Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КНИЖКА-ИГРУШКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ МОДУЛЕМ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №183109

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Часть I_ Книжка-игрушка с музыкальным модулем и особенности ее редакторской подготовки 5
Введение 7
Глава 1. Критерии редакторской оценки книжки-игрушки с музыкальным модулем 15
1.1. Критерии редакторской подготовки текста для детей 3-6 лет 15
1.2. Общие принципы редакторской оценки иллюстраций в детских изданиях 22
1.3. Критерии редакторской оценки звучащего слова в детской книге 28
1.4. Взаимодействие текста, иллюстрации и содержания музыкального элемента в
книжке-игрушке с музыкальным модулем 36
1.5. Техническое устройство музыкального модуля 41
Глава 2. Особенности редакторской подготовки книжки-игрушки с музыкальным модулем в зависимости от характера текста основного произведения книжки 48
2.1. Особенности редакторской подготовки фольклоросодержащей книжки-игрушки с музыкальным модулем 48
2.2. Особенности подготовки книжки-игрушки с музыкальным модулем, содержащей
классическое детское произведение 60
2.3. Особенности редакторской подготовки книжки-игрушки с музыкальным модулем, содержащей произведение, написанное по мотивам мультфильма 70
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложение 89
Часть 11_Редактура статей научного сборника_«Современные образовательные технологии — средство и инструмент преподавания русского языка и литературы» 115
Часть III Экономический расчет сборника_«Современные образовательные технологии — средство и инструмент преподавания русского языка и литературы» 122


Сегодня книги для детей занимают значительную часть в общем объеме литературы Ю-13% . Последние отчеты РКП указывают на тенденцию увеличения объема наименований детской литературы при снижении общего объема тиража. За 2016 г. на российский рынок вышло 11 159 наименований детской литературы общим тиражом 81 311. 01 тыс. экз. (для сравнения: в отчете за 2015 г. наименований — 10 825 тиражом 100 582.6 тыс. экз.; за 2014 г. наименований — 10 599 и тираж — 98 575.2 тыс. экз.) . Даже при такой тенденции нужно отметить достаточно высокую тиражность детской литературы по сравнению с изданиями для других категорий читателей.
Детский книжный рынок занимает лидирующие позиции не только по тиражам и количеству наименований, но и по разнообразию книжных форм. В отраслевом стандарте уникальная по материальной конструкции детская книга, о которой и пойдет речь в нашей работе, выделена в отдельный тип издания — книжка-игрушка. Согласно «ГОСТ 7.60—2003 Издания. Основные виды, термины и определения», книжка-игрушка — это издание, имеющее конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей . Целевая аудитория — дети от 0 до 6 лет. Книжки- игрушки рекомендуются как вспомогательные средства для всестороннего развития малышей.
В самой формулировке определения обозначены два главных аспекта такой книги, на которые должны обращать внимание изготовители: конструктивная форма и умственное и эстетическое развитие.
Книжка-игрушка должна нести в себе определенное содержание, сюжет, показывать предмет и действие, тем самым формировать у ребенка эстетические и познавательные способности. Иллюстрации призваны способствовать развитию зрительного восприятия, а дополнительные игровые элементы, с помощью которых происходит трансформация формы книги, — развивать объемно-пространственное мышление, конструкторские, комбинаторные, творческие, логические способности и воображение ребенка.
Следовательно, можно говорить, что книжка-игрушка — это комплексное явление.
В силу такой комплексности книжки-игрушки можно по-разному классифицировать в зависимости от выбранного основания.
Например, интересную классификацию предлагает Д. М. Попова в своей работе «Детская книжка-игрушка как развивающая дизайн-форма» . Ее типология основана на классификации тех навыков, которые развивает книжка-игрушка.
Дидактический тип дизайна, который расширяет знания об окружающем мире: книжки-энциклопедии, книжки-азбуки, книжки-таблицы, книжки-раскраски, книжки с графическими заданиями и элементами.
Сенсорный, который акцентируется на чувственном восприятии, — тактильные ощущения, звук, картинка: мягкие книжки-игрушки, пальчиковые книжки-игрушки, книжки-пышки, звуковые книжки-игрушки.
Логический тип, который учит ребенка развивать логическое мышление: книги- головоломки, книги с игровым полем-лабиринтом, книжки-загадки, книжки-таблицы, книжки с подобными графическими и конструктивными элементами.
Конструкторский тип, который направлен на взаимодействие ребенка с формой книжки: книги-пазлы, книжки-аппликации, книжка-поделка, книги-конструкторы.
Коммуникативный тип, те книги, которые «играют» с ребенком: книжка- гармошка, книжка-панорама, книжка-вертушка, книжка-затея.
Книжку-игрушку можно классифицировать по целевому назначению, выделяя учебные издания (буквари, задачники), литературно-художественные (проза, поэзия), справочные издании (энциклопедии); по читательскому адресу: для детей 0-3 лет, 3-6 лет.
Однако основной акцент сделан на материальной форме: «Детская книжка- игрушка предназначена для близкого рассмотрения, потому в ней важна любая деталь — конструкция, форма, бумага или другой материал, из которого она изготовлена, сюжет изображения, цветопередача, виды отделки» . Поэтому наиболее важной представляется классификация книжки-игрушки в зависимости от материальной основы. В этом случае книги делятся на следующие виды:
• Мягкие книжки (тканевые книжки, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, целенаправленные действия);
• Книжки-пышки (страницы при закрытии плотно примыкают друг к другу, напоминают магнит);
• Водонепроницаемые книги (книжки для купания, сделанные из разноцветной пены);
• Книжки-подушки (мягкая ткань разной фактуры с дополнительными элементами (пуговицы, липучки, шнуровки);
• Книжки-картонки со шнуровкой;
• Книжки со звуковыми модулями;
• Книжки со стереоиллюстрациями;
• Пальчиковые книжки-игрушки (книжки из ткани и пластика);
• Книжка с бумажной куклой .
Каждый из названных видов обладает рядом специфических черт, которые должны учитываться редактором при редакционной и производственной подготовке.
Объектом настоящего исследования станет книжка-игрушка с музыкальным модулем, предметом — особенности ее редакторской подготовки.
Книжки-игрушки с музыкальным модулем (известные также как «говорящие книжки», «музыкальные», «поющие», «со звуком», «звуковые») появились сравнительно недавно. Они представляют собой издание, в книжный блок которого в зависимости от концепции издания, читательской аудитории и целевого назначения встраивается музыкальный модуль — устройство, состоящее из динамика, запрограммированного чипа и выводящего устройства (кнопки).
Именно наличие такого модуля наделяет издательско-производственный процесс при выпуске таких книг некоторыми особенностями. Редактору предстоит многогранная работа: с одной стороны, такая же, как при производстве любой детской книги (ему предстоит оценить текст произведения, иллюстрации, соблюсти ГОСТы и ОСТы при выборе материалов и типа верстки, набора и оформления), с другой стороны, специфическая работа, включающая оценку музыкального модуля с технической и содержательной стороны. Поэтому не каждый издатель берется за подготовку и производство такого рода книг.
Сегодня существует несколько издательств, преуспевающих в этой области: Издательский дом «Азбукварик», «Проф-Пресс», «С-Трейд», «Умка», выпускающие в год свыше 500 наименований музыкальных книг.
Процесс подготовки и выпуска таких изданий достаточно трудоемкий и продолжительный. Вот как его характеризует сотрудница издательства «Азбукварик» Виктория Петрова (из личной переписки):
«Для начала разрабатывается дизайн книги и модуля — это делают 3D инженеры, 3D дизайнеры. Подготовленные файлы отправляются в типографию для согласования итоговой схемы книги. Также файлы отправляются на производство модулей, где в файлы вносятся правки. После этого делается прототип и на основании прототипа — открывается пресс-форма для отливки пластиковых компонентов в модуле. Когда готов прототип, на производство высылаются звуки и логика программирования (как звуки должны работать). Прототип высылается из производства в редакторский отдел, где звуки и правильность программирования проверяют и вносят правки. В нашей компании есть звукозаписывающая студия и фонотека, откуда берутся различные звуки. Их подбирает редактор в зависимости от содержания книги. Если прототип утверждается, заказываются предпроизводственные образцы, которые отправляют в типографию, где делают макет книги. Макет высылается редактору — он должен проверить, как работает модуль, встроенный в книгу. В случае если правок нет, начинается массовое производство, модули доставляют в типографию, типография собирает книгу и отгружает ее нам».
При этом сами издатели подчеркивают, что сегодня необходимо развивать производство музыкальных книг, делиться опытом, нарабатывать схемы оптимизации редакционно-издательского процесса их производства. Ведь данные издания пользуются популярностью у покупателей, несмотря на их стоимость (об этом свидетельствуют комментарии и отзывы покупателей в интернет-магазинах, например, «Лабиринт», где средняя цена музыкальной книги 300-450 руб.). Поэтому видится весьма актуальным обращение к данному виду изданий в редакционно-издательском аспекте.
Анализ письма, приведенного выше, позволяет обосновать новизну нашего исследования и мотивировать отбор материала.
Технические составляющие книжки-игрушки с музыкальным модулем определяются возможностями производства, а потому практически не зависят от концепции издания. Определяют качество книги как детского товара по критериям стандартизации и сертификации (ГОСТ IEC 62115—2014 «Игрушки электрические. Требования безопасности» , СанПиН 2.4.7.007—93 «Производство и реализация игр и игрушек» . Этим занимается техническо-производственный отдел издательства.
Содержательные характеристики музыкального файла являются
концептуальными и зависят, в первую очередь, от характера основного текста, связаны с иллюстрированием и оформлением книги. Содержательный анализ музыкального файла проводится при реданализе материалов будущего издания в редакционном отделе издательства. Однако, как показывает изучение литературы по этой теме, в книговедении не определены критерии такого анализа, которые, безусловно, влияют на редподготовку книги в целом.
Цель нашей работы: выявить особенности редакторской подготовки книжки- игрушки с музыкальным модулем для дошкольников (3-6 лет).
Задачи:
1. Определить общие критерии редакторской оценки книжки для детей дошкольного возраста (3-6 лет).
2. Выявить особенности редподготовки книжки-игрушки с музыкальным модулем, содержащей фольклорное произведение, классическое произведение, произведение, написанное по мотивам мультфильма.
3. Составить рекомендации редактору для подготовки таких изданий.
В качестве материала мы будем использовать детские музыкальные книги для дошкольников, содержащие литературно-художественные произведения тех жанров, которые рекомендуются малышам и популярны среди покупателей-взрослых:
• фольклоросодержащие произведения — сказки, потешки, песенки;
• классические произведения для детей отечественных и зарубежных авторов — короткие рассказы, стихотворения, сказки;
• произведения, написанные по мотивам мультфильмов.
Объект и предмет исследования, задачи и материал диктуют обращение к нескольким группам исследовательских работ:
1) Работы по издательскому процессу, которые объясняют специфику издательской подготовки детских изданий: Антонова С. Г. «Редакторская подготовка изданий» , Карайченцева С. А. «Книговедение: литературно-художественная и детская книга» , «Российское книгоиздание для детей: основные тенденции развития» , Козлова М. М. «Редакторская подготовка литературно-художественных изданий» , Мильчин А. Э. «Справочник издателя и автора: редакционно-издательское оформление издания» .
2) Работы, которые касаются детской психологии и проблем детского восприятия: Выготский Л. С. «Умственное развитие детей в процессе обучения» , Абраменкова В. В. «Социальная психология детства» , Безруких М. М. «Возрастная физиология: физиология развития ребенка» . Они необходимы нам для того, чтобы понять, как маленький ребенок воспринимает и познает мир и как это может применяться в издательском деле.
3) Очень важным аспектом подготовки говорящих книг для детей является наличие музыкальной составляющей, включенной в издание. Поэтому нам необходимо внимательно рассмотреть особенности восприятия и понимания музыки детьми выбранной возрастной категории. Мы обратимся к работам, в которых информация представлена наиболее емко и полно: Бурашина А. Р. «Музыкальное воспитание дошкольников» , Назайкинский Е. В. «О психологии музыкального восприятия» , а также «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. Ветлугиной .
4) Помимо музыкального контекста в говорящих книгах для малышей, как и в любых других изданиях для дошкольников, иллюстрации доминируют над текстом (и в нашем случае над музыкой) и становятся объектом пристального внимания. Гиленсон П. Г. в своей работе «Справочник художественного и технического редактора» и Мечик И. А., Чичканова Т. А. в курсе «Искусство художественной иллюстрации для детей» , Лебедев В. В. в книге «О рисунках для детей» рассказывают об особенностях восприятия детьми иллюстраций.
5) Исходя из того, что выборка произведений для дошкольников имеет жанровую селективность, важно обратить внимание на те жанры, которым редактором отдается предпочтение при подготовке книг для детей. Как правило, для дошкольников рекомендуются фольклоросодержащие произведения, о которых рассказывается в работах Виноградова Г. С. «Детский фольклор» , Земцовского И. И. «О творческой природе фольклора» , Мельникова М. Н. «Русский детский фольклор» , Хеллмана Б. «Сказка и быль: История русской детской литературы» ; а также классическая поэзия и проза для детей, о чем пишет Арзамасцева И. Н. в работе «Детская литература» и авторы сборника статей «О детской литературе» .
6) В научной литературе встречаются отдельные статьи, посвященные отдельным типам книжки-игрушки. Наиболее комплексно они изучены в работах Д. М. Поповой «Детская книжка-игрушка как развивающая дизайн-форма» , «Использование новых материалов в дизайн-проектировании детской книжки» .
7) Учитывая то, что книжка-игрушка имеет развлекательную функцию (за счет своей концепции) и позиционирует себя в первую очередь как игрушку, для нашей работы важно рассмотреть материальную базу для создания таких книг. Эту тему освещают Попова Д. М. «Трансформация книжной конструкции детской книжки- игрушки» (помимо вышеупомянутых ее работ), Шинкаренко А. Е. «Функции игрушки как феномена культуры» , Сиротюк А. С. «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» .
Методологию работы составляют типологический, аналитико-тематический, описательный, классификационный методы.
Структура работы обусловлена логикой исследования заявленной проблематики и ходом выполнения поставленных задач. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, цель, задачи, методы, обозначается практическая значимость работы и прослеживается степень научной разработанности заявленной проблемы.
В первой главе «Общие критерии редакторской оценки книжки-игрушки с музыкальным модулем» выявляются основные характеристики подготовки текста изданий, иллюстраций и музыкального модуля, а также дается описание и классификация видов музыкального модуля.
Во второй главе «Особенности редакторской подготовки книжки-игрушки с музыкальным модулем в зависимости от характера текста основного произведения книжки» рассматриваются жанры детской литературы и особенности редакторской подготовки книжек-игрушек в зависимости от вида текста.
В заключении подводятся итоги проведенной работы, даются рекомендации редактору по работе с такими книгами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Книжка-игрушка с музыкальным модулем для детей 3-6 лет — это уникальный комплекс взаимосвязанных элементов: текста, иллюстрации и музыкального содержания. Музыкальные книги обладают целым рядом особенностей. Наша гипотеза заключалась в том, что содержание музыкального модуля в книжке-игрушке зависит от характера основного текста произведения. Исходя из этого, мы предположили, что подходы к подготовке таких изданий будет различной.
Для начала мы выделили общие принципы редакторской оценки каждого из элементов издания. Текст оценивается с учетом психофизиологических особенностей читателя-ребенка, литературоведческих требований, тенденций книгоиздательского рынка, а также норм полиграфического исполнения. Иллюстративный материал для дошкольников должен быть конкретным и предметным, ярким, красочным, позитивным, соответствовать сути и настроению произведения, иллюстрации должны быть сделаны в одном стиле, без чрезмерной детализации. В отношении музыкальной составляющей перед редактором стоит задача проверить звуковой ряд на соответствие тексту и концепции издания, адекватность выбранных звуков (качество и схожесть с реальными предметами), логику включения в конструкцию книжки-игрушки. Помимо оценки каждого из элементов, редактор должен обратить внимание на их единство.
Изучив общие принципы редакторской оценки каждого элемента издания, мы выявили критерии для оценивания различных типов литературно-художественных изданий для дошкольников. Они стали основой для формулировки редакторских рекомендаций по работе с музыкальной книгой для дошкольников.
При подготовке фольклоросодержащих музыкальных изданий необходимо учитывать следующие особенности.
Текст: его вариативность, синкретичность, устность бытования, коммуникативную природу; необходимо адаптировать текст для детской читательской аудитории и с учетом объема издания.
Иллюстрации: проанализировать точность иллюстрационной передачи
фольклорных особенностей национального бытования; соответствие цветопередачи; адекватность изображения типичных героев.
Музыкальное содержание потешек: предпочтительно наличие полного дубляжа или одного дополнительного произведения; озвучивание детскими голосами; сопровождение пения музыкой; при сборнике с более чем тремя произведениями лучше озвучивать одно, самое известное;
Сказок: важно доминирование прочтения текста над остальными видами
озвучивания; чтение взрослыми голосами; преобладание постраничного прочтения над сплошным; дублирование текста музыкальным сопровождением;
Колыбельных: обязательно озвучивание колыбельной (одной); исполнение женским голосом или детским; сопровождение озвучивания музыкой (колыбельной).
При подготовке классических авторских детских музыкальных произведений редактору нужно помнить следующее.
Текст: вероятнее всего, понадобится его сокращение, адаптация, пересказ
авторского оригинала.
Иллюстрации: необходимо проверить их на соответствие сюжету, изображаемому времени и пространству, характеристикам персонажей, их эмоциональности, соблюдение авторской идеи.
Музыкальное содержание для прозы: важно полное, дублированное прочтение текста, возможно чтение и прослушивание музыки; подбор музыки из детского мультрепертуара или взрослого классического. Для первого случая нужно обращать внимание на целесообразность музыкальной вставки, эмоциональность и соответствие смысловой нагрузке сюжета, лаконичность и завершенность отрывка, а также его включение в прочее озвучивание. Во втором — на смысловую завершенность отрывка произведения, уместность его использования, соответствие музыкальной вставки читательской аудитории, сочетание музыки и текста.
Для поэзии: уместен полный дубляж текста без музыкального сопровождения — для стихотворений для заучивания, для прочих возможно сопровождение чтения музыкой.
При подготовке музыкальных сказок-мультиков важны такие особенности редакторской подготовки.
Первый случай — копия мультфильма.
Текст: проверять пересказ сюжета мультфильма на информативность,
лаконичность, логическую завершенность, цельность.
Иллюстрации: следует учитывать максимальную точность в передаче
иллюстративного ряда, архитектонику всех иллюстраций, не допустить искажение цветопередачи и четкости.
Музыкальное содержание: должно передавать музыкальный ряд мультфильма, быть соответствующего объема, завершенным и лаконичным, уместным.
Второй случай подготовки — опора на оригинал.
Текст: важно соблюдение лаконичности, информативности и смысловой
завершенности.
Иллюстрации: необходимо определение смысловых узлов для иллюстрирования, выбор степени информативности иллюстраций, соблюдение образности героев и сюжета мультфильма.
Музыкальная часть: целесообразно озвучивание произведения; включение дополняющих повествование звуков или самостоятельных авторских песен с привязкой к сюжету мультфильма, обыгрывающих или пересказывающих его; использование песен из мультфильма.
Следование выявленным нами рекомендациям значительно улучшит качество издаваемых музыкальных книг для дошкольников, позволит расширить репертуар, а также повысит уровень доверия читателей к говорящим книжкам.



1. ГОСТ Р. 7.0.3—2006. Издания. Основные элементы. Термины и определения. — М.: Стандартинформ, 2006.
2. ГОСТ IEC 62115—2014 «Игрушки электрические. Требования безопасности» // Стандартинформ — М., 2015.
3. ОСТ 29.127—2002. Требования качеству книжных и журнальных изданий для детей и подростков. — М.: Стандартинформ, 2006.
4. СанПиН 2.4.7.960—00. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков.— М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 2001.
5. СанПиН 2.4.7.007—93 «Производство и реализация игр и игрушек» //
Госкомсанэпиднадзор РФ — М., 1993.
6. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков — М.: Министерство промышленности и торговли РФ, 2011.
Источники
7. Аленький цветочек и другие сказки серия / сост. Наталья Свистунова. — М. : Азбукварик, 2010. — 16 с.
8. Андерсен, Г. Х. Гадкий утенок / Г. Х. Андерсен. — М. : Эксмо, 2012. — 17 с.
9. Андерсен, Г. Х. Сказки / Г. Х. Андерсен: под ред. Ольги Курилиной. — М. : Азбукварик, 2011. — 16 с.
10. Бажов, П. П. Сказки / П. П. Бажов: под ред. Ольги Курилиной. — М. : Азбукварик,
2011. — 16 с.
11. Барто, А. Игрушки / А. Барто: под. ред. Натальи Сысой. — М. : Азбукварик, 2015. — 8 с.
12. Братья Гримм. Сказки / В. Гримм, Я. Гримм: под ред. Ольги Курилиной. — М. : Азбукварик, 2011. — 16 с.
13. В поисках Немо. Приключения в океане / сост. Мария Сябровская. — М. : Умка,
2012. — 10 с.
14. Гауф, В. Сказки / В. Гауф: под ред. Ольги Курилиной. — М. : Азбукварик, 2011. — 16 с.
15. Гофман, Э. Щелкунчик / Э. Гофман — М. : Эксмо, 2012. — 17 с.
...110


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ