Введение 5
1 Теоретические основы проблемы концептологии в современной
лингвистике 9
1.1 Сущностная характеристика лингвоконцептологии 9
1.2 Понятие «концепт» в современной лингвистике 13
2 Концепт «handmade» в американском варианте английского языка 18
2.1 Американский вариант английского языка 18
2.2 Анализ концепта «handmade» на материале словарных, научных статей и художественной литературы в американском варианте английского языка.25
3 Разработка серии внеурочных занятий по обучению лексике английского языка, связанной с концептом «handmade» в средней школе 35
3.1 Анализ серии внеурочных занятий по обучению лексики английского
языка, связанной с концептом «handmade» в средней школе 35
3.2 Диагностика эффективности работы по обучению лексики, связанной с
концептом «handmade» 51
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение
На сегодняшний день английский язык является общепризнанным языком международного общения. На этом языке говорят и пишут сотни миллионов людей различных национальностей. Английский язык считается языком современного бизнеса, науки, делопроизводства, информационных технологий и, конечно же, общения. Более миллиарда людей говорят и стремятся говорить на английском языке, поскольку он является наиболее изучаемым языком в мире.
Английский язык представлен несколькими вариантами, среди которых особое место отводится американскому варианту, поскольку он считается наиболее удачливым соперником британского. Это обусловлено, прежде всего, тем, что американский английский рассматривается как наиболее чистый, в результате формирования этого языка были отброшены все диалектные отличия британского варианта английского языка, хотя и в американском английском есть свои диалектные различия.
Более того, в целом ряде сфер жизни и деятельности человека - в области материальной культуры, экономики и финансов, образования и здравоохранения и многих других областях - американский вариант все шире распространяется во всем мире и имеет тенденцию к вытеснению британского варианта, в связи, с чем более детальное изучение отличительных особенностей данного языка приобретает все большую актуальность. Актуальность получает и смещение ориентира исследований различных аспектов английского языка с британского варианта в сторону американского.
Наряду с этим, в последнее время исследователей все больше привлекает лингвоконцептология, активно развивающаяся на стыке лингвокультурологии, давшей мощный толчок для развития культуроведческого направления в современной методике, и когнитивной лингвистики. Основной целью лингвоконцептологии является описание названных в языке концептов лингвистическими средствами. В качестве одного из основных объектов исследования лингвоконцептологии выступает «концепт», который и представляет особый интерес для современных лингвистов, о чем свидетельствует количество публикаций, освещающих данный вопрос [4, 7, 8, 9, 14, 15, 17, 18, 19,20, 23].
Вместе с этим проблема концептуализации явлений реальной действительности является одной из ключевых проблем современной лингвистики.
Другим аспектом проблематики избранной нами темы исследования нам представляется следующее. Известным является тот факт, что досуг является одним из важнейших компонентов жизни большинства людей. Более того, чаще всего, досуг выступает в качестве основополагающего при определении качества жизни человека. Дело в том, что досуг современного человека представляет собой время, которое распределено между различными видами деятельности, направленными на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей. Благодаря досугу у человека появляются широкие возможности, а именно, отдыхать и восстанавливать силы, а также саморазвиваться и самосовершенствоваться. Именно поэтому, роль, отводимую в жизни человека досугу, невозможно оспорить.
В последнее время в современном американском обществе все большую популярность приобретает такой вид досуга как handmade (хэндмейд). Для США хэндмейд является одним из серьезных видов досуговой деятельности. Более того, этот вид деятельности представлен разнообразными формами, материалами техниками изготовления.
В результате исследований, проводимых с целью изучения специальной американской литературы, то есть методических рекомендаций по хэндмейку и журналов по хэндкрафту, было установлено, что слово хэндмейд (handmade) является не просто лексической единицей, а
репрезентирует самостоятельный концепт со своими отдельными составляющими.
О значимости хэндмейда в Америке свидетельствует тот факт, что о нем рассказывается в СМИ, создается огромное количество специальных сайтов и даже снимаются фильмы. Например, в 2009 г. вышел фильм "Handmade Nation" («Нация хэндмейда»), в котором рассказывается о повальном увлечении американцев данным видом досуга.
Таким образом, хэндмейд в Америке - один из наиболее распространенных видов серьезного досуга. Целью занятия хэндмейдом для одних авторов может выступать хобби и успокоение, в то время как другие хэндмейкеры видят в данном виде досуговой деятельности финансовую прибыль.
Всеми вышеназванными обстоятельствами и объясняется выбор темы исследования «Концепт «handmade» и его выражение в американском варианте английского языка».
Объектом исследования - американский вариант английского языка.
Предмет исследования - выражение концепта «handmade» в американском варианте английского языка.
Цель исследования - проанализировать концепт «handmade» в американском варианте английского языка на материале современных словарей, статей и современных литературных произведений и выявить возможности изучения данного концепта в рамках школьного иноязычного образования.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей американского варианта английского языка, рассмотреть отличительные особенности американского варианта английского языка от британского варианта.
2. Изучить различные подходы к определению понятия «концепт» в современной лингвистике.
Проделанная работа позволила сделать нам следующие выводы:
1. Изучение сущностной характеристики лингвоконцептологии позволило установить, что лингвоконцептология занимается изучением культурных концептов языка, которые выражены в предметной вещественной форме. В качестве объекта исследования лингвоконцептологии выступает этнический менталитет носителей определенных естественных языков, который рассматривается в рамках лингвоконцептологии как совокупность групповых поведенческих и когнитивных стереотипов. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что концепт является ключевым понятием в лингвоконцептологии и заслуживает более детального изучения.
2. Изучение подходов к определению понятия «концепт» позволяет говорить о том, что самих подходов существует достаточно много. Наблюдаются различные точки зрения, которые просматриваются в каждом из подходов (основанные на выделении автором подхода определенных сущностных признаков). В них прослеживают общие характеристики концепта, а именно: тесная связь концепта с культурой; вхождение концепта как составляющего компонента в человеческое сознание; формирование концепта на основании полученных человеком знаний и опыта.
В рамках данной работы был разделены подходы к определению понятия «концепт», предложенные В.И. Карасиком и С.Г. Воркачевой, согласно которым концепт может быть представлен как единица лингвокультурологии, многомерное образование, отражающее знания и опыт отдельной личности и лингвокультурного сообщества в ментальном пространстве.
3. Были рассмотрены особенности американского варианта языка, что позволили прийти к выводу о том, что американский вариант английского языка был сформирован на базе британского варианта английского языка, однако претерпел определенные изменения, вызванные влиянием носителей других языков, приезжающих в Северную Америку наряду с британскими колонистами. Эти изменения обуславливают особенности американского варианта английского языка, позволяющие отличать его от британского варианта английского языка. Особенности прослеживаются на всех уровнях: фонетическом, грамматическом и лексическом.
4. Анализ концепта «handmade» в американском варианте английского языка, осуществлённый на материале словарных, научных статей и художественной литературы в американском варианте английского языка, позволил прийти к выводу о том, что лексема, репрезентующая концепт «handmade», имеет большое количество синонимов, к числу которых относятся handicraft, arts, arts and crafts, needlework и т. п. Это в целом свидетельствует о том, что понятийный компонент концепта«Ьапбшабе»связан с такими определениями, как «искусство», «рукоделие», «ремесло», «декоративно - прикладное искусство» и т.д.
Также было установлено, что существует огромное количество видов и разновидностей рукоделия, которые относятся к handmade, а именно: felting wool, knitting and embroidery, all kinds of handicrafts made of stone, glass, polymer clay, wood or leather, soft toy, wall panels made of natural materials, designer dresses and accessories и т.д.
Несмотря на то, что в последнее время handmade получил широкое распространение как возможность дополнительного дохода, для американцев handmade остается, прежде всего, способом получения определённого удовольствия и самореализации через творчество: благодаря «handmade» появляется возможность развиваться в творческим направлении и проявлять творческие способности. Handmade позволяет человеку отвлечься от насущных проблем, успокоиться и в то же время рационально использовать время, обретать друзей, укреплять родственные связи.
В целом анализ концепта «handmade» позволил прийти к выводу, что на сегодняшний день handmade является неотъемлемой частью жизни американцев, о чём свидетельствует анализ произведений современных американских писателей, относящихся к поджанру «уютный детектив», описывающих жизнь рядовых американцев, в котором handmade отводится одна из ведущих ролей.
В целом, анализ концепта «handmade», а также определение его роли в жизни американцев, позволяет говорить о необходимости обучения лексики, связанной с концептом «handmade»^ уроках и внеурочных занятиях английского языка.
5. В рамка данной работы была разработана серия внеурочных занятий по английскому языку для обучающихся 6 класса, направленная на обучение лексики, связанной с концептом «handmade». Всего было разработано 9 занятий. Перед тем, как познакомить учащихся с «handmade>m его разновидностью, учащимся было предложено пройти тест по теме «handmade». Этот тест был направлен на выявления уровня владения словарем по теме «handmade».
Далее, на первых семи занятиях был представлен общий материал по теме «handmade», а также по таким направлениям «handmade»как вязание спицами (knitting), вязание крючком (crochet), квиллинг (quilling), макраме (macrame), бисероплетение (beadwork), изготовление кукол (handmade dolls). На восьмом занятии был осуществлен краткий обзор других видов handmade, не представленных более детально на предыдущих внеурочных занятиях. На 9 занятии с целью подведения итогов проделанной работы, учащимся было предложено повторно пройти тест по теме «Handmade».
6. Сопоставление результатов тестирования, полученных на констатирующем и контрольном этапах, позволили прийти к выводу о том, что целенаправленное обучение лексики (в том числе и обозначающей концепт «handmade») позволяет увеличить словарный запас у учащихся, пополнив его необходимыми лексическими единицами.
Афанасьева, Н. Н. Морозова. - Москва : Дрофа, 1999. - 265 с.
2. Апресян, Ю. Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1995. — Т.2. - 767 с.
3. Аракин, В. Д. История английского языка: учебное пособие / В. Д. Аракин. - Изд. 2-е. - Москва : Физмалит, 2003. - 272 с.
4. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность : От теории словесности к структуре текста: Антология: науч. изд. / под общ. ред. В.П. Нерознака. - Москва, 1997. - С. 267¬279.
5. Бархударов, Л. С. Грамматика английского языка : учебник / Л. С. Бархударов, Д. А. Штелинг. - Изд. 4-е, испр. - Москва : Высшая школа, 1973. - 245 с.
6. Виноградов, В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы : науч. изд. / В. В. Виноградов. — Москва : Наука, 1980. - 432 с.
7. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт : становление антропоцентричекской парадигмы в языкознании /
С. Г. Воркачев // Филологические науки - 2001. -№1. - С. 64-72.
8. Воркачев, С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С. Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика - 2002. - №4. - С. 76-83.
9. Воркачев, С. Г. Постулаты лингвоконцептологии : науч. изд. / С. Г. Воркачев; под. ред. В. И. Карасик, И. А. Стернин. - Волгоград : Парадигма, 2005. - 325 с.
10. Евдокимов, М. С. Краткий справочник американо - британских соответствий / М. С. Евдокимов, Г. М. Шлеев. - Москва : Флинта,
2000. - 96 с.
11. Карасик В. И. Культурные концепты : проблема ценностей / В. И. Карасик // Языковая личность : культурные концепты: сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 1996. - С. 3-16.
12. Карасик, В. И. Лингвокультурный типаж : к определению понятия : сб. науч. тр. / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2005. - 310 с.
13. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов // Язык и личность: сб. науч. тр./ - Москва, 1989. - С. 3-8.
14. Кубрякова, Е. С. Концепт / Е. С. Кубрякова // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. Ред. Е. С. Кубряковой. - Москва : изд-во МГУ, 1996. - С. 90-93.
15. Кушнир, О. Н. Эпистемологические основания лингвоконцептологии / О. Н. Кушнир // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере : материалы VII Всероссийской научно - теоретической конференции (Сыктывкар, 28 марта 2008 г.). В 3-х ч. — Сыктывкар : КРАГСиУ, 2008. — Ч. III. — 243с.
16. Красавский, Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах : монография / Н. А. Красавский. - Волгоград : Перемена, 2001. - 495 с.
17. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста : антол. / Ин-т народов России [и др.]; под общ. ред. В. П. Нерознака. - Москва, 1997.- С. 280-287.
18. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. А. Маслова. — Москва : Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
19. Мурзинова И. А. Лингвокультурные типажи : признаки,
характеристики, ценности: коллективная монография / И. А.
Мурзинова; под ред. О. А. Дмитриевой. — Волгоград : Парадигма, 2010. — 228 с.
20. Серебренников Б. А. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований : монография / Б. А. Серебренников; под ред. Б. А. Серебренникова. - Москва : Наука, 1973. - 319 с.
21. Охолина, И. Е. Концепт «handmade» и его выражение в американском варианте английского языка (на примере литературы cozy mystery) / И. Е. Охолина, Л. А. Петроченко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2015. - № 10 (163).- С.50-54.
22. Охолина, И. Е. Хэндмейд как одна из составляющих мегаконцепта «досуг» / И. Е. Охолина // Вестник Томского государственного педагогического университета.- Томск, 2014. - № 10 (151).- С. 178 - 183.
23. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике : монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж, 2011. - 189 с.
24. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — Москва : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 369 с.
25. Чернейко, Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени /
Л. О. Чернейко // Филологические науки -1995. -№ 4.- С.78-83.
26. Швейцер, А. Д. Различительные элементы американского и британского вариантов современного литературного английского языка : автореф. дис. ... докт. наук / Швейцер Александр Давидович. - Москва, 1966. - 24 с.
27. Швейцер, А. Д. Американский вариант литературного английского языка: пути формирования и современный статус / А. Д. Швейцер // Вопросы языкознания -1995. -№ 6. - 34 с.
28. Холодная, М. А. Интегральные структуры понятийного мышления : монография / М. А. Холодная. - Томск : Изд-во ТГУ, 1983. - 114 с.
29. Cozy Mystery [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.goodreads.com/genres/cozy-mystery
30. Ch. Rojek A handbook of Leisure Studies/ Ch. Rojek, S. M. Shaw, A. J. Veal. -New Yourk: Palgrave Macmillan, 2006. - 577 p.
31. Wood, R. Handmade Philosophy[Электронный ресурс] - Режим
доступа: URL: http: //www. robin-wood.co. uk/wood-craft-
blog/2013/12/02/handmade-philosophy/
32.15 Low-Cost Craft Hobby Ideas for Beginners [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://feltmagnet.com/crafts/15-Low-Cost-Hobby- Craft-Ideas-From-Handmade-Candles-To-Knitting