АННОТАЦИЯ 3
Часть I. Издательские стратегии формирования литературной репутации Венедикта Ерофеева (на материале изданий и переизданий 1990-2022 гг.) 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Стратегии публикации изданий Вен. Ерофеева 1970-1990-х гг 11
1.1 Стратегии прижизненных публикаций Вен. Ерофеева на отечественном
и зарубежном книжных рынках (1970-1980 гг.) 11
1.2 Издательский рынок конца 1990-х гг 19
1.3 Стратегии посмертных публикаций Вен. Ерофеева на отечественном и зарубежном
книжных рынках в 1990-х гг 23
Глава 2 Стратегии публикации изданий Вен. Ерофеева в России (2000-2022 гг.) 29
2.1 Издательский рынок 2000-2020-х гг 29
2.2 Стратегии издания произведений Вен. Ерофеева в 2000-х гг 32
2.2.1 Стратегии публикации произведений Вен. Ерофеева отдельными
издательствами (2000-2010 гг.) 32
2.2.2 Стратегии публикации произведений о Вен. Ерофееве: нон-фикшн и научная
литература (2000-2010 гг.) 42
2.3 Стратегии издания произведений о Вен. Ерофееве в 2010-2022-х гг 45
2.3.1 Стратегии публикации произведений Вен. Ерофеева отдельными
издательствами (2010-2022 гг.) 45
2.3.2 Стратегии публикации произведений о Вен. Ерофееве: нон-фикшн и научная
литература (2010-2022 гг.) 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Часть II. Редактура статьи из сборника Андрея Ро ссомахина «Родная речь. От протопопа Аввакума до Сергея Шнурова» 74
Часть III Расчет себестоимости издания Д. В. Соловьева «Свидетельства
иностранцев о России» 140
Данная работа посвящена изучению влияния издательских стратегий на литературную репутацию Вен. В. Ерофеева. Рассматриваемый период (1990-2022 гг.) касается посмертных публикаций автора. С одной стороны, изучение литературной репутации Вен. Ерофеева может помочь в исследовании восприятия его творчества и фигуры самого автора, а также других писателей последней третьи XX века, обладающих схожими данными: мифотворчество, культовость, существование в нескольких литературных полях. С другой стороны, осмысление издательских стратегий исследуемого периода необходимо для формирования представления о развитии репертуара российских издательств.
Актуальность работы обусловлена:
1. Ростом научного интереса к проблемам социологии литературы, включающей проблему социологии репутаций писателей и их произведений, слабо развитой в отношении современных писателей. Социология литературы предлагает рассматривать литературу как социальный институт (поле) - динамичную структуру, комплекс взаимосвязанных элементов. Основными участниками поля литературы выступают авторы, издатели, критики, читатели, педагоги, библиотекари. Многие исследования были посвящены роли автора и читателя в литературном процессе, значению литературной критики в разные эпохи и развитию библиотек. Однако издателю как активному агенту литературного поля и его роли в культурной жизни общества посвящено не так много работ.
2. Низкой освещенностью роли издателей при формировании литературного поля конца XX века в целом, и литературных репутаций писателей ранее «запрещенной» литературы, в частности. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. издатели выводят на книжный рынок произведения писателей, чье творчество не могло быть опубликовано в советское время: тексты диссидентов, эмигрантов и других неподцензурных писателей. Как правило эти произведения воспроизводились и распространялись посредством «тамиздата» и «самиздата». И только в последней декаде ХХ века их произведения стали издаваться официально. Волну таких публикаций принято называть «возвращенной литературой». Произведения авторов «возвращенной литературы» долгое время находились за пределами читательского и исследовательского дискурса. Начало их официального издания в России запустило процесс осмысления роли и места «возвращенных» произведений в отечественной литературной системе, а также анализа литературных репутаций их авторов.
3. Ростом интереса к творчеству Вен. Ерофеева, обусловленным юбилейными празднования 85-летие писателя со дня рождения Вен. Ерофеева в 2023 году.
Источники, используемые для раскрытия данной темы можно разделить на несколько групп.
Первая группа представлена работами о Российском книжном рынке. Были изучены работы о тенденциях современного (1990-2020-е гг.) издательского рынка Н. О. Александровой , Б. В. Ленского , В. В. Мароши , А. М. Ильницкого , В. В. Глинского , М. Г. Гладышева .
Вторая группа представлена работами Л. В. Зиминой и И. В. Лизуновой об издательских стратегиях и принципах их развития на российском книжном рынке 1990-х гг. и нашего времени.
Представляется необходимым дать определение термину издательской стратегии. Экономический подход говорит, что издательская стратегия - упорядоченная во времени концептуальная модель поведения издательства, реализуемая через приоритетные направления, формы, методы, средства, правила, приемы использования потенциала для достижения собственной миссии и целей, сохранения и/или расширения своего конкурентного преимущества на книжном рынке.
Социологический подход определяет издательскую стратегию как результирующую неких разнонаправленных импульсов или интегральную интенцию, реализующую схемы развития издательства в культурном/литературном поле производства.
Оба эти понятия говорят о предмете стратегии - совокупности мероприятий, ее целях - расширении влияния, достижение миссии, сфере ее реализации - литературное поле/книжный рынок. Иными словами, издательскую стратегию можно определить, как совокупность мероприятий (экономических, редакционно -технических, маркетинговых, рекламных и т.д.), реализуемых издательствами для достижения своих целей.
Вторая группа представлена публикациями исследователей, применяющими инструменты социологии литературы для трактовок литературных репутаций.
В работе «Творчество Стивена Кинга и массовая литература США» Г.А. Артамонов работает с понятиями массовая литература и рассматривает позиционирование автора издателями, стратегии удержания высокой популярности автора.
В работе З. С. Антипиной «Литературная репутация и творчество В.В. Каменского в историко-культурном контексте 1920-1930-х годов» вводится понятие «литературный статус», функционирующее как репутация. Понятие «литературный статус» используется для обозначение локальной репутации, а не канонической.
В работе И. В. Львова «Литературная репутация Ф. М. Достоевского в США» анализирует влияние на репутацию академического сообщества на примере взаимодействия реноме Достоевского и американского литературоведения.
В работе «Струйский и проблема литературной репутации» В. Н. Попова говорит о формировании репутации в России XVIII века. Автор анализирует причины поляризации отзывов об авторе при жизни и в наши дни.
Третья группа представлена публикациями исследователей, работающих с вопросами социологии литературы в целом и литературных репутаций в частности. Одним из важнейших теоретиков социологии литературы является Пьер Бурдьё.
В работе «Поле литературы» П. Бурдьё определил окружающую нас общественную реальность как совокупность социальных полей. Социальное пространство является выражением силовых отношений между полями, их агентами и институциями. Основными участниками поля литературы выступают производители и потребители литературы: авторы, издатели, критики, читатели, педагоги, библиотекари. Также важную роль в функционировании поля играют агенты из соседствующих полей. Так, введение цензурных ограничений значительно влияют на литературную систему - это пример влияния поля политики на литературу. Силовые отношения между участниками поля преследуют цель - занять доминирующую позицию путем присвоения власти (капитала). Капитал в этой теории разделяется на три вида.
1. Экономический. Этот вид капитала непосредственно и напрямую
конвертируется в деньги и институализируется в форме прав собственности.
2. Культурный. Может выступать в трех состояниях: инкорпорированное (накопление суммы знаний, навыков в процессе работы над объектом инвестиций), объективированное (предметы - письменные документы, картины, памятники инструменты), институализированное (социально легитимное закрепление объема капитала (сертификаты, дипломы, титулы и т.п.).
3. Социальный. Совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институализированных отношений взаимного знакомства и признания.
Также у П. Бурдьё фигурирует понятие символического капитала - «капитал в любой его форме, представляемой (т.е. воспринимаемой) символически в связи с неким знанием или, точнее, узнаванием или неузнаванием» , противопоставляемый материальному по форме его закрепления.
Исследователь П. Бурдьё определяет литературу как поле культурного производства. Здесь сильна система конвертации этого вида капитала в другие: материальный (авторские гонорары, выручка с продажи книг, инвестиции в литературные премии) и символический (наделение текста и его автора определённым статусом). Именно «власть называть и быть названным» является основной конкурентной целью для агентов поля литературы.
В конце XX века группа отечественных исследователей - Б. В. Дубин, Л. Д. Гудков, А. И. Рейтблат и пр. - запустили проект формирования нового взгляда на социологию литературы. Первая работа, написанная в соавторстве Б. В. Дубина и Л. Д. Гудкова, «Литература как социальный институт» вышла в свет в 1994 году. В ней были изложены основы социологического понимания литературы, функции устного и письменного, литературных канонов и основных ролей литературной системы. Другая важная публикация, «Как Пушкин вышел в гении» за авторством А. И. Рейтблата, посвящена инструментам продвижения автора в литературной системе первой половины XIX века. Несмотря на то, что работа сосредоточена на конкретном периоде существования русской литературы, в этой книге А. Рейтблат дает общее для литературной репутации понятие: «представления о писателе и его творчестве, которые сложились в рамках литературной системы и свойственны значительной части ее участников» .
Понятие репутация относится к символическому капиталу. Пьер Бурдьё писал: «Производителем ценности книги или картины является не автор, а поле производства, которое, в качестве универсума веры, производит ценность произведения искусства как фетиша, продуцируя веру в творческую силу автора» . Здесь автор называет один из признаков репутации - она определяется участниками поля. В статье «Социология репутаций» Пьер-Мари Шовен, продолжатель школы П. Бурдьё, описывает другие ее признаки: «Репутацию можно определить как социальную репрезентацию, разделяемую большинством, носящую временный и локальный характер, ассоциирующуюся с определенным именем и основывающуюся на более или менее влиятельных и более или менее формализованных социальных оценках» . В данном понятии раскрываются следующие существенные принципы функционирования репутации:
Во-первых, существование репутации возможно только в обществе, нельзя называть единичное мнение репутацией. Социальная репутация задается доминирующей (признаваемой большинством) в поле группой.
Во-вторых, временный и локальный характер репутации подразумевает ее гибкость. Один и тот же субъект устанавливает каналы коммуникации с разными группами. Каждая из них формирует взгляд на субъект, исходя из собственных ценностей, критериев оценивания и системы присвоения наград.
В -третьих, понятие репутации применимо только к имени собственному (персона, товарный знак, компания). Здесь же актуализируется понятие «трансфер репутации», согласно которому репутация может переходить с одного субъекта на другой. Так, мнение о единичном субъекте может быть сформировано за счет репутации группы, к которой он принадлежит.
В научный оборот вводится материал, связанный с изданиями произведений Вен. Ерофеева в 1970-2022-х гг. (эмпирический материал). В данном исследовании впервые анализируется динамика репутации Венедикта Ерофеева в аспекте издательских стратегий. В этом заключается новизна исследования.
Цель - определить роль и место издателей при конструировании литературной репутации Вен. Ерофеева в 1990-2022-х гг.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Собрать и систематизировать эмпирический материал (видо -типологические характеристики изданий, содержание, тираж и проч.), дающий представление
о количественных и качественных характеристиках изданий Вен. Ерофеева;
2) Реконструировать процесс вхождения произведений Вен. Ерофеева на отечественный и зарубежный книжный рынок (1990-2020-х гг.);
3) Выявить, проанализировать, систематизировать и обобщить сведения об издательских стратегиях публикации произведений Вен. Ерофеева;
4) Выявить роль, место, степень влияния института издателей на формирование литературной репутации Вен. Ерофеева.
Объектом исследования является издания сочинений Вен. Ерофеева на российском книжном рынке (1990-2022 гг.). Предметом исследования являются издательские стратегии и их влияние на литературную репутацию Вен. Ерофеева.
Материалом исследования являются издания произведений Вен. Ерофеева, выпускаемые в 1990-2022-х годах.
В работе используются как общенаучные методы, так и специальные. К общенаучным относятся: описание, количественный анализ, дескрипция, синтез, обобщение; к специальным - структурно-типологический, тематико-аналитический, метод редакторского анализа и методы социологии литературы (Б. В. Дубина , Л. Д. Гудкова , А. И. Рейтблата , П. Бурдьё ). Алгоритм анализа материала в свете идей социологии литературы опирается на статью Б. В. Дубина и Л. Д. Гудкова «Образ книги и ее социальная адресация». В этой статье авторы анализируют семиотические, социальные, семантические нормы подачи текста (выраженные видо-типологией издания, его составом и материальной конструкцией), адресуемые различным социальным группам (целевому назначению).
Практическая значимость исследования заключается в формировании представления о репертуаре издательских стратегий, которые влияют на литературную репутацию писателей.
При изучении репутаций, в большинстве своем исследователи отдают предпочтения другим агентам литературного поля (литературным журналам, критикам, самому автору).
Освещение роли издателя позволит составить комплексный взгляд на функционирование литературной системы в отношении авторской репутации.—В этом заключается теоретическая значимость исследования.
Промежуточные результаты исследования были представлены на IX Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (2022), IV Международной научно - практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем» (2023) и семинарских занятиях в рамках курса «Научно-исследовательская работа».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении сформулированы и обоснованы проблема и ее актуальность, сформулирован обзор истории вопроса, объект и предмет исследования, его цели и задачи, обозначен исследуемый материал, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, методы, сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе рассматриваются отечественные и зарубежные стратегии издания произведений Вен. Ерофеева в 1970-1980-х гг., описывается трансформация книжного рынка 1990-х гг., издательские стратегии этого периода и их роль в конструировании реноме писателя.
Вторая глава посвящена динамике литературной репутации Вен. Ерофеева в 2000-2022-х гг. на материале отечественного книжного рынка. Выявлены отличительные черты книжного рынка 2000-х годов, рассматриваются публикации как произведений Вен. Ерофеева, так и издания о нем, жанры: нон-фикшн и научные публикации.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы и перспективы дальнейшего изучения темы .
В работе используются термины «издание», «переиздание», «доп. тираж». Обратимся к словарю-справочнику А. Э. Мильчина для их уточнения .
Издание - издание книги (произведения), которая ранее данным изд-вом не выпускалась, а если выпускалась ранее другим изд-вом, то выходит в новом оформлении и содержит иные изменения по сравнению с изданием, выпускавшимся другим изд-вом.
Переиздание - повторный выпуск издания, уже выпускавшегося данным изд-вом.
Допечатка тиража, или доп. тираж, - изготовление вскоре после сдачи осн. тиража в книготорговую сеть в пределах того же календарного года заранее не планировавшегося, в отличие от завода, доп. тиража в связи с неудовлетворенным спросом.
Изучение деятельности издательств вне узких рамок представления о них, как только посредников коммуникации между читателем и писателем, позволяет выявить их не последнюю роль в формировании и структурировании культурного поля.
Издательства выступают как медиа не только между литературой и читателем, но и литературой и политикой, литературной и образованием и т. д. Официальное книгоиздание отражает легитимную литературу. Кроме того, издательства играют роль агентов, ответственных за введение новых имен в литературное пространство. Они имеют право «называть и быть названными» путем публикации автора или отказа в ней. Издатели также принимают участие в структурировании литературного пространства: от объединительных принципов сборников и их номинации до маркетинговой стратегии продвижения отдельного автора. Издатели обладают властью формировать ценность того или иного автора, а также адресовать его произведения разным читательским аудиториям. Наконец, они определяют образ произведения за счет наделения его «физической формой»: за счет оформления и содержания того или иного издания транслируется тот или иной образ.
Роль института издателей может изменяться, уменьшаться или возрастать в разные периоды: в XIX веке ведущая роль принадлежала издателям журналов, большую часть ХХ века - политике. В рассмотренный период (1990-2022 гг.) отмечается рост роли книжных издательств ввиду либерализации общества и перехода на рыночную экономическую систему. Однако, за последние тридцать лет издательства обретали разные смысловые оттенки выполнения роли в силу внешних причин: экономические и демографические факторы, развитие маркетинга и развитие креативной индустрии, технический прогресс, повлекший цифровизацию и аудилизацию изданий, внедрение рыночной экономики и усиление роли законов рынка.
Издательские стратегии 1990-х годов можно назвать стихийными. В это время издательствам пришлось адаптироваться к рыночной экономической системе. Привлекательность книжного бизнеса (советская издательская система оставила после себя «книжный голод») и низкий порог вхождения на рынок привели к увеличению числа издательств и, как следствие, репутационных оптик. Популярность получила стратегия публикации сборников и альманахов - вопрос осмысления «неофициального» литературного наследия СССР оставался актуальным. Каждое издание выбирало свой смысловой оттенок для объединения авторов - политически статус, период творчества, жанр. Однако самой выгодой стратегий оставалась публикация одним изданием того, на что существует большой спрос.
В 2000-х гг. на издательском рынке усиливается роль конкуренции. Одним из последствий этого стало сегментирование рынка. В это время работа с целевой аудиторией и разработка индивидуальных стратегий становится критически важными для издательств. Несмотря на высокое разнообразие издательских стратегий, усиление роли авторского право создает ситуацию, в которой репутация на протяжении несколько лет зависит от издательства-правообладателя. Отмечается тенденция к гомогенизации книжных продуктов, которая вступает в противоречие с целями культурных издательств.
В 2010-2022 гг. фактором, определяющим развитие издательского рынка, становится экономическая сторона издательского дела. Часть издательств, попавших в кризисную ситуацию, образовывает издательские холдинги и развивает систему импринтов. Часть издательств стремится к массовизации книжной продукции для снижения затрат и рисков. Работа с издательским репертуаром получает два сценария развития: увеличение количества книжных наименований и инвестиция (финансовая и символическая) в отдельные книжные проекты. Как привило, первый сценарий используется массовыми издательствами, а второй - культурными.
Особое место на книжном рынке занимают возвращенные авторы. Это те писатели, чье творчество не могло официально публиковаться в советское время, их рукописи распространяли в «самиздате» и «тамиздате». Они представляют особую ценность как представители современной русской литературы. Часть из них уже признана современными классиками и включена в школьную программу, значение другой части только проходит осмысление. Роль издателей заключается в том, чтобы ввести возвращенного автора в читательское пространство и сохранить память о нем. Однако, многие из возвращенных авторов были изданы в России и получили признание посмертно. Смерть автора значительно ограничивает инструментарий издательства: невозможность получить новику от автора или использовать его для PR.
Примером «возвращенного автора» может служить история Венедикта Ерофеева. История вхождения произведений Вен. Ерофеева в отечественное и зарубежное поле богата смыслами. С одной стороны, публикации в зарубежных и эмигрантских издательствах говорят о статусе его творчества как «неподцензурном». С другой стороны, долгое бытование рукописи в советском литературном пространстве в качестве рукописи самиздата сформировало культовый статус его поэмы «Москва-Петушки». С третьей стороны, художественный метод, который использует Вен. Ерофеев задает направление развитию отечественному постмодернизму. С четвертой - образ жизни автора и его героев воспринимаются как маргинальный.
После смерти автор теряет возможность менять свою репутацию, выстраивать новые мифы и смыслы. Зато другие участники литературного процесса активно прибегают к интерпретации автора и его произведений. Включая Вен. Ерофеева в свой репертуар, издательства обращаются к одной из граней его литературной репутации или пробуют создавать новые.
В данном исследовании, на примере истории издания Вен. Ерофеева была рассмотрена работа издательств в «возвращенным автором». Венедикт Ерофеев - культовый писатель, и сама идея культовости подразумевает бытование и оценку произведения в узком кругу представителей контркультуры. Суть этого явления вступает в противоречие с современными практиками издания произведений Вен. Ерофеева: тиражируемость и всеобщее признание.
В начале вхождения на отечественный рынок издатели обращались к индивидуальным характеристикам автора. Однако коммерциализация издательских стратегий выпуска художественной литературы подчинило способы репрезентации автора интересам книжного рынка. Если деятельность узконаправленных издательств привносило новые аспекты или качественно улучшало репутацию автора, то работа массовых издательств привела к оскудению и застою репутации Вен. Ерофеева. В данный момент качественная работа с наследием автора проводится в области разработки научных и нон- фикшн проектов, адресованных аудитории узкой, даже в рамках академического сообществам.
В ходе исследования был разработан инструментарий, с помощью которого издание может быть проанализировано на предмет адресации разным целевым аудиториям как элементу издательской стратегии.
1. Оценка издательства:
• Репутация издательства: позиционирование, миссия, PR;
• Стратегия издательства;
• Проектная цель издания.
2. Оценка издания:
• Видо-типологическая характеристика издания;
• Художественно-технические характеристики издания;
• Содержание издания;
• Оценка справочно-вспомогательного аппарата издания;
•
Обращаем ваше внимание, что при трактовке результатов также стоит учитывать экономический, политический и социальный контекст издания книги.
Перспективы исследования могут быть связанны с анализом репутационной динамики других представителей «возвращенной» литературы. Можно озвучить гипотезу о том, что издательские стратегии, употребленные издательствами для публикации авторов со схожим историческим и культурным бэкграудом, совпадают или имеют пересечения. Так, в готовящейся к публикации статье «Литературная репутация С. Довлатова и Вен. Ерофеева как результат издательских практик (на материале российского издательского рынка 1990-2010 гг.)» были подвергнуты сравнительному анализу траектории репутаций указанных авторов. Подтверждение или опровержение поставленной гипотезы может стать делом последующих исследований. Также в разработке нуждается проблема взаимосвязи стратегий оформления обложек и динамики литературной репутации автора.
1. Ерофеев, В. В. Москва-Петушки / В. В. Ерофеев // AMI. - Иерусалим, 1973. - №3. - С. 95-165.
2. Ерофеев, В. В. Василий Розанов / В. В. Ерофеев // Вече. - 1973. - № 8. - [? с.]
3. Erofeev, V. Moskwa-Petushki / V. Erofeev ; trans. Nina Karsov and Szymon Szechter. - London: Kontra, 1976. - 137 p.
4. Erofeiev, V. Moscou-sur-Vodka (Moscou-Petouchki) / V. Erofeev ; trad. du russe Annie Sabatier et Antonie Pinguad. - Paris: Albin Michel, 1976. - 207 p.
5. Ерофеев, В. В. Москва-Петушки / В. В. Ерофеев. - Париж: YMCA-Press, 1977. - 74 c.
6. Jerofejew, W. Die Reise nach Petuschki / W. Jerofejew ; transl. und Komment. von Natascha Spitz. - Munchen: Piper, 1978. - 168 p.
7. Erofejev, V. Moskov op Sterk vater. / V. Erofejev ; uit door Mieke Lindenburg. - Amsterdam: G. A. van Oorchot, 1979. - 152 p.
8. Erofeev, V. Moska, Petuski / V. Erofejev. - Ljubljana: Cankarjeva zalozba, 1980. - [? с.]
9. Erofeev, V. Moscow to the End of the Line / V. Erofeev ; translation by H.W. Tjalsma. - New York: Taplinger, 1980. - 164 p.
10. Erofeev, V. Moscow Circles / V. Erofeev ; Translation by J. R. Dorell. - London: Writers and Readers Publishing Cooperative, 1981. - 248 р.
11. Ерофеев, В. В. Москва-Петушки. - Париж: YMCA-Press, 1981. - 73 с.
12. Ерофеев, В. В. Глазами эксцентрика / В. В. Ерофеев. - Нью-Йорк: Серебряный век, 1982. - 65 с.
13. Ерофеев, В. В. Вальпургиева ночь, или Шаги командора: Трагедия в 5-ти актах / В. В. Ерофеев // Континент. - 1985. - №45. - С. 96-185.
14. Jerofejev, V. Moskva-Petuski / V. Jerofejev ; prev. Aleksandr Badnjarevic. - Novi Sad: Bratstvo-Edinstvo, 1985. - 125 р.
15. Jerofejev, V. Valpurgijska noc ili Koraci Komandorai / V. Jerofejev ; Prev. Aleksandr Badnjarevic. - Novi Sad: Bratstvo-Edinstvo, 1985. - [? с.]
...172