Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЧЕСТВО РЕДАКЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КАК ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ПЕЧАТНОГО КНИГОИЗДАНИЯ ЗА ПЕРИОД 2009-2016 ГГ.)

Работа №183201

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы125
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Часть I. Качество редакционной подготовки региональных изданий для детей и юношества как фактор их конкурентоспособности (на примере томского печатного книгоиздания за период 2009-2016 гг.) 8
Введение 9
Глава 1. Особенности регионального литературно-художественного и учебного книгоиздания для детей и юношества г. Томска 18
1.1 Книгоиздательский рынок г. Томска за период 2009-2016 гг 18
1.2 Современные тенденции томской литературно-художественной
и учебной книги для детей и юношества 33
Глава 2. Качество редакторской подготовки литературно-художественных и учебных изданий для детей и юношества как фактор их конкурентоспособности 38
2.1 Понятия «качество» и «конкурентоспособность» в сегменте книжной
продукции 38
2.2 Критерии качества редакторской подготовки детской литературно-художественной книги и учебного издания для юношества 40
2.2.1 Особенности подготовки литературно-художественных изданий
для младших школьников 40
2.2.2 Особенности подготовки учебных изданий для старших
школьников (студентов ссуза) 56
2.3 Оценка качества редакторской подготовки анализируемых изданий
с точки зрения их конкурентоспособности 66
2.3.1 Литературно-художественные издания для детей (младших
школьников) 66
2.3.2 Учебные издания для юношества (старших школьников, студентов
ссуза) 77
Заключение 87
Приложения 91
Список используемой литературы 109
Часть II. Редактура статей методического сборника «Современная школа в условиях ФГОС» (из опыта работы педагогического коллектива РВЦИ МАОУ «СОШ № 2» г. Колпашево) 117
Редакторское заключение на статью «Сценарий внеурочного занятия „Славянские истоки“ для учащихся 6-8-х классов» 118
Редакторское заключение на статью «Экскурсия в виртуальный музей „Удивительное путешествие во времени по городу Колпашево“ для учащихся 5-х классов» 120
Редакторское заключение на статью «Компетентностные задачи для
обучающихся 5-7-х классов» 121
Редакторское заключение на статью «Сценарий открытия и текст
гуманитарной компетентности олимпиады для учащихся 5-6-х классов „Сказочный мир Г. Х. Андерсена“» 122
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Современная школа в условиях ФГОС» (из опыта работы педагогического коллектива РВЦИ МАОУ «СОШ № 2» г. Колпашево) 123


Тема нашего научного исследования: «Качество редакционной подготовки региональных изданий для детей и юношества как фактор их конкурентоспособности (на примере томского печатного книгоиздания за период 2009-2016 гг.)».
Цель исследования заключается в том, чтобы определить влияние качества редакционной подготовки детских и юношеских региональных изданий (томских литературно-художественных и учебных)
на их конкурентоспособность относительно федерального книжного пространства.
Детско-юношеское книгоиздание всегда было в центре внимания не только нашего государства, но и издателей, писателей, учителей и общества в целом. Как известно, состояние сибирского, в обозначенных выше рамках, печатного книгоиздания пребывает в убытке. Специалисты книжной области и исследователи называют множество причин такого положения. Мы перечислим основные тезисы:
• негибкая и нерегулярная система государственной финансовой поддержки регионального книгоиздания в целом;
• ограниченность сбыта: известный исследователь сибирской книги И. Лизунова пишет: «Кроме низкой пропускной
способности современных книжных магазинов, можно отметить незаинтересованность крупных книготорговых компаний в приобретении и продвижении малых единичных изданий сибирских компаний. Это, в свою очередь, оборачивается серьезной проблемой для многих региональных издателей, не имеющих как собственных книгопроводящих сетей, так и возможностей выхода не только на общероссийский книжный рынок, но даже на местный» , тем самым подтверждая наш тезис. Помимо общих маркетинговых проблем, на исключительно детском региональном книгоиздании отрицательно отражается такая общая тенденция, как потребительский традиционализм при выборе художественной книги. Такой вывод можно сделать снова благодаря данным Российской книжной палаты (далее — РКП) и отчетным докладам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее — ФАПМК): за последние несколько лет лидирующие позиции занимают классики детской художественной литературы: К. Чуковский, В. Степанов, Г. Остер, А. Барто, А. Пушкин. Также этот тезис подтверждает факт из статьи, опубликованной на сайте pro-books.ru . Как бы ни стремились издатели пропагандировать новые современные российские и зарубежные литературно-художественные произведения, вкусы большинства российских родителей весьма консервативны относительно выбора авторов, согласно статистике . Как следствие, в регионе обостряются общероссийские проблемы, связанные с кризисом чтения и снижением интереса к книге у детей и подростков, что специалисты связывают с отсутствием необходимого современного качественного отечественного информационного продукта, его доступностью для юного поколения;
• отсутствие высококачественных и обновленных
полиграфических мощностей в регионе;
• монополизация детского и юношеского литературно¬
художественного и учебного сегментов рынка за счет крупных издательских групп: как показывают сведения ежегодного отраслевого доклада ФАПМК, в России прослеживается следующая тенденция — книгоиздательское пространство наполнено изданиями ведущих московских и санкт- петербургских компаний (таких, как «ВАКО», «Просвещение», «Айрис- пресс», «Клевер», «Фламинго» и пр.) ;
• кадровые ресурсы распределены и наиболее сконцентрированы в Центральной России в большей степени, нежели в региональных (особенно отдаленных) частях территории страны.
Тем не менее, проблема распространения региональной книги является глобальной. Так, в России в 2012 г. (по сравнению с 2011) количество названий уменьшилось на 4,9 %, а тиражей — на 11,8 %. Если для Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится 57 %
названий и 84,8 % тиражей, это не столь ощутимо, то для регионального книгоиздания критично. Например, в 2011 г. в Томске было выпущено 507 названий (совокупный показатель), а в 2012 — 374 , при этом тиражи упали на 37,2 тыс. В такой ситуации издательства должны находить новые направления деятельности, заботиться о том, чтобы каждая книга нашла своего читателя.
Однако наша научная работа не нацелена на решение перечисленных выше острых проблем. Мы предполагаем, что такое положение регионального рынка существует не только вследствие проблем на финальных (в частности — сбытовом) этапах редакционно-издательского процесса, но и на самом редакционном. Поскольку именно на названном этапе редакционный коллектив утверждает концепцию издания и рукопись, проводит рецензирование и редактирование, формирует состав справочного и иллюстративного материала, выбирает тип верстки, планирует процесс технического воплощения издания в зависимости от типологических характеристик издания и пр.
Проблемы регионального маркетинга в области книгоиздания являются лишь последствием недостаточной подготовки издания, поэтому есть необходимость в качественном повышении исполнения изданий.
Изучение проблемы детского и юношеского регионального книгоиздания на редакционном этапе позволит объективно оценить возможную конкурентоспособность томских изданий на федеральном рынке.
Прежде чем решать проблемы финансирования, пропаганды и книгораспространения (а именно эти факторы называют «тормозами регионального детского книгоиздания »), региональным авторам
и издательским коллективам (художникам и оформителям, редакторам, корректорам и другим специалистам) необходимо создавать достойные, а значит рентабельные и качественные издательские проекты, в том числе и на региональном уровне.
Но, несмотря на это, детское и юношеское книгоиздание в регионе существует. Как показывает исследование И. Лизуновой, книги региональных авторов, выпускаемые региональными издательствами, имеют свою историю, свое настоящее и будущее. В России рынок детской и юношеской книги является стабильным и востребованным , а регион всегда отражает общероссийские тенденции. Все сказанное выше вполне обосновывает актуальность исследования нашей проблемы. Отсюда формируются и задачи:
1. Изучение современного детско-юношеского книгоиздательского рынка г. Томска.
2. Определение понятий качества и конкурентоспособности относительно детских литературно-художественных и учебных изданий.
3. Определение специфики редакционной подготовки ключевых элементов литературно-художественных и учебных изданий (текста, справочного аппарата, иллюстративного материала изданий и пр.), их оценка на примере региональных книг для детей и юношества.
4. Формирование вывода о конкурентоспособности и рекомендаций о способах ее повышения в рамках томских литературно-художественных и учебных изданий для детей и юношества относительно всероссийского книжного пространства.
Для достижения цели работы и вследствие малоизученности обозначенной темы, нам необходимо обратиться к истории вопроса и выделить группы научных исследований:
1. Работы И. Лизуновой , И. Гареевой , С. Гуськовой освещают проблемы регионального и сибирского книгоиздания.
2. Особенности детской художественной и учебной литературы для старших школьников литературы отражены в исследованиях И. Арзамасцевой, С. Николаевой , Е. Руднева .
3. Редакторская подготовка литературно-художественных
и учебных изданий выявлена на основе следующих материалов: учебников С. Антоновой , И. Жаркова , А. Гречихина и Н. Рябининой .
4. Вопросам качества редакторской подготовки книжной продукции17 18 и стандартам также посвящены отдельные исследования.
Новизна исследования выражена в том, что практически впервые введены в научный оборот и подвергаются книговедческому исследованию томские издания для детей и юношества, относящиеся к виду литературно-художественных и учебных изданий.
Наша гипотеза предполагает, что отсутствие / редкое (случайное, недолжное) проявление редакторской подготовки относительно детских региональных литературно-художественных и учебных изданий для юношества напрямую влияет на их низкую конкурентоспособность и востребованность среди читателей, в отличие от столичных изданий РФ, выступает основополагающей причиной в проблемах регионального издательского процесса.
В ходе нашей научной работы мы используем следующие методы исследования: книговедческий, статистический, теоретический,
описательный, метод анализа оценочных материалов по установленным критериям (редакторский анализ), метод анкетирования.
Объект исследования: детские литературно-художественные книги для младших школьников и учебные издания для юношества (старших школьников), подготовленные и выпущенные региональными томскими издательствами за последние 7 лет.
Предмет исследования: качество редакционной подготовки
региональных детских литературно-художественных и учебных изданий для юношества с точки зрения их конкурентоспособности.
Материалом для работы послужили литературно-художественные и учебные издания для детей и юношества, написанные томскими авторами и выпущенные томскими издательствами в указанный период.
1. Литературно-художественные издания для младших школьников:
• Губайдуллина, А. Посиделки : стихи для детей / А.
Губайдуллина ; худ. А. Климина. — Томск : Иван Федоров, 2013. — 53 с.
• Лукашевич, О. Д. Лесной теремок : для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О. Д. Лукашевич ; Департ. природ. ресурсов и охраны окр. среды Том. обл., ТРОО «Центр экол. политики и информации». — Томск : Печатная мануфактура, 2009. — 16 с.: илл.
• Мейко, Т. Е. Пестрые перышки : сказки / Т. Е. Мейко ; картины Н. Б. Реморова. — Томск : Типография при УВД по Томской области, 2011. — 109 с.
2. Учебные издания для старших школьников и студентов ссуза:
• Масловская, Н. А. Методы и приемы обучения танцу : сборник практических советов для студентов по предмету «Танец» / Н. А. Масловская. — Томск : Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций (ГКСКТИИ), 2016. — 14 с.
• Шматок, О. Л. Гимнастика в самодеятельных хореографических коллективах : методические рекомендации для студентов колледжа специальности «Народное художественное творчество» / О. Л. Шматок. — Томск : Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций (ГКСКТИИ), 2015. — 11 с.
• Канторов, А. Ф. Математика : методические рекомендации / А. Ф. Канторов. — Томск : Томский коммунально-строительный техникум (ТКСТ), 2012. — 56 с.
• Шепель, О. М. Естествознание : учебное пособие [Текст] / О. М. Шепель. — Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. — 176 с.
Вид анализируемых изданий по целевому назначению — литературно-художественные и учебные; материальной конструкции — книжные издания (печатные).
Хронологические рамки изучаемого материала: период 2009¬2016 гг., что обусловлено возможностью проследить наиболее современные тенденции регионального книгоиздания.
Обращение к томским региональным изданиям мотивировано следующими фактами: Томск является крупным образовательным, научным и инновационным центром, это также и административный центр Томской области. В городе существуют местные, малые по масштабу региональные издательства, выпускающие книги для детей и юношества, в которых активно публикуют томских писателей. В Томском государственном университете существует кафедра «Общего литературоведения, издательского дела и редактирования», где работают специалисты в области издательского дела и проходят обучение будущие издатели; кафедра «Литературного творчества», где готовят профессиональных литературных критиков и писателей. В Томске коммуникативный потенциал всегда находился на высоком уровне , в связи с чем нам и представляется интересным исследовать издательскую практику именно этого города. Таким образом, в Томске существуют ресурсы для качественной редакторской подготовки детских и юношеских изданий.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначается актуальность темы, ее научная разработанность, оговаривается объект, предмет, цели, задачи и методы исследования. Первая глава «Особенности регионального литературно-художественного и учебного книгоиздания для детей и юношества г. Томска» посвящена общему положению детской литературно-художественной и учебной книги для детей и юношества в России. В ней также анализируется состояние современного книжного рынка г. Томска; охарактеризованы издательства и типографии г. Томска; сформированы статистические данные наименований и тиража названных изданий за 2009-2016 гг.
Во второй главе «Качество редакторской подготовки литературно-художественных и учебных изданий для детей и юношества как фактор их конкурентоспособности» мы раскрыли понятия «качества»
и «конкурентоспособности» относительно анализируемых изданий, обозначили специфику редакционной подготовки каждого из названного издания, проанализировали материал. В заключении сделаны необходимые выводы по работе и намечены дальнейшие перспективы исследования.
Практический результат предполагает формирование рекомендаций по специфике выпуска детских литературно-художественных и учебных изданий для юношества (по отношению к томским авторам) с учетом выведенных критериев качества и особенностей региональной книжной конкурентоспособности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог нашему исследованию, укажем, что все поставленные задачи были выполнены, гипотеза подтверждена. Также было проведено социологическое исследование (в формате анкетирования), которое наглядно продемонстрировала результаты.
В первой главе был дан анализ региональному рынку (в рамках литературно-художественного и учебного изданий для детей и юношества г. Томска). Был проведен сбор статистических данных по тиражу и наименованиям, опубликованных за 2009-2016 гг. изданий; как следствие — была представлена характеристика каждого издательства и типографии (общее описание компании, штаб, репертуар издаваемых книг, мотивация публикации изданий).
Также были выявлены основные современные тенденции томской литературно-художественной и учебной книги для детей и юношества. Резюмируя, мы отметим, в Томском регионе преобладают малые коммерческие издательства и типографии, выпускающие текстовые издания. Для книжного рынка города характерна конкурентная борьба: каждое издательство стремиться издавать любую литературу на заказ.
Детские литературно-художественные издания, как показало исследование, носят случайный характер: издательства и типографии выполняют коммерческий заказ и не заботятся о маркетинговой политике издания. Но при этом стоит отметить, что томские типографии и издательства универсальны и компетентны; они способны материализовать сложную издательскую продукцию, т. к. обеспечены редакционными кадровыми специалистами (дизайнерами, верстальщиками, корректорами). Все это способствует появлению детских книг в репертуаре издательств в достойном исполнении.
В ходе изучения сегмента учебных изданий для детей и юношества было определено то, что для Томска характерен (в контексте учебной литературы для старших школьников) достаточно обширный выпуск различных видов учебных пособий для студентов колледжей и техникумов: учебные пособия, рабочие тетради, методические пособия, что обосновывается большим количеством средне-образовательных учебных заведений. В колледжах и ссузах вводится цикл профессиональных дисциплин, узкоспециальных и вариативных, которые часто не обеспечены федеральными учебниками и учебно-методическими пособиями. Именно поэтому существует потребность в их создании со стороны преподавателей. Такие издания, в отличие от литературно-художественных изданий, не несут случайный характер, а наоборот — издаются по степени их актуальности и востребованности.
Вторая глава позволила нам выделить определения понятиям «качество» и «конкурентоспособность». Мы также составили основные «качественные» параметры, базисные характеристики редакционной (комплексной) подготовки относительно текста, справочного
и иллюстративного материала, технического воплощения литературно-художественных изданий для детей (младших школьников) и учебных изданий для юношества (старших школьников, студентов ссуза). После чего, мы апробировали, провели их оценку на основе выделенных критериев в материалах исследования.
Результат в ходе изучения это аспекта оказался неоднозначным: основные нарушения (неверное определение читательской аудитории, отсутствие дидактического, справочного материала издания; ошибки набора, неграмотность), которые допущены в изданиях вследствие недостаточной редакционной подготовки, напрямую влияют на их конкурентоспособность в регионе и федеральном рынке. Именно этот тезис подтверждает тот факт, что современная проблема региональных изданий заключается не только в ограниченности их распространения и отсутствия маркетинговой политики у региональных издательских организаций Томска, но и недостаточной профессиональной редакционной подготовки.
Парадокс заключается в том, что томские компании технически и кадрово оснащены: у авторов есть все возможности для того, чтобы выпустить высококачественное издание, однако это происходит частично, выборочно либо редко. Для г. Томска также характерен такой стереотип (со стороны автора, в рамках издания литературы для детей), что книги должны быть полиграфически исполнены достойно и даже избыточно — использование красочных иллюстраций, мелованной бумаги и пр. Следовательно, основные бюджетные затраты направлены на материальное оснащение, нежели на редакционную подготовку.
Рекомендации для решения такой проблемы с нашей стороны следующие: инициатива в выпуске качественного издательского продукта должна непосредственно исходить от издателей (в том числе усилия в пользу редакционной обработки): все специалисты в равной степени должны быть задействованы; коллективу рекомендуется объяснять авторам специфику обработки (на каждом этапе редакционно-издательского процесса), подготовки рукописи и убеждать их в проведении такой работы.
Издательствам также рекомендуется расширить свою политику относительно поиска авторов (возможно, использовав маркетинговые методы). Как мы можем отметить, на детском региональном рынке были успешно реализованы «универсального» формата издания — без четкого определения читательской аудитории (пример, книга Т. Мейко «Пестрые перышки»). Вполне возможно, что такой ход будет эффективным на начальном этапе повышения конкурентоспособности книжного продукта.
Относительно учебных изданий для юношества возможный способ повышения конкурентоспособности, по нашему мнению, является обновление штаба методических отделов учебных заведений профессиональными, квалифицированными редакторами. Безусловно, это повлечет за собой дополнительные денежные расходы со стороны работодателя на оплату труда специалистам, но, тем не менее, издания станут выпускаться с наиболее высокой обработкой. Для того, чтобы убедиться в целесообразности этого хода, коллектив учебного заведения для начала может принимать специалистов на основе волонтерства либо обратиться к преподавателям кафедры «Издательского дела и редактирования» с просьбой о направлении к ним [в учебные заведения] студентов (в качестве места для прохождения производственной практики). Другой вариант решения проблемы — организация базисных курсов по издательскому делу для методистов, преподавателей и других работников учебных заведений.
Исходя из актуальности и незавершенности поставленных проблем, мы предполагаем следующие перспективы развития исследования: глубокое изучение причин низкокачественного полиграфического исполнения учебной литературы для юношества в региональном книгоиздании; расширение материалов исследования относительно проблемы регионального книгоиздания — подбор литературы иной типологии (рекламной, научной и пр.)



1. Губайдуллина, А. Посиделки : стихи для детей [Текст] /
А. Губайдуллина ; худ. А. Климина. — Томск: Иван Федоров, 2013. — 53 с.
2. Канторов, А. Ф. Математика : методические рекомендации
[Текст] / А. Ф. Канторов. — Томск : Томский коммунально-строительный техникум (ТКСТ), 2012. — 56 с.
3. Лукашевич, О. Д. Лесной теремок : для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / О. Д. Лукашевич ; Департ. природ. ресурсов и охраны окр. среды Том. обл., ТРОО «Центр экол. политики и информации». — Томск : Печатная мануфактура, 2009. — 16 с.
4. Масловская, Н. А. Методы и приемы обучения танцу : сборник практических советов для студентов по предмету «Танец» [Текст] / Н. А. Масловская. — Томск : Губернаторский колледж социально¬культурных технологий и инноваций (ГКСКТИИ), 2016. — 14 с.
5. Мейко, Т. Е. Пестрые перышки : сказки [Текст] / Т. Е. Мейко; картины Н. Б. Реморова. — Томск : Типография при УВД по Томской области, 2011. — 109 с.
6. Шепель, О. М. Естествознание : учебное пособие [Текст] / О. М. Шепель. — Томск : Издательский дом ТГУ, 2014. — 176 с.
7. Шматок, О. Л. Гимнастика в самодеятельных хореографических коллективах : методические рекомендации для студентов колледжа специальности «Народное художественное творчество» [Текст] / О. Л. Шматок. — Томск : Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций (ГКСКТИИ), 2015. — 11 с.
Нормативные документы:
8. ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст] / Введ. 2004-07-01. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2003. — 35 с.
9. Международные стандарты : Управление качеством продукции / ИСО 9000-9004, ИСО 8402. — М. : Изд-во стандартов, 1988. — 56 с.
10. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты: Документы / Министерство образования и науки РФ. — М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2011-2017. Режим доступа : ййр://минобрнауки.рф/. — Загл. с экрана.
11. ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия [Текст] / Введ. 2003-03-01. — М. : МПК Изд-во стандартов, 2003. — 40 с.
12. СанПиН 2.4.7.1166-02. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования [Текст] / Введ. 2004-07-01. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2003. — 56 с.
Сайты издательств и библиотек:
13. Издательство «Ветер» [Электронный ресурс] / ООО «Ветер». — Томск : Ветер, 2011. — Режим доступа : http://vetertomsk.ru. — Загл. с экрана.
14. Издательство «Иван Федоров» [Электронный ресурс] / Издательство «Иван Федоров» ; разработка и дизайн сайта ООО «Росапп». — Томск : Иван Федоров, 2013. — Режим доступа : http://www.ifedorov.org. — Загл. с экрана.
15. Медиа-холдинг «Рекламный дайджест» [Электронный ресурс] / Медиа-холдинг «Рекламный дайджест». — Томск : Рекламный дайджест, 2016. — Режим доступа : http://rde.ru. — Загл. с экрана.
..63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ