ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ИХТЦ»)
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Конкурентоспособность предприятия: характеристика и значение 5
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий в современных условиях 11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия 18
2.1 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
2.2 Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия 22
2.3 Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО
"ИХТЦ" 36
3.1 Анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли 36
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития ООО
"ИХТЦ" 46
3.3 Оценка уровня конкурентоспособности ООО "ИХТЦ" и рекомендации по ее
повышению 60
Заключение 72
Литература 74
Приложение А Объем рынка инжиниринговых услуг химической отрасли 80
Приложение Б Доли рынка предприятий инжиниринговых услуг химической отрасли.. ..85 Приложение В Бухгалтерский баланс ООО «ИХТЦ», 2019, 2020 год 82
Приложение Г Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2019 год....83 Приложение Д Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2020 год ...84 Приложение Е Сертификат о присвоении рейтинга ООО «ИХТЦ» на портале «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС» 85
Приложение Ж Бенчмаркинг инжиниринговых предприятий химической отрасли России 86
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Конкурентоспособность предприятия: характеристика и значение 5
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий в современных условиях 11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия 18
2.1 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
2.2 Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия 22
2.3 Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО
"ИХТЦ" 36
3.1 Анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли 36
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития ООО
"ИХТЦ" 46
3.3 Оценка уровня конкурентоспособности ООО "ИХТЦ" и рекомендации по ее
повышению 60
Заключение 72
Литература 74
Приложение А Объем рынка инжиниринговых услуг химической отрасли 80
Приложение Б Доли рынка предприятий инжиниринговых услуг химической отрасли.. ..85 Приложение В Бухгалтерский баланс ООО «ИХТЦ», 2019, 2020 год 82
Приложение Г Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2019 год....83 Приложение Д Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2020 год ...84 Приложение Е Сертификат о присвоении рейтинга ООО «ИХТЦ» на портале «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС» 85
Приложение Ж Бенчмаркинг инжиниринговых предприятий химической отрасли России 86
В условиях современного рынка химической отрасли важную роль в управлении химическим предприятием играет оперативное внедрение менеджмента и маркетинга, повышение профессионального уровня персонала, качества оказываемых услуг, обеспечение высокотехнологичной оснащенности рабочих мест и, как итог, сохранение и увеличение конкурентоспособности предприятия.
Вопрос конкурентоспособности остается актуальным и для ученых. Это подтверждают множество разноплановых работ таких ученых как И.К. Максимова , Н.С. Яшин , Г. Минцберг , М. Портер , Ф. Котлер , Р.Т. Паскаль, Т. Петерс, Т.А. Блашенкова, М.О. Ермолова, А. П. Градов, Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А.С. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, В.С. Ефремов, Т.М. Каретникова, Н. Петс и др.
Новые возможности роста конкурентоспособности предприятия открывающиеся в условиях улучшения социально - экономического состояния страны, проявляющихся в росте промышленного производства, производительности труда, инвестиций в основной капитал и увеличении реальных доходов населения, делают данную тему актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия на примере химического предприятия ООО «Инжиниринговый химико-технологический центр» (далее - ООО «ИХТЦ»).
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
1. Описание теоретических основ понятия конкурентоспособность предприятия;
2. Изучение оценки уровня конкурентоспособности;
3. Раскрытие факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия;
4. Изучить методы и инструменты оценки конкурентоспособности предприятия;
5. Провести анализ рынка инжиниринговых услуг и потенциальных потребителей инжиниринговых услуг;
6. Провести оценку конкурентоспособности химического предприятия ООО «ИХТЦ».
7. Дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ».
Объектом выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность предприятия ООО «ИХТЦ» и факторы её обуславливающие.
Предметом работы является методические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ», территориально располагающемся в г. Томске.
Для исследования были выбраны следующие методы: метод наблюдения, метод сравнения, группировки, детализации и обобщения.
Информационной базой исследования явились исходные фактические статистические данные химических предприятий, справочные и аналитические материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, и научной литературы, информационные ресурсы сети Интернет, а также результаты расчетов автора проведенных на анализируемом предприятии.
Вопрос конкурентоспособности остается актуальным и для ученых. Это подтверждают множество разноплановых работ таких ученых как И.К. Максимова , Н.С. Яшин , Г. Минцберг , М. Портер , Ф. Котлер , Р.Т. Паскаль, Т. Петерс, Т.А. Блашенкова, М.О. Ермолова, А. П. Градов, Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А.С. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, В.С. Ефремов, Т.М. Каретникова, Н. Петс и др.
Новые возможности роста конкурентоспособности предприятия открывающиеся в условиях улучшения социально - экономического состояния страны, проявляющихся в росте промышленного производства, производительности труда, инвестиций в основной капитал и увеличении реальных доходов населения, делают данную тему актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия на примере химического предприятия ООО «Инжиниринговый химико-технологический центр» (далее - ООО «ИХТЦ»).
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
1. Описание теоретических основ понятия конкурентоспособность предприятия;
2. Изучение оценки уровня конкурентоспособности;
3. Раскрытие факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия;
4. Изучить методы и инструменты оценки конкурентоспособности предприятия;
5. Провести анализ рынка инжиниринговых услуг и потенциальных потребителей инжиниринговых услуг;
6. Провести оценку конкурентоспособности химического предприятия ООО «ИХТЦ».
7. Дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ».
Объектом выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность предприятия ООО «ИХТЦ» и факторы её обуславливающие.
Предметом работы является методические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ», территориально располагающемся в г. Томске.
Для исследования были выбраны следующие методы: метод наблюдения, метод сравнения, группировки, детализации и обобщения.
Информационной базой исследования явились исходные фактические статистические данные химических предприятий, справочные и аналитические материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, и научной литературы, информационные ресурсы сети Интернет, а также результаты расчетов автора проведенных на анализируемом предприятии.
Конкурентоспособность предприятия имеет важное значение для успешного функционирования предприятия. Все больше предприятий стремятся к лидерству в своей отрасли. Чем выше конкурентоспособность предприятия, тем с большей вероятностью оно будет занимать лидирующие позиции на данном рынке. При повышении конкурентоспособности важно учитывать все факторы, влияющие на нее, и обладать как можно большим количеством конкурентных преимуществ.
На конкурентоспособность предприятия влияет ряд внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных между собой. С помощью данных факторов определяются средства и способы для использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность. Эффективность использования факторов для получения конкурентного преимущества зависит от того, в какой отрасли они применяются.
Существует много подходов к оценке конкурентоспособности, многие методики активно разрабатываются в наше время в России. Эти методики показывают, что, как правило, они основаны на теории эффективной конкуренции. В рамках данной теории, наибольшей конкурентоспособностью обладают предприятия, где четко отлажена работа всех подразделений и служб как системы. При оценке конкурентоспособности учитывается и факторный метод, позволяющий выявить факторы конкурентоспособности, влияющие наибольшим образом на процесс принятия решения потребителем.
Большое количество методов позволяют оценить конкурентоспособность, такие как STEP-анализ, SWOT-анализ, бенчмаркинг и другие. В данном исследовании были использованы эти три метода.
Был проведен подробный анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли в России и Томской области, который показал, что в ближайшее время ожидается активное развитие химической отрасли, что означает рост спроса на инжиниринговые услуги. Далее были проанализированы объем рынка инжиниринговых услуг России и его участники.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИХТЦ» показал, что ООО «ИХТЦ» является молодым, динамично развивающимся предприятием, захватывающим все большую долю рынка. Однако, есть очевидные лидеры рынка на данный момент.
На основании выполненного SWOT-анализа даны рекомендации по реализации возможностей с использованием сильных сторон предприятия, по минимизации угроз с использованием сильных сторон предприятия, по улучшению слабых сторон предприятия благодаря сильным сторонам.
Для ООО «ИХТЦ» был проведен бенчмаркинг конкурентоспособности, к нему составлена бальная шкала для оценки характеристик компаний рынка инжиниринговых услуг. Выявлены 4 лидера данного рынка, одним из которых является ООО «ИХТЦ». Дальнейшее сравнение было выполнено с 3 предприятиями-лидерами данного рынка. На основании проведенного исследования даны следующие рекомендации по улучшению конкурентоспособности ООО «ИХТЦ»:
• Стимулирование объема сбыта и роста объемов реализации не менее, чем 250 млн. руб. в год. На первый план выходит проработка маркетинговой составляющей деятельности ООО «ИХТЦ», формирование новых каналов продвижения продукции ООО «ИХТЦ»;
• Контроль расходов предприятия, снижение долговой нагрузки и инвестиции за счет собственного капитала, в том числе закрытие возобновляемой кредитной линии и обеспечение отсутствия прочих краткосрочных кредиторских задолженностей;
• Работа с внутренними ресурсами организации: доведение штатной численности персонала не менее, чем до 50 человек, обучение и переподготовка персонала, использование новых подходов в организации деятельности и бизнес-планирования, улучшение условий труда сотрудников и повышение заинтересованности за счет материальных и нематериальных способов мотивации;
• Формирование и применение стратегии развития;
• Добавление на Web-сайт формы обратной связи.
Просчитан и оценен новый уровень конкурентоспособности, с учетом выполненных рекомендаций. Так, в результате выполнения ООО «ИХТЦ» данных рекомендаций, предприятие может занять первое место на рынке инжиниринговых услуг химической отрасли в России.
На конкурентоспособность предприятия влияет ряд внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных между собой. С помощью данных факторов определяются средства и способы для использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность. Эффективность использования факторов для получения конкурентного преимущества зависит от того, в какой отрасли они применяются.
Существует много подходов к оценке конкурентоспособности, многие методики активно разрабатываются в наше время в России. Эти методики показывают, что, как правило, они основаны на теории эффективной конкуренции. В рамках данной теории, наибольшей конкурентоспособностью обладают предприятия, где четко отлажена работа всех подразделений и служб как системы. При оценке конкурентоспособности учитывается и факторный метод, позволяющий выявить факторы конкурентоспособности, влияющие наибольшим образом на процесс принятия решения потребителем.
Большое количество методов позволяют оценить конкурентоспособность, такие как STEP-анализ, SWOT-анализ, бенчмаркинг и другие. В данном исследовании были использованы эти три метода.
Был проведен подробный анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли в России и Томской области, который показал, что в ближайшее время ожидается активное развитие химической отрасли, что означает рост спроса на инжиниринговые услуги. Далее были проанализированы объем рынка инжиниринговых услуг России и его участники.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИХТЦ» показал, что ООО «ИХТЦ» является молодым, динамично развивающимся предприятием, захватывающим все большую долю рынка. Однако, есть очевидные лидеры рынка на данный момент.
На основании выполненного SWOT-анализа даны рекомендации по реализации возможностей с использованием сильных сторон предприятия, по минимизации угроз с использованием сильных сторон предприятия, по улучшению слабых сторон предприятия благодаря сильным сторонам.
Для ООО «ИХТЦ» был проведен бенчмаркинг конкурентоспособности, к нему составлена бальная шкала для оценки характеристик компаний рынка инжиниринговых услуг. Выявлены 4 лидера данного рынка, одним из которых является ООО «ИХТЦ». Дальнейшее сравнение было выполнено с 3 предприятиями-лидерами данного рынка. На основании проведенного исследования даны следующие рекомендации по улучшению конкурентоспособности ООО «ИХТЦ»:
• Стимулирование объема сбыта и роста объемов реализации не менее, чем 250 млн. руб. в год. На первый план выходит проработка маркетинговой составляющей деятельности ООО «ИХТЦ», формирование новых каналов продвижения продукции ООО «ИХТЦ»;
• Контроль расходов предприятия, снижение долговой нагрузки и инвестиции за счет собственного капитала, в том числе закрытие возобновляемой кредитной линии и обеспечение отсутствия прочих краткосрочных кредиторских задолженностей;
• Работа с внутренними ресурсами организации: доведение штатной численности персонала не менее, чем до 50 человек, обучение и переподготовка персонала, использование новых подходов в организации деятельности и бизнес-планирования, улучшение условий труда сотрудников и повышение заинтересованности за счет материальных и нематериальных способов мотивации;
• Формирование и применение стратегии развития;
• Добавление на Web-сайт формы обратной связи.
Просчитан и оценен новый уровень конкурентоспособности, с учетом выполненных рекомендаций. Так, в результате выполнения ООО «ИХТЦ» данных рекомендаций, предприятие может занять первое место на рынке инжиниринговых услуг химической отрасли в России.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018





