Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (Северо-Восточный Государственный Университет)

Работа №183072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения города Магадана «Детский сад комбинированного вида №38» .
Выборка: 20 детей.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………… 3 – 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……6 – 22
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме развития речи в дошкольном возрасте ……………6 – 10
1.2. Общая характеристика методов, форм и средств развития речи детей старшего дошкольного возраста11 - 17
1.3. Влияние современных информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста ……………………………17 – 22
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ…23 – 40
2.1. Констатирующий эксперимент…………23 – 30
2.2. Формирующий эксперимент…………………30 – 35
2.3. Контрольный эксперимент…………..35 – 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………41– 42
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………43 – 46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………47 – 49


Двадцать первый век – это век информационных технологий. В современном мире все более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные системы. Многие сферы жизни общества не обходятся без их использования, а в некоторых профессиональных отраслях они уже играют определяющую роль.
При этом в последние годы отмечаются и негативные последствия воздействия Интернета, компьютерных игр, информационных устройств на подрастающее поколение. Информационное устройство (гаджет) – это устройство, которое использует электронные компоненты для обработки, хранения и передачи информации с помощью электрических сигналов. Они могут быть простыми и сложными. К таким устройствам относятся: смартфоны, компьютеры, телевизоры, планшеты, музыкальные плееры и т.д.
Информационные устройства, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни. Замещение и подмена речевой коммуникации в семье информационными устройствами представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный ход психического, социального, культурного и духовного развития детей. Дети становятся самодостаточными, у них слабеют потребности в контактах со взрослыми и сверстниками. В речи детей появляются стереотипно закрепленные фразы, что в дальнейшем может стать причиной отставания в речевом развитии.
По мнению исследователей, данный феномен объясняется, в первую очередь, слабой социализированностью ребенка-дошкольника, бесконтрольным временем использования контента на информационных устройствах, как способа организации детского досуга, а вместе с тем недостатком общения ребенка с родителями. Так, в работах российских психологов Войсунского А.Е., Степанович И.М., посвященных проблеме интернет-зависимости, изучены психологические аспекты негативного влияния компьютерных игр на психику ребенка.
Необходимо отметить, что существует и другая точка зрения на характер влияния информационных устройств на психику и поведение ребенка. Ряд отечественных исследователей (Л.А. Габдулисламова, Ю.М.Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай,Е.В. Зворыгина, В.Я. Ляудис, И.Ю. Пашилите И.Ю. и др.) отмечают, что использование информационных устройств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста может успешно осуществляться при использовании информационных устройств, имеющих ряд преимуществ перед традиционными обучающими средствами – расширение представлений детей об окружающем мире, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и звуковой культуры. При этом, проблема использования информационных устройств в процессе развития речи детей дошкольного возраста является в настоящее время малоизученной, что и определило актуальность данного исследования.
Объект исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить специфику влияния информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать характеристику формам, средствам и методам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить на основе изученной литературы специфику влияния современных информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование с целью изучения эффективности использования информационных устройств в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: включение информационных устройств в образовательный процесс дошкольного учреждения может оказывать положительное воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, педагогический эксперимент; методы обработки данных: ранжирование, диаграммы, таблицы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 38».
Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе проанализированы теоретические подходы к проблеме развития речи в дошкольном возрасте, представлена общая характеристика форм, средств и методов развития речи детей старшего дошкольного возраста, выявлена специфика влияния современных информационных устройств на развитие речи дошкольника.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, а также студентами педагогических профилей в процессе профессиональной подготовки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Во введении определена актуальность темы исследования, выделены его объект, предмет, сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, обозначена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста» рассмотрены теоретические подходы к проблеме речевого развития старших дошкольников, дана общая характеристика форм, средств и методов развития речи детей старшего дошкольного возраста, определена специфика влияния современных информационных устройств на развитие речи дошкольника.
Во второй главе представлены результаты педагогического эксперимента.
В заключении представлены обобщенные результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических подходов к проблеме развития речи в дошкольном возрасте и влиянию современных информационных устройств на этот процесс позволил сделать следующие выводы.
Развитие речи, обучение родному языку детей, формирование у них навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа – одна из ведущих целей дошкольного образования. Однако, представленная в различных научных источниках статистика свидетельствует о том, что за последние несколько лет значительно увеличилось количество дошкольников с речевыми нарушениями. По мнению исследователей, данный феномен объясняется, в первую очередь, слабой социализированностью ребенка-дошкольника, бесконтрольным временем использования контента на информационных устройствах, как способа организации детского досуга, а вместе с тем недостатком общения ребенка с родителями. Замещение и подмена речевой коммуникации в семье информационными устройствами представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный ход психического, социального, культурного и духовного развития детей.
При этом, анализ литературы показал, что использование информационных устройств в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения. Применение гаджет-технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений, таких как интерактивная доска, компьютер, смартфон, планшет и т.д., также имеет значительный педагогических потенциал.
Существует множество обучающих и развивающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста. Положительное влияние оказывают игры, которые помогают развивать способности ребенка, оригинальность мышления (при решении заданных задач), самостоятельность, познавательную активность и проводить коррекцию речи.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование с целью изучения влияния информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов позволил заключить, что включение информационных цифровых устройств в образовательный процесс дошкольного учреждения может способствовать эффективному решению задач речевого развития. А информирование родителей воспитанников о регламентации взаимодействия детей с гаджетами позволяет повысить уровень их осведомленности об альтернативном (образовательном) их использовании в семейном досуге.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 229 с.
2. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов : Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 64 с.
3. Арушанова А. Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 2019. – №9. – C.58-65.
4. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников // Логопед. – 2008. – №5. – С.14-16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи520166 (дата обращения: 27.11.2023).
5. Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М. : Педагогика, 2005. – 288 с.
6. Белоусова М. В. Влияние информационных устройств и факторов социального окружения на развитие речи детей раннего возраста // Вестник современной клинической медицины. – 2019. – Т. 12. – Вып. 3. – С.15–20.
7. Белоусова М. В. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. – 2014. – №9. – С.108-112. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 01.11.2023).
8. Бучилова И. А., Убина О. Г. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1326–1330. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85266.htm. (дата обращения: 01.11.2023).
9. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика - синтез, 2013 – 112 с.
10. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов: Библиотека логопеда. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 56 с.
11. Виноградова Н. А., Панкова Е. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. – М. :Айриспресс, 2008. – 208 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. – М. : Изд. «Высшая школа», 2002. –117 c.
13. Гаврилов В. В. Специфика развития речи дошкольников: теоретическое обоснование // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – С.153-154. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 01.11.2023).
14. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения детей дошкольного возраста / Е.М. Галишникова. – М., 2011. – С.30.
15. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада : Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
16. «День Матрицы» или Рабы Компьютера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=QXZzSRyFdA0 (дата обращения: 01.11.2023).
17. Дорохова И.А. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. – Казань : Бук, 2014. – С. 79–82.
18. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников : Подготовительная группа. – М. : Педагогическое общество России. – 2015. – 176 с.
19. Иванова Н.Г., Николаева А.В. Компьютерные игры и их роль в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 80-82. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ (дата обращения: 07.11.2023).
20. Исаева Е.А. Компьютерные технологии в обучении дошкольников / Е.А. Исаева. – Новочеркасск : Дизайн и графика, 2019. – 189 с.
21. Калинина Т. В. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников / Т. В. Калинина, Ю. А. Дмитриев. – М. : МПГУ, 2019. – С. 140.
22. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57–59.
23. Козина И. В., Лебедева Л. В. Составление творческих рассказов по пословицам // Логопед. – 2007. – №2. – С. 76-82.
24. Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 64 с.
25. Комарова Т.С. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова, А. С. Москвина, А. Л. Третьяков // Проблемы современного образования. – 2019. – № 1. – С. 143–149.
26. Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. – М. : Гном, 2016. – 64 с.
27. Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников: Кабинет логопеда. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 176 с.
28. Легачева Е.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 666-669. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive (дата обращения: 16.12.2023).
29. Литвинова С. Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста: учебное пособие для вузов / С. Н. Литвинова, Ю. В. Челышева. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 188 с.
30. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 208 с.
31. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Н. Могилева. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
32. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С.42 – 46.
33. Налетова Н.Ю. Цифровизация образования: «за» и «против», текущие и имманентные проблемы / Н. Ю. Налетова // Педагогика. – 2020. – № 1. – С. 43 – 47.
34. Немов Р. С. Общие основы психологии. –М. :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. – 686 с.
35. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В. В. Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.]; Под ред. М. И. Лисиной. –М. : Педагогика, 1985. –207 с.
36. Павлова Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Томск: ТОИПКРО, 2015. – Т. 2. – С. 80–84.
37. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова]. – М. : Педагогика-пресс, 1994. – 526 с.
38. Развитие личности ребенка / Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. – 576 с.
39. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / под ред. Ф.А. Сохина. – М. :Просвещение, 1979. – 223 с.
40. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С.285 287.
41. Сборник методической разработки на тему «Игры и лексические упражнения для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста». – Иркутск, 2021.
42. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб. пособие для образов, учреждений, сред. проф. образования / А. В. Смирнов. – М. : Академия, 2005. – 202 с.
43. Смирнова Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2018. – №48.1. – С. 35-36. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/234/43009/ (дата обращения: 01.11.2023)
44. Стерликова В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы) : учебно-методическое пособие. – Орск : Издательство ОГТИ, 2010. – 202 с.
45. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.
46. Ушакова О. С. Скажем правильно: Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 16 с.
47. Ушакова О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет / О.С. Ушакова. – М. :Вентана-Граф, 2016. – 48 c.
48. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
49. Эльконин Д. Б. Детская психология: пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2007. – 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ