетом реализации педагогического ресурса, волонтерская активность молодых людей будет способствовать формированию их патриотической позиции на базе их личного опыта непосредственного социального взаимодействия с окружающими, основанного на системе качеств личности (как имеющихся, так и сформированных в процессе деятельности). Их внутреннее состояние и убеждения изменятся благодаря позитивной коммуникации с участниками процесса, которая повлияет на их отношение к окружающей действительности. Принятие волонтерами своих действий за проявление патриотических чувств станет благоприятной основой для стабилизации их взглядов на патриотизм. Для формирования позитивного патриотизма детей необходимо создать атмосферу сотрудничества и доброжелательности между наставниками и молодым человеком, участвующим в волонтерской деятельности.
Было проведено прикладное социологическое исследование, в результате которого выяснилось, что опрошенные интересуется волонтёрской деятельностью, но только одна четвёртая из участников анкетирования хорошо осведомлены в этой теме. Наиболее известной волонтёрской организацией является «Волонтёры победы». Чаще всего участниками добровольческой деятельности являются школьники, которые по мере взросления продолжают заниматься этой деятельностью при дальнейшем обучении уже в колледже или ВУЗе. Чаще всего выбирают такие направления волонтёрской деятельности как: экологическая защита, спортивная/ туристическая/ военная подготовка, помощь пожилым людям. Но также респонденты отмечают важность развития и таких направлений как: медицинская помощь, зоозащита/ помощь животным. Также необходимо отметить, что волонтерство — это бескорыстная деятельность, приносящая пользу, а также люди занимающиеся этим видом деятельности, проявляют таким образом свою активную гражданскую позицию.
В результате исследования было выяснено, что роль волонтёрской деятельности в жизни современной молодёжи достаточно велика. Уровень осведомленности студентов о волонтёрских организациях достаточно хороший. Изучены факторы, влияющие на вовлечённость молодёжи в добровольческую деятельность.
1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» [Текст]: Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Федеральный закон «О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Текст]: Федер. закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ
3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве» [Текст]: Федер. закон от 11.08 1995 № 135-ФЗ
4. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст]
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Текст]
6. Национальная доктрина от 4 октября 2000 года № 751 «Об образование в Российской Федерации до 2025 года» [Текст]
7. Агеева, В.А. Волонтерство - инструмент воспитания патриотизма [Текст] / В.А. Агеева. – Пенза: Современные вопросы науки и практики, 2021. – 112 с.
8. Андросова, А.А. Волонтерство как социально-культурный феномен Российского общества [Текст] / А.А. Андросова, Е.В. Макарова. – Орёл: Вестник государственного и муниципального управления, 2014. – 58 с.
9. Анкудинов, Н.В. развитие добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях ФСИН России на примере академии ФСИН России: состояние и перспективы [Текст] / Н.В. Анкудинов, В.В. Луканин, С.С. Аверин. – Рязань: Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2020. -14 с.
10. Богданов, И.В. Современные аспекты патриотического воспитания молодежи: опыт Кольского региона [Текст] / И.В. Богданов. –Мурманск: Человек и образование, 2021. №2 – 65 с.
11. Буравцова, В.Н. Патриотизм как идеология современной молодежи [Текст] / В.Н. Буравцова. – Барнаул: Педагогическое образование на Алтае, 2015. – 116 с.
12. Варпаева, И.А. Труд волонтеров в некоммерческих организациях [Текст] / И.А. Варпаева. – Нижний Новгород: Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2011. – 12 с.
13. Вшивкова, С.Ф. Волонтерство как элемент духовно-нравственного воспитания [Текст] / С.Ф. Вшивкова. – Мурманск: Нравственные ценности и будущее человечества, 2018. – 180 с.
14. Габдрахманова, Р.А. [Электронный ресурс] / Р.А. Волонтерская деятельность в России и за рубежом Габдрахманова. Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer
15. Габибуллаева, Е.Н. Волонтерство и добровольческая деятельность начинающего воспитателя как индикатор патриотизма [Текст] / Е.Н. Габибуллаева, А.А. Городнянская. –Старый Оскол: Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров, 2018. – 209 с.
16. Железовская, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа через систему волонтерской деятельности [Электронный ресурс] / И.А. Железовская, Т.Л. Тарасова. Научные исследования в образовании, 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-obuchayuschihsya-kolledzha-cherez-sistemu-volonterskoy-deyatelnosti/viewer
17. Закова, А.А. Волонтерская деятельность как фактор развития патриотизма в студенческой среде [Текст] / А.А. Звкова. – Киров: Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание - приоритетное направление воспитательной работы в вузах, 2018. – 23 с.
18. Калугина, Т.С. Волонтером быть здорово [Текст] / Т.С. Калугина. – Кемерово: Образование. Карьера. Общество., 2019 №2. – 60 с.
19. Коршунова, Н.Е. Волонтерская деятельность студенческой молодежи [Текст] / Н.Е. Коршунова, Е.А. Алабян. – Москва: Успехи в химии и химической технологии, 2017 №2. – 46 с.
20. Коценко, В.Н. Педагогические возможности региональных общественных объединений в процессе формирования военно-патриотической направленности студенческой молодёжи [Текст] / В.Н. Коценко. – Москва: Проблемы современного педагогического образования, 2020. – 147 с.
21. Кривошеев, В.В. Патриотизм в России [Электронный ресурс] / В.В. Кривошеев. Интерактивная наука, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-rossii/viewer
22. Лаптева, С.В. Волонтерская деятельность как инструмент патриотического воспитания студентов вуза: проблемы и реалии [Текст] / С.В. Лаптева, А.А. Позднякова. –Киров: Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание, 2020. – 50 с.
23. Масликова, Т.И. Патриотический аспект добровольческого молодежного движения [Текст] / Т.И. Масликова. – Воронеж: Вестник Воронежского института экономики и социального управления, 2020. – 36 с.
24. Москаленко, И.В. Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры [Текст] / И.В. Москаленко, М.М. Шевцова. – Кемерово: Вестник КемГУКИ, 2019 №47. – 237 с.
25. Неволина, В.Е. Роль волонтёрских организаций в патриотическом воспитании молодежи [Текст] / В.Е. Неволина. – Кемерово: Русская политология, 2019. №3 – 153 с.
26. Паклина, Е.А. Волонтерское движение как социально-культурный феномен российского общества [Текст] / Е.А. Паклина. – Санкт-Петербург: Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2019. №2 – 111 с.
27. Подобедова, А.А. Волонтерство как компонент современного патриотизма [Текст] / А.А. Подобедова. – Москва: Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2021. – 44 с.
28. Понарина, Н.Н. Роль соотношения национально-культурной идентичности, патриотизма и института волонтерства в воспитании современной российской молодежи в условиях глобализации [Электронный ресурс] / Н.Н. Понарина, Н.В. Крамчаникова, О.И. Холина. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sootnosheniya-natsionalno-kulturnoy-identichnosti-patriotizma-i-instituta-volonterstva-v-vospitanii-sovremennoy-rossiyskoy/viewer
29. Поцелуева, И.П. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма школьников [Текст] / И.П. Поцелуева. –Тымовское: Сахалинское образование XXI век, 2020. – 71 с.
30. Ревунова, Л.Н. Педагогический ресурс волонтерской активности в формировании патриотической позиции современной молодежи [Текст] / Л.Н. Ревунова. –Электроизолятор: Вестник ГГУ, 2021. – 49 с.
31. Ревунова, Л.Н. Формирование патриотической позиции обучающихся во внеучебной деятельности [Текст] / Л.Н. Ревунова, С.Н. Жданова. – Электроизолятор: Проблемы современного педагогического образования, 2020. – 145 с.
32. Решетников, В.А. Деятельностный патриотизм как социокультурный феномен [Текст] / В.А. Решетников, Е.В. Решетникова. – Иркутск: Известия Иркутского государственного университета, 2020.– 50 с.
33. Родионов, Д.С. Волонтерство как проявление патриотизма в современной России [Текст] / Д.С. Родионов. –Курск: Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени, 2016. – 171 с.
34. Савкин, Н.С. Философия патриотизма: патриотизм мнимый, показной и подлинный [Текст] / Н.С. Савкин. – Саранск: Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 2018 №2. – 197 с.
35. Стегний, В.Н. Мотивация волонтерской деятельности [Текст] / В.Н. Стегний, М.В. Никонов. – Пермь: Вестник ПНИПУ, 2018 №1. – 146 с.
36. Федорова, М.Н. Волонтерство как нерыночная форма развития человеческого потенциала [Текст] / М.Н. Федорова. – Москва: Вестник Института экономики Российской академии наук, 2021 №3. – 146 с.
37. Царева, Ф.В. Формирование досуговой культуры молодёжи в рамках волонтерского движения [Текст] / Ф.В. Царева. – Краснодар: Инновационные аспекты развития науки и техники, 2021. – 228 с.
38. Чубанов, И.И. Роль волонтерского движения в студенческой среде [Текст] / И.И. Чубанов. – Элиста: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, 2020. – 242 с.