Аннотация 2
Введение 3
1 Основные концепции философского осмысления города 8
1.1 Философские воззрения на город до XX века 8
1.2 Город как социальная система: философские концепции XX века 16
2 Философия Жоржа Батая в контексте городских практик 33
2.1 Философские концепции Жоржа Батая 36
2.2 Гетерология как методология исследования маргинальных городских
пространств 46
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 60
Современные города характеризуются сложной неоднородностью: социальная, культурная и экономическая сферы формируют множество парадоксальных, противоречащих друг другу городских практик.
Следует отметить, что в современном научном поле не существует единой, строго очерченной "философии города" как самостоятельной дисциплины. Однако на протяжении истории мысли философы неизменно обращались к феномену города, разрабатывая разнообразные философские концепции города. Эти концепции (от античного полиса Платона и Аристотеля до критических теорий пространства XX века) возникали в рамках общей философии, социальной и политической, философии пространства и предлагали основания для понимания сущности города, его роли в жизни человека и общества, в его идеальных форм или актуальных противоречий.
В традиционных концепциях доминируют идеи понимания города через его материальность (улицы, дома, здания), более позднее акцентируют внимание на функциональности и упорядоченности, упуская из поля зрения «исключенные», маргинализированные городские феномены, такие как свалки, заброшенные здания, «замороженные» стройки, пустыри и т.д. Их влияние на городскую среду продолжается: мусорные полигоны разрастаются, заброшенные здания становятся местом притяжения подростков, подвергая их жизни опасности.
Г етерологический подход Жоржа Батая акцентирует внимание на таких пространствах — заброшенных территориях, местах трансгрессии и нелегальных практиках, которые в рамках норматива остаются невидимыми. Гетерология позволяет увидеть в городе не только функциональные структуры, но и зоны хаоса, «непроизводительной траты». Исследование данных процессов способствует более глубокому осмыслению динамики современного города, его скрытых сил и потенциала для изменений.
Цель исследования — показать потенциал использования концепции гетерологии Жоржа Батая для глубокого философского осмысления городских пространств, дополняющего традиционные урбанистические подходы.
Задачи исследования:
1. Систематизировать основные концепции философского осмысления города от III в. до н. э. до 1970-х годов XX в.
2. Рассмотреть идеи гетерологии Ж. Батая и связанные с ними методологические принципы.
3. Обосновать применимость гетерологической концепции для анализа маргинальных, трансгрессивных и сакральных аспектов городской среды.
Объект исследования — городское пространство как философский и социокультурный феномен. Предмет — методологические возможности концепции гетерологии и сакральной социологии Батая в анализе городских феноменов.
В исследовании используются следующие методы:
1. Историко-философский анализ - для изучения концепций философии города;
2. Герменевтический подход - для интерпретации текстов Ж. Батая;
3. Метод деконструкции - для выявления скрытых смыслов городских практик.
Структура работы включает введение, две главы и список литературы. В первой главе прослеживается эволюция философских концепций города с III в. до н. э. до 1970-х годов XX в. Вторая глава посвящена ключевым идеям Ж. Батая и демонстрации их применимости к исследованию городских пространств, в частности тех зон, которые традиционно остаются за рамками официальной урбанистической науки.
Практическая значимость: Исследование перспектив гетерологии Жоржа Батая для анализа городских пространств предлагает инновационный подход к изучению городской среды, что может обогатить традиционные методы урбанистики. Он позволяет не просто констатировать наличие проблемных зон, но и выявлять глубинные механизмы их формирования, связывая их с процессами социального неравенства, культурной маргинализации и экономического исключения. Результаты исследования могут служить основой для практических рекомендаций по разработке проектов городских пространств.
Научная новизна заключается в расширении понимания взаимодействия между пространством и социальными структурами через призму гетерологического подхода, предлагая новые методы анализа городских пространств и подчеркивая активную роль маригнализированных, исторгнутых пространств в формировании городской среды. Она расширяет рамки философского анализа за счет включения маргинальных и «исторгнутых» городских зон, обогащая тем самым философский инструментарий методами гетерологии — понятиями «избыточной энергии» и ритуального жеста— открывая тем самым новые этико-политические перспективы, рассматривая пространство как поле трансгрессии и освобождения.
Степень изученности темы исследования:
Первые осмысления города в философии начинаются в период античности. Они представлены работами Платона «Государство» и «Политикой» Аристотеля. Оба автора трактуют город (полис) как естественную общность, созданную для достижения высшей цели — добродетельной жизни.
Платон в «Государстве» (427-347 гг. до н. э.) осмыслял город как идеальный Каллиполис, где справедливость достигается через гармонию трех классов и согласованное разделение ролей.
Аристотель в «Политике» (384 - 322 гг. до н. э.) рассматривал полис как естественную форму общественного объединения, направленную на достижение «хорошей жизни» граждан.
В средневековой философии город рассматривается в контексте христианской парадигмы. Аврелий Августин в «Граде Божьем» противопоставил земной город и град Божий, тем самым заложив религиозно-мистическую концепцию социальной сплоченности.
В период Нового времени представление о городе в философии рационализируется, этот период представлен работами Рене Декарта «Рассуждение о методе» и «Принципы философии».
Социально-экзистенциальный подход, развивающийся в начале XX века, представлен работами Георга Зиммеля «Большие города и духовная жизнь» и Ханны Арендт «Vita activa, или О деятельной жизни». Они видят город как активную среду человеческого существования, где на индивида накладываются определенные требования, а его свобода проявляется через взаимодействие.
Идея города как организма П. Г еддеса, открывает исследование города через внутренние и внешние среды, а также закладывает основание для более гуманного отношение к его историческому пространству.
Критические теории пространства - междисциплинарный подход, рассматривающий город как продукт социальных, экономических и культурных отношений. Она представлена работами Юргена Хабермаса «Структурные преобразования публичной сферы», Анри Лефевра «Производство пространства» и Мишеля Фуко «Безопасность, территория, население».
Особняком от данных исследователей стоит Жорж Батай, который разрабатывает проект гетерологии для анализа пространств через излишек, трансгрессию и сакральность в таких работах каки «Психологическая структура фашизма», «Внутренний опыт» и «Проклятая доля». В поздних работах, таких как «Священное», он вводит понятия «базовая материал» и «ритуальный жест», рассматривая пространство не только как рациональную структуру, но и поле иррациональных экстатических трат.
Осмысление города в философии начинается в эпоху Античности в работах Платона и Аристотеля. Они выстроили концепцию города-полиса. Платон рассматривает построение города как утопический проект, выстроенный по жесткой иерархии, соответствующей космическому порядку, а Аристотель предлагает иной взгляд о возникновении самого города как естественного, природного. Центром деятельности полиса становится «благая жизнь» и самодостаточность государства как высшей формы человеческого сообщества, где каждый человек принимает в управлении городом. В Средневековье философия продолжает разрабатывать проблему города. Аврелий Августин пересматривает модели Античности и выводит дуализм «Града Божьего» как идеального общества и «Града Земного» как светского царства, управляемого желаниями и временными интересами. В эпоху Возрождения Рене Декарт развивает концепцию города как метафору на разумное и неразумное построение. Он отмечает, что необходима разработка метода, позволяющая структурировать наши знания, приводя в пример рационально построенные города-крепости и иррациональные старые города, где разные архитектурные стили бессистемно наслаиваются друг на друга.
Философская рефлексия по поводу города до XX века рассматривала город как идею, символ, проект, подчиненный универсальным принципам (справедливость, природа, Бог, Разум). В этот период еще нет проблематизации самого концепта города.
В XX веке в связи с модернизацией и урбанизацией общества проблема городов в философии значительно актуализировалась. Георг Зиммель представляет город как особую форму жизни, которая воздействует на личность. Быстрый темп жизни способствует выработки безразличия друг к другу у горожан, поэтому деньги в системе нового города становятся универсальным мерилом ценностей. Анонимность в новом городе способствует формированию индивидуальной свободы, но отчуждает человека от прежнего коллективизма, характерно для сельских поселений. Ханна Арендт считает, что современный город перестает быть пространством удовлетворения биологических потребностей, а становится пространством, где свободный и равный другим гражданин воплощает свою уникальность. Она противопоставляет полис и ойкос, показывая, что политика возникает там, где преодолевается биологическая необходимость и создается среда для действия. Патрик Геддес рассматривает город как организм со своим «метаболизмом» разработал принцип «work-place-folk», по которому при анализе города необходимо учитывать природный ландшафт, экономическую активность и культурные особенности. Он также предложил принцип «conservative surgery» («щадящей хирургии»), заключающийся в точечной реконструкции городской среды.
Хабермас в своих работах переносит акцент с материальной части, на качество социального взаимодействия в городе, который теперь рассматривается как арена для формирования рациональной критической коммуникации и возникновения общественного мнения. Однако модернизация и коммерциализация, по его мнению, ослабляют спонтанное общение между горожанами.
Лефевр выдвигает идею, что городское пространство из пассивного фона социальных процессов становится их активным продуктом. Он предлагает «пространственную триаду» - физическое окружение, мысли и планы об устройстве города и совокупной опыт этих двух пространств, переплетающийся в социальную реальность. Лефевр показывает, что политика и власть проявляются в зазоре между объективным урбанистическим дизайном и субъективными представлениями о городе, из чего вырастает желание участвовать в преобразовании городского пространства.
Мишель Фуко показывает, что планировка и организация города не только отражают технические и эстетические задачи, но и становятся пространством различных форм управления и контроля. Он последовательно показывает как происходит переход от суверенной власти к биополитической: от городов-центров, концентрирующих капитал, к дисциплинарной модели города, упорядоченного для обеспечения контроля над ним, субординации и функциональной раздельности, а в эпоху биополитики проекты городов ориентированы не на контроль над отдельными людьми, а над популяцией и средой.
В целом, именно в ХХ веке возникло философское осмысление города. Мыслители рассматривали его как социальную реальность, опыт, организм или конструкцию, требующую анализа конкретных процессов, отказываясь от универсальных, стоящих над социальным, принципов.
Французский философ Жорж Батай разрабатывает несколько объяснительных концепций для анализа общества, представлений об экономике и социальном пространстве. Его концепция «Всеобщей экономики» ставит под сомнение теорию рыночной экономики, строящейся на недостатке. Он рассматривает экономику глобально и указывает, что на самом деле в ее основе лежит избыток энергии и ресурсов, которые неизбежно порождают формы траты от ритуалов до войн и разрушений.
Внутри концепции всеобщей экономики появляется теория «проклятой части», выявляющая пределы систем накопительства, требуя трат. Эта энергия, которую невозможно сохранить без последствий. Она вырывается, посредством расточительства или насилия, когда общество не в состоянии растратить избыток.
Через осмысление гетерогенного как угрожающего, но притягательного, и гомогенного, прагматичного и расчетливого, пространств, Батай вырабатывает концепцию гетерологии. Гомогенное пространство исторгает из себя все гетерогенные, «инородные» элементы - отходы, табу и т.п. Батай переворачивает эту схему и рассматривает гетерогенное пространство как условие существование гомогенного, то есть как фундаментальный элемент культуры.
Исследуя феномен сакрального, Батай выводит из него дихотомию «сакрального левого» как хаотичного и «сакрального правого» как упорядоченного.
Также Батай предлагает иной взгляд на представление о правилах и нарушениях, указывая на симбиотическую связь предела как основы, отделяющей человеческое общество от животного, и трансгрессии как акта, освещающего эту границу, конструирующего ее.
Таким образом, гетерология Ж. Батая позволяет расширить взгляд на город не как на статичную совокупность функций и норм, а как на динамическую ткань, в которой маргинальные, «исторгнутые» зоны — будь то свалки, пустыри или подземные сети — выступают не побочными эффектами, а структурообразующими элементами. В отличие от традиционных урбанистических подходов, фокусирующихся на рациональной коммуникации, инфраструктуре и переустройстве, гетерология выводит на первый план конфликты между гомогенным порядком и гетерогенным избытком. Она показывает, что именно через эти «проклятые» пространства город поддерживает баланс между чистотой и загрязнением, между рациональным распределением и иррациональным действием, рождая новые социальные и экономические «микроэкономики» сопротивления.
Несмотря на то, что город и ранее попадал в область философских размышлений, философия города оформляется лишь в ХХ веке. Существует еще множество аспектов городской жизни и пространства, которые пока что остались вне поля зрения философии, например, «вытесненные», гетерогенные пространства, такие как свалки, пустыри и т.п. Это открывает большие перспективы для дальнейших исследований.
В целом, современный город больше не может рассматриваться в условиях одной конкретной науки, а требует междисциплинарных исследований. Результаты данной работы могут быть в дальнейшем углублены за счет включения опыта изучения города в истории, антропологии, социологии, архитектуре и урбанистике. Это позволит глубже понять процессы, происходящие в городе и предложить практические методы для совершенствования городского пространства.
1. Августин, Блаженный. О граде Божием. Книги I-V : [Электронный ресурс] / Аврелий Августин. - Режим доступа:
http://www. civisbook.ru/files/F ile/Avgustin 1 -5.pdf (дата обращения: 13.06.2025).
2. Августин, Блаженный. О граде Божием. Книги VI-XI : [Электронный ресурс] / Аврелий Августин. - Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin_6-11.pdf (дата обращения: 13.06.2025).
3. Августин, Блаженный. О граде Божием. Книги XII-XVII : [Электронный ресурс] / Аврелий Августин. - Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin 12-17.pdf (дата обращения: 13.04.2025).
4. Арендт Х. Vita activa, или деятельной жизни / Пер. нем. англ. В. В. Бибихина; Под ред. д. М. Носова. - СПб.: Алетейя, 2000 г. - 437 с.
5. Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель ; предисл. Е.И. Темнова. - М. : Мысль, 1997. - 458 с.
6. Батай Ж. Власть. Роже Кайуа. Суббота, 19 февраля 1938 г. // Коллеж социология. - Спб.: Наука, 2004. - С. 115-134.
7. Батай Ж. Влечение и отвращение. II. Социальная структура. Жорж Батай. Суббота, 5 февраля 1938 г. // Коллеж социология. - Спб.: Наука, 2004. - С. 100-115.
8. Батай Ж. Ненависть к поэзии: Романы и повести / пер. с фр.; сост. С. Зенкин. — М.: Ладомир, 1999. — 614 с.
9. Батай Ж. Проклятая доля. Пер. с фр. М.: Издательство "Гнозис", Издательство "Логос". 2003. - 208 с.
10. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология / пер. с фр.; сост. С.Н. Зенкин. — М.: Ладомир, 2006. — 742 с.
11. Батай Ж. Психологическая структура фашизма / пер. с фр. Г. Галкиной // Новое литературное обозрение. — 1996. — № 13. — С. 80-102.
12. Батай Ж. Сумма атеологии: Философия и мистика / пер. с фр.; сост. С.Н. Зенкин. — М.: Ладомир, 2016. — 566 с.
13. Евстропов М.Н. Опыты приближения к «иному»: Батай, Левинас, Бланшо.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - 346 с.
14. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. - 2002. - № 3-4 (34). - 12 с.
15.Зыгмонт А.И. Святая негативность: Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 320 с...46