Введение 3
1. Активные методы обучения математике: понятие, классификация, особенности применения 5
2. Требования к организации учебного процесса, направленного на использование активных методов в обучении математике 12
3. Разработка комплекта заданий, с использованием активных методов в обучении математике 19
Заключение 29
Список использованных источников 32
В современном обществе, характеризующемся стремительным развитием технологий и глобализацией, система образования стоит перед необходимостью подготовить выпускников, способных к адаптации, непрерывному самообразованию, критическому мышлению и поиску нестандартных решений. Эти требования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте от 2022г., где особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе способности к самостоятельному добыванию знаний, работе в команде, анализу информации и решению практических задач. В связи с этим, особую актуальность приобретает использование активных методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность и способствующих развитию их ключевых компетенций.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения эффективных методов обучения математике, которые способствовали бы не только глубокому усвоению предметных знаний, но и формированию у школьников универсальных учебных действий, критического мышления и творческих способностей. Традиционные методы обучения, основанные на пассивном восприятии информации, уже не отвечают современным требованиям, предъявляемым к выпускникам. Именно активные методы обучения, предполагающие активное вовлечение учащихся в учебный процесс, стимулируют их самостоятельную познавательную деятельность, побуждают к творческому поиску решений и развивают навыки сотрудничества.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности методического инструментария для реализации активных методов обучения математике. Несмотря на то, что эффективность активных методов широко признана, учителя зачастую испытывают затруднения с их практическим применением на данном этапе обучения. Это связано с нехваткой конкретных примеров заданий, адаптированных для учащихся 5 класса, отсутствием четких рекомендаций по организации учебного процесса, а также с необходимостью повышения уровня владения самими учителями методикой применения активных методов.
Степень разработанности темы. Проблеме активных методов обучения посвящены работы Т.Л. Блиновой, Е.И. Барышенской, Я.Д. Батаевой, Р.З. Матаевой, О.А. Кирилловой, С.З. Рейимбаевой, Т.М. Кульченко и других исследователей. Однако вопрос разработки конкретных заданий и рекомендаций по их использованию остается недостаточно изученным.
Цель исследования: разработать комплект заданий по математике, демонстрирующий применение различных активных методов обучения.
На основании цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать определение понятия «Активные методы в обучении математике». Их классификацию, и особенности применения.
2. Выделить требования к организации учебного процесса, направленного на использование активных методов в обучении математике.
3. Разработать комплект заданий по математике, демонстрирующий применение различных активных методов обучения.
Проведенное исследование, посвященное активным методам в обучении математике, позволило сделать ряд важных выводов и сформулировать практические рекомендации для учителей.
Во-первых, исследование подтвердило высокую актуальность и эффективность применения активных методов в обучении математике. В современных условиях, когда от выпускников школ требуются не только прочные знания, но и развитые универсальные учебные действия, способность к самостоятельному решению проблем, творческое мышление и навыки эффективного взаимодействия, активные методы обучения становятся незаменимым инструментом для достижения этих целей.
Во-вторых, анализ психолого-педагогической литературы и изучение передового педагогического опыта показали, что активные методы обучения в полной мере соответствуют возрастным особенностям учащихся. Дети школьного возраста обладают высокой познавательной активностью, восприимчивы к игровым формам обучения, легко вовлекаются в исследовательскую деятельность. Активные методы обучения позволяют удовлетворить их потребность в активном познании, в самостоятельном поиске решений, в творческом самовыражении.
В-третьих, важным результатом исследования стала разработка комплекта заданий по математике, демонстрирующего применение различных активных методов обучения. Задания направлены на усвоение основных математических понятий и алгоритмов, развитие логических и творческих способностей, формирование умения работать с информацией, решать практические задачи.
Разработанный комплект заданий обладает следующими преимуществами:
1. Ориентация на практическое применение знаний: задания связаны с реальными жизненными ситуациями, что помогает ученикам понимать практическую значимость математики.
2. Развитие универсальных учебных действий: задания направлены на развитие таких универсальных учебных действий, как поиск и анализ информации, постановка и решение проблем, работа в группе, самоконтроль и самооценка.
3. Разнообразие форм и методов: в комплекте представлены задания, основанные на разных активных методах обучения (игровой метод, кейс-метод, проектный метод, проблемное обучение, ролевая игра и др.), что позволяет учителю выбирать наиболее подходящие методы в зависимости от темы урока, возраста учащихся и их индивидуальных особенностей.
4. Учет возрастных особенностей учащихся: задания адаптированы для учащихся разных возрастных групп, что делает их доступными и интересными для всех детей.
Внедрение разработанного комплекта заданий в учебный процесс позволит:
− повысить эффективность обучения математике в школе;
− сформировать у учащихся устойчивую познавательную мотивацию;
− развить у учащихся логическое и творческое мышление;
− сформировать у учащихся коммуникативные навыки и умение работать в команде;
− подготовить учащихся к успешной социализации и самореализации в современном мире.
В дальнейшем исследование может быть направлено на:
− апробацию разработанного комплекта заданий в разных условиях и на большей выборке учащихся;
− разработку методических рекомендаций для учителей по применению активных методов в обучении математике;
− создание электронного ресурса, содержащего разработанный комплект заданий и методические рекомендации по их применению.
В заключение следует отметить, что применение активных методов в обучении математике является перспективным направлением развития образования, способствующим формированию у учащихся ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.
1. Абитова, М.Р. Применение активных методов обучения на уроке математики / М. Р. Абитова // Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе : материалы XII региональной научно-практической конференции, Барнаул, 16–17 ноября 2023 года. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2023. – С. 13-15
2. Алиухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе: учебное пособие / Т.Г. Алиухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
3. Барышенская, Е.И. Активные методы обучения на уроке математики как основные средства реализации ФГОС / Е.И. Барышенская // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования : Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции: в 2- х частях, Белгород, 23–24 октября 2018 года / Под редакцией Т.В. Балабановой, Т.А. Гнилицкой, Е.В. Никулиной, В.И. Ерыгиной, Н.В. Немыкиной, К.В. Харченко. Том Часть 1. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2019. – С. 99-103
4. Батаева, Я.Д. Реализация активных методов обучения на уроках математики / Я. Д. Батаева, Р. З. Матаева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2022. – № 14(22). – С. 112-115
5. Блинова, Т.Л. К вопросу применения активных методов в обучении математике / Т.Л. Блинова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2023. – № 8. – С. 323-326
6. Борисова, Л.Л. Методы активного обучения математике / Л. Л. Борисова // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». – 2023. – № 4(17). – С. 88-90
7. Дворяткина, С.Н. Активные методы обучения математике: положительные и отрицательные синергетические эффекты //CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование. – 2017. – №. 4. – С. 46-55.
8. Жигачева, Н.А. Активные и интерактивные методы обучения на уроках математики / Н.А. Жигачева // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 81
9. Иманова, А.В. Применение активных форм и методов обучения на уроках математики //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2021. – №. 5-3. – С. 45-46.
10. Иманова, А.В. Активные формы и методы обучения на уроках математики / А.В. Иманова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2(59). – С. 56-57.
11. Кириллова, О.А. Активные методы обучения на уроках математики в 5-6 классах / О.А. Кириллова, С.З. Рейимбаева // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к юбилею Тамары Николаевны Шамало, Екатеринбург, 26–27 октября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 320-322
12. Корепанова, А.О. Применение активных форм и методов обучения на уроке математики / А.О. Корепанова // Воспитание будущего учителя-исследователя: Сборник материалов по итогам научной сессии учащихся, посвященной Году образования в Удмуртской Республике, Глазов, 23–25 ноября 2022 года. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, 2022. – С. 76-81
13. Куликова, М.Н. Использование активных методов обучения при изучении математики //актуальные задачи и пути их решения в вопросах обновления содержания и повышения качества подготовки специалистов среднего медицинского звена. – 2022. – С. 112.
14. Кульченко, Т.М. Использование активных методов при обучении математике в 5-6-х классах / Т.М. Кульченко // Молодой ученый. – 2023. – № 48(495). – С. 192–195
15. Лернер, И.Я. Дидактическая основы методов обучения. – М., 1981. – 185 с.
16. Лягина, Е.В. О некоторых аспектах использования активных методов обучения математике / Е.В. Лягина, О.Г. Никитина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пенза, 13–14 апреля 2022 года / Под общей редакцией М.А. Родионова. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. – С. 85-88
17. Новик, М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М.М. Новик //СПб.: СПбГНЭУ, 2010. – 59 с.
18. Ожигова, Т.В. Применение активных методов обучения на уроках математики / Т.В. Ожигова // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курган, 27 мая 2022 года / Отв. редактор Г.М. Федосимов. Том 2. – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 187-191
19. Олаг, Е.Н. Использование активных методов обучения математике на различных этапах урока в ной школе / Е.Н. Олаг // Научные исследования 2023 : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 июня 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 219-222
20. Пахомова, А.Н. Использование активных методов обучения на уроках математики в ной школе / А.Н. Пахомова // Инновации в развитии научных и творческих направлений образовательного процесса: сборник материалов Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ, Кемерово, 26 апреля 2019 года. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2019. – С. 16-18
21. Рябченко, М.В. Применение активных методов обучения на учебных занятиях по математике / М.В. Рябченко, Г.А. Кондаурова, Г.В. Коханюк // Вестник научных конференций. – 2019. – № 5–3(45). – С. 76–77
22. Саган, В.А. Формирование исследовательских навыков на уроках математики в средней школе с использованием активных методов обучения / В.А. Саган // Современные тенденции развития образования, науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VIII международной научно-практической конференции, Москва, 28 февраля 2019 года. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2019. – С. 79-80
23. Смолкин А.М. Методы активного обучения Науч.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.
24. Тумашева, О.В., Абрамова, Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – №. 2 (190). – С. 62-66.
25. ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (Дата обращения: 20.06.2024)
26. Хохлова, К.Е. Применение активных и интерактивных методов обучения на уроках математики / К.Е. Хохлова, В.Н. Фрундин // Актуальные исследования в области математики, информатики, физики и методики их изучения в современном образовательном пространстве: результаты исследований в области методики изучения математики, информатики и физики при реализации программ основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Том Выпуск 3. – Курск: Курский государственный университет, 2018. – С. 80-83
27. Щербатюк О.Г. Активные методы обучения при реализации ФГОС на уроках математики / Н.С. Слепынина, Е.В. Провоторова, Н.В. Пивоварова, О.Г. Щербатюк // Вестник научных конференций. – 2023. – № 11–7(99). – С. 122-123