Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХРАМ КАК ОБРАЗ МИРА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ДОПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН

Работа №183092

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСТВО КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Культурно-исторические и догматические основания христианства 8
1.2 Храм как визуальный образ христианской картины мира 18
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА 29
XI-XVII ВВ 29
2.1 Каноны древнерусской храмовой архитектуры XI-XIII вв 29
2.2 Трансформация традиционных схем строительства культовых сооружений XV-XVII вв 42
ГЛАВА 3. ОБРАЗ НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА В ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ
ДОПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН 55
3.1 Символика внутреннего и внешнего пространства храма 55
3.2 Воплощение образа Небесного Иерусалима в знаково-символическом мире русских
православных храмов 66
Заключение 75
Список источников и литературы 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 85


Актуальность исследования. В христианской культуре храм является не только местом поклонения Богу, но и полисемантичным культурным текстом - знаково-символической системой, имеющей зримое/визуальное выражение во внешнем и внутреннем пространстве. Интенсивное строительство православных храмов исторически связано с утверждением новой монотеистической религией западно-европейского мира - христианством. Получив официальный статус государственной религии в Византии, христианство стало распространяться по другим землям и странам. Так в 988 году мировая религия была принята в качестве официальной системы вероучения и мировоззрения в культуре Древней Руси.
В русской культуре православный храм, наряду с иконописью, стал одним из уникальных феноменов, выражающим сложную систему представлений о мире и месте человека в нем, созданную посредством образов и символов религиозного искусства. В русской культуре, как и европейском мире, христианские образы и символы понимаются как воплощение Божественного (сакрального) в земном и в своем единстве составляют христианскую картину мира. Храм на русских землях нес большую смысловую нагрузку, так как был единственным доступным многим людям способом приобщения масс к религии и знакомством с основными принципами и установками православной церкви. Культовые сооружения утверждали идею соборности, получившую на Руси свою собственную национальную специфику.
При возведении объектов православной архитектуры русские мастера изначально опирались на опыт византийских зодчих, создававших подлинные шедевры архитектуры, однако с течением времени они стали не просто следовать традициям иностранных мастеров, но также использовать и собственный культурный опыт. Поэтому в эволюции русского православного храма можно наблюдать путь духовных исканий, взгляд на возведение храмов сквозь призму собственных представлений и убеждений.
Русская православная церковь явилась объединяющим началом в период татаро-монгольского нашествия, став тем стержнем, вокруг которого происходило объединение раздробленных земель и создание Московского централизованного государства. Изменение в канонах строительства и восприятия храма произошло в период XV-XVII вв., когда начал проявляться духовный кризис, итогом которого стала секуляризация культуры. Культовая архитектура перестала быть исключительно выражением идеи Церкви, она приобрела светские черты, которые нашли свое отражение во внешнем и внутреннем пространстве храма: символика перестала играть ведущую роль в оформлении, уступив место декоративному началу и стилизации. Стремление следовать западным образцам превратили культовые сооружения в сложные архитектурные ансамбли, лишенные того глубинного смысла, первоначально представляющего храм как модель мироздания.
Объект исследования. Объектом исследования выступают русские православные храмы, возведенные в период XI-XVII вв.
Предмет исследования. Предметом исследования является специфика национального варианта русской православной архитектуры допетровских времен, представляющая собой знаково-символический образ христианской картины мира. Имея в своем основании принципы и установки, заложенные греческими мастерами, русская храмовое зодчество пошло по пути модернизации классических канонов и придания им собственных смыслов. Выбрав в качестве цели создание национальных архитектурных традиций, русские мастера подвергались влиянию культурных ситуаций, что привело к изменению мировоззренческих установок, отразившихся в оформлении внутреннего и внешнего пространства храма.
Проблема исследования. Проблемой данного исследования является определение контекстов/линий трансформации визуального выражения храма как образа мира в православной архитектуре допетровских времен (вследствие изменения культурных установок в русском обществе).
Цель исследования. В соответствии с поставленной в работе проблемой доказать, что русская храмовая архитектура в своем художественном и культурно-смысловом статусе является не просто технологией строительства культового сооружения, но и полисемантичным текстом и визуальным знаком духовной культуры, который выражает ключевые образы христианской картины мира и требует системной интерпретации.
Задачи исследования. В рамках данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить культурно-исторические основания храмового зодчества;
2. Определить основные каноны строительства русской культовой архитектуры XI-XVII вв.;
3. Репрезентировать центральный образ (образ Небесного Иерусалима) христианской картины мира сквозь призму совмещения культурных контекстов - через специфику градостроительства и знаково-символического мира православных храмов.
Степень разработанности проблемы. Ученые уже не один век на разных уровнях занимаются изучением русской православной культуры и архитектурой в частности. В основу данного исследования легли труды, написанные в рамках культурологического, философского, искусствоведческого и религиоведческого знания, в которых рассматриваются истоки христианских мировоззренческих установок, история становления и развития православной архитектуры, а также образно-символическая система православных храмов. Таким образом, анализируемую литературу можно разделить на несколько групп источников.
К первому корпусу - разделу научной литературы отнесены работы, в рамках которых исследуется эволюция христианства и роль христианской религии в становлении русской культуры как типа культурной идентичности. Основу данного раздела научной литературы составляют труды Кондакова И.В., Березовой Л.Г., Берляковой Н.П., Гаврилиной Л.М., Каждан А.П., Муравьева А.В., Сахарова А.М., Лихачева Д.С.
Ко второй группе источников отнесены оригинальные исследования, связанные с анализом этапов становления и развития русского храмового зодчества в контексте проявления стилевой национальной специфики: в числе этих трудов - работы Раппопорт П.А., Комеча А.И., Пилявского В.И., Тица А.А., Лифшиц Л.И.
Третью группу источников составляют труды исследователей, основу размышлений которых представляет рассмотрение пространства храма как символьной системы. Это работы Вагнера Г.К., Протоиерея Льва (Лебедева), Комеча А.И., Новицкого А.П., Бобкова К.В., Шевцова Е.В.
Четвертую группу представляют оригинальные авторские исследования, посвященные интерпретации образа Небесного Иерусалима в русской культуре. Это труды Мокеева Г.Я., Кудрявцева М.П., Лидова А.М., Бусевой-Давыдовой И.Л.
Кроме того, в рамках исследования происходило обращение к текстам Ветхого и Нового Заветов, энциклопедиям Всеобщая история архитектуры и Всеобщая история искусств, а также учебному пособию Христианство и религии мира.
Методология. Для осуществления поставленной цели и задач автор исследования использовал междисциплинарную методологию, в рамках которой были использованы элементы культурологического, искусствоведческого и религиоведческого анализа.
В рамках культурологического подхода был использован аналитический метод, рассматривающий причины возникновения и развития храмовой архитектуры. Также был применен исторический метод анализа, благодаря которому были выявлены истоки храмового зодчества и хронологически проанализирована история создания основных храмов допетровского периода.
В рамках искусствоведческого анализа был использован описательно-классификационный метод, характеризующий основные типы и архитектурные традиции христианских храмов, а также основные произведения, созданные русскими и византийскими мастерами на русских землях. Примененный сравнительный метод помог сопоставить храмы, возведенные на русских землях в разных княжествах и выделить их стилистические черты. Также проведено сравнение традиционных схем строительства культовых сооружений, возведенных в период Древней Руси и XI-XVII вв.
Научная новизна. Научная новизна исследовательской работы заключается в междисциплинарном анализе идейно - стилевой специфики русского храмового зодчества и выявлении ключевого визуального архетипа - образа Небесного Иерусалима в христианской картине мира.
Положения, выносимые на защиту.
1) Христианство, как духовная основа оказало колоссальное влияние на формирование системы мировоззрения русских людей и развитие культуры Древней Руси;
2) В различных русских княжествах были выработаны собственные варианты храмостроительства, впоследствии ставшие основой для формирования национальных региональных архитектурных традиций;
3) Одним из центральных образов, нашедших выражение в русской храмовой архитектуре, стал образ Небесного Иерусалима, воплощенный не только в пространстве храма, но и в семантике градостроительства.
Теоретическая значимость результатов исследования. Материалы исследования могут выступить основой учебно-методического пособия, а также базой для дальнейшего исследования заявленной темы.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования можно использовать в качестве материала для подготовки к учебному курсу «Русская культура» и «Религия и искусство».
Апробация. Положения дипломной работы были апробированы в рамках XXVIII Дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия, проходивших 1-31 мая в г. Томске. Был сделан доклад по теме дипломной работы «Соборность в храмовом искусстве: храм Христа Спасителя и Спас на Крови».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит два параграфа, в которых представлены культурно-исторические основания развития храмовой архитектуры, а также представления о храме как визуальном образе картины мира. В двух параграфах второй главы выявляются основные каноны древнерусской церковной архитектуры, и описывается трансформация традиционных схем строительства культовых сооружений XVI-XVIII вв. В третьей главе, состоящей из двух параграфов, содержится описание символики внешнего и внутреннего пространства православного храма, а также выявление ключевого образа русской архитектуры - образа Небесного Иерусалима и его выражение в градостроительстве и пространстве храма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках дипломной работы было обращено внимание к проблеме трансформации визуального выражения храма как образа мира в православной архитектуре допетровских времен (вследствие изменения культурных установок в русском обществе). Цель исследования заключалась в попытке доказать, что русская храмовая архитектура это не просто технология строительства сооружения, но и визуальный знак духовной культуры, который выражает ключевые образы картины мира. В ходе исследования были получены следующие результаты.
В первой главе «Христианство как идейная основа культуры» были проанализированы культурно-исторические и догматические основания христианства. Храмовая архитектура занимает особое место в церковном искусстве. В ней выражены символические образы христианства, которые являют собой видимый образ высоких духовных истин, образ догмата о Церкви. Главную идею храма определяет его представление как Царства Христова - Церкви, которая способна соединить все пределы мира. Первообразами храма являются три культовых сооружения, описанных в текстах Библии - скиния, Иерусалимский храм и Сионская горница. Именно в них были отражены первые принципы храмостроительства и понимания храма, а именно, разделение пространства на части, устройство священного места - алтаря, представление о том, что все сооружение должно восприниматься как место присутствия Бога.
Также в рамках главы была представлена христианская картина мира, основанная на принципе дуального восприятия мира, в котором соединяются мир земной (грешный) и небесный (праведный). Вся земная жизнь человека с приходом христианства приобрела линейную направленность, что обусловило возникновение представлений о конце света и Страшном суде в конце истории. Воплощением нового видения мира становится храм, в котором зрительно-символическим образом выражается модель Вселенной, созданная в соответствии с Божьим промыслом. Все пространство храма, равно как и мира, подчинено строгой иерархии, которая поддерживается особой христианской символикой, отражающей основные установки Церкви. В числе таких символов рыба, виноградная лоза, хлебные колосья. Наиболее полно христианское представление о мироустройстве было представлено в пространстве Софийского собора в Константинополе, где весь мировой порядок был показан как созданный Логосом - Софией.
Во второй главе «Эволюция русского православного храма XI-XVIII вв.» проведены исследования русской храмовой архитектуры, проанализированы основные типы храмов и каноны храмового зодчества на Руси. Пришедшие из Византии вместе с верой традиции возведения культовых сооружений получили широкое распространение и развитие на русских землях, став основой для формирования собственных стилистических черт. С распространением религии по Руси, постепенно выделяются региональные традиции храмостроительства. В контексте исследования рассматриваются три центра - Киевское, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжества, в которых воплощенный в храмовой архитектуре образ мира получил наиболее яркое выражение.
Татаро-монгольское иго стало причиной прекращения массового возведения храмов на русских землях, как итог происходит разрыв со сложившимися архитектурными традициями и отсутствию квалифицированных мастеров. Тенденция к возрождению храмостроительства наблюдается лишь к концу XV века, что связано со стремлением сформировать единый архитектурный стиль для всех княжеств. Его основой выступили архитектурные традиции владимиро-суздальских земель, в частности Успенский собор.
Говоря об изменении культурных установок в русском обществе стоит, прежде всего, отметить, развитие концепции, предложенной старцем Спаса-Елеазарова монастыря Филофеем «Москва - третий Рим». Смысл данной идеи заключался в понимании Руси как последнего оплота православия и возведении Москвы в статус духовной столицы православного мира. С распространением теории связано увеличение числа возводимых храмов и поиск новых вариантов воплощения в камне модели мира.
Поиск новых форм в храмовом строительстве привел к обращению мастеров к традициям деревянной архитектуры, что нашло выражение в появлении шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском), возводимых на Руси до 1652 года.. Новые тенденции в храмостроительстве также связаны с приглашением на русские земли итальянских архитекторов, которые привнесли в культовую архитектуру элементы собственных культурных традиций. Наиболее яркими примерами являются Успенский и Архангельский соборы Соборной площади Московского Кремля, где виден синтез русской и итальянской архитектуры.
Наивысшей точкой расцвета русского храмового зодчества можно считать Покровский собор, возведенный в XVI веке в честь взятия Иваном IV Казани. Данное сооружение выделяется из массы культовых построек созданных в этот период, прежде всего, своей составной композицией (церковь - это девять самостоятельных храмов, собранных воедино), а также тем, что это первая сознательная попытка русских зодчих создать подобие Града Небесного в Московской Руси.
В последующий годы поиск новых форм храма, в большей части, не осуществлялся. Акцент ставился на декоративное оформление как внешних, так и внутренних форм, что привело к появлению таких архитектурных направлений, как русское узорочье и нарышкинское барокко. Данные процессы были связаны с ослабеванием влияния Церкви на общественное сознание, секуляризацией церкви, возрастанием интереса к отдельной личности. Все это стало причиной отхода от традиционных канонов возведения храмов, обращению к западноевропейскому опыту и созданию храмов по типу гражданских построек.
В третьей главе «Образ Небесного Иерусалима в церковной архитектуре допетровских времен» исследовался знаково-символический мир русского православного храма и воплощенный в нем образ Небесного Иерусалима. В ходе исследования были выявлены основные части храмового пространства - притвор, наос и алтарь, описано их назначение и сакральные смыслы. Созданные крестово-купольные храмы в своем устройстве отражают основные установки и принципы Церкви, помогают верующим духовно покинуть мир земной и постичь мир горний.
Наиболее полно в пространстве храма был воплощен образ Небесного Иерусалима - священного города, который, согласно представлению Иоанна Богослова, должен снизойти на землю в конце ее истории. Первые попытки найти зримое выражение его формам были предприняты еще в Византии: мастера искали тип храма, который был бы способен отобразить ключевые элементы христианской догматики, в частности, стать выражением рая. Продолжение эта тенденция нашла в русской храмовой архитектуре, а также в представлении о Руси как воплощении образа Града Небесного. Эта установка стала одной из ведущих тем русского религиозного сознания X-XVII вв.
Так в Киевском княжестве понимания образа Небесного Иерусалима было заключено в главном храме Киева - Софийском соборе. Структура собора воспроизводит модель Вселенной, в которой выражен смысл человеческого бытия, а алтарная часть является олицетворением синтеза земного и небесного в пространстве храма.
Владимиро-Суздальское княжество представило свой вариант трактовки образа Небесного града. В представлении владимиро-суздальских мастеров образ Града Божьего был воплощен в храме с геометрически правильным квадратным основанием, что повторяло идею Иоанна Богослова о граде, квадратном в плане и обнесенном высокой стеной. В декоративной стилизации фасадов также представлен образ Небесного града. Аркатурно-колончатый пояс, опоясывающий фасады строений, является символическим изображением стен града Небесного, а каменные лики у основания пояса как воплощение Ангелов над вратами Горнего Иерусалима. В белокаменной резьбе, украшающей стены Дмитриевского собора во Владимире и храма Покрова на Нерли, встречается повторяющийся образ царя Давида, восседающего на престоле. В контексте понимания храма как образа Небесного Иерусалима его можно воспринимать как воплощение образа Христа-Пантократора.
В период Московского государства образ Небесного Иерусалима получает свое воплощение не только в пространстве храма, но и в градостроительстве. Так комплекс Московского Кремля начинает трактоваться как храм под открытым небом, где собор Василия Блаженного понимался как алтарь, при этом и сам был зримым выражением образа Небесного Иерусалима. Именно в этом сооружении, столь нехарактерном для русской культовой архитектуры был представлен священный город, в котором выражено единство русского народа, объединенного в целое любовью к Богу и друг другу.
Еще одним примером воплощения образа Небесного града является созданный в XVII веке по замыслу московского патриарха Никона Ново-Иерусалимский монастырь. Данный комплекс содержит не только небесный образ святого града, но и его земное воплощение - исторический Иерусалим. На территории монастыря и за его пределами должны были быть воспроизведены святые места Палестины, а центром всей застройки стать Воскресенский собор, построенный в соответствии с иерусалимским храмом Гроба Господня.
Таким образом, в работе был проведен междисциплинарный анализ русских православных храмов, возводимых в период XI-XVII вв., в которых нашел свое выражение христианский образ мира. Также на примере ключевых сооружений допетровского периода было показано, что русские мастера стремились воплотить в своих сооружениях образ священного города Небесного Иерусалима, данного в Откровении Иоанна Богослова.



1. Алпатов М.В. Искусство Древней Руси: Памятники XI-XVII вв. - М., 1969 - 114 с.
2. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и пришествии Его к нам во плоти. [Электронный ресурс]: URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2595 (дата обращения 24.03.2018)
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990 - 175 с.
4. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. М., 2002 - 280 с.
5. Блаженный Августин. О различных вопросах. [Электронный ресурс]: URL: http://www.k-istine.ru/library/avgustin_avreliy-39.htm#3(дата обращения 1.05.2018)
6. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М.:ТОО "ИЗАН", 1996. - 312 с., 64 с. ил.
7. Большаков В. П., Володина Т. В., Выжлецова Н. Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии / Под ред. В. П. Большакова. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 192 с.
8. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М.: Искусство, 1988 - 380 с.
9. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви/ С.Н. Булгаков. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 560 с.
10. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. Т. 47. М., 1986. С. 163-181.
11. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1993. - 256с.
12. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство, 1993. - 256 с.
13. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Том 1. М.: АН СССР, 1961. - 588 с.
14. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Том 2. М.: АН СССР, 1962. - 566 с.
15. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века. Под ред. Ю.С. Ярамова. М.: Стройиздат, 1966. - 465 с...90



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ