Введение 3
Биография А.С. Пушкина 6
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Колоризм: понятие и основы типологии 10
1.2 История изучения лирики А.С. Пушкина в русском литературоведении..13
Глава 2 Исследование и анализ колоризмов в поэзии Пушкина
2.1 Исследование значения цветовой лексики Пушкина 16
Глава 3 Сравнительный анализ китайских переводов и оригинальных поэтических текстов Пушкина
3.1 Сравнительный анализ китайских переводов и оригинальных текстов
лирических стихотворений Пушкина 53
Заключение 59
Список литературы 64
В современной гуманитарной науке исследователи проявляют повышенный интерес к словам, называющим цвет. Как отмечает В.Г. Кульпина «концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает все более конкретные черты» .
Этой проблеме уделяется особое внимание во многих гуманитарных науках: лингвистике, литературоведении, психологии, философии.
Лингвистические исследования цветообозначений в настоящее время представлены следующими монографическими работами: Л.А. Брагина , А.П. Василевич , В.В. Краснянский , В.Г. Кульпинва , Е.А. Косых , М. Купера , Н.Б. Бахилина , Р.М. Фрумкина , С.В. Кезина .
Писатели, для которых одной из важнейших задач является создание визуального впечатления, большое внимание уделяют колориту, то есть совокупности цветов живописного произведения, а также учитывают законы смешения и контраста, тональности, насыщенности цвета и т.д. при создании целостного и гармоничного образа. Немаловажное значение имеют цветолексемы. Писатели выражают свои эмоции с помощью цвета, формируя художественный мир произведения.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики и литературоведения к особенностям идиостиля писателей и поэтов.
Объект: лирика А.С. Пушкина
Предмет исследования: колоризмы в лирике А.С. Пушкина
Цель исследования: изучение и анализ колоризмов в лирике А.С. Пушкина с учётом их семантического значения, типологии и функций.
Исходя из темы, объекта и целей исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Совершить сбор фактического материала
3. Представить анализ колоризмов в лирике Пушкина
4. Определить частотность употреблений колоризмов в лирике А.С. Пушкина.
5. Выявить роль колоризмов в лирике А.С. Пушкина
Методы и приёмы исследования:
1. Материал собран методом сплошной выборки
2. Метод контекстуального анализа
3. Статистический метод
Наречие Количество Наречие Количество
красно 1 бледно 2
ярко 1 всего 4
Причастие: блестящий, пылающий, помраченные, мерцающий, блещущий, их количество — 5.
Причастие Количество Причастие Количество
блестящий 1 помраченные 1
пылающий 1 мерцающий 1
блещущий 1 всего 5
Деепричастие: осветясь, количество — 1.
Изображение цвета - одно из важнейших средств выражения эмоций в литературе. Для любого поэта использование колоративной лесики напрямую связано с главной художественной задачей - «нарисовать» пейзаж, наполнить его живыми красками. В лирической поэзии Пушкина первичные и вторичные значения цвета раскрываются одновременно, каждый предмет окрашен не просто так: он придает новый смысл природному ландшафту в лирическом стихотворении, заставляя читателя восхищаться или, наоборот, испытывать негативные чувства.
Пушкин использует цвет при создании природных картин. Например, образы вечернего солнца, моря, леса, гор всегда связаны с цветообозначениями. Цвет, запечатленный в лирических текстах, придает повествованию глубину и выразительность. Поэт использует ряд выразительных приёмов, например: эпитет «волнистые туманы»,
олицетворение («полночь разлучит»). Изображение цвета в поэзии должно быть гармоничным. Главной целью является создание художественных образов, хронотопа.
Согласно статистике в тридцати трех лирических стихотворениях Пушкин чаще всего использовал черный и белый цвет. Чаще всего черным обозначаются тени, темнота, а белым - свет. Поэт также использует лунный свет, представленный белым цветом, чтобы выразить свою внутреннюю пустоту, скуку. Помимо черного и белого, Пушкин активно использует красный цвет, связанный с изображением образа зари, которая для автора является знаком надежды. Серый цвет обычно обозначает туман, иногда туман указывает на замешательство лирического героя, сложные для него жизненные моменты. Море, олицетворяющее голубой цвет, является для Пушкина восхищением, связанным со свободой.
Можно сделать вывод о том, что у А.С. Пушкина колоризмы не только тесно связаны со стилем, но и с эмоциальной и нравственной оценкой, созданием живописных картин природы. Для поэта колоризм является незаменимым и важным художественным приемом, который помогает создать глубокий психологический образ, наглядно воссоздать для читателя окружающую среду.
1. Аксарина И.А. Лексические средства выражения мистического в поэме А. Блока «Ночная фиалка»: автореф. дне. канд. филол. наук: (специальность 10.02.01) / Аксарина, Н.А. Тюмень: Б.и. 2001. 26 с.
2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975. С. 151.
3. Владимировна.В.Е.Место поэтической колористики Ф. И. Тютчева в
русской литературе//Балтииский гуманитарный журнал.2015.№ 1 (10). С.
22-25.
4. Кульпина В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания.М.,2002. С. 17.
5.Осинцева Е.А. Колоронимы в сказках А.С. Пушкина // Известия высших учебных заведений.Поволжский регион. Гуманитарные науки.2016.№2. (38).
С. 149-155.
6. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. // Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений // С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп.Москва : Азъ, 1994 - 2019. 988 с.
7. »^ж// (ЮЖ) ЮЮ; WW.-mtW& 1997 ^ 12 ЛЯ-^. 593 с.
8. »^Ж// (ЮЖ) ЮЮ; Ж#Ж-±Ж«ЖО±, 2009 ^ 11 Л Я^^. 1216 с.
9. Июльская Е.Г. Петривняя Е.К. Цветовая символика в сказках А.С. Пушкина // EESJ. 2018. №3-5 (31). С. 65-69.
10. Трегубчак А.В . Цветовые лексемы как средство выражения компаративной семантики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. №4 (34). С. 22-26.
11. Арнаутова Н.В. Колоризм: понятие и основы типологии // Концепт. 2014. №S30. 9 с.
12. Иваровская В.М. Категория цвета в поэзии А.С. Пушкина //канд. филол. Наук 1999. С. 7.
13. Минеева Е.А.Цветовая символика в сказках А.С. Пушкина // 2016.10с.
14. Трыков В.П. Французский Пушкин // Знание. Понимание. Умение. 2008. №1, С. 183-190.
15. Муродова Д.А. Цветовая грамма в лирике А. Пушкина // ORIENSS. 2022. №2. С. 432-434...40