Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Позиционирование: определение, структура, виды, инструменты 8
1.2 Структура, история, понятие Молодежной общероссийской общественной организации
«Российские студенческие отряды» 14
Глава 2.ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ ГОРОДА ТОМСКА 19
2.1. История и современное состояние российских студенческих отрядов в Томске 19
2.2. Анализ позиционирования Томских студенческих отрядов 20
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ ТОМСКА 30
3.1. Программа эмпирического исследования 30
3.2. Анализ данных опроса молодежи города Томска о позиционировании студенческих . 31
отрядов 31
3.3 рекомендации по повышению привлекательности и онлайн-позиционирования
студенческих отрядов Томска для студенческой молодежи 55
Заключение 57
Литература 59
Приложения 64
Как правило, студенчество считают одним из самых ярких периодов жизни. Поэтому дополнительные активности в Российских университетах активно развиваются и изменяются в соответствии с появляющимися технологиями, интересами и трендами. Во всех ВУЗах России общественные организации появляются в абсолютно разных сферах от организаторов мероприятий, спортивных команд до медиа освещения ВУЗа и его подразделений. Одним из таких же направлений являются студенческие отряды.
Российские студенческие отряды (РСО) — крупнейшая молодёжная общероссийская общественная организация, объединяющая студентов и молодых людей, желающих временно работать в различных отраслях экономики России в свободное от учёбы время. Основная цель организации — содействие временному трудоустройству студентов, а также их гражданско- патриотическое воспитание, развитие творческого и спортивного потенциала молодёжи.
Студенческие отряды играют важную роль в социальной и трудовой жизни студенчества, способствуя развитию личностных и профессиональных качеств молодежи . РСО имеет богатую и насыщенную историю, восходящую к началу 20 века. Изначально отряды возникли как организации, объединяющие студентов для выполнения временной работы, особенно в сельскохозяйственном и строительном секторах. В Советском Союзе во времена 50-х и 60-х годов студенческие отряды приобрели особую популярность, став важной частью молодежной культуры и социальной жизни. Отряды формировались как временные трудовые коллективы, которые выполняли задачи по строительству, прокладке дорог, помощи в сельском хозяйстве и участию в различных проектах, направленных на развитие экономики. Это было важным инструментом социализации молодежи, где студенты могли не только заработать деньги, но и приобрести опыт работы, развить командные навыки и укрепить связи между собой.
Одной из особенностей студенческих отрядов является их дух сотрудничества и взаимопомощи. Участие в таких отрядах развивает у студентов чувство общественной ответственности, толерантности и лидерских качеств. Также студенческие отряды часто становятся инициаторами различных культурных и социальных мероприятий — от фестивалей и концертов до эколого-просветительских кампаний.
За годы своего существования студенческие отряды добились значительных результатов. Они активно участвовали в масштабных строительных проектах, оказывали помощь в ликвидации последствий природных катастроф и осуществляли волонтерскую деятельность. Эти достижения признаны не только на уровне учебных заведений, но и на государственном уровне, что подтверждается многочисленными наградами и свидетельствует о значимой роли студенческих отрядов в обществе.
Современные студенческие отряды продолжают эволюционировать, адаптируясь к новым вызовам и меняющимся условиям жизни. Они остаются важным элементом молодежной политики, способствуя активному вовлечению студентов в социальную жизнь и развитию их профессиональных навыков. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества и социальную значимость студенческих отрядов, в последние годы наблюдается отсутствие существенного прироста новой молодежи, желающей вступить в эту организацию. Это может быть обусловлено рядом факторов: изменением интересов и приоритетов современной молодежи, конкуренцией с другими формами досуга и самореализации, а также существующими стереотипами и недостаточной информационной поддержкой. Отчасти это связано с тем, что многие молодые люди воспринимают студенческие отряды как устаревший институт с жесткими рамками и ограничениями, что снижает их привлекательность в глазах потенциальных участников.
Тем не менее, несмотря на эти представления, остаётся значительная часть молодых людей, заинтересованных во вступлении в РСО, что подчёркивает необходимость эффективного позиционирования и коммуникации с целевой аудиторией. Современные цифровые каналы и онлайн-платформы предоставляют уникальные возможности для обновления имиджа студенческих отрядов, повышения их узнаваемости и формирования позитивного восприятия среди молодежи.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа позиционирования томских студенческих отрядов и факторов, влияющих на восприятие молодежи, поскольку именно эти факторы во многом определяют эффективность привлечения новых участников, успешность реализации молодежной политики и развитие кадрового потенциала региона. В условиях высокой и нарастающей конкуренции за внимание и участие молодых людей совершенствование онлайн-позиционирования РСО в Томске становится всё более актуальной задачей для обеспечения устойчивого развития движения и расширения его влияния в молодежной среде Томской области и за её пределами. Несмотря на стремительный рост движения студенческих отрядов в последние годы, остается недостаточно изученным вопрос о том, какие именно аспекты деятельности, ценности и традиции организации наиболее значимы для современной молодежи Томска и как они влияют на выбор в пользу участия в движении.
Проблема, на решение которой направлена работа: позиционирование студенческих отрядов не отвечает целям и ценностям молодежи города, из-за недостаточной изученности этого вопроса, что в свою очередь мешает эффективному привлечению молодежи.
Степень изученности: Тема студенческих отрядов в научной и прикладной литературе изучена достаточно широко, однако имеет ряд специфических особенностей и направлений, которые отражают исторический, социальный и культурный контекст региона. Одной из первых работ в данном направлении считается кандидатская диссертация А.Ю. Хорвина «Студенческие отряды как субъект реализации государственной молодежной политики: социолого-управленческий анализ» (2003 г.). В работе проведён масштабный социологический анализ развития студенческих отрядов в России, их роли в молодежной политике, а также эмпирические исследования в более чем 50 регионах страны. В 2024 году в честь 65-летия с момента зарождения студенческих отрядов издательском дому «Комсомольская правда» в лице А. Сулхаевой выпала важная миссия. А. Сулхаева соавтор и редактор юбилейной книги «Труд Крут!», созданной совместно с РСО и издательским домом «Комсомольская правда». В книге собрана хроника развития движения, уникальные интервью и фотоматериалы, отражающие историю и современность студенческих отрядов. В том же году Председатель правления российский студенческих отрядов М. Киселев стал организатором крупного опроса, посвящённого вкладу движения в социально-экономическое развитие страны и взаимодействию с образовательными организациями. Результаты исследований легли в основу стратегических документов и публичных докладов о состоянии движения.
Историю развития студенческих отрядов в Томской области рассмотрела в своей работе Э.А. Никифорова «К истории движения студенческих строительных отрядов в Томске в 1960-х». Также важной работой в данном направлении является сборник «Движение студенческих отрядов в Томском государственном университете А. И. Пинусовой, А. А. Кудлацкой, А. В. Максимова.
Объектом исследования является позиционирование регионального отделения студенческих отрядов города Томска.
Предметом являются онлайн позиционирование студенческих отрядов города с точки зрения студенческой молодежи.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение онлайн- позиционирования студенческих отрядов города Томска и разработка рекомендаций для повышения привлекательности студенческих отрядов города в социальных сетях.
Задачи :
1. Изучить понятие позиционирование, его виды, структуру и инструменты.
2. Изучить историю и структуру молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».
3. Познакомиться с историей становления студенческих отрядов в Томске, определить основные направления деятельности и структуру студенческих отрядов в Томске.
4. Изучить особенности позиционирования студенческих отрядов Томска.
5. Провести анализ позиционирования Томских отрядов в онлайн среде на примере штаба регионального отделения РСО и трех студенческих отрядов города.
6. Провести эмпирическое исследование среди студенческой молодёжи города Томска для определения эффективности позиционирования Томских отрядов.
7. Выявить и обобщить основные элементы восприятия студенческих отрядов города Томска среди молодежи на основе анализа собранных данных.
8. Разработать рекомендации по повышению привлекательности студенческих отрядов города Томска в онлайн среде.
Г ипотеза исследования базируется на том, что малая вовлеченность молодежи связана с неэффективным онлайн-позиционированием студенческих отрядов, которое не отвечает ожиданиям, целям и ценностям студентов.
Методы исследования: В работе применяются как теоретические, так и эмпирические методы исследования: анализ и синтез научной литературы, нормативных документов и передового опыта деятельности студенческих отрядов. Сравнение, обобщение, сравнительный анализ, case-study. Эмпирические методы: опрос молодежи города Томска для получения актуальных данных о позиционировании студенческих отрядов. Классификация и обработка полученных данных с использованием методов статистического анализа.
Методология ВКР опирается на следующие исследовательские концепции: На общенаучном уровне мы рассмотрели работы «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертона, «Социальная система» и «Структура социального действия» Т. Парсонса. Данные работы заложили основы для изучения понятия образ. С понятием образ мы познакомились в работах Дж. Г. Мида и Г. Блумера в рамках символического интеракционизма. Основой определения имиджа стала работа Д.И. Спичевой «Имидж как коммуникативно-управленческий феномен».
На специально-научном уровне мы познакомились с определениями «позиционирования» авторов Д. Траута и Э. Райса (Позиционирование. Битва за умы), Ф. Котлера (Маркетинг. Менеджмент.), Стоуна М., Дэвиса Д., Бонда Э. (Маркетинговые отношения с клиентами). Для наилучшего понимания темы также было рассмотрено определение «образа» Д. Аакера (Создание сильных брендов). Для изучения инструментов позиционирования мы обращались к работе Д. Траута и Э. Райса (22 непреложных закона маркетинга).
На прикладном уровне мы обращались к работам Э.А. Никифоровой «К истории движения студенческих строительных отрядов в Томске в 1960-х», к сборнику «Движение студенческих отрядов в Томском государственном университете А. И. Пинусовой, А. А.
Кудлацкой, А. В. Максимова. По теме позиционирования к статье Е.Г. Пимкиной «Эволюция стратегий позиционирования»
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и практических рекомендаций в рамках организации эффективного онлайн- позиционирования студенческих отрядов.
Теоретическая значимость исследования позволяет выявить механизмы создания позитивного позиционирования организации, что имеет практическое значение для разработки эффективных стратегий молодёжной политики, способствующих вовлечению молодёжи в социально значимые проекты и укреплению их гражданской позиции.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была рассмотрена актуальная проблема несоответствия позиционирования студенческих отрядов города Томска целям и ценностям современной молодежи. Это было обусловлено недостаточной изученностью данного вопроса и затрудняло эффективное привлечение новых участников. Цель исследования заключалась в комплексном изучении особенностей онлайн- позиционирования студенческих отрядов Томска с учётом ожиданий и потребностей целевой аудитории.
Гипотеза работы, предполагающая, что низкая вовлечённость молодежи обусловлена неэффективным онлайн-позиционированием, которое не отражает актуальные интересы и ценности студентов, была подтверждена в ходе анализа социальных сетей отрядов и эмпирического исследования. Полученные результаты выявили ключевые пробелы в коммуникационной стратегии отрядов, недостаточную адаптацию контента к современным цифровым форматам и ограниченную работу с целевой аудиторией в онлайн-пространстве.
Первым этапом исследования стало изучение теоретических основ позиционирования, включающее анализ понятия, видов, моделей и инструментов позиционирования. Было выявлено, что позиционирование представляет собой стратегический процесс формирования уникального и устойчивого образа организации или бренда в сознании целевой аудитории, что достигается посредством различных стратегий и маркетинговых инструментов. Данное теоретическое понимание заложило фундамент для дальнейшего анализа специфики позиционирования студенческих отрядов.
Вторым важным направлением работы стало изучение истории и структуры молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО). Анализ исторического развития движения, его организационной структуры и роли в молодежной политике позволил понять масштаб и значимость РСО как института, объединяющего студентов по всей стране и обеспечивающего их профессиональное и личностное развитие.
Третья задача была направлена на изучение истории студенческих отрядов и определение основных направлений деятельности и их структуры в Томске. В результате исследования выявлены ключевые развивающиеся направления, такие как строительные, педагогические, сервисные, сельскохозяйственные и отряды проводников. А также определена структура регионального отделения студенческих отрядов, в состав которого входит 9 штабов.
Четвертая задача заключалась в изучении особенностей позиционирования студенческих отрядов Томска. Было установлено, что позиционирование строится на сочетании традиционных ценностей и современных коммуникационных каналов, включая активное использование социальных сетей. Было выявлено, что первичными каналами знакомства с организацией являются страницы единичных отрядов, которые неполно отвечают интересам современной молодежи.
Пятая задача включала проведение анализа позиционирования томских отрядов в онлайн-среде на примере штаба томского регионального отделения РСО и трех студенческих отрядов города. Анализ показал, что цифровые платформы являются важным инструментами коммуникации с целевой аудиторией, однако выявлены возможности для улучшения контент- стратегий и повышения вовлечённости через использование современных форматов и интерактивных элементов.
Шестой этап работы — эмпирическое исследование среди студенческой молодежи Томска — позволил оценить эффективность существующего позиционирования. Собранные данные выявили уровень информированности, мотивационные факторы, барьеры для вступления и основные ожидания молодежи, что дало возможность объективно оценить текущую ситуацию и определить направления для совершенствования.
Седьмой пункт задачи был реализован через выявление и обобщение ключевых элементов восприятия студенческих отрядов среди молодежи. Основными составляющими восприятия стали ценности дружбы и поддержки, значимость приобретения профессионального опыта, возможность самореализации и необходимость более доступной и современной информации о деятельности отрядов.
Наконец, на основе комплексного анализа и эмпирических данных были разработаны рекомендации по повышению привлекательности студенческих отрядов Томска в онлайн- среде. Среди них — усиление информационной кампании с акцентом на новые направления деятельности, использование современных форматов контента (короткие видео, сторис, инфографика), организация конкурсов и творческих проектов, расширение присутствия в вузах и социальных сетях, а также активное продвижение ценностей коллектива и успешных кейсов участников. Таким образом, выполненная работа не только раскрыла теоретические и практические аспекты позиционирования студенческих отрядов, но и дала конкретные инструменты для повышения их узнаваемости и привлекательности среди молодежи Томска.
1. Траут Джек, Райс Эл Позиционирование: битва за умы. - Питер: Лабиринт, 2019. - 320 с. (дата обращения: 07.03.2025).
2. ПИМКИНА Е.Г. ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ. —
МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА : ООО "МАРКЕТОЛОГ", 2016. — С. 65-75. URL:https://marklog.ru/j evoljucij a-strategij -pozicionirovanij а/ (дата обращения:
11.03.2025).
3. Полякова В.В. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТЕГОРИИ «ОБРАЗ» В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ АНАЛИЗЕ. — Екатеринбург. — С. 6. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/50851/1/978-5-8019-0294-4_2012_071.pdf (дата обращения: 12.03.2025).
4. Движение студенческих отрядов в Томском государственном университете [Текст] : юбилейное издание / сост. А. И. Пинусова, А. А. Кудлацкая, А. В. Максимов. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2018. — 104 с (дата обращения: 16.04.2025).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-
ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.03.2025).
6. О Дне российских студенческих отрядов: Указ Президента РФ от 21.02.2015 г. № 86 //
Собрание законодательства РФ. 2015. № 8. Ст. 1148. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/39437 (дата обращения: 05.03.2025).
7. Э.А. Никифорова К ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ В ТОМСКЕ В 1960-Х URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii- dvizheniya-studencheskih-stroitelnyh-otryadov-tomskoy-oblasti-v- 1960-e-gg/viewer (дата обращения: 28.03.2025).
8. Д.И. Спичева ИМИДЖ КАК КОММУНИКАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
9. ФЕНОМЕН: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ 2014 г. URL:
https://cheloveknauka.com/imidzh-kak-kommunikativno-upravlencheskiy-fenomen (дата обращения: 09.03.2025).
10. Официальный сайт ТРУДКРУТ. [Электронный ресурс] - URL: ЬйрзУ/трудкрут.рф (дата обращения: 15.04.2025).
11. Гайдлайн ССервО «Оксюморон» 2023 [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/doc- 69521007_675156445?hash=NER6C9Z1Z4c7LGZxHgefoykxF1dOy7SScjN0SbpYnLD&dl =cQvDTXSGXLN3tLFe6eAfqGGy7fjlJCkWmfdbA41ESvT (дата обращения: 03.03.2025).
12. Статья история сервисного отряда Оксюморон. [Электронный ресурс] - URL: https://vk.eom/@tsu_oxymoron-istoriya-otryada (дата обращения: 03.03.2025).
13. История Студенческого Педагогического Отряда «Факел» [Электронный ресурс] -
URL: https://vk.eom/@spo fakel-prodolzhenie-istorii-fakela (дата обращения:
03.03.2025).
14. Официальная страница ВКонтакте Томского регионального отделения студенческих отрядов. [Электронный ресурс] - [Электронный ресурс] - URL: https://vk.eom/rso_tomskie (дата обращения: 04.03.2025).
15. Официальная страница Telegram Томского регионального отделения студенческих отрядов. [Электронный ресурс] - URL: https://t.me/rso_tro (дата обращения: 05.03.2025)...51