АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Конкурентоспособность предприятия: характеристика и значение 5
1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий в современных условиях 11
1.3 Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия 14
2 Оценка конкурентоспособности предприятия 18
2.1 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 18
2.2 Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия 22
2.3 Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия 28
3 Направления повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО
"ИХТЦ" 36
3.1 Анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли 36
3.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и перспективы развития ООО
"ИХТЦ" 46
3.3 Оценка уровня конкурентоспособности ООО "ИХТЦ" и рекомендации по ее
повышению 60
Заключение 72
Литература 74
Приложение А Объем рынка инжиниринговых услуг химической отрасли 80
Приложение Б Доли рынка предприятий инжиниринговых услуг химической отрасли.. ..85 Приложение В Бухгалтерский баланс ООО «ИХТЦ», 2019, 2020 год 82
Приложение Г Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2019 год....83 Приложение Д Форма №2 Отчет о финансовых результатах ООО «ИХТЦ» за 2020 год ...84 Приложение Е Сертификат о присвоении рейтинга ООО «ИХТЦ» на портале «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС» 85
Приложение Ж Бенчмаркинг инжиниринговых предприятий химической отрасли России 86
В условиях современного рынка химической отрасли важную роль в управлении химическим предприятием играет оперативное внедрение менеджмента и маркетинга, повышение профессионального уровня персонала, качества оказываемых услуг, обеспечение высокотехнологичной оснащенности рабочих мест и, как итог, сохранение и увеличение конкурентоспособности предприятия.
Вопрос конкурентоспособности остается актуальным и для ученых. Это подтверждают множество разноплановых работ таких ученых как И.К. Максимова , Н.С. Яшин , Г. Минцберг , М. Портер , Ф. Котлер , Р.Т. Паскаль, Т. Петерс, Т.А. Блашенкова, М.О. Ермолова, А. П. Градов, Е.П. Голубкова, А.Н. Печенкина, А.С. Глухова, П.С. Завьялова, Г.Л. Багиева, В.С. Ефремов, Т.М. Каретникова, Н. Петс и др.
Новые возможности роста конкурентоспособности предприятия открывающиеся в условиях улучшения социально - экономического состояния страны, проявляющихся в росте промышленного производства, производительности труда, инвестиций в основной капитал и увеличении реальных доходов населения, делают данную тему актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия на примере химического предприятия ООО «Инжиниринговый химико-технологический центр» (далее - ООО «ИХТЦ»).
Для достижения поставленной цели в данной работе будут решены следующие задачи:
1. Описание теоретических основ понятия конкурентоспособность предприятия;
2. Изучение оценки уровня конкурентоспособности;
3. Раскрытие факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия;
4. Изучить методы и инструменты оценки конкурентоспособности предприятия;
5. Провести анализ рынка инжиниринговых услуг и потенциальных потребителей инжиниринговых услуг;
6. Провести оценку конкурентоспособности химического предприятия ООО «ИХТЦ».
7. Дать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ».
Объектом выпускной квалификационной работы является конкурентоспособность предприятия ООО «ИХТЦ» и факторы её обуславливающие.
Предметом работы является методические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия ООО «ИХТЦ», территориально располагающемся в г. Томске.
Для исследования были выбраны следующие методы: метод наблюдения, метод сравнения, группировки, детализации и обобщения.
Информационной базой исследования явились исходные фактические статистические данные химических предприятий, справочные и аналитические материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, и научной литературы, информационные ресурсы сети Интернет, а также результаты расчетов автора проведенных на анализируемом предприятии.
Конкурентоспособность предприятия имеет важное значение для успешного функционирования предприятия. Все больше предприятий стремятся к лидерству в своей отрасли. Чем выше конкурентоспособность предприятия, тем с большей вероятностью оно будет занимать лидирующие позиции на данном рынке. При повышении конкурентоспособности важно учитывать все факторы, влияющие на нее, и обладать как можно большим количеством конкурентных преимуществ.
На конкурентоспособность предприятия влияет ряд внешних и внутренних факторов, взаимосвязанных между собой. С помощью данных факторов определяются средства и способы для использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность. Эффективность использования факторов для получения конкурентного преимущества зависит от того, в какой отрасли они применяются.
Существует много подходов к оценке конкурентоспособности, многие методики активно разрабатываются в наше время в России. Эти методики показывают, что, как правило, они основаны на теории эффективной конкуренции. В рамках данной теории, наибольшей конкурентоспособностью обладают предприятия, где четко отлажена работа всех подразделений и служб как системы. При оценке конкурентоспособности учитывается и факторный метод, позволяющий выявить факторы конкурентоспособности, влияющие наибольшим образом на процесс принятия решения потребителем.
Большое количество методов позволяют оценить конкурентоспособность, такие как STEP-анализ, SWOT-анализ, бенчмаркинг и другие. В данном исследовании были использованы эти три метода.
Был проведен подробный анализ потенциальных потребителей инжиниринговых услуг химической отрасли в России и Томской области, который показал, что в ближайшее время ожидается активное развитие химической отрасли, что означает рост спроса на инжиниринговые услуги. Далее были проанализированы объем рынка инжиниринговых услуг России и его участники.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИХТЦ» показал, что ООО «ИХТЦ» является молодым, динамично развивающимся предприятием, захватывающим все большую долю рынка. Однако, есть очевидные лидеры рынка на данный момент.
На основании выполненного SWOT-анализа даны рекомендации по реализации возможностей с использованием сильных сторон предприятия, по минимизации угроз с использованием сильных сторон предприятия, по улучшению слабых сторон предприятия благодаря сильным сторонам.
Для ООО «ИХТЦ» был проведен бенчмаркинг конкурентоспособности, к нему составлена бальная шкала для оценки характеристик компаний рынка инжиниринговых услуг. Выявлены 4 лидера данного рынка, одним из которых является ООО «ИХТЦ». Дальнейшее сравнение было выполнено с 3 предприятиями-лидерами данного рынка. На основании проведенного исследования даны следующие рекомендации по улучшению конкурентоспособности ООО «ИХТЦ»:
• Стимулирование объема сбыта и роста объемов реализации не менее, чем 250 млн. руб. в год. На первый план выходит проработка маркетинговой составляющей деятельности ООО «ИХТЦ», формирование новых каналов продвижения продукции ООО «ИХТЦ»;
• Контроль расходов предприятия, снижение долговой нагрузки и инвестиции за счет собственного капитала, в том числе закрытие возобновляемой кредитной линии и обеспечение отсутствия прочих краткосрочных кредиторских задолженностей;
• Работа с внутренними ресурсами организации: доведение штатной численности персонала не менее, чем до 50 человек, обучение и переподготовка персонала, использование новых подходов в организации деятельности и бизнес-планирования, улучшение условий труда сотрудников и повышение заинтересованности за счет материальных и нематериальных способов мотивации;
• Формирование и применение стратегии развития;
• Добавление на Web-сайт формы обратной связи.
Просчитан и оценен новый уровень конкурентоспособности, с учетом выполненных рекомендаций. Так, в результате выполнения ООО «ИХТЦ» данных рекомендаций, предприятие может занять первое место на рынке инжиниринговых услуг химической отрасли в России.
1. Минпромторг России/ Министерство промышленной торговли Российской Федерации. - 2021. - URL: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 24.05.2021)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №
117-ФЗ (ред. От 19.07.2011) // КонсультантПлюс: справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 30.04.2021)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изм. на 20 апреля
2021 года) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 30.04.2021).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 31.03.2021) // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/ (дата обращения: 15.05.2021)
5. Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального
государственного статистического наблюдения № 2-мп инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" Постановление Росстата от 18.09.2007 № 64 // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71539/ae1dfd9006876df19ff67ebe15488f7 3ac314a8b/ (дата обращения: 30.04.2021)
6. Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального
государственного статистического наблюдения No 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)" Постановление Федеральной службы государственной статистики от 8 ноября 2006 г. № 64 // КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71539/ae1dfd9006876df19ff67ebe15488f7 3ac314a8b/ (дата обращения: 30.04.2021)
7. Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации
российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218 //
КонсультантПлюс : справ, правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч, б-ки Том. гос. ун-та. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99318/ (дата обращения: 15.05.2021)
8. Алексенко А. А. Управление конкурентоспособностью предприятия / А.А. Алексеенко, Т.В. Лейсле. - 2017. - С. 88.
9. Багирян В. А. Бенчмаркинг как фактор стратегического развития
конкурентных преимуществ предприятий //Финансовые исследования. - 2019. - №. 1 (62).
10. Барнгольц С.Б. Методология экономического анали-за деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. Пособие/ С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник. - М.: Финансы и статистика. - 2003. - 240 с.
11. Бобрышев Д.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель фир-мы // Проблемы технологии, управления и экономики / под общ. ред. В.А. Панкова. - Н. Новгород. - 2002. - Ч. 1. - 160 с.
12. Борщева А. В. Факторы конкурентоспособности предприятия / А.В. Борщева, С.В. Ильченко//Бизнес и дизайн ревю. - 2018. - №. 1 (9).
13. Бражниченко Д. В. Инвестиции в инновационную деятельность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Д.В. Бражниченко, В.И. Гайдук, С.В. Гладкий // Московский экономический журнал. - 2020. - №. 1.
14. Высшая цель: как принципы «бирюзового» управления реализуют в России // АО "АС РУС МЕДИА". - 2020. - URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/363043- vysshaya-cel-kak-principy-byuryuzovogo-upravleniya-realizuyut-v-rossii (дата обращения: 26.05.2021)
15. Войнов Д. А. Управление конкурентоспособностью предприятия / Д.А. Войнов, А.Г. Германович //Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №. 2.
...76