Модели инклюзивного образования в странах США и Европы (Теория и практика инклюзивного образования, Самарский Национальный Исследовательский Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Принцип инклюзивности в системе образования: нормативное закрепление и обзор современных тенденций 5
1.2 Особенности организации педагогической деятельности в отношении обучающихся с ОВЗ 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ США И ЕВРОПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Анализ и обобщение опыта организации программ инклюзивного образования в США и странах Европы 17
2.2 Методические рекомендации по внедрению опыта США и стран Европы в практику инклюзивного образования Российской Федерации 19
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется масштабом распространения явления особых образовательных потребностей (ООП) и стоящими перед системой образования страны задачами обеспечения всеобщего доступа к инфраструктуре образовательных услуг на всех уровнях. Важнейшей характеристикой современного образования является его доступность для различных социальных групп населения Российской Федерации, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По данным официальной статистики, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. В настоящее время около 9% жителей Российской Федерации имеют различные формы инвалидности, что требует создания специальных условий для их жизнедеятельности, включая образовательную сферу. Масштаб этой проблемы указывает на острую необходимость обеспечения доступа к качественному образованию и социальным услугам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход не только позволит им полностью раскрыть свой потенциал как личности, но и обеспечит удовлетворение их особых образовательных потребностей (ООП).
В качестве темы исследования выбран анализ моделей инклюзивного образования в странах США и Европы. Данная тема представляет собой высокую значимость в условиях фиксируемых проблем внедрения принципов инклюзивного образования на всех уровнях. Степень разработанности выбранной темы характеризуется значительным количеством публикаций по проблемам инклюзивного образования. В то же время, акцент традиционно делается на современной российской практике, а зарубежный опыт получает меньшее внимание.
Объект исследования: организация инклюзивного образования.
Предмет исследования: практика организации инклюзивного образования в странах США и Европы.
Цель исследования: характеристика накопленного опыта реализации инклюзивного образования в США и странах Европы.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику психофизических особенностей обучающихся как фактора результативности государственной системы образования;
2. Охарактеризовать принцип инклюзивности в системе образования: нормативное закрепление и обзор современных тенденций;
3. Выявить и обобщить особенности организации педагогической деятельности в отношении обучающихся с ОВЗ;
4. Проанализировать опыт организации программ инклюзивного образования в США и странах Европы;
5. Предложить методические рекомендации по внедрению опыта США и стран Европы в практику инклюзивного образования Российской Федерации.
Методы исследования. Методология исследования представлена комбинацией общенаучных и специальных методов. В работе использованы, такие общенаучные методы исследования, как анализ теоретических источников, научных статей, учебных пособий, сравнение, классификация. Используются также анализ и синтез; индукция и дедукция; системный подход; исторический и логический методы.
Структура курсовой работы включает в себя введение, главы основной части, заключение и список использованных источников.
Инклюзивное образование представляет собой комплексную и многогранную систему организации учебного процесса, которая обеспечивает равноправный доступ к качественному общему образованию всем детям, независимо от их индивидуальных особенностей развития, физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. В современном образовательном пространстве эта система становится всё более актуальной и востребованной, поскольку позволяет создать по-настоящему справедливую и эффективную образовательную среду. В рамках этой прогрессивной системы дети получают возможность обучаться в обычных школах по месту жительства, где для них создаются специально разработанные условия и тщательно адаптированная образовательная среда, максимально учитывающая их индивидуальные образовательные потребности, возможности и особенности развития.
Современная система инклюзивного образования динамично формируется и развивается под влиянием масштабных глобальных изменений в сфере образования, социальной политики и общественного сознания, отражая современные представления о правах человека и равенстве возможностей. Тем не менее, её практическое внедрение в образовательное пространство XXI века сталкивается с целым комплексом нерешенных проблем: необходимость тщательной и всесторонней адаптации образовательных программ под индивидуальные потребности каждого ученика, обеспечение полноценной физической и информационной доступности образовательной среды для всех категорий детей, а также определение чётких социальных целей и ожидаемых результатов инклюзивного образования в современном обществе, учитывающих как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы развития.
Технологии инклюзивного образования находятся в постоянном развитии и совершенствовании, что позволяет всё более эффективно решать как учебные, так и социальные задачи учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), создавая оптимальные условия для их всестороннего развития. Благодаря внедрению персонализированного подхода к обучению и организации комплексной психолого-педагогической поддержки, включающей работу различных специалистов, эти дети успешно интегрируются в образовательное пространство обычной школы, развивая свои способности наравне со сверстниками и достигая значительных результатов в учебе. В различных странах мира активно ведется масштабная научно-исследовательская и практическая работа по совершенствованию существующих и разработке инновационных методов обучения и поддержки, направленных на повышение эффективности инклюзивного образования.
Успешная реализация инклюзивного образования находится в прямой зависимости от грамотного применения современных педагогических технологий и методик, тщательно адаптированных под особенности каждого ученика и учитывающих все аспекты его развития. Именно они выступают ключевым инструментом, обеспечивающим предоставление качественного образования, полностью соответствующего индивидуальным возможностям и потребностям каждого ученика, и способствующим формированию полноценного и эффективного взаимодействия всех детей в классе, независимо от их особенностей и уровня развития.
Для дальнейшего эффективного развития и совершенствования системы инклюзивного образования требуется комплексный и систематический подход на всех уровнях организации образовательного процесса, предполагающий согласованную работу всех участников образовательного процесса:
• На уровне учебных заведений: создание специальных условий обучения, соответствующих современным стандартам, разработка и внедрение адаптированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика, формирование полностью доступной физической и информационной среды, обеспечение необходимым современным оборудованием и специализированными учебными материалами
• На уровне общества: организация и проведение масштабных информационно-просветительских кампаний, направленных на различные группы населения, формирование устойчивого позитивного отношения к инклюзии через различные каналы коммуникации, развитие культуры принятия и уважения к различиям между людьми, создание благоприятной социальной атмосферы для реализации инклюзивных практик
• На государственном уровне: постоянное совершенствование законодательной базы в сфере инклюзивного образования с учетом международного опыта и современных требований, обеспечение стабильной и достаточной финансовой поддержки образовательных учреждений, реализующих инклюзивные программы, организация регулярного и всестороннего мониторинга и оценки эффективности реализуемых программ инклюзивного образования, разработка стратегий дальнейшего развития
1. Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" от 03.05.2012 N 46-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200/
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // СПС Консультант. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847) // СПС Консультант. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // СПС Консультант. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
5. Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027) // СПС Консультант. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444952/
6. Алябушева, С. В. Оценивание уровня готовности педагогов ДОУ к организации инклюзивного образования / С. В. Алябушева // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 89-2. – С. 10-14.
7. Аушкина, И. В. Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду / И. В. Аушкина // Педагогический форум. – 2024. – № 1(13). – С. 10-13.
8. Балдина, Ю. М. Роль базовых профессиональных образовательных организаций в развитии инклюзивного образования / Ю. М. Балдина // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2022. – № 5. – С. 50-56.
9. Барановская Н.Я. Технологии инклюзивного образования. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/05/24/tehnologiiinklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.04.2025).
10. Безносюк, Е. В. Структура готовности будущих учителей-логопедов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования / Е. В. Безносюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 83-1. – С. 18-21
11. Бикбаева, М. Р. Преимущество инклюзивного образования для социальной интеграции обучающихся с ОВЗ / М. Р. Бикбаева, С. Ю. Гордеева // Педагогическое образование и наука. – 2024. – № 4. – С. 132-135.
12. Вершинина, Н. С. Инклюзивное воспитание и образование в среде детского оздоровительного лагеря / Н. С. Вершинина, Ю. Б. Вершинин // Региональное образование: современные тенденции. – 2022. – № 3(49). – С. 60-64.
13. Глазырина, Ю.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности / Ю.А. Глазырина, В.С. Третьякова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2022. - № 3(11). - С. 51-65
14. Голиков, Н.А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н.А. Голиков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. - 428 с.
15. Данилова, Т. А. Роль психологической подготовки педагогов в инклюзивном образовании / Т. А. Данилова // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2024. – № 2/2. – С. 14-19.
16. Дунганова, Д. Э. Модель подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей в системе дополнительного профессионального образования / Д. Э. Дунганова // Перспективы науки. – 2023. – № 9(168). – С. 183-185.
17. Ерохин, В. В. Определение информационной готовности будущего педагога к преодолению коммуникативных барьеров в процессе инклюзивного образования / В. В. Ерохин // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2024. – № 3. – С. 28-34.
18. Зайцева, Э.А. Развитие готовности будущих учителей-логопедов к педагогической деятельности в условиях инклюзивной среды: специальность 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Э.А. Зайцева. - Казань. - 2020. - 24 с.
19. Корякова, Е.В. Мониторинг готовности будущих логопедов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся / Е.В. Корякова // Вестник Марийского государственного университета. - 2022. - Т. 16, № 1(45). - С. 42-53
20. Мальцева, Е. Ю. Ретроспективный анализ опыта подготовки педагогов к организации инклюзивного образования в России / Е. Ю. Мальцева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-4. – С. 168-170.
21. Матеева, А. Р. Инклюзивное образование: идеал или реальность? / А. Р. Матеева // Научный потенциал. – 2024. – № 2-3(45). – С. 67-72.
22. Мукминова, Ю.Н. Содержательно-технологическая основа организации инклюзивного образования детей в режиме дистанционного обучения / Ю.Н. Мукминова, Р.Х. Шаймарданов // Российский гуманитарный журнал. - 2019. - С. 58.
23. Назарова, А.Н. Сущность и принципы инклюзивного образования / А.Н. Назарова, Е.Н. Назарова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок: в 4 т., Курск, 01 декабря 2022 года. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 430-432
24. Назарова, Е.Н. Особенности развития инклюзивного образования в России и за рубежом / Е.Н. Назарова, Н.В. Быстрова // Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Мининский университет, 15 ноября 2023 года. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2023. - С. 116-121
25. Предикторы профессионального роста педагогов специального и инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образования / А. М. Дохоян, В. А. Королькова, В. И. Лахмоткина, Л. А. Ястребова // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 6(60). – С. 263-283.
26. Санникова, А. А. Инклюзивное образование детей с РАС / А. А. Санникова, Д. В. Орел, М. А. Кривогузова // Научный альманах. – 2024. – № 4-2(114). – С. 80-81.
27. Темникова, Е. Ю. Профессиональная и психологическая готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Е. Ю. Темникова, В. А. Роженок, В. В. Шерстнева // Человек. Социум. Общество. – 2022. – № S17. – С. 64-71.
28. Шанаах, У. Я. М. Профессиональная компетентность педагогов в системе инклюзивного образования / У. Я. М. Шанаах, А. Н. Хузиахметов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 3-1(78). – С. 154-158.
29. Шебанова, Т. А. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования / Т. А. Шебанова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2023. – № 2(31). – С. 36-38.
30. Шевелева, Д. Е. Прикладные технологии инклюзивного образования: российский и зарубежный опыт интеграции детей с ОВЗ в массовую школу / Д. Е. Шевелева // Инклюзия в образовании. – 2022. – Т. 7, № 2(26). – С. 26-42.
31. Шобонова, Л. Ю. Равные возможности: анализ проблем внедрения инклюзивного образования на разных уровнях образования / Л. Ю. Шобонова, А. Н. Назарова, Е. Н. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84-4. – С. 341-344.