Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования имиджа образовательной организации 8
1.1 Имидж образовательной организации как социокоммуникативный феномен.
8
1.2. Медиапродукт как инструмент формирования имиджа образовательной
организации 21
1.3. Особенности формирования имиджа на уровне кафедры 32
Глава 2. Специфика создания медиапродукта для образовательной организации на примере кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ 42
2.1. Анализ текущего медиаприсутствия кафедры социальных коммуникаций 42
2.2. Проектирование медиапродукта для кафедры СК 48
2.3. Анализ результатов использования медиапродукта на примере подкаста
«Кафедра» 68
2.4. Рекомендации по созданию медиапродукта для образовательной
организации и её подразделений 72
Заключение 80
Библиографический список 83
Приложение 90
Актуальность. В условиях стремительного развития цифровых технологий и медиапространства образовательные организации всё чаще сталкиваются с необходимостью активного позиционирования в информационном поле. Сегодня медиаконтент становится важнейшим инструментом коммуникации, играющим ключевую роль в формировании положительного имиджа, привлечении абитуриентов, укреплении репутации среди работодателей и выстраивании доверительных отношений с широкой общественностью.
Имидж как коммуникативно-управленческий феномен обладает многогранной и амбивалентной природой. Он может быть как положительным, так и негативным и неизбежно формируется у любой организации, в том числе образовательной. Будучи знаково-символическим конструктом, имидж воздействует на целевую аудиторию, побуждая её к определённым действиям: потенциальных потребителей — к покупке, абитуриентов — к выбору конкретного учебного заведения и т.д. Имидж — это «лицо» организации, важнейший нематериальный актив, за которым необходимо следить и которым нужно уметь управлять.
Современные образовательные учреждения конкурируют не только за студентов, но и за научных сотрудников, партнёров, грантовые и медиаресурсы, что делает разработку эффективных медиастратегий одной из приоритетных задач. В этом контексте особенно значимыми становятся структурные подразделения университетов, в частности кафедры. Достижения кафедры, уникальность образовательных программ, активная научная и общественная деятельность становятся основой медиаконтента, способного подчеркнуть конкурентные преимущества вуза. Особую роль в формировании имиджа структурного подразделения играют преподаватели. В условиях нарастающего интереса к персонализации контента личные бренды преподавателей становятся важной частью коммуникационной стратегии. Преподаватели представляют не только свою кафедру, но и транслируют ключевые ценности университета, задают стандарты академической и профессиональной культуры. Их активность в социальных сетях, участие в экспертных мероприятиях, публичные выступления и научная работа оказывают значительное влияние на восприятие образовательной организации в целом.
Для кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ эти вопросы особенно актуальны, поскольку её деятельность напрямую связана с изучением и практикой коммуникации. Кафедра выступает не только как структурное подразделение, отвечающее за направление, но и как лаборатория, в которой разрабатываются и апробируются инновационные подходы к медиапозиционированию. Анализ медиаконтента кафедры, в том числе с учётом личных брендов преподавателей, позволяет выявить механизмы формирования позитивного имиджа образовательной организации в цифровой среде.
Дополнительную значимость данному исследованию придают современные вызовы: рост конкуренции между вузами в условиях глобализации образовательного пространства, усиление значимости цифровой репутации и влияние экспертного контента на принятие решений целевыми аудиториями.
Несмотря на наличие теоретических разработок в области PR, брендинга и медиакоммуникаций, практика использования медиапродуктов в целях стратегического формирования имиджа образовательной организации до сих пор носит фрагментарный характер. Недостаточно разработаны и систематизированы подходы к созданию медиаконтента, направленного на целенаправленное формирование устойчивого имиджа.
В этой связи проблему, решаемую в данной работе, можно сформулировать следующим образом: невыявленность роли медиапродуктов в формировании имиджа образовательной организации и её структурных подразделений, которая приводит к фрагментарному, несистемному использованию его потенциала.
В свою очередь знание о необходимости использования медиапродукта как инструмента формирования имиджа вызывает потребность в формировании знания по его созданию.
Степень разработанности темы. Тема медиапродукта как инструмента формирования имиджа в целом и в частности образовательных организаций достаточно широко представлена в научной литературе. Исследования охватывают вопросы бренд- менеджмента, PR-стратегий, медиакоммуникаций и цифрового маркетинга. О подобном пишет С. М. Чернов в работе «Понятие, сущность и свойства медиапродукта»[48], Кихтан В. В. в работе “Информационно-образовательный медиа-продукт в системе современных научных знаний”[8]. В. В. Ткаченко в статье “Медиапродукт как инструмент развития медиатворческой деятельности в современной образовательной среде”[9] и т.д.
Однако узконаправленные исследования, касающиеся именно кафедральных структур, в российской академической среде представлены в ограниченном объеме. Это определяет научную новизну и практическую значимость настоящей работы.
Объектом настоящей ВКР выделяется имидж образовательной организации. Предметом - медиапродукт как инструмент формирования имиджа образовательной организации на примере кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ.
Цель работы можно разделить на исследовательскую (выявить роль медиапродуктов как средства формирования имиджа образовательной организации) и практическую (разработка и реализация рекомендаций для создания медиапродукта, направленного на формирование положительного имиджа образовательной организации (на примере кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ).
Для выполнения намеченной цели выделяются следующие задачи:
1. Раскрытие понятия имиджа образовательной организации как социокоммуникативного феномена;
2. Изучение методологии создания медиапродукта и его роли как инструмента формирования имиджа образовательной организации;
3. Изучение особенностей формирования имиджа на уровне кафедры университета
4. Анализ текущего медиаприсутствия кафедры социальных коммуникаций;
5. Проектирование медиапродукта для кафедры социальных коммуникаций;
6. Анализ результатов использования медиапродукта на примере серии видео-подкастов “Кафедра”;
7. Формирование рекомендаций по созданию медиапродукта для образовательной организации и структурых подразделений.
Методология исследования. Фундаментальной основой исследования служат теории, раскрывающие глобальные социальные и коммуникационные процессы современной эпохи. В своей работе автор опирался на концепцию «сетевое общество» М. Кастельса[21], а также схожие идеи Э. Тоффлера[59], которые описывают переход к информационному этапу развития, где ключевую роль играют знания, сети и цифровые коммуникации. Эти идеи важны для понимания контекста, в котором функционируют образовательные организации. Еще одной теоретической опорой послужил подход М. Маклюэна и его работа «Понимание медиа»[35], где сформулирован принцип «средство коммуникации и есть сообщение». Это видение позволяет осознать, что форма медиапродукта сама по себе влияет на восприятие аудитории не меньше, чем содержание. Эти глобальные изменения определяют новые условия для коммуникации. Кроме того, автор опирался на теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса[61], которая обеспечивает философско-социологическое основание и подчеркивает значимость рационального диалога и взаимопонимания в обществе.
Общенаучный уровень. Исследование опирается на междисциплинарные теории и концепции, применимые в разных областях знаний. Прежде всего, используется социологическое понимание концепции имиджа. Так, классическая теория «зеркального Я» Ч. Хортон-Кули[27] акцентирует, что представление субъекта о себе формируется через отражение в глазах окружающих. В дополнение, концепция самопрезентации Ирвинга Гоффмана («Представление себя в повседневной жизни»)[20] рассматривает социальное взаимодействие как сцену, на которой люди управляют впечатлением о себе. Также учитываются идеи Уолтера Липпмана[34] о стереотипах и образах реальности, формируемых через медиа. Была рассмотрена теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана[5]. Применение этой теории обосновывает взгляд на имидж вуза как на результат коллективной деятельности. В дополнение рассматривалась теория фреймов И. Гоффмана[7]. Использование теории фреймов в методологии исследования позволяет обосновать приемы подачи медиапродукта и дальнейшей его интерпретации при анализе реакции зрителей.
Специально-научный уровень. Используются теории в сфере имиджелогии, разработанные в трудах Е. Б. Перелыгиной[46] и Д. П. Гавры[13]. Также исследование опирается на теории визуальных коммуникаций (Г. А. Никулова, В.Э. Шевченко)[40][64] и медиапланирования (Н.О. Радькова)[41]. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций в сфере образования, опирающаяся на работы Ф. Котлера[24]. Применение этих идей в методологии исследования означает, что медиапродукт рассматривается не изолированно, а как часть комплексной коммуникационной стратегии.
Прикладной уровень. Автор опирался на работы из сферы создания медиаконтента. В основу легли работы У. Мерча, С. Юэна, Кристен Майнцер и статьи, посвященные этапам производства медиапродукта[37][66][25][3][4][6][9][18][26][45] и т.д. Был использован комплекс методов, сочетание которых обеспечило всестороннее исследование: ситуационный анализ, кейс-стади, эксперимент и прогнозирование. Выбор именно этих методов обусловлен целью исследования, которая носит как теоретико-исследовательский, так и практический характер.
К использованным методам относятся: сравнительный анализ, ситуационный анализ, кейс-стади (на примере видеоподкаста «Кафедра»), прогнозирование, эксперимент (разработка и внедрение медиапродукта), обобщение и описание.
Конечный продукт. Список рекомендаций для создания медиапродукта, направленной на формирование положительного имиджа образовательной организации.
Теоретическая ценность ВКР заключается в систематизации и многостороннем осмыслении понятия медиапродукта в контексте образовательной сферы. В работе медиапродукт представлен как многослойное коммуникативное явление, рассматриваемое с технологической, семиотической и маркетинговой перспектив. Автор обобщает различныеподходы к определению медиапродукта, выделяя его ключевые характеристики, функции и принципы создания. На этой основе была аргументированно утверждена роль медиапродукта как самостоятельного инструмента в формировании имиджа образовательной организации. Работа раскрывает, каким образом медиапродукт влияет на восприятие и репутацию учреждения, демонстрируя его потенциал в целенаправленном управлении имиджем в условиях цифровизации коммуникаций.
Практическая ценность исследования. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения разработанных рекомендаций в деятельность кафедр и образовательных организаций. Результаты исследования могут быть использованы при планировании медиастратегий и создании коммуникационных продуктов, направленных на повышение имиджа образовательных учреждений.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования имиджа и специфика медиапродуктов.
Во второй главе представлена аналитика текущего медиаприсутствия кафедры, разработка и анализ медиапродукта, а также рекомендации по его применению.
В заключении подводятся итоги и формулируются выводы по каждой из поставленных задач.
В результате проведенного исследования, посвященного роли медиапродукта в формировании имиджа образовательной организации (на примере медиапродуктов кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ), можно сделать выводы.
Цель работы достигнута, а все поставленные во введении задачи решены. Исследование сочетало теоретический анализ и практическую реализацию медиапроекта, что позволило всесторонне изучить проблему и предложить конкретные рекомендации.
В теоретической части раскрыто понятие имиджа образовательной организации как социокоммуникативного феномена. Проанализированы научные подходы к определению имиджа вуза и установлено, что имидж учебного заведения представляет собой сложный многогранный образ, формирующийся в сознании целевой аудитории на основе информации о деятельности, достижениях и репутации организации.
Показано, что имидж образовательной организации является стратегическим нематериальным активом, влияющим на привлекательность для абитуриентов, доверие студентов, выпускников и партнеров, а также на общее конкурентное положение в сфере высшего образования. В условиях цифровизации имидж приобретает динамичный характер.
Также установлено, что имидж может быть как позитивным, способствуя развитию организации, так и негативным, снижая её привлекательность; поэтому управление имиджем - важнейшая управленческая задача для образовательных учреждений.
Исследована сущность медиапродукта как инструмента формирования имиджа. Проведен анализ литературы по медиаконтенту, PR и коммуникациям, позволивший определить медиапродукт как специально созданный информационный контент (журналистский, PR- или рекламный материал в виде текста, аудио, видео и др.), целенаправленно распространяемый через медийные каналы для воздействия на аудиторию, формирования определенных мнений и репутационных характеристик.
Теоретический анализ также подчеркнул, что на уровне кафедры медиапродукты могут играть особую роль - кафедра часто является первым точечным «представителем» бренда университета для абитуриентов.
В практической части проведен подробный анализ медиаприсутствия кафедры социальных коммуникаций ТГУ. Аудит существующих коммуникационных каналов и SWOT-анализ имиджевых позиций кафедры показали, что кафедра обладает сильной базой для формирования позитивного имиджа.
На основе выявленных потребностей было спроектирован и реализован собственныый медиапродукт кафедры - серия видеоподкастов «Кафедра». Этот медиапродукт разработан в соответствии с современными трендами и с учётом интересов целевой аудитории.
В рамках проекта «Кафедра» преподаватели выступали собеседниками. В ходе бесед раскрывались профессиональные темы в неформальной обстановке. Такой подход дал возможность подчеркнуть экспертность кафедры, показать личность преподавателей, их ценности и мысли, тем самым делая имидж подразделения более близким и привлекательным для молодежи.
Медиапродукт прошёл все этапы производства - от концепции и сценарного плана до съёмки, монтажа и продвижения в социальных сетях. В процессе реализации проекта были задействованы как внутренние ресурсы кафедры (компетенции преподавателей и студентов в сфере коммуникаций), так и современные технологии продакшена. Таким образом, задача по созданию оригинального медиапродукта, направленного на формирование позитивного имиджа кафедры, была выполнена.
Осуществлён анализ результатов внедрения медиапродукта - оценено его влияние на имиджевые показатели кафедры социальных коммуникаций. Полученные данные свидетельствуют о положительном эффекте. Количественные метрики подтвердили рост интереса аудитории. Качественные результаты показали, что новый формат коммуникации обновил имиджевые характеристики кафедры. Важным эффектом отмечается развитие личных брендов преподавателей через их участие в подкасте.
В конечном счёте, главная цель медиапродукта была достигнута.
На базе проанализированного кейса разработан комплекс рекомендаций по созданию медиапродуктов для образовательных организаций. Эти рекомендации обобщают полученный опыт и предлагают алгоритм действий для аналогичных проектов. Выполненные рекомендации носят универсальный характер и обладают практической значимостью. Они могут быть применены не только в рамках данной кафедры, но и адаптированы другими кафедрами и вузами, желающими улучшить свой имидж через медиакоммуникации. Таким образом, конечная практическая цель работы - сформировать прикладной инструмент для повышения имиджа образовательных структур - реализована.
Подводя итоги, польза исследования заключается в комплексном рассмотрении процесса имиджевого позиционирования на уровне кафедры вуза с акцентом на авторский медиапродукт. Исследование вносит вклад в развитие теории тем, что систематизирует знания о медиапродукте как самостоятельном инструменте стратегического коммуникационного воздействия в сфере образования. Новым является и акцент на роли профессорско-преподавательского состава как носителя имиджа: показано, каким образом личные бренды преподавателей интегрируются в общий образ образовательной организации.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработанные рекомендации и полученные выводы непосредственно пригодны для применения в деятельности образовательных организаций.
Полученные результаты подтверждают, что системная работа над имиджем на уровне кафедры приносит пользу вузу, создавая эффект «снизу вверх», когда позитивный образ подразделения складывается в общую репутацию университета.
Наконец, следует отметить перспективы дальнейшего применения и развития представленных рекомендаций.
Поскольку медиасреда и предпочтения аудитории постоянно меняются, разработанные подходы можно и нужно обновлять. Рекомендации, созданные в рамках данной работы, могут стать основой для долгосрочной медиастратегии кафедры или других структурных подразделений вуза, с возможностью масштабирования на университет в целом. Таким образом, работа не только решает поставленные задачи и демонстрирует кейс, но и открывает новые пути для применения результатов.
1. «Медиаконтент: что это такое и какие виды существуют». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alkosto.ru/blog/mediakontent-chto-eto-takoe-i-kakie-vidyi- sushhestvuyut/?utm referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (Дата обращения: 07.03.2025)
2. «Структура имиджа организации». [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/7098281/page:5/. (Дата обращения: 01.02.2025)
3. А. В. Нестеров. «Медиапродукт». [Электронный ресурс]. URL:
https://nesterov.su/wpcontent/uploads/2022/02/%D0%9C%D0%95%D0%94%D0%98%D0% 90%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%A3%D0%9A%D0%A2.pdf. (Дата
обращения: 07.03.2025)
4. А. Ю. Моторин. «МЕДИАПРОДУКТ КАК ПРЕДМЕТ РЕКЛАМЫ В
ПЕЧАТНЫХ И СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЯХ». [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/95848/1/978-5-7996-3164-2 2020 006.pdf. (дата
обращения: 09.03.2025)
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Пер. Е.Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
6. В. А. Плотников, О. А. Шамина. «Медиапроект: понятие, особенности, аспекты управления качеством». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproekt-ponyatie-osobennosti-aspekty-upravleniya- kachestvom. (Дата обращения: 09.03.2025)
7. В. Вахштайн. «Социология повседневности: от «Практики» к «Фрейму» Ирвинг Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М. : институт социологии РАН, 2003». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-povsednevnosti-ot-praktiki-k-freymu-irving- gofman-analiz-freymov-esse-ob-organizatsii-povsednevnogo-opyta-m-institut/viewer. (Дата обращения: 13.03.2025)
8. В. В. Кихтан. «Информационно-образовательный медиапродукт в системе современных научных знаний». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnyy-media-produkt-v-sisteme- sovremennyh-nauchnyh-znaniy/viewer. (дата обращения: 07.04.2025)
9. В.В. Ткаченко «Информационно-образовательный медиа-продукт в системе современных научных знаний». [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54183299. (Дата обращения 07.04.2025)
10. В. Л. Музыкант, П. В. Музкант. «Медиаконтент в дискурсе рекламной
коммуникации». [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/mediakontent-v-diskurse-reklamnoy-kommunikatsii/viewer. (дата обращения: 07.03.2025)
11. Г. А. Матевосян. «Особенности формирования имиджа образовательной организации». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- formirovaniya-imidzha-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer. (Дата обращения: 02.03.2025)
12. Г. Г. Кругликова, Е. О. Кравченко. «Особенности и структура имиджа образовательной организации». [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44588647. (Дата обращения: 24.03.2025)
13. Гавра Д. П. «Категория имиджа в современной коммуникативистике». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-imidzha-v- sovremennoy-kommunikativistike. (дата обращения: 16.04.2025)
14. Д. В. Бухаров. «Имидж образовательного учреждения». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya. (Дата обращения: 01.04.2025)
15. Дмитриева С. А. Роль имиджа корпорации в цифровую эпоху. [Электронный ресурс]. URl: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-imidzha-korporatsiy-v- tsifrovuyu-epohu/viewer. (Дата обращения: 16.04.2024)...68