Анализ взаимодействия органов государственной власти и населения в коммуникационном пространстве средств массовой информации (на примере интернет - ресурсов Администрации города Томска)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Средства массовой информации как коммуникационное пространство органов
государственной власти и населения 6
1.1 Соотношение средств массовой информации и коммуникационного пространства 6
1.2 Законодательные основы и нормативно-правовая база деятельности СМИ и
коммуникационного пространства 13
1.3 Каналы и формы взаимодействия органов государственной власти в
коммуникационном пространстве 19
1.4 Интернет как коммуникационное пространство взаимодействия органов власти и
населения 23
1.5 Социальные сети как коммуникационное пространство государственных органов
власти 29
2 Российская практика взаимодействия государственных органов власти с населением в Интернет - пространстве (на примере Томской области) 34
2.1 Организационно-правовые характеристики Администрации города Томска 34
2.2 Формы взаимодействия Администрации города Томска с населением 45
2.3 Анализ взаимодействия Администрации города Томска с населением посредством
интернет - ресурсов 53
2.4 Рекомендации по использованию коммуникационного Интернет - пространства (на
примере увеличения аудитории в «Instagram») 54
2.5 Перспективы развития взаимодействия государственных органов власти и населения на базе социальных сетей 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Средства массовой информации - это уникальный, оригинальный представитель и посредник, фигурирующий во взаимодействии разных структур, которые занимают различное общественное, социальное положение в обществе. На протяжении продолжительного периода времени средства массовой информации в Советской России целиком контролировались государством и представляли собой пропаганду политики коммунистической партии. В связи с принятием закона «О средствах массовой информации» и иных нормативно-правовых актов средства массовой информации получили в настоящее время относительную независимость.
Россия стремительными темпами развивается, в том числе и как информационный социум, простыми словами, как информационное общество, в связи с чем, значительно возрастает роль и значение средств массовой информации. Наравне с традиционными средствами массовой информации все без исключения набирают обороты и определяют свое значение технологии, которые базируются на применении в качестве коммуникационного канала глобальной сети Интернет. Интернет представляет собой искусственный электронный канал коммуникации. В настоящее время можно в полной мере сказать, что наблюдается такая историческая тенденция как появление различных искусственных каналов коммуникации, рост их числа и все возрастающее количества, и способы технической передачи информации.
В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, многократно возрастает роль и значение средств массовой информации. Поэтому характер взаимодействия средств массовой информации и органов власти играет все более важную роль.
И определенно Интернет предполагает собой не только канал коммуникации, но также базу и хранилище огромного объема информации. Всемирную сеть можно определить, как глобальную библиотеку, сведения, информация и данные которой будут передаваться от поколения к поколению. Ровно как раннее указывалось, Россия двигается по пути формирования и развития информационного общества, в связи, с этим неоднократно возрастает роль и значение средств массовой информации, в том числе и взаимоотношения средств массовой информации и органов государственной власти. Правительство, опираясь на коммуникационные службы, в полной мере используют свои информационные возможности.
С развитием информационных и коммуникационных технологий и повсеместным их внедрением во все сферы человеческой деятельности стала очевидна роль Интернета и интернет - ресурсов, как эффективного средства построения отношений между государством и гражданским обществом. Технические возможности интернет - ресурсов, сделали официальные сайты наиболее эффективным, оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой информации о деятельности государственных органов. Таким образом, важнейшим показателем информационной открытости органов власти на сегодня является качество официальных интернет - ресурсов.
Открытые интернет - ресурсы информации, дают возможность обеспечить равные права на доступ к государственным информационным ресурсам. Во многом благодаря развитию системы официальных сайтов органов власти в сети Интернет и созданию единого информационного пространства, мы можем надеяться на возможность реального обеспечения прав граждан на свободный поиск и получение информации, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий существования и нормального функционирования правового государства.
В настоящее время многие органы государственной власти имеют свое официальное представительство в сети. С поддержкой собственных своих официальных сайтов орган власти получает возможность сообщить и донести наибольшему объему жителей и своего населения сущность своей деятельности, так же взаимодействует с ним, например, посредством веб - сайта органа власти, население может быть проинформировано о реализующихся программах государственной поддержки, получить обратную связь и т.д. Исходя из этого, можно сказать, что тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Актуальность обусловлена тем, что средства массовой информации, представляют собой основной источник информирования населения о деятельности государственной власти и по взаимодействию с ним, так как в настоящее время провозглашены такие принципы как открытость и доступность информации. И наше современное общество стремительно развивается в информационно и технологичном процессе, тем самым образуя различные коммуникационные пространства, образуются различные каналы, формы и ресурсы взаимодействия.
Целью выпускной квалификационной работы является, анализ взаимодействия органов государственной власти и населения в коммуникационном пространстве средств массовой информации посредством интернет - ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные теоретические понятия средств массовой информации и коммуникационного пространства; исследовать взаимодействие и отношения органов государственной власти и Администрации Города Томска с населением; проанализировать Российский опыт взаимодействия; разработать рекомендации по взаимодействию с населением посредством - интернет ресурсов.
Предмет исследования - использование интернет - ресурсов в деятельности Администрации Города Томска.
В процессе исследования проводился теоретический анализ, сравнительный анализ, анализ нормативно-правовых документов, анализ информационных ресурсов.
Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых, а также нормативно-правовые акты, официальные документы, данные из открытых источников и ресурсы интернет.
Важным и основным элементом в коммуникационном пространстве, обеспечивающим распространение информации от власти к народу, являются средства массовой информации - организации (учреждения, предприятия, корпорации), занимающиеся производством информации, и ее передачей неограниченному кругу лиц. На основании Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В настоящее время практически каждый орган государственной власти имеет свой официальный сайт. Всю обязательную к размещению на таком сайте информацию условно можно разделить на три группы:
- справочная (адреса, телефоны, сведения о порядке работы соответствующего органа исполнительной власти и т. п.); - общего пользования (проекты нормативных документов, планы, прогнозы, сведения о проводимых конкурсах, котировках, других процедурах по приобретению товаров, работ и услуг и т. д.);
- внутреннего пользования (протоколы заседаний, списки вакантных должностей, сведения о результатах проверок и т. д.).
Стоит отметить, что в последнее время процессы информатизации и информационной открытости всё шире начинают внедряться в систему государственного управления.
После проведения административной реформы каждому субъекту РФ было предложено создать информационный Интернет-ресурс субъекта Федерации. В настоящее время на данных информационных ресурсах размещается информация о деятельности региональных органов власти, о доходах и имуществе государственных служащих, а также другая актуальная информация. После внедрения практики появления интернет - представительств органов региональной власти в 2009 году был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который обязывает публиковать официальную информацию о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет.
В последнее время в исследовательской среде растет интерес к изучению процессов взаимодействия населения региона с органами власти разного уровня. Это связано с изменением интенсивности коммуникационных процессов, связанных с внедрением современных информационных технологий - прежде всего, сети Интернет. Органы государственной власти в России также стремятся к активному внедрению механизмов сети Интернет в осуществление коммуникации с населением.
Исходя из этого, как мы определили ранее, что существует множество полей и каналов в коммуникационном пространстве и в нашем случаи это:
- Индивидуально-личностное поле (индивидуальные сайты, странички, блоги политических и общественных лидеров). За последние годы блоги и микроблоги наряду с персональными сайтами стали влиятельными коммуникативными площадками. В этом контексте стоит отметить популярность сервисов «Livejournal» и «Twitter».
- Институциональное поле (сайты, порталы органов власти). Интересным с этой точки зрения представляется появление «гибридных институтов», то есть сотрудничество и кооперация между управляющими и управляемыми через Интернет. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, о том, что Интернет является новой коммуникационной средой, в которой отсутствует жесткая иерархичная структура, характерная для других сред коммуникации.
И в этой области, государственная власть в сложившихся условиях, уделяет большое внимание работе по взаимодействию с населением. В качестве примера были рассмотрены особенности взаимодействия органов власти с населением посредством интернет - ресурсов и был выбран город Томск и Администрация Города Томска. Учитывая особенности современных коммуникаций, органы власти ведут свою деятельность и работу по взаимодействию с населением на официальных веб - сайтах, порталах, и социальных сетях - там, где присутствует большое количество граждан и население всего города.
Помимо собственного сайта у Администрации Города Томска, есть официальные группы «Вконтакте», «Instagram», «YouTube». Таким образом, органы власти учитывают современные реалии и пытаются донести информацию населению самыми разнообразными способами и взаимодействовать с ним.
Например, Администрация Города Томска на сегодняшний день использует множество форм взаимодействия со своим населением. Возьмем официальный сайт Администрации Города Томска, на нем расположено много различной информации, необходимой для жителей города и большинство информации на сайте актуализировано. Навигация сайта достаточно проста и удобно для пользователя. Сайт имеет достаточно интересный внешний вид, выдержанный в официальном стиле и в целом сайт, является важным элементом в работе Администрации и своей деятельности.
Но, рассматривая и анализируя другие интернет - ресурсы Администрации Города Томска, можно уловить негативную эмоцию в этом отношении. Материалы, размещенные на официальных интернет - ресурсах Администрации, зачастую лишены эмоционального оттенка, они сухи, лаконичны и, как правило, носят сугубо информативный характер. Тем самым проводя анализ всех интернет - ресурсов Администрации, я выявил некоторый ряд проблем и так же, разработал решение данной проблемы.
Для улучшения деятельности и взаимодействия, необходимо принять во внимание ряд замечаний и рекомендаций.
1) Следует разрабатывать новые формы взаимодействия с населением через средства массовой информации посредством интернет - ресурсов, например, организовывать онлайн- конференции, переговоры, консультации, тематические семинары с мэром и другими представителями власти с населением по злободневным для общества темам, данные события должны предварительно анонсироваться и находить полноценное информационное сопровождение.
2) Существуют неэффективные каналы взаимодействия, которые не пользуются спросом у населения. Для решения этой не менее важной проблемы, следует проводить анализ эффективности выпускаемых процессов деятельности, выяснять рейтинги, проводить социальные опросы. Необходимо отслеживать, какая информация о деятельности власти вызывает интерес у населения, и проводить соответствующие обновления тематики информационных сообщений и информационного потока, разрабатывать новые рубрики, передачи на радио, ТВ, различные программы в просторах интернета, которые будут актуальные для населения.
3) Аудитория малоактивная, комментариев и просмотров не так много, это связано с незаинтересованностью некоторого населения и так же с небольшим количеством аудитории, как на просторах, «YouTube», «Вконтакте» или «Instagram».
Так или иначе, мы живем в век информационных - технологий, и чтобы как - то произвести толчок на пути по взаимодействию в коммуникационном пространстве, в моей голове сформировалось два предложения:
- Это реализация мобильного приложения Администрации Города Томск, которое определенно повысит уровень заинтересованности населения, чтобы взаимодействовать с органом власти. Я считаю, что это во - многом упростит, процесс обращений, работу веб - сайтов и привлечет большее количество аудитории. Так - как, в нашем мире, сейчас у любого человека, есть свой гаджет, в частности мобильный телефон, и каждый день люди устанавливают на него различные приложения и ресурсы, для получения какой - либо информации.
- Это технология по приросту аудитории, так - как среди вышеперечисленных форм взаимодействия Администрации Города Томска с населением был более развит «Instagram», то я решил остановиться более подробно на нем. Исходя из данной технологии, ее можно будет применить и на других каналах средств массовой информации. И в конце приходит мысль в голову, что чем активнее население будет участвовать в коммуникационном пространстве и взаимодействовать с властью, тем активнее будет и их жизненная позиция, а это немаловажно для развития современного общества в целом.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 05.10.2019).
2. Конституции РСФСР 1918 г. [Электронный ресурс]// НИИ "Гарант-Сервис" - М., 2019. -
URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/(дата обращения: 05.10.2019).
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]// НИИ
"Гарант-Сервис" - М., 2019. - URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/10135532/(дата обращения: 05.10.2019).
4. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 05.10.2019).
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 06.10.2019).
6. Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях
и защите информации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 06.10.2019).
7. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 07.10.2019).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс :
справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 07.02.2016).
9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный
ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 08.10.2019).
10. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 08.10.2019).
11. Постановление Правительства РФ от 12.02.03 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 09.10.2019).
12. Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 09.10.2019).
13. Распоряжение №1815-р от 20.10.2010 об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 09.10.2019).
14. «Стратегия развития информационного общества» от 7 февраля 2008 года [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 10.10.2019).
15. Ачкасова В.А., Володина Л.В. Связи с общественностью как социальная инженерия./ Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
16. Бронников И.А. Особенности сети Интернет как формы политической коммуникации: Дис. ... канд. полит. наук // Москва. 2011. - 178 с
17. Вершинин М.С.. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований. «Актуальные проблемы теории коммуникации». Сборник научных трудов. // СПб.: СПбГПУ. 2004. - с. 320
18. Виноградова Е.А. Общественная дипломатия стран АЛБА перед вызовами глобализации
// Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 44. С. 136-148. URL: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/44_2014vinogradova.htm(дата обращения: 07.09.2019)
19. Гарифуллина, А.Ф. Роль информационных технологий в государственном и муниципальном управлении / А.Р. Миннегулова, А.Ф. Гарифуллина. // НоваИнфо. - 2015. - № 30. - С. 6-8.
20. Глебов М.С., Полунина О.С. вопросы информационно-психологической безопасности БРИКС // Государственное управление. [Электронный ресурс] 2016. № 54. С. 186-195. URL: http://ejournal.spa.msu.ru/vestnik/item/54_2016glebov_polunina.htm(дата обращения: 15.09.2019)
21. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. - Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 27-28.
22. Ильин В.И. Феномен поля: от метафоры к научной категории // Альманах социальных исследований «Рубеж». 2003. № 18. - с. 38
23. Корытникова Н. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социс. 2007. № 2. С. 91.
24. Лазуткина Е. В. Интернет - СМИ Рунета: определение, типологии и перспективы развития.// Журнал фундаментальных и прикладных исследований. - 2008. - №4(28). - с.67
25. Лукина М.М. Интернет - СМИ: Теория и практика./ Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 280 с.
26. Луман. Н. Что такое коммуникации / Н. Луман // Социологический журнал. - 1995. - №5.
27. Леонтьев А.А. Психологияобщения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 252.
28. Немцев, А.В. «Взаимодействие» как категория политической науки и предмет политологического исследования / А.В. Немцев // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 77- 85.
29. Овчаренко. А.Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы / А.Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №6.
30. Пьянов Н.А. Понятие, сущность и назначение государств -Сибирский юридический вестник. 2001. №3. С.3-5.
31. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Г осударственное управление. [Электронный ресурс] 2015. № 49. С. 220-249. URL: http://e- journal.spa.msu.ru/vestnik/item/49_2015surma.htm(дата обращения: 12.09.2019).
32. Соловьев. А.И. Политическая теория, политические технологии. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 559 с.
33. Политическая социология. Учебно-методический комплекс / Под ред. Т.В. Евгеньевой.
— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. — 518 с.
34. Изучение особенностей медиаповедения жителей Томской област. ВЦИОМ. - М.,2014.
35. За пять лет общение в социальных сетях выросло // Левада-центр [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2017/01/24/za-pyat-let-obshhenie-v-sotssetyah-vyroslo/(дата обращения: 13.09.2019).
36. Официальный портал Администрации Города Томска. - [Электронный ресурс]. -http://www.admin.tomsk.ru/(дата обращения: 11.09.2019).
37. Система мониторинга и анализа социальных медиа. - [Электронный ресурс]. -https://br-analytics.ru/(дата обращения: 11.09.2019).
38. Instagram Ответы. - [Электронный ресурс]. - https://www.instagramanswers.com/(дата обращения: 12.09.2019).
39. Instagramвцифрах. - [Электронный ресурс]. -https://lpgenerator.ru/blog/2019/02/28/instagram-v-cifrah-statistika-na-2019-god/(дата обращения: 12.09.2019).
40. Администрация Томска.- [Электронный ресурс]. -https://www.instagram.com/official.tomsk/(дата обращения: 12.09.2019).
41. Газета « Общественное самоуправление».- [Электронный ресурс]. -http://admin.tomsk.ru/pgs/2bl(дата обращения: 13.09.2019).
42. Продвижение страницы в Instagram.- [Электронный ресурс]. -https://texterra.ru/blog/instagayd-samaya-podrobnaya-instruktsiya-po-vedeniyu-biznesa-v- instagram-.html(дата обращения: 13.09.2019).
43. Инфографика статистикаYouTube.-[Электронный ресурс].https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019-infografika/(дата обращения: 15.09.2019).
44. Социальные медиа. - [Электронный ресурс]. -https://socialair.ru/articles/instagram_sell_without_words/(дата обращения: 16.09.2019).
45. Руководство по Intsgram. - [Электронный ресурс]. - https://in
social.com/blog/rukovodstvo/2018-06-28-chto-takoe-podpiski-v-instagram.html (дата обращения: 17.09.2019).
46. Как использовать социальные сети. - [Электронный ресурс]. - https://crusfit.com/kak- ispolzovat-sotsialnye-seti/(дата обращения: 18.09.2019).
47. База знаний Tooligram. - [Электронный ресурс]. - https://support.toolihelp.com/(дата обращения: 20.09.2019).
48. Что такое хештег и как им пользоваться. - [Электронный ресурс]. -https://acades.by/blog/chto-takoe-hashtag-i-kak-pravilno-im-polzovatsya/(дата обращения: 21.09.2019).
49. Масслайкинг и массфолловинг в Instagram. - [Электронный ресурс]. -https://iprodvinem.ru/socseti/instagram/massfolloving-i-masslajking-chto-takoe-i-top-7- servisov.html(дата обращения: 24.09.2019).
50. Источник составленный автором по данным социальных сетей (дата обращения: 30.09.2019)
51. Виртуальная реальность [Электронный ресурс]: http://www.realisti.ru/main/virtualnaya_ realnost?id=514. ( дата обращения: 27.09.2019).