ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития социальных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом 6
1.1 Формирование и развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Что такое аутизм, и как он искажает представление о социальном 17
1.3 Подходы нормализации социальных навыков у детей с аутизмом 23
2 Влияние схемы тела на формирование социальных навыков 27
2.1 Этапы и методы коррекционной работы 27
2.2 Описание и результаты коррекционной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 48
В настоящее время проблема развития аутизма вызывает бурный интерес ученых, врачей, психологов и педагогов всего мира в связи с тем, что по данной тематике гораздо больше вопросов, чем ответов на них. Вопрос о расстройствах аутистического спектра в детстве неоднократно поднимался на протяжении более чем полувека. В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в рамках которого рассматриваются аутистические расстройства, их природа и клиника, они соответственно определяются как симптом, синдром, болезнь, патология развития. Большая часть научного сообщества придерживается мнения что, аутизм связан в той или иной степени с проблемами мозга генетической, неврологической, токсической или метаболической природы при том, что все эти гипотезы, так и не получили доказуемого подтверждения. А вопросы о взаимодействии «особенных детей» с социумом, социализации, развитии социальных навыков также остаются актуальными.
В данной работе отражен анализ психолого-педагогической литературы по тематикам возрастной периодизации (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Е. А. Сорокоумова, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин) [5, 6, 25, 26, 27, 29], оформления понятия о социальном у детей (Н. М. Нужнова, О. Г. Приходько, А. А. Кондрашова, М. М. Семаго) [20, 21, 23], аутизма (О. Богдашина, С. Гринспен, С. Уидер, О. С. Никольская, П. Сансон, Дж. Айрес, О. Котко, С. Ширли) [3, 7, 18, 19, 22, 31, 33, 34], в том числе книги от людей с аутизмом, успешно преодолевшим свою болезнь (Т. Грэндин, Е. Заварзина-Мэмми, И. Юханссон,) [8, 10, 30].
На основании проанализированной литературы можно выделить множество методов коррекции поведенческих аспектов детей с ранним детским аутизмом (РДА). На их основании реализуются различные подходы. Они направлены на различные области аутизма. Так, эмоционально-уровневый подход реализует коррекцию эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра развития (РАС). За счёт установления эмоциональной связи взрослого с ребёнком происходит снятие аутистических страхов, агрессии, происходит вывод ребёнка из стереотипии. Помимо этого, эмоционально близкий взрослый вводит ребёнка в мир социальных взаимоотношений, за счёт чего происходит развитие социальных навыков.
Подход, противоположный по своей сути, эмоционально-уровневому - прикладной анализ поведения. Он основывается на бихевиоральном подходе и имеет свей целью закрепление за ребёнком социально одобряемого поведения через систему различных стимулов и наказаний. Перед каждым вмешательством специалисты проводят оценку поведения ребёнка. На основании этого выбирается тот или иной аспект поведения, на который необходимо воздействовать. И при выполнении ребёнком желаемого действия, происходит поощрение - усиление полученного результата. В противном случае происходит наказание (ослабление) - уменьшение вероятности возникновения отклоняющегося поведения в будущем.
В данной работе использован телесно-ориентированный подход, как средство формирования схемы тела ребёнка, а в последствие - и социальных навыков ребёнка.
Объект выпускной квалификационной работы: социальные навыки у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Предмет выпускной квалификационной работы: условия развития социальных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Гипотеза: освоение схемы тела ребёнком дошкольного возраста с аутизмом совместно с родителем ведёт к развитию социальных навыков, соответствующих данному возрасту.
Цель: научно обосновать и практически определить влияние формирования схемы тела на развитие социальных навыков детей дошкольного возраста с аутизмом.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Разработка методики исследования;
3. Реализация методики исследования;
4. Анализ результатов.
База исследования - Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
Было проведено теоретическое описание проблематики развития социальных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выяснили влияние оформления схемы тела на формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом.
Оформился теоретический конструкт, основанный на уровневой системе регуляции и подходах сенсорной интеграции. По системе видно, что у аутичных детей очень слабо развиты уровни программирования и контроля, рефлексивно-волевой регуляции и уровень регуляции обеспечения двигательной активности. В соответствии с системой можно сделать вывод, что, если 3 уровня регуляции развиты слабо, то и 4 уровень - межличностных коммуникаций хорошо развит не будет. А отсюда вывод, что и работу по развитию социальных навыков необходимо начинать, акцентируясь на телесном ориентировании и формировании схемы тела ребёнка. Здесь продублированы некоторые положения из книги Н. А. Бернштейна «Физиология движения и активность», где описано влияние движений и действий на формирование телесности у ребёнка, а затем и оформление социальных навыков.
Сенсорная интеграция в работе описана как упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают человеку информацию о физическом состоянии тела и окружающей среды. Происходит это за счёт так называемых сенсорных каналов. Рецепторы человеческого организма реагируют на какой-либо раздражитель, посылают импульс в головной мозг, где раздражение интерпретируется мозгом. За счёт этого процесса, у человека формируется целостная картина окружающего мира. В работе отражены сенсорные нарушения аутистичных детей.
В связи с данным теоретическим конструктом был выбран подход для проведения коррекционной работы по развитию социальных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом - телесно-ориентированный.
В течение телесно-ориентированных занятий с детьми проводились некоторые пробы внутри детско-родительской пары. Так, детям предлагалось перекатывать и перекидывать мяч, тереть руки, стоять и прыгать на одной ноге и пр.
В результате занятий и проведённых проб дети стали лучше координировать движения двух рук и ног, научились прыгать на одной ноге, повысилась подвижность пальцев рук и ног. Кроме этого, дети стали лучше выполнять устные просьбы родителей. А один из детей, Семён, научился перекатывать, ловить и перекидывать мяч напарникам по игре. Более того, ребёнок впервые включил в игровой процесс рядом находящуюся маму, позвав её и перекинув мяч.
Описанные результаты говорят о том, что у детей дошкольного возраста с аутизмом в ходе выполнения телесно-ориентированных занятий совместно с родителями, произошло освоение простейших игровых действий и развитие базового социального навыка - взаимодействия с близким человеком. На основании этого, можно заключить, что сформулированная гипотеза: «Освоение схемы тела ребёнком дошкольного возраста с аутизмом совместно с родителем ведёт к развитию социальных навыков, соответствующих данному возрасту» подтверждена.
1) Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. - Москва: Теревинф, 2007.
2) Бернштейн Н. А. Физиология движения и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва: Наука, 1990.
3) Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / О. Богдашина. - Красноярск, 2015. - 180 с.
4) Братюсь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братюсь- Москва: Мысль,1988.
5) Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский- Санкт-Петербург: Союз, 1997.
6) Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва: Лабиринт, 1999. - 352с.
7) Гринспен С. На ты с аутизмом / С. Гринспен, С. Уидер. - М.: Теревинф, 2013.
8) Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Т. Грэндин. - Центр лечебной педагогики, 1999.
9) Докукина Т. В. Исторический аспект психологических проблем детского аутизма / Т. В. Докунина, Н. К. Григорьева, Т. Н. Алыко, Н. А. Сергеева // Журнал: вопросы психического здоровья детей и подростков / Региональная общественная организация ассоциация детских психиаторов и психологов. - Москва, 2014. - №1 - с. 23-28.
10) Заварзина-Мэмми Е. Приключения другого мальчика. Аутизм и не только / Е. Заварзина-Мэмми - CORPUS, 2014.
11) Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. Пособие / Н. В. Иванова - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
12) Каган В. Аутята. Родителям об аутизме / В. Каган - Санкт- Петербург: Питер, 2015.
13) Карвасарская Е. Осознанный аутизм или мне не хватает свободы / Е. Карвасарская - Генезис, 2014.
14) Курпатов А. В., Аверьянов Г. Г. Руководство по системной поведенческой психотерапии / А. В. Курпатов, Г. Г. Аверьянов - Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. - 576 с.
15) Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская - Москва: Просвещение, 1991.
16) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев - Москва: Смысл, 1993.
17) Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин - Москва: Мирос, 2001. - 208 с.
18) Никольская. О. С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма / О. С. Никольская - Москва: Центр лечебной педагогики, 2000.
19) Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг - Москва: Теревинф, 2007.
20) Нужнова Н. М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста / Н. М. Нужнова - Улан-Удэ, 2000.
21) Приходько О. Г. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, А. А. Кондрашова - Журнал: специальное образование. - 2014. - №3. - с. 34-36.
22) Сансон П. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон. - Москва: Теревинф, 2005.
23) Семаго М. М. Типология отклоняющегося развития: модель анализа и ее использование в практической деятельности / М. М. Семаго., Н. Я. Семаго ;под общ. ред. М.М. Семаго. - Москва: Генезис, 2011. - с. 138-181.
24) Слободчиков В. И. Основы педагогической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
25) Слободчиков В. И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии: издается с января 1955 года. - 1996. - №5. - 1996. - с. 38-51.
26) Сорокоумова Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. -208 с.
27) Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие / Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2001. - 336 с.
28) Холмогорова Н. Л. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман / Н. Л. Холмогорова. - Москва: Центр лечебной педагогики, 2005.
29) Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин; ред. - сост. Б. Д. Эльконин. - Москва: Академия, 2007.
30) Юханссон И. Особое детство / И. Юханссон. - Москва: Теревинф,2010.
31) A. Jean Ayres. Sensory integration and the child. Understanding hidden sensory challenges. - WPS, 2009.
32) Bellini S. How to teach a child with autism social skills? - Indiana Institute on Disability and Community, 2015.
33) O. Applied behavior analysis / О. Kotko. - Belgorod, Russia, 2013.
34) Shirley C. Targeting autism: what we know, don't know, and can do to help young childrenwith autism and related disorders. - Updated Edition, 2002.