Дата изготовления: апрель 2025 года.
Предмет: Таможенное право.
Учебное заведение: С.
Введение………………………………………………………………………….… 5
Глава 1 Теоретические основы деятельности уполномоченного экономического оператора… 8
1.1. Определение и основные характеристики института уполномоченного экономического оператора … 8
1.2. Нормативная база, регулирующая деятельность уполномоченного экономического оператора … 11
1.3. Улучшение административно-правового положения уполномоченного экономического оператора…13
Глава 2 Практическое применение и перспективы развития института уполномоченного экономического оператора 17
2.1. Критерии и условия для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора ..… 17
2.2. Процедура наделения статусом и прекращения полномочий уполномоченного экономического оператора ………21
2.3. Специальные упрощения уполномоченного экономического оператора как исключительное право на совершение таможенных операций……22
Заключение…………25
Список используемой литературы и используемых источников….......…... 27
В настоящее время эволюция интеграционных процессов и рост объемов внешней торговли неизбежно влияют на роль таможни. В дополнение к традиционным задачам, таможенные службы теперь участвуют в создании системы гарантии безопасности цепочки поставок товаров, что поддерживается законодательными актами Всемирной таможенной организации.
Актуальность. Исследование института уполномоченного экономического оператора, несмотря на свою относительную новизну, привлекло внимание. В последнее время было опубликовано множество научных статей, посвященных различным аспектам работы уполномоченного экономического оператора.
Исследование административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора было предметом работ Д.Н. Некрасова, В.В. Ионичевой, Г.И. Дорощенко, М.А. Лякишевой, С.С. Илюхина и других исследователей .
Основные вопросы формирования и работы института уполномоченного экономического оператора в России были рассмотрены такими авторами, как А.П. Столярова, А.В. Куракин, Д.Н. Некрасов и другими.
Статьи этих ученых представляют собой значительный вклад в изучение института уполномоченного экономического оператора. Однако в этих работах отсутствует полноценный анализ и оценка возможности внедрения зарубежного опыта в контексте российской практики.
Исследуемым объектом является институт уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации.
Предметом исследования является функционирование института уполномоченного экономического оператора в Российской Федерации.
Целями являются:
1. Исследовать правовой статус уполномоченного экономического оператора.
2. Анализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность уполномоченных экономических операторов.
3. Оценить влияние статуса уполномоченного экономического оператора на международную торговлю и таможенные процедуры.
Задачи, которые нужно разобрать. Необходимо выполнить ряд важных шагов:
- изучить концепцию и суть статуса уполномоченного экономического оператора;
- провести тщательный анализ законодательной базы, на которой базируется институт уполномоченных экономических операторов;
- провести детальный анализ процессов создания и работы уполномоченных экономических операторов;
- оценить опыт зарубежных стран в сфере взаимодействия таможенных служб и участников внешнеэкономической деятельности, на основании чего предложить наиболее перспективные направления развития института уполномоченных экономических операторов как в России, так и в Евразийском экономическом союзе.
Законодательная основа данного исследования включает в себя международные стандарты в области таможенного регулирования, такие как правила Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации (включая Киотскую конвенцию и ГАТТ), а также нормативные акты ЕАЭС и Российской Федерации: Таможенный кодекс Таможенного союза, Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872, которое определяет критерии для лиц, занимающихся производством товаров и их экспортом, и претендующих на статус уполномоченного экономического оператора, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ, регулирующий таможенное регулирование в России, Приказ Федеральной таможенной службы России от 20.09.2011 № 1914, утверждающий типовую форму соглашения между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, Приказ Федеральной таможенной службы России от 14.09.2011 № 1877, регламентирующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, и Приказ Федеральной таможенной службы России от 30.12.2010 № 2709, устанавливающий формы отчетности для уполномоченных экономических операторов. Все эти нормативные акты были зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Основная цель состоит в том, чтобы создать эффективную систему взаимодействия между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), с упрощением и ускорением таможенных процедур, а также снижением административного воздействия.
Для уполномоченных экономических операторов (УЭО) предусмотрены специальные упрощения:
- возможность завершения доставки товаров на складах или площадках УЭО;
- временное хранение товаров на складах УЭО без необходимости регистрации в Реестре владельцев складов временного хранения;
- таможенное оформление товаров на складах или в помещениях УЭО;
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации и отсрочка уплаты таможенных платежей.
В России понятие УЭО законодательно закреплено в статье 38 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС). Согласно этой статье, УЭО — это «юридическое лицо, соответствующее определенным условиям, которое имеет право пользоваться специальными упрощениями». Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – №311–ФЗ) уточняет это определение, указывая, что УЭО может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз и вывоз товаров, включенное в реестр УЭО. Для выявления особенностей определения УЭО в России будет проведен сравнительный анализ данных категорий, определенных в Рамочных стандартах безопасности Всемирной таможенной организации (ВТамО) и законодательстве Европейского союза (ЕС). На сегодняшний день в России зарегистрировано 160 УЭО.
При совершенствовании института УЭО в России и ЕАЭС основным ориентиром является положительный опыт зарубежных стран в этой области.
Среди ключевых направлений совершенствования института УЭО можно выделить:
- расширение возможности стать экономическим оператором для всех участников поставки товаров, включая отправителей, получателей, перевозчиков, брокеров и владельцев складов;
- сочетание упрощений по таможенным формальностям с упрощением таможенного контроля;
- взаимное признание УЭО;
- развитие института самооценки УЭО;
- оказание помощи УЭО со стороны таможенных органов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения 12.04.2025);
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015). URL: Официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 12.04.2025);
4. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; (дата обращения 12.04.2025);
5. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; ((дата обращения 12.04.2025);
6. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015 (дата обращения 12.04.2025);
7. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года. URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012 (дата обращения: 12.04.2025);
8. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.08.2015 (дата обращения: 12.04.2025);
9. Приказ ФТС России от 14.09.2011 №1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» (ред. от 13.07.2015).
10. Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»;
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора». URL: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011 (дата обращения: 12.04.2025);
II. Учебники, учебные пособия, монографии.
12. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2020. – № 5. – С. 39 – 42;
13. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: учебник для магистров / Под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2023. – 376с.;
14. Бурлачков В.К. Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике. – М.: Юнити–дана, 2020. – 640 с.;
15. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ,2021
16. Дорощенко Г.И. Экономические и информационные аспекты взаимодействия таможни и бизнеса на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2024. – № 42. – С. 33 – 39;
17. Ермакова В.В. Вопросы правового регулирования электронного документооборота в информационных системах таможенных органов //2021,с 358
18. Ершов А.Д., Сизова К.А., Юрицин В.М. Взаимодействие бизнеса и таможни: теория, методология, практика: монография / под ред. А.Д.Ершова. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2022. – 402 с.;
19. Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2025. - 479 с.;
20. Илюхина С.С. Взаимодействие таможни и бизнеса: вопросы логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2024. – № 43. – С. 82 – 87;
21. Ионичева В. Новый институт // Таможенное регулирование.2022. с.156-198
22. Кожуховский, В.А. Оценка проблем и перспектив развития института уполномоченного экономического оператора // Тезисы доклада заместителя начальника отдела таможенных процедур СОТК Центрального таможенного управления. – 2023. – С. 3–11;
23. Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2021. – 192 с.;
24. Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений //2023
25. Куракин А.В. Предмет административно-правового регулирования в механизме противодействия коррупции // Домодедово. - 2023. – С. 9–15;
26. Логинова А.С. Проблемы адаптации российского бизнеса,2024.с 165-197
27. Лякишева М.А. Институт уполномоченных экономических операторов. Анализ, проблемы и перспективы // ВЭД консалтинг. – 2023. – №5. – С. 26–32;
28. Макарова Г.В., Тиницкая О.В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 1. – С. 71 – 81;
29. Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2024. - 408 с.;
30. Международный бухгалтерский учет. – 2020. – № 8. – С. 34-41;
31. Мильшина И.В. Основные направления деятельности таможенных органов: теоретико-правовая характеристика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2024. – №2. – С. 453–459;
32. Некрасов Д.В. Административно-правой статус уполномоченного экономического оператора.URL: http://www.customsacademy.net/wp-content/uploads/2025/04/
33. Некрасов Д.В. Куда идут все с УЭО// Таможенное регулирование. –2023. – № 9. – С. 14–22;
34. Некрасов Д.В. Программа уполномоченного экономического оператора как инструмент совершенствования его административно-правового статуса // Административное и муниципальное право. – 2023. – № 12. – С. 10–18;
35. Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор. Специальные упрощения как исключительное право на совершение таможенных операций // Пробелы в Российском законодательстве. – 2023. – № 4. – С. 70–77;
36. Некрасов Д.В. Формирование правового института уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2023. – № 3. – С. 12–19;
37. Некрасов_УЭО_Москва-2013.pdf (дата обращения: 12.04.2025);
38. Погодина И.В. Современная форма взаимодействия бизнеса и таможни // Таможенное дело. – 2025. – № 2. – С. 29 – 31;
39. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2025. - 512 с.