Аннотация 2
Введение 3
Глава 1: Особенности процесса денацификации в Западной Германии 11
1.1. Проблема вины и ответственности в немецком сознании 11
1.2. Судебные процессы над нацистами 19
1.3. Влияние оккупационных держав на политику денацификации ФРГ. 22
Глава 2: Складывание нового государственного аппарата в период канцлерства Конрада
Аденауэра 30
Глава 3: Политика преодоления национал-социалистического прошлого в период
канцлерства социал-демократов 40
3.1. Внепарламентская оппозиция и проблема преодоления прошлого 40
3.2. Новая восточная политика Вилли Брандта в контексте преодоления прошлого 46
3.2. Проблема леворадикального терроризма 50
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Федеративная Республика Германия является одной из стран, которые прошли через тоталитарную, насильственную систему управления. Немцам и союзникам пришлось восстанавливать политическую и экономическую системы практически с нуля. Разрушенная промышленность, безработица, дефицит, моральный упадок, вина перед международным сообществом - с этими и многими другими проблемами новому государству пришлось иметь дело.
Необходимо отметить уникальность немецкого опыта принятия тоталитарного прошлого. Спустя десятилетия забвения молодое поколение шестидесятых актуализировало вопрос об ответственности своих предков за преступления национал- социализма, проблему ответственности потомков за сохранение памяти об этих страшных событиях.
Немецкий опыт показывает, как через тернистый путь общество ФРГ пришло к общему отношению к проблеме прошлого, что несомненно позволило его консолидировать, заставив задуматься о тех основаниях, на которых возможно выстраивание демократического будущего Германии. Сейчас, спустя более 70 лет, Германия является одной из самых развитых стран, с мощным производством, устойчивыми демократическими органами и гражданским обществом. Изучение её опыта преодоления тоталитарного прошлого позволит многим государствам, переживающим или пережившим авторитарные режимы, так же перешагнуть моральный, политический и экономический упадок и перейти к новой, демократичной ступени существования.
Проблема преодоления тоталитарного прошлого является хорошо изученной. Она не теряет актуальности и в современных условиях - условиях активизации националистических, экстремистских движений и военных конфликтов. Существование подобных явлений ставит под угрозу демократические основы государства, следовательно, понимание процессов их преодоления способствует укреплению гражданского и правового общества, построенного на демократических ценностях.
Цель работы - выявить, удалось ли немецкому обществу осознать необходимость преодоления национал-социалистического прошлого и найти пути решения этой проблемы.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Представить проблему вины, появившуюся в немецком обществе
после Второй Мировой войны;
Выявить роль оккупационных властей в денацификации немецкого
общества, а также установить особенности этого процесса;
3. Определить место бывших национал-социалистов в государственно-политической системе ФРГ, сложившейся после её образования;
4. Дать характеристику доктрине Хальштейна и новой восточной политике в контексте политики преодоления прошлого;
5. Выявить особенности преодоления национал-социалистического прошлого в период канцлерства социал-демократов.
Объектом исследования является Федеративная Республика Германия в 1940-е - 1970-е годы. Предмет исследования - проблемы преодоления национал- социалистического прошлого в ФРГ в 1940-1970-е годы.
Хронологические рамки исследования обозначаются второй половиной 1940-х - концом 1970-х гг. Нижняя хронологическая граница связана с оккупацией немецких земель союзными державами, а также созданием Федеративной Республики Германии (г. 1949). Верхняя хронологическая рамка обусловлена окончанием периода канцлерства социал-демократов - Вилли Брандта и Гельмута Шмидта. После Г. Шмидта канцлером ФРГ стал Гельмут Коль, председатель партии ХДС, при котором начался коренной перелом в преодолении прошлого - спор историков.
Опорной базой для исследования послужили источниковые материалы, а также специализированная литература, соответствующая выбранной теме.
В качестве источников были использованы мемуары политических деятелей, Основной Закон ФРГ и Дополнения к нему, выступления политиков, резолюции и конвенции Организации Объединенных Наций, публикации в газетах, статистические данные, дипломатические ноты, а также работы историков и современников, нормативно-правовые акты, документы, связанные с политическим положением страны или организаций в ней.
Источниковые материалы можно разбить на три группы: источники личного характера, официальные и государственные документы. К первой группе относятся мемуары политических деятелей, письма, публикации и выступления. Ко второй - резолюции, конвенции, программы политических партий и статистические данные. К третьей - Основной закон ФРГ (конституция), правительственные заявления, дипломатические ноты, государственные соглашения и договоры.
Одними из наиболее важных источников являются мемуары, выступления и публикации политических деятелей и современников событий. К подобным документам мы можем отнести мемуары канцлеров - Конрада Аденауэра и Вилли Брандта , которые способствуют нашему понимаю их роли в политике преодоления прошлого. Благодаря их мемуарам мы можем узнать, почему они занимали ту или иную позицию по отношению к прошлому, каким образом были приняты политические решения в зависимости от позиций канцлеров по данным вопросам.
В эту группу источников мы также можем отнести работы немецкого философа Карла Ясперса, который ставит проблему вины, кому эта вина принадлежит и кому за нее отвечать . Он был одним из первых, кто заговорил о коллективной вине немцев в произошедшем. «Вопрос о вине» позволяет сформулировать основной тезис данной работы. К подобным по тематике работам мы также можем отнести труды Теодора Адорно «Что значит “проработка прошлого”?» , Фридриха Мейнеке «Германская катастрофа» , а также радиовыступления и публикации Генриха Бёлля.
Также к источникам личного характера, которые были использованы при написании данной работы, относятся письма канцлера, обращения в СМИ, интервью (К. Аденауэра насчет национального гимна и наказания виновных ; В. Греве насчет доктрины Хальштейна ).
Вторая группа источников является официальными документами международного, государственного и статистического характера. Документами международного уровня являются Резолюция ООН о продлении срока давности за преступления против человечества и Конвенция ООН об отмене срока давности за подобные преступления , данные документы демонстрируют стремление общества разобраться с проблемой национал-социализма. К данной группе документов также относятся программы основных политических партий, которые отражали настроения новой политической элиты (ХДС/ХСС11 , СвДП , СДПГ ).
Особое место в группе официальных документов занимают материалы Международного военного трибунала в Нюрнберге и Малых Нюрнбергских процессов. Благодаря данным документам мы можем увидеть, кого признали виновным, кто остался безнаказанным, какие сроки получили осужденные, мы также можем заметить, как изначальные тюремные сроки со временем были сокращены до более мягких. Международный военный трибунал является не только прецендентом в общемировой юридической практике, но и ярким примером кооперации стран по борьбе с национал - социализмом и ликвидации его преступлений.
Стоит также отметить статистические данные. При написании данной работы были использованы опросы и численные данные, предоставленные Элизабет Ноэль -Нойман и её мужем Эрихом Петером Нойманом, а также данные от Алленбахского института демоскопии, который был основан этими авторами. Данные опросы позволяют оценить отношение немецкого общества к разным политическим явлениям (национал-социализму, коленопреклонению Вилли Брандта в Варшавском гетто ), а также проследить изменение этого отношения .
Третьей группой источников являются государственные документы. Ключевым документом является Основной Закон ФРГ, являющийся отражением позиций не только западногерманской элиты, но и западных держав . При написании работы были использованы и дополнения к Основному закону, касающиеся чрезвычайного положения . К этой же группе относятся все договоры и соглашения оккупационных держав по статусу ФРГ: Законы СКК (Союзнического Контрольного Комитета), запрещающие нацистские законы и ликвидирующие все нацистские организации , Франкфуртские документы, касающиеся политического развития Германии , Парижские соглашения (относительно размещения оккупационных войск на территории ФРГ и о вступлении её в Североатлантический альянс) , соглашения по долгам Германии .
Особым элементом в данной группе являются международные договоры ФРГ, заключенные в рамках новой восточной политики. Ими являются Московский и Варшавский договоры, создавшие базу для установления более дружеских отношений между Западом и Востоком. К третьей группе мы также относим правительственные постановления, запрещающие Социалистическую рейхспартию (являющуюся «наследницей» НСДАП) и Коммунистическую партию Германии, распространявшей «красную угрозу», и дипломатические ноты, заключенные в рамках доктрины Хальштейна.
Литература, использованная для написания работы, включает в себя различные статьи, сборники конференций, диссертации и авторефераты диссертаций, а также
учебное пособие (в том числе на английском и
немецком языках). Задействованную литературу можно разделить на три условные группы: труды российских исследователей, труды зарубежных исследователей и
публикации в прессе, включающие в себя электронные ресурсы.
Среди отечественных работ можно привести статьи профессоров Александра Ивановича Борозняка и Бернда Бонвеча , специализирующихся на преодолении национал-социалистического прошлого. Оба ученых фокусируют взгляд не только на последствиях тоталитарного режима в Германии, но и в России, сравнивают их . Особым элементом в их трудах является становление антитоталитарного согласия в обществах посредством диалога .
Особое место занимают работы Рулинского Василия Васильевича, который раскрывает тему «проблемы вины» в дискуссиях немецких историков и работах философа Карла Ясперса . В.В. Рулинский показывает, как менялось отношение к преступлениям национал-социалистов и менялась принадлежность вины.
Еще одним автором, чьи труды освещают дискуссию по проблеме вины в немецком обществе, является Сайнакова Вера Сергеевна. Одна из её работ фокусируется на обсуждении продления срока давности за преступления против человечества в немецком обществе перед принятием резолюции по данной теме . В данной работе демонстрируется раскол, возникший среди западных немцев: одни считали, что преступники уже понесли достаточное наказание, другие - что многие виновные остались безнаказанными. При написании работы также была использована кандидатская диссертация Веры Сергеевны, в полной мере раскрывающая становление отношений между Федеративной Республикой и Израилем. Данная работа позволяет нам увидеть «внешнюю форму» проработки вины немецкого общества - выплату контрибуций, государственную взаимопомощь .
Из иностранной литературы важное место в канве исследования занимают труды Норберта Фрая , Хельмута Кёнига , Дэвида Коэна и Элмера Плишке . Использованные работы Н.Фрая, Д.Коэна и Э.Плишке в большей мере посвящены денацификации в оккупированных немецких территориях, работы Х.Кёнига - положению «проблемы вины» в немецком политическом сознании, этапам преодоления прошлого. Тем не менее Норберт Фрай сфокусировал внимание именно на политике амнистии, ведь именно амнистию ожидали в числе первых государственных решений. Кёниг написал свою работу в 2003 году, спустя долгое время после «немецкой катастрофы», что позволило ему выдвинуть периодизацию преодоления прошлого: 1945-1949; 1949-1960; 1960-1990; 1990-2000-е. Он выдвигает следующие тезисы: 1) «преодоление прошлого» - наиболее подходящее название для описываемого процесса; 2) преодоление национал-социалистского прошлого играет центральную роль в политическом сознании ФРГ; 3) с 1990-х годов ФРГ входит в новую фазу отношений с национал -социалистским прошлым, которая значительно отличается от предыдущих этапов. Эти тезисы он доказывает в своей книге.
Помимо упомянутых работ, следует отметить статьи, также посвященные денацификации и политическому «перевоспитанию» немцев, к ним относятся работы Е.В. Лёзиной , О.Н. Стариковой , Е.А. Жаронкиной , Ф. Кроненберга , М.В. Дацишиной .
К третьей группе использованной литературы мы можем отнести публикации в прессе. При написании работы были задействованы статьи из немецкоязычных изданий, таких как Suddeutsche Zeitung , Deutsche Welle , Der Spiegel , демонстрирующие отношение немецкого общества к различным событиям, а также публикующие статистику. Особым пунктом стоит отметить единственное учебное пособие, использованное для написания работы, - Историю Германии .
Для написания данной исследовательской работы были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, с помощью которого можно выявить различия между разными временными периодами преодоления прошлого, а также между двумя внешнеполитическими доктринами для сопоставления международной обстановки в разные исторические периоды; историко-генетический метод, который важен для систематизации первостепенных и второстепенных факторов; структурно-функциональный анализ, который необходим для работы с политическими и юридическими документами.
На основе проведенного исследования выделим основные проблемы, с которыми столкнулась ФРГ в рамках преодоления национал-социалистского прошлого:
1. Долгое отрицание вины, всей тяжести произошедшего немецким обществом, принятие позиции жертв сначала обстоятельств, потом самих национал-социалистов;
2. Доминирующее число национал-социалистов как в обществе, так и в государственных структурах, смена имени, скрывание своего прошлого;
3. Действия «от противного», сопротивление денацификации, отрицание Холокоста и насилия в отношении народов Восточной Европы и Советского пространства;
4. Отсутствие четкой позиции государства относительно вопросов о продлении и отмене срока давности за преступления против человечества.
Среди прочих можно сказать о стремлении государства и общества забыть прошлое и аннулировать вину, но при этом мы не можем выделить это в полноценную проблему политики преодоления прошлого, поскольку внешние и формальные обязательства ФРГ перед пострадавшими странами были выполнены. Федеральное правительство в большинстве своем поступало так, как этого желал народ - забыть и отпустить прошлое, начать новую жизнь.
Формирование государственных органов происходило на основе «старого» фундамента. Национал-социалисты сохранили свои посты, но отныне работали на демократической основе, замалчивая свою биографию. В органах государственной власти происходили достаточно малые изменения, поскольку новая республика столкнулась с острым дефицитом кадров.
Говоря об особенностях денацификации в ФРГ, мы можем сказать, что она прошла достаточно мягко в отношении самих национал-социалистов (поскольку многим удалось избежать уголовного и административного наказания либо получить статус «попутчика» режима), но совсем не легко для общества и государства. Необходимо отметить, что меры по денацификации происходили под контролем оккупационных держав, данные меры в начале отличались в зависимости от зоны, но впоследствии сферы ответственности были объединены под предводительством Союзнического Контрольного Совета. Державы-победительницы имели разные программы по политическому перевоспитанию немцев (разные программы соответственно в Западной и Восточной Германии). Нельзя оставить без внимания тот факт, что страны антигитлеровской коалиции достаточно долго влияли как на внешнюю, так и на внутреннюю политику разделенных немецких государств.
Во время канцлерства К. Аденауэра ведущим внешнеполитическим курсом была доктрина Хальштейна, её смысл заключался в изоляции Германской Демократической Республики, ФРГ расторгала дипломатические отношения с теми государствами, которые признавали ГДР. Это значительно усложняло искупление вины перед многими странами социалистического лагеря. Тем не менее одним из ключевых пунктов внешней политики Аденауэра было построение дружеских дипломатических отношений с Израилем - что и было достигнуто, но уже в 1965 г. Серьезные перемены в политическом сознании начали происходить только в 60-х годах ХХ века с взрослением поколения молодежи, которое не застало войну, но застало общество всеобщего благосостояния и расцвет новых левых идей. Молодое поколение стремилось узнать, какое место их родители занимали в системе национал-социализма, какая ответственность лежит теперь на них.
На смену державшейся у руля со времени создания государства ХДС/ХСС пришли социал-демократы во главе с Вилли Брандтом, противником нацизма. С него началась новая восточная политика - внешнеполитический курс, направленный на восстановление отношений со странами Восточного блока, которые в том числе сильно пострадали в результате действий нацистской Германии. Новая восточная политика Брандта содержала в себе много значимых событий, она стала отправной точкой нового преодоления прошлого: вина была признана первым лицом государства, вина за многочисленные жертвы, вызвав неоднозначную реакцию немецкого прошлого - что означало наличие критических моментов, требующих социального консенсуса и консолидации. При этом мы не можем выделить поворотные моменты в преодолении прошлого в период канцлерства Гельмута Шмидта. Период с 1974 по 1982 гг. скорее посвящен борьбе с террористическими группировками, одной из таких группировок была Фракция Красной Армии (Rote Armee Fraktion), которая изначально (ближе к началу молодежных бунтов) выступала за отстранение бывших национал -социалистов от власти и отказ от империализма, а позже похищала и убивала крупных промышленников и политиков, имевших «коричневое» прошлое. Поэтому мы можем сказать, что преодоление прошлого не было равномерным и постоянным.
Более того, денацификация происходила и в XXI веке: наказания в конечном счете находили своих преступников и в возрасте 90 лет, и в других странах. Части бывших преступников удалось избежать её, поскольку они просто не доживали до своего суда.
Можем ли мы сказать, что политика преодоления прошлого в ФРГ завершена? Скорее да, чем нет. Все еще живы люди, для которых это прошлое играет важную роль и по сей день: бывшие узники концлагерей, люди, которые еще детьми увидели ужасы фашизма. Тем не менее Германия, уже пройдя этап проработки тоталитарного прошлого с ГДР, вышла на фазу политики памяти.
Таким образом, мы приходим к выводу, что немецкому обществу удалось осознать необходимость преодоления национал-социалистического прошлого: построение
демократичного будущего невозможно без постоянной ответственности и постоянного напоминания о жестоких преступлениях, которые стали важной частью мировой истории.
1. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого», 1963// Перевод с нем. М.Г.,
Неприкосновенный запас, №2, 2005. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/chto- znachit-prorabotka-pro shlogo. html;
2. Брандт В. Воспоминания: [Перевод с немецкого] / Вилли Брандт. - М. : Новости, 1991. URL: https://royallib.Com/read/brandt villi/vospominaniya.html#823659;
3. Документы, касающиеся политического развития Германии в будущем ["Франкфуртские
документы"], Франкфурт, 1 июля 1948 г. URL:
https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument de&dokument=0012 fra&object=trans lation&st=&l=ru;
4. Закон № 1. Об отмене нацистских законов. Берлин, 20 сентября 1945 г. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/182407-zakon-1-ob-otmene-natsistskih-zakonov-berlin- 20-sentyabrya-1945-g;
5. Закон № 2. Прекращение и ликвидация нацистских организаций. Берлин, 10 октября 1945
г. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/182408-zakon-locale-nil-2-prekraschenie-i-
likvidatsiya-natsistskih-organizatsiy-berlin- 10-oktyabrya- 1945-g;
6. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям
против человечества (принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года). URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/warcrimes limit.shtml;
7. Международный военный трибунал в Нюрнберге, Энциклопедия Холокоста. [Электронный ресурс] URL: https://encyclopedia.ushmm.org/ru;
8. Мейнеке Ф. Германская катастрофа. Wiesbaden: Brockhaus, 1946;
9. Московский договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии, 1970, URL: https://docs.cntd.ru/document/1902551;
10. Парижские соглашения, 1954 г. URL:
https://www.1000dokumente.de/?c=dokument de&dokument=0018 par&object=translation&l= ru;
11. Правительственное заявление Вилли Брандта, 28 октября 1969 г., URL:
https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument de&dokument=0021 bra&object=tran slation&l=ru;
12. Приказ НКВД СССР № 00315 о частичном изменении приказа НКВД СССР № 0016 от 11 января 1945 г.; об организации уполномоченными НКВД СССР по фронтам тюрем и лагерей и о категориях лиц, подлежащих аресту на территории, освобожденной от войск противника. 18 апреля 1945 г. // Ф. Р-9401. Оп. 12. Д. 178. Л. 30-32. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/119866-prikaz-nkvd-sssr-00315-o-chastichnom- izmenenii-prikaza-nkvd-sssr-0016-ot-11 -yanvarya- 1945-g-ob-organizatsii-upolnomochennymi- nkvd-sssr-po-frontam-tyurem-i-lagerey-i-o-kategoriyah-lits-podlezhaschih-arestu-na-territorii- osvobozhdennoy-ot-voysk-protivnik;
13. Резолюция ООН 1074 D Вопрос о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества // Организация Объединенных Наций. (1968) URL: https://undocs.org/ru/E/RES/1074%28XXXIX%29;
14. Семнадцатый закон к дополнению Основного Закона от 24 июля 1968г, ст. 87а, п. 4 ("Закон
о чрезвычайном положении"). URL:
https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument de&dokument=0018 not&object=tran slation&l=ru;
15. Adenauer K. Erinnerungen 1945-1953. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt GmbH. , 1966. URL: https://www.konrad-adenauer.de/bibliographie/konrad-adenauer-schriften/erinnerungen;...79