Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1992-2008 ГГ.

Работа №183081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Российско-грузинские отношения в 1992 - 1996 ГГ 11
1.1 Основные тенденции российско-грузинских отношений 11
1.2 Проблемы территориальной целостности Грузии 14
2 Эволюция отношений между Российской Федерацией и Грузией в 1997 -
2008 ГГ 25
2.1 Эволюция отношений России и Грузии в 1997 - 2002 гг 25
2.2 Скатывание к кризису в отношениях 2003 - 2008 гг 33
3 Кризис российско-грузинских отношений 2008 г., события в Южной Осетии
и Абхазии 40
3.1 Основные события, факторы и предпосылки кризиса российско-
грузинских отношений к 2008 г 40
3.2 Роль и последствия кризиса 2008 г. в российско-грузинских отношениях и
системе региональной безопасности на Кавказе 48
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57


Одним из результатов распада Советского Союза явилась необходимость выстраивать международные отношения между бывшими советскими республиками. Это имело значение не только в рамках обеспечения безопасности молодых государств, граничащих друг с другом, но и по причине того, что между республиками, входившими в состав СССР, сложились устойчивые хозяйственные связи, которые было необходимо перестроить с учетом реалий рыночной экономики. Также стремление к установлению партнерских отношений было продиктовано существованием в рамках единого государства промышленного комплекса, который в 1991 году оказался разделен границами вновь созданных государств. Вместе с тем, сама по себе ликвидация СССР и появление на его месте множества независимых государств вызывали огромное количество разногласий, которые необходимо было уладить для нормализации отношений. Наиболее сложно выстраивались отношения между Российской Федерацией и Грузией. Этому способствовал, в том числе, и подъем националистических движений. За 30 лет существования России и Грузии в качестве независимых государств было несколько периодов улучшения и резкого ухудшения двусторонних отношений. Во многом это было связано с вопросом размещения российских вооруженных сил на территории Грузии. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на отношения между двумя государствами, является вопрос о территориальной целостности Грузии. Россия в различные периоды истории после распада СССР занимала разные позиции по вопросу независимости Абхазии и Южной Осетии, однако все они находились в границах принятия самостоятельности непризнанных республик. На сегодняшний день оба государства, ранее входивших в состав Грузии, получили официальное признание Российской Федерации. Этот факт существенно осложняет дальнейшее развитие российско-грузинских отношений в положительном русле.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Грузия является непосредственным соседом России в Кавказском регионе. Между нашими странами есть длительное историческое совместное прошлое, культурно-религиозные традиции Грузии и России чрезвычайно близки. Распад СССР спровоцировал возникновение множества межгосударственных, гражданских и межэтнических конфликтов. Изучение данного сложного периода позволяет объяснить современные особенности российско- грузинских отношений, а также текущую «политическую холодность» межгосударственного диалога. Кроме того, Грузия в периоды «оттепели» в отношениях с Россией являлась одним из важных торговых партнеров для нашей страны. Следует также учесть стремление США включить Закавказье, в том числе и Грузию, в свою зону влияния. Этот регион стал ареной столкновений интересов различных, как больших, так и малых государств - Россия, США, Турция, Иран, страны европейского союза. Значимость изучения российско-грузинских отношений возросла также в связи с участием Грузии в различных международных проектах по транспортировке каспийских и центрально-азиатских энергоресурсов в Европу. Актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что Закавказье исторически является зоной российских внешнеполитических интересов. Его стабильность и безопасность напрямую сказываются на обстановке в России. В то же время стратегия Запада направлена на закрепление его в Грузии посредством вытеснения из региона российского влияния. Для понимания основных проблем в выстраивании таких отношений следует досконально изучить историю существующих между Россией и Грузией противоречий. После распада СССР в 1991 г. страны вынуждены были выстраивать систему взаимоотношений заново. К сожалению, с 1990-х гг. наметилось значимое политическое расхождение позиций России и Грузии по многим ключевым вопросам совместных отношений. Период 2003-2008 гг. характеризовался обострением кризиса совместных отношений и вооружённым столкновением грузинской и российской стороны. Изучение данного сложного периода позволяет объяснить современные особенности российско-грузинских отношений, а также текущую «политическую холодность» межгосударственного диалога. Таким образом, становится очевидной необходимость налаживания двусторонних отношений, выгодных для обеих сторон. Представляется весьма актуальным проанализировать многовекторную и неустойчивую политику грузинского руководства на протяжении последних тридцати лет. Актуальность темы исследования обусловлена нынешним курсом России на отстаивание своих внешнеполитических интересов.
На данный момент (2022 г.) политическая ситуация постоянно меняется, вместе с этим и меняется отношение России к постсоветским государствам. Постоянно присутствует момент выбора и неоднозначности, например, о присоединении Южной Осетии. Насколько выгодно это присоединение сейчас или нет влияет и рассмотренный период российско-грузинских отношений.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения на постсоветском пространстве, а предметом исследования - эволюция, причины и последствия отношений России и Грузии в 1992 - 2008 гг.
Целью исследования является определение характера
межгосударственных отношений России и Грузии и их дальнейшего развития.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть историю выхода Грузии из состава Советского Союза и становление ее в качестве независимого государства;
2. Рассмотреть общую тенденцию к ухудшению российско-грузинских отношений;
3. Изучить факторы и предпосылки кризиса в российско-грузинских отношениях к 2008 г;
4. Проанализировать основные пути урегулирования отношений между Российской Федерацией и Грузией.
Основными источниками при написании работы послужили двусторонние договоры и соглашения, российские и грузинские официальные документы, а также документы международных организаций. Двусторонние договоры и соглашения, в том числе основополагающие документы по абхазскому и южноосетинскому урегулированию, опубликованы в журнале «Дипломатический вестник» Министерства иностранных дел России. Текущая проблематика двусторонних отношений отражена в заявлениях дипломатических ведомств России и Грузии, официальном издании Посольства Грузии в Москве «Грузия сегодня» , выступлениях российских дипломатов, работающих в Тбилиси. Резкая критика российской политики в отношении Грузии, отражающая взгляды оппозиционных грузинским властям сил, содержится в заявлениях парламента Грузии.
В силу важности проблематики конфликтов, имеющих место на территории Грузии, для российско-грузинских отношений при написании работы были привлечены документы ООН, касающиеся грузино-абхазского конфликта: резолюции Совета Безопасности, доклады Генерального
Секретаря, Письма представителей Грузии и России при ООН. Доступ к этим документам был получен через информационную сеть Интернет. Они позволяют определить позицию международного сообщества в конфликте, проследить динамику ведущихся между сторонами переговоров, оценить посредническую роль России. Изучены и решения Совета глав государств и Совета министров иностранных дел СНГ, постановления Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Особым источником являются документы министерства иностранных дел Абхазской Республики.
Для понимания позиции Грузии по основным вопросам двусторонних отношений немалое значение имеет использование выступлений грузинских официальных лиц, прежде всего бывших президентов Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили, спикеров парламента З. Жвания и Н. Бурджанадзе, министра иностранных дел И. Менагаришвили. Обращают на себя внимание различия в тональности их заявлений для российских и западных средств массовой информации.
Важнейшим источником при написании работы послужила российская и грузинская пресса, прежде всего «Независимая газета» , «Российская газета» , газеты «Свободная Грузия» и «Джорджиан Таймс» . Из газет почерпнуто множество фактов, составивших основу работы.
Историография. При написании работы использованы исследования российских, грузинских и зарубежных авторов, посвященные проблематике двусторонних отношений и межнациональных конфликтов на территории Грузии. Среди российских исследований можно выделить монографию К.С. Гаджиева «Геополитика Кавказа» , отличающуюся взвешенностью и обстоятельностью подхода и богатством изложенного фактического материала. В работе группы авторов «Геополитика Каспийского региона» рассматриваются проблемы международных отношений во всем Каспийском регионе, показана роль внешних сил в возникновении противоречий между Россией и странами Закавказья. Официальная точка зрения российских властей на проблемы закавказской политики представлена в статьях С.И. Чернявского. Вопросы двусторонних отношений, в том числе в экономической и культурной сферах, а также внутриполитическое развитие Грузии освещаются в издании Института мировой экономики и международных отношений РАН «Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья». Проблемам грузино-абхазского и югоосетинского конфликта и отношений между центральными грузинскими властями и аджарской автономией посвящены работы В.В. Дегоева, С.М. Червонной, А. Гушера, Д.Б. Малышевой, Т.И. Сулицкой. Наряду с работами, которым свойственна взвешенность оценок и признание сложной природы межнациональных конфликтов, встречаются исследования, отличающиеся откровенно антигрузинским подходом и призывающие руководство России к жесткой и бескомпромиссной политике в отношении Грузии.
Большим количеством российских ученых были написаны работы по внешней политике России и интеграционным процессам в СНГ, например, К.П. Курылев, Г.Г. Тищенко, И.В. Болгова, Ю.А. Никитина, В.В. Дегоев, А.Б. Крылов.
К сожалению, многие работы грузинских исследователей отличает высокая степень политической и идеологической ангажированности. Авторы однозначно возлагают ответственность за ухудшение российско-грузинских отношений на Россию и игнорируют проблему ответственности грузинского руководства за обострение межнациональных отношений в республике. Обращают на себя внимание работы директора тбилисского Центра исследований военно-гражданских отношений и проблем безопасности Д. Дарчиашвили, посвященные вопросам российского военного присутствия в республике, в которых автор стремится избегать упрощений и показывает существование в российско-грузинских отношениях противоречивых тенденций. Привлекались и отдельные исследования абхазских авторов, публикуемые, как правило, на абхазских информационных сайтах. Абхазские исследователи пытаются опровергнуть тезис грузинской стороны о ключевой роли России, якобы обеспечившей победу Абхазии в грузино-абхазском конфликте, и приводят малоизвестные факты о политике официального Тбилиси в отношении Абхазии и других автономных территорий.
Среди зарубежных авторов можно отметить работы бельгийского исследователя Б. Коппитерса, американского журналиста Т. Гольца, британской исследовательницы М. Даффи Тофф. Западные исследователи склонны обвинять в кризисном состоянии российско-грузинских отношений российскую сторону. Б. Коппитерс, однако, ставит вопрос об ответственности западных политиков и Турции за рост напряженности на Кавказе и в российско-грузинских отношениях.
Таким образом, совмещение практически всех возможных источников информации, содержащих большое количество разнообразных мнений в отношении постсоветских государственных взаимоотношений, позволяет наиболее полно составить представление о конфликтах между Россией и Грузией и, что наиболее важно, составить представление об отношении к этой проблеме с разных сторон - российской, грузинской, западной.
При написании выпускной работы были использованы основные общенаучные принципы исследования - историзма, системности и объективности, общенаучные методы познания - анализа и синтеза. Был использован описательный метод для передачи основных исторических событий изучаемого периода. Кроме того, в работе применялись методы исторической науки - проблемно-хронологический и сравнительно-исторический. Анализ документов позволил изучить основные тенденции и программные установки во внешней политике обеих стран.
Хронологические рамки работы - 1992 - 2008 гг. - от распада
Советского Союза до пикового состояния напряжённости российско- грузинских отношений в связи с дипломатическим признанием республик Абхазии и Южной Осетии российской стороной.
Работа состоит из трёх глав по два подпункта в каждой. В первой главе рассматривается становление и развитие российско-грузинских отношений в 1992 - 1996 гг., когда в двусторонних отношениях возобладала, в целом, позитивная динамика. В этой главе анализируются факторы, влияющие на состояние двусторонних отношений, исследуется роль России в приостановке грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. Во второй главе рассматривается переход российско-грузинских отношений в фазу кризиса в 1997 - 2003 гг., анализируются противоречия между Москвой и Тбилиси по проблемам урегулирования конфликтов, российского военного присутствия в республике, кавказской региональной безопасности, визового режима между двумя странами, а также предпосылки конфликта 2008 года. В третьей главе рассматриваются аспекты Российско-грузинских отношений в плане возникших конфликтных ситуаций 2008 года в Абхазии и Южной Осетии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Отношения между Россией и Грузией в первые годы их существования в качестве двух независимых государств отличались непоследовательностью. Как Грузия, так и Россия, стремились построить отношения со странами Запада, в первую очередь с США. Однако Штаты в первую очередь проявляли интерес к странам Прибалтики, оставив Грузию на втором плане. Россия же тоже достаточно быстро поняла, что внешняя политика США скорее направлена на укрепление независимости молодых прибалтийских государств, чем на сотрудничество с Россией. Это подталкивало Грузию и Россию к сотрудничеству. Однако Россия даже после принятия Концепции внешней политики 2003 года проводила неоднозначную политику в отношении Грузии. Наряду с попытками выстроить равноправный диалог проявлялись и стремления России к доминированию над всеми странами бывшего СССР.
Фактор российско-грузинских отношений нередко используется политическими силами для манипуляций во внутриполитической борьбе. Наглядным примером служит кризис летом 2019 г., когда оппозиция обвинила правящую партию в допуске российского депутата в грузинский парламент. Последовавшие протесты нанесли очередной репутационный урон “Грузинской мечте”, осенью партию начали покидать депутаты, не желающие ассоциировать себя с многочисленными политическими провалами. Россия, в свою очередь, отреагировала временным запретом авиасообщения между странами, посчитав создавшуюся ситуацию угрозой безопасности российских граждан. Несмотря на очевидный прозападный вектор внешней политики Грузии, исследования общественного мнения демонстрируют важность добрососедских отношений с Россией. Опрос 2016 года показал, что 52% населения Грузии поддерживают идею прозападной внешней политики при сохранении отношений с Россией, 16% опрошенных высказались в поддержку пророссийской политики с сохранением дружественных отношений с ЕС и НАТО.
С конца 2003 г. и до середины 2008 г. российско-грузинские отношения прошли ряд этапов. Общая риторика межгосударственного взаимодействия и понимания только ухудшалась. В начале 2004 г. происходил непродолжительный период попытки активизации и «перезагрузки» российско-грузинских отношений. В 2004-2006 гг. общий фон отношений стран ухудшался. В 2006 г. отношения были осложнены «торговыми войнами» между Россией и Грузией. РФ ввела запрет на импорт ряда стратегически важных для экономики Грузии продуктов - вина и минеральной воды.
С 2006 г. нарастает напряженность в отношениях Грузии и непризнанных государств - Южной Осетии и Абхазии. Де факто данные территории при поддержке России развивались самостоятельно, но Правительство Грузии выступало за территориальную целостность страны. В 2007 г. происходит ряд инцидентов на грузино-абхазкой и грузино-осетинской границе, в которых принимают участие и российские миротворцы.
В начале 2008 г. Грузия актуализирует информацию о своем будущем намерении вступить в блок НАТО, что воспринимается крайне недружественно в России. При этом Российская сторона предпринимает ряд шагов по политическому и экономическому сближению с Абхазией и Южной Осетией, что в свою очередь также не нравится Грузии.
Кульминацией нарастания напряжения между Россией и Грузией стал пятидневный вооруженный конфликт в августе 2008 г. В данном конфликте участвовали российские военные, грузинская армия, вооружённые формирования Абхазии и Южной Осетии. Данный конфликт окончательно оформил пророссийскую политику в отношении непризнанных государств на территории Грузии - Абхазии и Южной Осетии, а также способствовал разрыву дипломатических отношений с Грузией.
Конфликт 2008 г. оказал большое влияние на дальнейшее развитие российско-грузинских отношений. Не имея возможности «вернуть свои территории», Грузия все более стала отдаляться от России. Происходит сближение кавказской страны со странами ЕС и США. Россия также стала проводить более явную политику поддержки Абхазии и Южной Осетии. Правительство России в 2008 г. официально признало данные территории как независимые государства.
Серьезному пересмотру подлежит политика Грузии по отношению к России. Она должна быть стабильной и последовательной, а никак не зигзагообразной и непродуманной. Для Грузии Россия является самым большим рынком, не использовать который для развития экономики было бы непростительно, тем более что, заявляя о своем стремлении создать рыночную экономику, на деле Грузия пытается сделать это в обход рынка. В своих отношениях с Россией необходимо исходить из не только политических, но и экономических приоритетов. Два этих направления должны представлять собой единое целое. В идеале внешнеполитический курс Грузии не может быть ни прорусским, ни проамериканским, ни проевропейским, ни вообще каким-либо «про». Он должен быть только прогрузинским, и на этом следует строить отношения со всеми странами для сохранения себя и своей самобытности. Грузия принадлежит сама себе со своей культурой, со своей противоречивой историей и, несмотря н на что, надежность на целостность и преемственность прошлого и будущего. Однако реальное положение Грузии как государства-лимитрофа вынуждает ее искать «хозяина». Ранее таковыми были Византия, Арабский халифат, государства Чингизидов, Турция, Иран, Россия. Сейчас в поисках крыши Грузия очень далеко ушла от России в сторону НАТО и США. Но время этих гегемонов проходит. Кто будет следующим покровителем Грузии - снова Турция, Россия или Иран, а может быть - Китай?
Нынешним элитам России и Грузии удалось пустить на ветер весь положительный потенциал российско -грузинских отношений, который, несмотря на тяжелейший испытания, русскому и грузинскому народу удалось накопить за прошлые два века. В результате сегодня мы имеем дело с таким положением вещей, когда грузины и русские смотрят друг на друга и видят совершенно разное прошлое, имеют диаметрально противоположное восприятие друг друга. От обеих стран требуется осознание своего положения в изменившемся мире, формулирование и понимание собственных долгосрочных национальных интересов и обоюдное желание строить положительную повестку дня в двусторонних отношениях.
В настоящее время политические отношения России и Грузии во многом заморожены, что сильно мешает развитию торгового сотрудничества между нашими странами. Фактически законсервированы и конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Данные территориальные государственные образования при поддержке России фактически существуют и функционируют как полностью независимые территории от Грузии. Южная Осетия вероятнее всего войдет в Россию, слившись с северной частью Осетии.



1. О признании Республики Южная Осетия : указ Президента Рос. Федерации от 26 авг. 2008 г. № 1261 // Президент России / Администрация Президента России. - М., 2008. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/27958 (дата обращения: 05.04.2022).
2. Конституция Южной Осетии // Конституции государств (стран)
мира : б-ка конституций Пашкова Романа. - [Б. м.], 2010. - URL:
http://worldconstitutions.ru/?p=121 (дата обращения: 05.04.2022).
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве // Дипломатический вестник. - 1994. № 3. - 15-19 с.
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная
Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г. // Президент России / Администрация Президента России. - М., 2015. - URL:
http://kremlin.ru/supplement/4819 (дата обращения: 05.04.2022).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник, 1993. № 1/2. - 3-23 с.
6. Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации утверждены Распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 23 апреля 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России, 1991-2002 : хрестоматия : в 4 т. / сост. Т. А. Шаклеина. - М., 2002. - Т. 4: Документы. - 21-35 с.
7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве // Дипломатический вестник. 1994. № 3. - 15-19 с.
8. Итоговый документ Московской встречи, 3 сентября 1992 г. - URL: http: //www. abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022).
9. Мандат на проведение операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения 17.06.2022).
10. Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению доверия между сторонами грузино-осетинского конфликта, 15 мая 1996 г. - URL: http: //southossetia.by.ru (дата обращения: 13.06.2022).
11. Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств по вопросу мирного урегулирования конфликта в Абхазии, Грузия. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022).
12. Протокол гальской встречи грузинской и абхазской сторон по вопросам Стабилизации обстановки в Зоне безопасности. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022).
13. Протокол консультативной встречи экспертов грузинской и российской сторон по вопросу введения визового режима между Грузией и Российской Федерацией. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022).
14. Протокол о прекращении огня, разведении вооруженных формирований и гарантиях по недопущению силовых действий, 25 мая 1998 г. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022).
15. Протокол переговоров по грузино-абхазскому
урегулированию от 12 сентября 1996 г. - URL: http: //www.abkhaziainfo.f2o.org (дата обращения: 13.06.2022)...165



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ