Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основы оценки налогового потенциала региона 6
1.1 Понятие налогового потенциала и его структура 6
1.2 Составляющие налогового потенциала 10
1.3 Подходы и методы оценки налогового потенциала 15
2 Анализ налогового потенциала Томской области 22
2.1 Социально-экономическая характеристика региона 22
2.2 Факторы, влияющие на формирование налогового потенциала Томской области ....26
2.3 Количественная оценка налогового потенциала региона 28
2.4 Нереализованный налоговый потенциал: резервы и причины недоиспользования ...31
3 Пути развития налогового потенциала Томской области 39
3.1 Обобщение анализа налогового потенциала региона 39
3.2 Направления развития налогового потенциала Томской области 40
3.3 Учет действующих региональных и федеральных программ 49
3.4 Прогноз налоговых поступлений до 2027 года 51
3.5 Ожидаемый эффект от предложенных решений 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Современное развитие региональной экономики Российской Федерации невозможно без эффективного функционирования системы налогообложения как важнейшего инструмента формирования доходной базы бюджета. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и необходимости достижения устойчивого социально-экономического роста особое значение приобретает проблема оценки и эффективного использования налогового потенциала регионов.
Налоговый потенциал выступает ключевым элементом финансовой самостоятельности субъекта Российской Федерации и представляет собой совокупность максимально возможных налоговых доходов, которые могут быть мобилизованы в региональный бюджет при существующей налоговой базе, действующем законодательстве и уровне налогового администрирования. Его уровень во многом определяет степень бюджетной обеспеченности территории, её способность самостоятельно решать социальные и инфраструктурные задачи, а также уровень зависимости от межбюджетных трансфертов.
Развитие и реализация налогового потенциала приобретают особую актуальность в условиях усиления межрегиональной конкуренции за инвестиции, трудовые ресурсы и федеральное финансирование. Существующая дифференциация налоговых возможностей субъектов РФ обусловлена значительными различиями в экономическом, демографическом и природно-ресурсном потенциале, а также в эффективности использования имеющихся ресурсов. Это требует индивидуального подхода к анализу и развитию налогового потенциала каждого региона.
Актуальность выбранной темы усиливается необходимостью повышения качества стратегического планирования на региональном уровне, а также разработки эффективных механизмов мобилизации доходов. Для Томской области, обладающей как развитыми ресурсно-сырьевыми отраслями, так и мощным научно-образовательным потенциалом, задача оценки и повышения налогового потенциала имеет особое значение. Несмотря на наличие ряда конкурентных преимуществ, в регионе сохраняются проблемы, связанные с неравномерной реализацией ресурсной базы, наличием резервов в легализации теневой экономики и неиспользованными возможностями налоговой политики.
Степень научной разработанности проблемы является достаточно высокой. Вопросы оценки налогового потенциала исследуются в трудах таких российских и зарубежных экономистов, как Т.Ф. Юткина, В.Г. Пансков, А.С. Каратаев, Е.С. Мураховская, а также специалистов Всемирного банка, Международного валютного 3
фонда и Организации экономического сотрудничества и развития. Однако необходимость учета региональной специфики, а также регулярные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве обуславливают потребность в дальнейших исследованиях, направленных на адаптацию существующих подходов к условиям конкретных субъектов Федерации.
Целью данной дипломной работы является проведение комплексной оценки налогового потенциала Томской области и разработка направлений по его повышению на основе выявленных резервов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
• раскрыть теоретико-методологические основы налогового потенциала региона, его структуру и факторы формирования;
• проанализировать основные подходы и методы оценки налогового
потенциала;
• рассмотреть зарубежный и отечественный опыт оценки налогового
потенциала;
• провести анализ текущего состояния налогового потенциала Томской области;
• выявить резервы и проблемы, препятствующие полному использованию налогового потенциала региона;
• предложить практические рекомендации и инструменты повышения налогового потенциала Томской области.
Объектом исследования является налоговая система региона, а предметом - налоговый потенциал как совокупность экономических и финансовых возможностей по формированию доходов регионального бюджета.
Методологической основой исследования являются системный и структурно - функциональный подходы, а также методы сравнительного, статистического и экономического анализа. Используется официальная статистическая информация, данные Федеральной налоговой службы, Росстата, Министерства финансов РФ, а также материалы научных публикаций и нормативно-правовых актов.
Информационную базу работы составляют федеральные и региональные законодательные акты в сфере налогообложения и бюджетной политики, данные территориальных органов исполнительной власти Томской области, научные и аналитические отчёты, публикации в специализированных изданиях.
Научная новизна дипломной работы заключается в формировании комплексного подхода к оценке налогового потенциала Томской области с учетом региональной специфики и разработке обоснованных предложений по его увеличению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций органами государственной и муниципальной власти Томской области при формировании бюджетной и налоговой политики, направленной на повышение уровня налоговой самообеспеченности региона.
В ходе проделанной работы была всесторонне исследована сущность и текущее состояние налогового потенциала Томской области, а также разработаны рекомендации по его развитию.
В первой главе рассматривались теоретико-методологические аспекты понятия «налоговый потенциал региона». Была уточнена экономическая природа налогового потенциала как совокупной способности экономики генерировать налоговые поступления при оптимальном использовании ресурсов и эффективном администрировании. Определены факторы, влияющие на налоговый потенциал (экономическая структура, уровень развития бизнеса, доходы населения, налоговая политика, администрирование и др.), а также показаны возможные показатели и методики его оценки. Теоретический обзор позволил создать базис для практического анализа.
Во второй главе проведен анализ налогового потенциала Томской области на основе официальных данных 2020-2024 гг. Были рассмотрены структура и динамика налоговых поступлений в регионе, выявлены тенденции и проблемы. Анализ показал, что Томская область обладает существенным налоговым потенциалом благодаря развитому нефтегазовому комплексу и ряду крупных предприятий. Совокупный объем собираемых налогов достиг рекордных величин - порядка 340 млрд руб. в 2023 г. и 414 млрд руб. в 2024 г. (по данным ФНС). Однако значительная часть этих средств уходит в федеральный бюджет (в основном НДПИ и НДС), тогда как в распоряжении региона остается около 20% собранных налогов. Было выявлено, что структура налоговых доходов области несбалансированна: более половины поступлений формируется за счет сырьевого сектора (нефть и газ обеспечивают ~24% ВРП и свыше 40% налоговых поступлений в экономике). В то же время вклад обрабатывающих отраслей, малого бизнеса, сферы услуг - сравнительно невелик. Отмечены резкие колебания поступлений в связи с внешними факторами: так, в 2020 г. из-за падения нефтяных цен доходы бюджета резко снизились, а в 2021-2022 гг. - напротив, выросли из-за ценовой конъюнктуры на сырье. Среди проблем были выделены высокая степень теневой экономики, отток рабочей силы и населения, ограниченность налоговой базы муниципальных образований. Вторая глава завершалась выводом о необходимости активных мер для укрепления и диверсификации налогового потенциала региона.
В третьей главе на основе выявленных проблем были предложены пути развития налогового потенциала Томской области. Ключевые рекомендации включают: цифровизацию налогового администрирования (широкое внедрение ИТ-систем ФНС, 58
повышение эффективности и сервиса в работе с налогоплательщиками); вывод значительной части экономики из тени (стимулы для легализации бизнеса и занятости, ужесточение контроля за “серыми” схемами); совершенствование налогообложения - адресное применение налоговых льгот для инвесторов, актуализация налоговой базы (кадастровой оценки, регистрация объектов), работа с крупными налогоплательщиками; активная инвестиционная политика и диверсификация экономики (привлечение инвестиций в новые отрасли, особые экономические зоны, поддержка экспорта и инноваций); развитие человеческого капитала (создание рабочих мест, рост доходов населения, удержание молодежи, улучшение демографии).
Предложения учитывают действующие программы - от национальных проектов до стратегии развития области - и дополняют их конкретными инициативами. Приведен сценарный прогноз, согласно которому к 2027 г. при реализации мер налоговые доходы бюджета области могут достигнуть ~100 млрд руб. в год (против ~84 млрд руб. в 2024 г.), тогда как в случае бездействия составят лишь ~88-90 млрд руб. Ожидается, что выполнение рекомендаций позволит увеличить поступления налогов на 10-15% сверх базового роста, снизить зависимость бюджета от внешних условий и улучшить устойчивость финансовой системы региона.
Общие выводы: Налоговый потенциал Томской области в настоящий момент реализуется не в полной мере. Регион обладает высокими природными и интеллектуальными ресурсами, однако структура налоговых поступлений однобока, а бюджет уязвим к колебаниям сырьевых рынков. Текущее состояние можно охарактеризовать как переходное: с одной стороны, наблюдается позитивная динамика (рост сборов в 2021-2024 гг.), с другой - существуют серьезные риски стагнации без структурных изменений. Перспективы налогового потенциала во многом связаны с модернизацией экономики области. Если удастся диверсифицировать производство, привлечь новые компании, “обелить” значительную часть малого бизнеса, то налоговая база заметно расширится. Потенциал роста имеется как за счет внутреннего резерва (теневого сектора, повышения собираемости), так и за счет внешнего - через инвестиции и развитие новых проектов.
Практическая значимость предложенных мер состоит в том, что они направлены на решение конкретных выявленных проблем: увеличение доходов бюджета, снижение зависимости от нефти, оптимизация налогового администрирования. Эти меры вполне реалистичны к внедрению. Многие из них (цифровые сервисы, самозанятость, инвестиционные льготы) уже успешно работают в других регионах или на федеральном уровне, имея подтвержденный эффект. Томская область может использовать лучший опыт 59
и свои конкурентные преимущества (научный кластер, образование) для ускорения налогового роста. Возможности внедрения зависят от политической воли регионального руководства и поддержки со стороны федерального центра. Необходима координация действий правительства области, УФНС, муниципалитетов и бизнеса.
Большинство предложений требуют не столько законодательных изменений, сколько эффективного администрирования и организации работы (например, межведомственное взаимодействие по легализации экономики, информационная работа с населением, активное участие в нацпроектах). В этом смысле препятствия для реализации минимальны - важна грамотная планировка и контроль исполнения. Финансовые затраты на реализацию мер также сравнительно невелики (многие цифровые решения финансируются централизованно ФНС, а льготы и стимулы окупаются ростом базы). Поэтому регион может приступить к выполнению плана развития налогового потенциала без ожидания внешних ресурсов, опираясь на собственные институты и инициативы.
Подводя итог, можно заключить, что предложенные пути развития налогового потенциала Томской области при должном исполнении способны обеспечить как рост доходов бюджета, так и общее оздоровление экономической ситуации в регионе. Укрепление налогового потенциала — не самоцель, а средство для устойчивого социально-экономического развития. Более наполненный бюджет позволит инвестировать в человеческий капитал, инфраструктуру, экологию, создавая благоприятный цикл дальнейшего роста. Настоящее исследование показало, что Томская область имеет все необходимые предпосылки, чтобы значительно увеличить свой налоговый потенциал в ближайшие годы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. От 22.04.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 21.05.2025).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
[Электронный ресурс] // Консультант Плюс: официальный сайт. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 21.05.2025).
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России: официальный сайт. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 21.05.2025).
4. Приложение № 1 к «Методике распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» // Гарант: официальный сайт. - URL: https://base.garant.ru/187556/#block_1100 (дата обращения: 21.05.2025).
5. Документ «Реестр налоговых льгот (налоговых расходов), установленных
законами субъектов Российской Федерации на 2016-2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года» // Минфин России: официальный сайт. - URL:
https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124742- ryeestr_nalogovykh_lgot_nalogovykh_raskhodov_ustanovlennykh_zakonami_subektov_rossiisk oi_federatsii_na_2016-2017_gody_s_otsenkoi_na_prognoznyi_period_do_2021_goda (дата
обращения: 21.05.2025).
6. Официальная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 18.05.2025).
7. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс] // ЕМИСС: официальный сайт. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
8. Аналитический портал ФНС [Электронный ресурс] // ФНС: официальный сайт. - URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2025).
9. Алагаева К. Ю. Методологический анализ концептуальных подходов к оценке налогового потенциала региона / К. Ю. Алагаева, А. М. Пашаева // Бюллетень транспортной информации. - 2020. - № 10(304). - С. 8-13.
10. Александрова М.В., Маслюкова Е.А. Роль и значение оценки налогового потенциала страны в современных условиях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i- znachenie-otsenki-nalogovogo-potentsiala-strany-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 21.05.2025).
11. Арлашкин И.Ю. Сравнительная оценка подходов к расчету налогового
потенциала регионов // Финансовый журнал. - 2020. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-otsenka-podhodov-k-raschetu-nalogovogo- potentsiala-regionov (дата обращения: 21.05.2025).
12. Валовой региональный продукт Томской области [Электронный ресурс] // Томскстат: официальный сайт. - URL: https://70.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ВРП_1998- 2023(5).xlsx (дата обращения: 18.05.2025).
13. Ворожбит О. Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации : учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. - 174с.
14. Гираев В. К. Оценка взаимосвязи налогового потенциала и налоговой нагрузки
// Финансы: Теория и Практика. - 2016. - №3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-vzaimo svyazi-nalogovogo-potentsiala-i-nalogovoy- nagruzki (дата обращения: 21.05.2025).
15. Голубниченко М. В. Определение налогового потенциала Саратовской области
для эффективного планирования поступлений в региональный бюджет // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2018. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-nalogovogo-potentsiala-saratovskoy-oblasti-dlya- effektivnogo-planirovaniya-postupleniy-v-regionalnyy-byudzhet (дата обращения: 21.05.2025)...41