Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МАРТ 1917 - НОЯБРЬ 1920 Г.)

Работа №183086

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1 Создание Украинской Центральной Рады и Генерального секретариага 13
1.1 Предпосылки формирования новой власти 13
1.2 Установление власти Украинской Центральной Рады 14
1.3 Провозглашение УНР 18
1.4 Документационное обеспечение УЦР и Генерального секретариага 21
Глава 2 Украинская Держава 29
2.1 Приход к власти гетмана 29
2.2Структура и функции государственной власти 31
2.3 Вооруженные силы Украинской Державы 35
2.4. Документационное обеспечение управленческой политики Украинской
Державы 35
Глава 3 Создание и цели Директории УНР 42
3.1 Причины создания Директории УНР 42
3.2. Документационное обеспечение управления Директория УНР 45
3.3 Международные отношения Директории 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение А. Карта территориальных границ УНР 63
Приложение Б. Первый универсал Украинской Центральной Рады 65
Приложение В. Второй универсал Украинской Центральной Рады 66
Приложение Г. Третий универсал Украинской Центральной Рады 68
Приложение Д. Четвертый универсал Украинской Центральной Рады 69
Приложение Е. Кабинет Министров Украинской Державы 70
Приложение Ж. Законы о временном государственном устройстве Украины. 29 апреля 1918г 71
Приложение 3. Закон Украинского Государства о гражданстве и приложение к нему.
2 июля 1918г 72
Приложение И. Универсал Директории УНР об объединении Западноукраинской
Народной Республики с Украинской Народной Республикой. 22 января 1919 73


Актуальность темы обусловлена наступившим столетием начала революции и гражданской войны. В России и на Украине проявляется повышенный интерес к изучению данного явления в истории. Гражданская война продолжалась четыре года -с 1917 -по 1921 г. На Украине Гражданская война - это пример борьбы части украинского народа за политическое самоопределение и попытка сформировать свою государственность. Большое количество статьей и монографий по данной проблеме было написано в промежуток с 1991 по настоящее время. Это связано с поддержкой государственными и идеологическими институтами Украины исследований, имеющих цель воспитания в молодом поколении “национального самосознания”. В современном научном обществе интерес к этой теме продолжает расти. Основанием для этого стали недавние события, происходящие на территории современной Украины. В связи с этими событиями проводятся, параллели с Гражданской войной, которую называют «Украинской Революцией» борьбы за власть.
В ходе Гражданской войны происходило множество определяющих событий, так или иначе повлиявших на ее исход. Исследователями изучены многие вопросы, подняты новые темы, острые проблемы, но существуют сюжеты, которые нуждаются в дальнейшем исследовании. Одним из них является документационное обеспечение деятельности политических структур, боровшихся, за власть и формирование национального государства на территории Украины в 1917 - 1921 гг.
К этим проблемам обратились ряд авторов. Можно выделить несколько групп исследователей по данной теме.
Советский историк А. В. Лихо лат, изучавший данную проблему, изложил свою точку зрения по этому вопросу1. Он называет политическую силу в начале гражданской войны - Центральную Раду- контрреволюционным объединённым
Эихолаг А. В. Разгром националистической контрреволюции на Украине (1917-1922гг.) М: Политиздат, 1954. -654 с.
органом буржуазных и мелкобуржуазных националистических партий и организаций на Украине в 1917 году.
Западноевропейские исследовагели также обращались к этой проблеме. Н.Д. Полонская - Василенко в своем труде 1 разбирает события того времени в хронологической последовагельности, выстраивая логическую цепочку часто сменяющихся политических сил в борьбе за власть на Украине, подводя читагеля к выводам о том, что ситуация на Украине была очень нестабильной и любая политическая организация могла захватить власть и диктовать свои порядки на территории страны. Автор также характеризует другой этап гражданской войны 1917-1921 г. как самый важный в попытке украинцев сформировать самостоятельное государство. В этот период у власти находилась Директория УНР. Примечательно то, что автор являлась женой министра иностранных дел в правительстве Директории УНР Н.П. Василенко и при написании использовала воспоминания, которые могут дополнительно раскрыть некоторые аспекты происходившего.
Канадский историк украинского происхождения Орест Субтельный написал огромный труд по архивным документам Украинского центрального архива в городе Киеве. В своей работе он рассматривал “Революцию на Украине”, как переломный момент для строительства нового независимого государства. Особое внимание автор уделяет проблеме формирования государственных структур при установлении власти П. Скоропадского. Субтельный с помощью источников смог точно определить состав Гетманского правительства и его последующие изменения за короткий отрезок времени. Он делает вывод об отсутствии кадров в высших политических кругах, что сказывалось на эффективности работы властных структур.
Современные украинские исследовагели посвятили данной проблеме значительное количество работ. Так, украинские историки В.И Семененко и Л.А. Радченко в совместной работе раскрыли внутреннею и внешнею политику П. Скоропадского, который был гетманом Украинской Державы. Период его правления считается самым коротким временем пребыванием у власти в Гражданскую войну на территории Украины.
Украинский историк В.Ф. Солдатенко посвятил большое количество работ данной теме. В одной из них1 он подробно описывает события, происходившие в годы Гражданской войны на Украине 1917 - 1921г. Он достаточно точно определяет структуру, состав Центральной Рады (УЦР) и ее деятельность и делает акцент на изучение международных связей УЦР. Проделав огромную работу по изучению материалов, (монографии, воспоминании политических деятелей того времени), автор смог выявить, в чем была проблема формирования национального самостоятельного украинского государства. В своей работе он большое значение уделяет концепции «Украинской Революции», сформированной в 1920г. украинскими эмигрантами, которые являлись участниками событий в годы Гражданской войны. В дальнейшем эта концепция получила широкое распространение после того, как распался Советский Союз и Украина стала независимым государством. Именно Солдатенко выделил два значимых этапа Революции на Украине: эпоха Центральной Рады (март 1917 года — 29 апреля 1918 года) - 1иэтап и 2ой этап - победа антигерманского восстания под руководством Директории (14 декабря 1918 года) — конец 1920 года.
Историков интересовали не только проблемы процесса формирования государства, внутриполитической борьбы за него, но и деятельность политических лидеров, которые оставили след в истории страны. Украинский историк С.А. Шумов раскрыл политическую биографию С.В. Петлюры, его роль в Директории УНР. Автор показывает проблему столкновения интересов (по какому пути будет происходить развитие страны) между лидерами Директории С.В. Петшорой и В.К. Винниченко. Шумов смог сформулировать позиции лидеров и предположить, какой из предложенных путей развития мог бы привести к независимости Украины.
Исследователь В.К. Губарев 1 в своей книге делает акцент на решении украинского национального вопроса на трёх этапах государственности: Украинской Центральной Рады, Украинской Державы и Директории Украинской Народной Республики.
В.А.Савченко в своей работе выяснил, какое значение отводилось украинской армии в борьбе за национальное государство. И какие политики собирались использовать вооруженные силы для смены государственного устройства. В книге указаны главнокомандующие фронтов и количественные данные (солдаты, пушки, пулеметы, кони) украинских частей, а также судьбоносные сражения в этот период времени.
Ю. Финкельштейн в своей работе подробно анализирует политику Директории УНР, которая была последней политической силой в борьбе за «самостийность» Украины. Автор выделяет личность С.В. Петшоры на политическом небосклоне, как лидера и борца за самостоятельное государство на территории Украины. Н.Е. Горелов дает оценку проектам формирования независимого украинского государства, представленным политическими деятелями второго плана, Н. Михновского, Т. Осташко, которые входили в первый состав УЦР.
Данная проблематика нашла отражение в работах не только историков. Юристам важно было понять, как в столь сложной политической обстановке в стране осуществлялась законотворческая деятельность. Большой вклад в изучение нормативно-правовых документов, изданных П. Скоропадским, внесли юристы В. Румянцев и Н. Страхов . Они смогли проанализировать документы, изданные от имени гетмана П. Скоропадского, которые имели силу закона. Исследователь П.П. Музыченко в своем труде уделил особое внимание законотворчеству всех политических организаций, находившихся у власти в годы борьбы Украины за самостоятельность, но особым образом выделил этап гетманского правления. Автор подчеркнул, что Гетман стал вводить новые требования и правила в работе министерств, в их управленческой и делопроизводственной деятельности.
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в изучении этапов формирования украинского национального государства и документационного обеспечения управления в годы Гражданской войны на Украине 1917-1921 г.
Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи: выявить причины образования украинской государственности;
рассмотреть структуры украинской государственной власти, ее цели и задачи на 3х этапах;
изучить документационное обеспечение управления украинской государственности на разных этапах ее существования.
Объект исследования - национальная государственность в годы Гражданской войны.
Предмет исследования - государственные структуры Украины и документационное обеспечение управления в годы Гражданской войны 1917-1921 г.
Хронологические рамки: 20 марта 1917 г. - 10 ноября 1920 г. Даты точно характеризуют появление первого политического объединение во время «Украинской Революции» - Украинской Центральной Рады, последняя дата - прекращение существования политического движения Директория УНР.
Территориальные рамки: Украина в границах 1917 - 1921 г. Границы были неустойчивы вследствие частой смены политических режимов, боевых действий с РСФСР, Польшей и анархическим движением атамана Махно (точные границы - смотрите приложение1).
Основными источниками исследования стали документы украинских правительств, на основании которых можно проанализировать политику, программы, цели, преследуемые часто сменявшихся политических органов в годы борьбы за независимость.
Такими документами стали законодательные акты - Манифесты, Универсалы, Конституция, Законы, - издаваемые во время правления различными политическими структурами, начиная с Украинской Центральной Рады и включая Директорию УНР. На основе Универсалов, издаваемых УЦР, можно проследить, как па разных этапах существования УНР пыталась добиться иезависимости. Документы, издаваемые Украинской Державой от имени Гетмана П. Скоропадского, дают попять, что ои хотел установить авторитарный режим па территории страны.
Помимо законодательных актов государственные органы издавали распорядительную документацию (приказы, решения, распоряжения), при изучении которых можно выяснить многие факты виутреиией и внешней политики.
В ходе исследования было изучено и проанализировано несколько десятков важнейших исторических документов, созданных в годы формирования национального государства па территории Украины. Тексты документов отражали важные государственные решения, принятые властью.
Воспомииаиия Гетмана Украинской Державы Павла Скоропадского охватывают период с конца 1917 по декабрь 1918 г. П. Скоропадский раскрывает политику Украинской державы, структуру власти, переменчивый состав государственных органов. На основе воспомииаиий можно сделать выводы о принимаемых политических решениях в тот период времени, включая международные соглашения с европейскими государствами.
На электронных ресурсах находится множество работ и текстов, посвящепиых как данному хронологическому периоду, так и проблематике.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция; а также принцип историзма, сравиительпо- исторический метод, причинно-следственный анализ.
Анализ позволяет выделить из изучеииой литературы отдельные составляющие, в которых рассматриваются проблемы, касающиеся даппой темы.
Путем метода синтеза соединяются составные части изученного материала, которые хронологически разбиты, но логически связаны.
С помощью дедукции выясняется, что Гражданская война на Украине — множество связанных исторических явлений, которые в своей совокупности повлияли на исход войны.
Метод индукции дает понимание предпосылок формирования национального государства на территории Украины.
Принцип историзма позволяет рассматривать последовательную смену событий. Сравнительно-исторический метод дает возможность сопоставить особенности политики и направления развития разных государственных органов при строительства независимого украинского государства.
Причинно-следственный анализ позволяет рассмотреть причины начала Гражданской войны, основные события, в следствие которых власть переходила от одних политических структур к другим.
Для оформления научно-справочного аппарата и списка использованных источников и литературы автор в своей работе использовал ГОСТ 7.1 - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления», а также ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». "
Структура работы подчинена ее целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Революция 1917 г. имела большое влияние на формирование национального самосознание части украинского народа и создание украинского государства. Первой попыткой было создание автономной государственности УЦР. Действия УЦР были направлены на признание и закрепление статуса автономного образования. Это проявлялось в следующих программных актах: требования предоставления Украине широкой автономии в составе России, при условии ее федеративного устройства, обеспечение прав национальных меньшинств, проживающих на Украине (I Универсал). Украинизированную регулярную армию (II Универсал). Украинский язык должен стать государственным языком на территории УНР (III Универсал). Согласно заключительному (IV Универсалу), УНР стала «самостоятельным, ни от кого независимым, свободным суверенным государством украинского народа», а исполнительный орган, Генеральный секретариат, — Советом народных министров. УЦР была распущена 28 апреля 1918г. Украинская Центральная Рада перестала существовагь как политическая организация. Причиной этому стал ряд обстоятельств.
Становление самостоятельного национального государства происходило в условиях не сформировавшегося, как. единой нации украинского народа. Простой украинцы, составлявшие большую часть населения, не воспринял идеи родившейся в кругу интеллигенции. В условиях голода, разрухи и последствий войны крестьяне и солдаты не были готовы уделять внимание проблемам национального суверенитета, так как на первом месте было решение социально-экономических задач.
Благодаря вмешагельству немецкой интервенции в политику Украины власть в своих руках концентрирует гетман Скоропадский. Зарождается очередной период в истории украинской государственности. Хоть гетман и установил диктаторскую форму власти на территории Украинской Державы, это было незаметно, потому что настоящими хозяевами были немецко-австрийские оккупационные войска, перед которыми гетману приходилось отчитываться о проведенных реформах, вооруженных силах и др. Из-за этого гетман и его правительство не смогли в полной мере проводить разработанную ими политику.
Несмотря на «скованные руки», гетман проделал значительную работу в различных сферах жизни страны. За восемь месяцев он смог сформировать действующий административный аппарат; провести реформы в судебной системе, направленные на создание постоянно действующего отлаженного судебного аппарата в виде Генерального Суда, была создана система культурно-просветительных учреждений. В ходе реформы в Украинской Державе появились Национальные университеты, была открыта Украинская Академия наук, в большинстве школ был введено изучение украинского языка, как основного. Снята изоляция на международной арене, и Украинская Держава наладила дипломатические отношениями с 12 странами Европы. Политика Скоропадского была направлена на возвращение дореволюционных органов власти и управления с некоторой корректировкой. Конечно, многие идеи так и не были реализованы.
Так как власть гетмана, по сути, была диктаторской и держалась лишь на военной мощи оккупационных сил Германии и Австро-Венгрии, то с первых же дней его правления против него начинает складываться оппозиция (во главе с В. Винниченко и С. Петлюрой). В ноябре они создали Директоршо в составе пяти человек, где председателем стал В. Винниченко. Директория хотела вернуть Украинскую Народную Республику независимым путем восстания против гетмана. На ее сторону перешли отряды сечевых стрельцов во главе с их командиром Е. Коновальцем, считывавшийся лучшими вооружёнными подразделениями гетманской армии.
21 ноября повстанческая армия Петлюры после долгих переговоров с немецко-австрийскими войсками добилась своего, а именно вывода оккупационных войск из столицы. 14 декабря армия Петлюры вошла в Киев. Павел Скоропадский отрекся от гетманства и «позорно» под видом немецкого офицера в медицинском вагоне отбыл в Берлин, а Директория встала у власти. В декабре 1918 года начался очередной этап строительства национального государства - основания Директории УНР. Данный орган также пришел к власти благодаря военному перевороту в столице. Директория состояла из 5 человек и являлась высшим государственным органом с 14 декабря 1918г. по 10 ноября 1920 г. в воссозданной Украинской Народной Республикой.
В захватившем власть третьем национальном правительстве Украины - Директории - с первых же дней ее государственной деятельности возникли споры о том, социально-экономические реформы или национально-духовное возрождение. Директория отрицала не программу П. Скоропадского, а его политику. В создавшейся ситуации она стала не коллективным органом, а государственной институцией из-за отсутствия четких полномочий ее членов. Пытаясь создать властные структуры, Директория то копировала большевистскую систему, то удовлетворялась формальным переименованием гетманских органов.
Директории Украинской Национальной Республики развалилась также быстро, как и была сформирована, потому что лидеры Директории не смогли найти объединяющую основу, способствующую консолидации населения подконтрольных ей территорий, и решить социальные вопросы.
Убедившись в несостоятельности идей украинского национализма, многие союзники порвали с Директорией и перешли на сторону ее противников вплоть до собственного вхождение в новую элиту. Такие «переходы» господствовавших в прошлом классов и элит знали все без исключения крупные народные движения прошлого.
Осложняла ситуацию война с Советской Россией и Польшей. После завершения польско-советской войны в Риге был подписан мирный договор между РСФСР, УССР и Польшей. Режим Директории прекратил своё фактическое существование.
Попытки Директории УНР сформировать национальное государство закончились неудачей по ряду объективных причин: Одной из причин было то, что среди ее членов не было единства. Часть в составе В. Винниченко, В. Чеховского, М. Шаповала — выступала за союз с большевиками, а другая часть во главе с С. Петшорой — за союз с Антантой против большевиков. Кроме того, деятельность Директории была парализована личным соперничеством В. Винниченко и С. Петлюры.
За время своей деятельности Директория, несмотря на приостановку в ней действия некоторых демократических институтов, не смогла создать по-настоящему сильной власти. Осуществляя революционную ломку всех структур гетманской власти, Директория не имела представления о том, чем ее заменить.
Другой важнейшей причиной поражения Украинской революции вообще и Директории в частности было то, что широкие массы украинского населения не осознавали общенациональных интересов, необходимости создания и укрепления независимого украинского государства.
На протяжение всей революции прослеживается эволюция в государственном устройстве. Начиналось все с республиканской автономии УЦР, провозглашенной в Универсалах. Затем последовал этап, державности, когда гетман П.П. Скоропадский, возглавил украинское государство Директория УНР вела борьбу за независимое парламентское государство, но все ее попытки закончились крахом. Постоянную власть на долгое время заполучили большевики и установили свою форму правления.
Подводя итоги, можно сказать, что не одна из государственных структур не смогла добиться своих целей и отстоять свою политику в борьбе за формирование национального украинского государства.
Другими причинами провала создания национального государства на территории Украины стали многие факторы: несогласованность во взглядах лидеров политических организаций, военные действия на территории Украины, куда были втянуты украинские части, иностранная интервенция со стороны Германии и Австро-Венгрии, борьба с Советским Россией и война с Польшей - все эти проблемы не позволили провести национальную политику для осуществление поставленных задач по формированшо национального украинского государства.
Документы всегда являлись неотъемлемой частью формирования нового государства. Так было на протяжение всей истории. Период строительства национального украинского государства не стал исключением. Документы служили инструментом закрепления власти. Эти документы обладают политической функцией, которая связана с функцией управления .
Украинская Центральная Рада успела издать ряд документов. До провозглашения Украинской Народной Республики нормативно-правовые документы Центральной Рады назывались универсалами, декларациями, постановлениями, решениями, резолюциями. Следует отметить тот факт, что политики УЦР решили обратиться к историческим истокам и издавали Универсалы, на подобие тех, которыми в XVII—XVIII веках Украинское государство закрепляла свою власть.
В Украинской Державе документационное обеспечение управления претерпело изменения, П.П. Скоропадский отменил своим первым законом все действующие нормативные документы, за 8 месяцев правления он издал более 400 собственных законов в разных сферах общества.
Директория получила в наследство законодательную базу, заложенную УЦР и гетманщиной. В ее законодательной деятельности в значительной степени отразилось отсутствие четких ориентиров, характерных для государственной стратегии, а поэтому законодательство «второй» УНР не имело определенной системы, законы принимались часто в случае необходимости быстро отреагировать на конкретные обстоятельства, это иногда приводило к тому, что Директория тонула в мелочах.
Но создание управленческих документов не было главным в деятельности этих политических режимов, чтобы укрепить национальную государственность.
Написать и принять закон это одно дело, а реализовать на практике без ресурсов тяжело для этого государство должно владеть необходимыми инструментами и заручится поддержкой людей.



1. I Универсал Украинской Центральной Рады (10.06.1917)
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.prostopravo.com.ua/klub vuristov/zakonodatelstvo/istoriko pravovve dokum enty/i universal ukrainskoy tsentralnoy rady 10 06 1917 (дата обращения: 21.03.2017).
2. II Универсал Украинской Центральной Рады (13.07.1917)
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.prostopravo.com.ua/klub vuristov/zakonodatelstvo/istoriko pravovye dokum entv/ii universal ukrainskov tsentralnov radv 03 07 1917 (дата обращения: 21.03.2017).
3. Ill Универсал Украинской Центральной Рады (07.11.1917)
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.prostopravo.com.ua/klub yuristov/zakonodatelstvo/istoriko pravovvedokum entv/iii universal ukrainskov tsentralnov radv 07 11 1917 (дата обращения: 21.03.2017).
4. IV Универсал Украинской Центральной Рады (09.01.1918)
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.prostopravo.com.ua/klub vuristov/zakonodatelstvo/istoriko pravovve dokum entv/iv universal ukrainskoy tsentralnov radv 09 011918 (дата обращения:
21.03.2017).
5. Брестский мир [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https ://ru.wikipedia.org/wiki/Брестскнй мир (Укранна—Пентральныедержавы) (дата обращения: 04.02.2017).
6. Декларация Украинской Директории (26.12.1918) [Электронный ресурс]
Режим доступа:
//URL: http: //www. prostopravo. com. ua/klub_yuristov/zakonodatelstvo/istoriko_pravo vy e_ dokumenty/deklaratsiya_ukrainskoy_direktorii_26_12_1918, (дата обращения: 24.03.2017).
7. Договор об обьеднненнн Западно-Украинской Народной Республики с
Украинской Народной Республикой (16.01.1919) [Электронный ресурс] Режим доступа: // URL:
http: //www. prostopravo. com. ua/klub_yuristov/zakonodatelstvo/istoriko_pravo vyedokum enty/dogovor_ob_obedinenii_zapadno_ukrainskoy_narodnoy_respubliki_s_ukrainskoy_na rodnoy_respublikoy_16_01_1919 (дата обращения: 24.03.2017).
8. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.archives.gov.Ua/Sections/Constitution/2/index.php729#plioto (дата
обращения: 04.02.2017).
9. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.archives.gov.Ua/Sections/Constitution/2/index.php730#photo (дата
обращения: 04.02.2017).
10. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.archives. gov.ua/Sections/Constitution/2/index.php921 #photo (дата
обращения: 21.03.2017).
И. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.archives.gov.ua/Sections/Constitution/2/index.php922 (дата
обращенпя:21.03.2017).
12. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.archives.gov.Ua/Sections/Constitution/2/index.php724 (дата обращения: 21.03.2017).
13. Документы Национального архивного фонда Украины [Электронный
ресурс] - Режим доступа: URL: httD://www.archives.gov.ua/Sections/Constitution/2/index.DhD?27 (дата обращения: 21.03.2017).
14. Историко-правовые документы [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http: //www.prostopravo. com. ua/klub vuristov/zakonodatelstvo/istoriko pravovye dokum errty/vremennyy zakon о verhovnom upravlenii gosudarstvom na sluchav smerti tvaz hkoy bolezni i prebvvanie vne predelov gosudarstva vasnovelmozhnogo gospodina g etmanavseyukrainyO 1081918 (дата обращения: 04.02.2017).
Воспоминания
Скоропадский П.П. Воспоминания. Конец 1917 года по декабрь 1918 года [Электронный ресурс] Режим доступа URL://
http://www.uhlib.ru/istoriia/spogadi k nec 1917 gruden 1918/p6.php (дата обращения: 25.02.2017).
Государственные Стандарты
15. РОСТ 7.1-2003 «Библиографическая заппсь. Бпблпографнческое описание. Общие требования п правила составления»: утвержден п введен в действие Постановленнем Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. [Электронный ресурс] Режим доступа / Электронная библиотека диссертации - Электрон, дан. - 2003-2017 - URL: http://diss.rsl.ru/datadocs/doc 291wu.pdf (дата обращения: 07.06.2017)...22



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ