Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРИМИНГА В СОЦИОЛОГИИ 6
§1.1 Специфические особенности использования стриминга и стриминговых платформ в современном мире 6
§1.2 Теоретические подходы к определению стриминга в социологических концепциях 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРИМИНГА КАК ДОСУГОВОЙ ПРАКТИКИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 13
§ 2.1 Современный уровень развития стриминга 13
§2.2 Негативные аспекты влияния стриминга на досуг молодежи 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Актуальность. В современном мире меняются привычки потребления у пользователей: сейчас люди не представляют своей жизни без интернет-ресурсов, которые предоставляют доступ к различному виду контента. Традиционные медиа вынуждены адаптироваться и приспосабливаться к новым формам коммуникации с аудиторией, что приводит к смещению их деятельности в сторону онлайн-пространства. Всё это приводит к появлению и развитию новых видов медиа, одним из которых являются стриминговые сервисы. О популярности стриминговых платформ и стриминга как досуговой практики можно судить по количеству запросов понятия «стриминг» в различных поисковых системах: Яндекс – 297 млн, Google – 720 млн.
Стриминг стал не просто отдельным видом вещания, который активно используется средствами массовой информации, но и полноценным социально-культурным феноменом, определяемым особенностями цифровой эпохи, спецификой новых форм взаимодействия современных СМИ с аудиторией, особой ролью потребителя как создателя контента .
Мы можем выделить разные направления стриминга. Потоковое вещание, включает в себя: музыку, сервисы кино и сериалов, книжные сервисы, игровые, образовательные и личные стриминговые сервисы. Таким образом стриминг открывает для молодежи возможности проводить свободное время различными способами.
Однако частое использование стриминговых сервисов в досуговых практиках молодежи имеет ряд негативных последствий. Многочисленные наблюдения современных психологов подтверждают, что активное участие молодежи в стримингах социальных сетей зачастую приводит к подражанию популярным блогерам-стримерам, которые нередко пропагандируют наркотики, нетрадиционную сексуальную ориентацию, экстремальные диеты и учения
Активнее всего стриминг как форму досуга использует молодёжь, поэтому стоит изучить как стриминг влияет на нее и почему она увлечена данным феноменом.
Научная разработанность. Американский исследователь Б. Барроу определяет стриминг как зарождающуюся индустрию. Он отмечает, что стриминговое вещание является «тактикой аудитории, подчеркивая роль в этом процессе пользователей как производителей контента.
Стриминг диаспоры (сетевое общество) впервые было опубликовано норвежцем Стайном Брэтеном в книге «Модели человека и общества: мост между теорией и опытом от социологии к социальной психологии» в 1981 году. Позже термин был введен в употребление на нидерландском языке Яном Ван Дейком в книге «Сетевое общество» в 1991 и Мануэлем Кастельсом в книге «Зарождение сетевого общества» в 1996 году. Ян Ван Дейк определил общество, в котором комбинация социальных сетей и медиа посредством стриминга формирует основной способ организации на всех уровнях (личном, коллективном и общественном). Массовый тип общества формируется группами, сообществами. Публицист определил, что современное общество находится в процессе становления с сетевым обществом.
В 2004 году российский исследователь А. Гарматин рассматривал виды Интернет вещания и выделил «прямое» и «вещание в записи» . «Живое вещание», по мнению А. Гарматина, передает информацию в Сеть в прямом эфире. Транслируя различные события, вещание предоставляет непосредственный контакт со зрителем в роли создателей контента.
На данный момент ученные активно занимаются темой стриминга. В научной электронной библиотеке eLibrary.Ru по поисковому запросу «стриминг» нашлось 1643 публикации. Но несмотря на это не хватает фундаментальных исследований по данной теме, которые бы максимально полно раскрывали данное явление.
Объект годовой курсовой работы – стриминг как досуговая практика молодежи
Предмет годовой курсовой работы – мотивы использования молодежью стриминга как новой досуговой практики
Цель годовой курсовой работы – изучить мотивы использования стриминга как досуговой практики
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфические особенности стриминга в современном мире
2. Рассмотреть стриминг с точки зрения теории сетевых обществ
3. Рассмотреть стриминг исходя из концепции парасоциальных отношений
4. Проанализировать статистические и исследовательские данные о стриминге
5. Выявить проблемные аспекты стриминга для современного общества.
Структура годовой курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
В современном мире во все сферы жизнедеятельности людей активно проникают цифровые и информационные технологии, активно развивающиеся в течении последних нескольких лет. В обществе меняется система коммуникации и механизмы деятельности людей. Данные аспекты открывают новые возможности для социологических и других научных исследований.
В данной работе был рассмотрен стриминг как новая досуговая практика молодежи, акцентировалось внимание на мотивах использования молодежью стриминговых сервисов.
В первом параграфе первой главы была дана общая характеристика стриминга как нового явления в современном обществе, где выяснилось, что стриминг для молодежи сейчас открывает новые возможности и максимально проникает во все сферы общественной деятельности. Во втором параграфе первой главы стриминг рассматривался в контексте социологических концепций. Теория сетевого общества показала насколько стриминг, как часть сетевого общества влияет на функционирование общественных процессов и что может формировать определенные мотивы у пользователей, которые необходимо изучать подробнее. Концепция парасоциального взаимодействия показала, что стриминговые сервисы напрямую являются создателями такого рода взаимодействия, при этом порождая особые отношения между субъектами. Социологические науки должны исследовать все аспекты стриминга, которые открылись при анализе данных концепций.
Анализируя в первом параграфе второй главе статистические данные и результаты исследований выявилась тенденция к переходу от традиционных СМИ в стриминговые платформы. Однако еще выявилась и проблема в недостаточности социологических исследований мотивов использования данных сервисов. Во втором параграфе второй главы анализировался контент стриминговых сервисов на наличие проблемных аспектов влияния. Таковым оказался трэш-стриминг, содержащий в себе сцены насилия, издевательств и аморального поведения. Здесь вновь встает вопрос о мотивах просмотра данного контента, исследований по которым нет.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что стриминговые сервисы активно внедряются в жизнь современного социума и вносят новые особенности в его функционирование. Необходимо продолжать изучать проблему стриминга как досуга молодежи и акцентировать внимание на мотивах использования стриминговых платформ.
1. Banning of creepy streams: a good wish or a reality? [Электронный ресурс] URL -https://en.newizv.ru/news (дата обращения: 17.05.2023).
2. Burroughs, Benjamin Edward. «Streaming media: audience and industry shift in a networked society» PhD (Doctor of Philosophy) thesis, University of Iowa, 2015. Электронный ресурс - URL: https://doi.org/10.17077/etd.e9qi86xf (дата обращения: 13.05.2023)
3. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I: The Rise of the Net-work Society. C am bridge M A. Oxford U K: Blackwell Publishers, 1996. 556 p
4. GWI. The ecommerce trends to know in 2019. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gwi.com/reports/commerce-2019 (дата обращения - 15.05.2023)
5. GWI. The global media intelligence report 2020. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gwi.com/reports/gmi-report (дата обращения - 15.05.2023)
6. Harry Kreisler, (2001). Identity and Change in the Network Society / Manuel Castells Inter-view: Conversations with History; Institute of International Studies, UC Berkeley / [Электрон-ный ресурс] – URL: https://conversations.berkeley.edu/castells_2001.
7. Hartmann T. Horton and Wohl revisited : Exploring viewers’ experience of parasocial interac-tion / T. Hartmann, C. Goldhoorn // Journal of Communication. – 2011 – № 61 (6). – P. 1104–1121.
8. Horton D. Mass Communication and Para-Social Interaction : Observations on Intimacy at a Distance/D. Horton, R. Wohl. – URL: https://www.participations.org/volume%203/issue%201/3_01_hortonwohl.htm (дата обраще-ния - 13.05.2023)
9. Бауман З. Ретротопия / З. Бауман. – М.: ВЦИОМ, 2019 – 160 с.
10. Болотнов А. В. Стрим как новый гипермедиажанр // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2021. – Т. 20, № 2. – С. 111–120.
11. Болычева М. Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Коммуникология. Т. 6. № 4. 2018. С. 159–169
12. Брызгалова Е. Каждый третий пользователь рунета смотрит стримы, а каждый восьмой стримит сам [Электронный ресурс] // Ведомости. – 01.08.2019. - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/08/01/807883-kazhdii-smotritstrimi (дата обращения: 15.05.2023 г.).
13. Волошкина Д,С Стриминговые сервисы: сущность и специфика // Журналистика, мас-совые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей/ материалы Научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов. Белгород, 2021
14. Гарматин А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. № 2. 2004. С. 121-133.
15. Дукин Р. А. К вопросу определения понятия «социальные медиа» // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 37—39
16. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с
17. Кирик И. Неуловимый стриминг // Российская газета – Экономика Северо-Запада: [сайт]. № 242 (8296). URL: https://rg.ru/2020/10/27/reg-szfo/kak-striming-prevratilsia-v-novyj-formatkommunikacii-s-potrebitelem.htm
18. Медиапотребление в России – 2020. Отчет Исследовательского центра компании «Deloitte». Москва, октябрь 2020. / Deloitte [Электронный ресурс] – URL: https://roscongress.org/materials/mediapotreblenie-v-rossii-2020/ (дата обращения 14.05.2023).
19. Мирошник М. А. Формирование стрима как нового медиаформата распространения информации и взаимодействия с аудиторией. Игровые и неигровые стримы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 76–82.
20. Сергеева Е. Д. Сущность и диагностика психологических особенностей восприятия стриминга в социальных сетях в процессе социализации личности подростков // Педагогическая перспектива. 2022. №2 (6).
21. Тихонова И. Ю., Кравец А. С. Парасоциальные отношения в современном мире / Вестник ВГУ. Серия: Философия. №1. 2022. С. 41-49.