АННОТАЦИЯ 6
Введение 7
Глава 1. Творчество Фёдора Сологуба в критике и литературоведении. История исследований символики цветов в творчестве писателей рубежа XIX-ХХ веков 11
Глава 2. Символика цветов в цикле рассказов «Книга очарований» 17
Ф. Сологуба 17
2.1. Символика белого цвета 17
2.2. Символика черного цвета 24
2.3. Цветообразы «красный» и «синий» 28
2.4. Редкие цвета 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Данная работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения цветообразов в малой прозе Ф. Сологуба, являющегося представителем поколения старших символистов. Причиной обращения к циклу «Книга очарований» послужила малоизученность малой прозы писателя по сравнению с его поэтическим и романным творчеством. Изучение семантики цвета позволит углубить знания о художественном мире автора, выявить дополнительные смыслы, выстраивающиеся в рамках цветовой парадигмы как на уровне отдельных текстов, так и сборника в целом.
В исследовательских трудах, посвященных изучению цветовой символики в произведениях писателей и поэтов, используются такие понятия, как «колоратив», «цветообозначение», «цветообраз». Мы будем использовать последнее, цветообраз, по аналогии с художественным образом произведения. Языковые средства, используемые для обозначения тех или иных цветов, в художественном произведении получают образное «приращение смысла» (В.В. Виноградов): словесным образом языковая единица становится в силу сложившейся поэтической традиции или в результате взаимодействия с другими единицами в контексте творчества автора. Словесный образ, и в частности цветообраз, служит знаком выражаемых в произведении смыслов, отражает ценностную систему координат, воплотившуюся в тексте, создает представление об авторской картине мира.
Для каждого человека характерно индивидуальное видение мира, в том числе личностное восприятие и интерпретация литературных произведений. В связи с этим и символы, возникающие в тексте произведений, в сознании читателей могут интерпретироваться по-разному. Категория цвета используется в художественных текстах как средство эстетического и эмоционального воздействия на читателя и как средство выражения авторской интенции. Цветовое решение, к которому прибегает автор, влияет на образное мышление читателя и вызывает широкий круг ассоциаций. Цветовая окрашенность образов способствует живому восприятию текста и конструированию новой яркой действительности в его воображении. «Цвет, имеющий такие же вибрации, как и музыка, обладает способностью достигнуть того самого общего и, стало быть, самого смутного, что заложено в природе - в её внутренней силе», - считал Гоген. На самом деле, и музыка, и цвет были востребованы в творчестве писателей начала ХХ века, вне зависимости от того, к какому из направлений (модернистскому или реалистическому) тяготело творчество автора. Например, у Бунина в «Господине из Сан-Франциско» дано подробное описание героя, несмотря на то, что читателю неизвестно имя, автор цветовыми акцентами выделяет доминанты не только в образе героя («Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы»), но и вписывает его в локус предстоящих событий («Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина»). Или, например, у Блока цветопись становится одним из самых важных принципов поэтики: «Так пел её голос, летящий в купол, / И луч сиял на белом плече, / И каждый из мрака смотрел и слушал, / Как белое платье пело в луче...».
Можно сделать следующий вывод: цвет может быть представлен как эмоциональность, «обогащенная разнообразными ассоциациями,
закрепленными в языковой и социальной практике» [8, с. 99]. Восприятие цвета может быть как субъективным, индивидуальным, так и традиционным, характерным для множества людей. Каждый писатель, создавая художественные произведения, старается выбирать те цветообозначения, которые будут иметь воздействие на читателя, «включать» читательское воображение.
Актуальность предлагаемой работы обусловлена необходимостью комплексного исследования поэтики цветообразов в творчестве Сологуба, позволяющего выявить характерные особенности мировидения автора.
Научная новизна работы заключается в изучении комплекса значений, реализуемых различными цветообразами в цикле Фёдора Сологуба «Книга очарований».
Объектом исследования являются рассказы Фёдора Сологуба из цикла «Книга очарований».
Предметом исследования является семантика цветовых образов в цикле «Книга очарований» Фёдора Сологуба.
Материалом исследования выступили лексические единицы экспликаторов цветовых образов в текстах Ф. Сологуба, полученные методом сплошной выборки из художественных текстов писателя.
Цель работы - через выявление лингвостилистических особенностей употребления цветообозначений выстроить цветовую картину мира в цикле рассказов «Книга очарований» Ф. Сологуба.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. отобрать и проанализировать материал, освещающий вопросы исследования семантики и символики цвета;
2. на материале рассказов из анализируемого цикла создать эмпирическую базу путем выборки фрагментов, содержащих цветообразы «белый», «черный», «красный», «синий» и др.;
3. Сгруппировать фрагменты по рубрикам (описание человека, явлений природы, вещей и пр.) и выявить смыслы, аккумулирующиеся в цветах;
4. Выстроить цветовую картину мира на уровне цикла рассказов «Книга очарований», дополнив современное представление о поэтике произведений Ф. Сологуба.
Решение поставленных задач обусловило выбор основных методов исследования:
1) отбор лексического материала и изложение его характеристик;
2) семантико-стилистический метод анализа выявленных эпитетов и образов;
3) элементы целостного анализа художественного текста, определяющие роль цветовых образов в художественном мире произведений Ф. Сологуба .
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширить представления о поэтике произведений Ф. Сологуба, уточнить интерпретацию отдельных тем и мотивов; практическая значимость видится в возможности использовать собранный и классифицированный в работе лингвистический материал для последующих аналитических обобщений.
Апробация работы производилась в рамках двухгодичного семинара Научно-исследовательская деятельность в филологии в форме докладов и последующих обсуждений.
Цветам в культуре традиционно присущи морально-психологические смыслы. Это могут быть частные предпочтения индивида: человек любит тот или иной цвет, у него может быть его/ не его цвет; или же выбор цвета обусловливается внешними факторами - событиями или социальными ролями. Мир художественного произведения организован согласно единому замыслу автора, и с этой точки зрения присущая ему цветовая гамма является смыслополагающей. По мнению Ж. Бодрийяра, психология трактует символику цветов в наиболее упрощенном варианте: красный - цвет страсти и агрессии, голубой - цвет спокойствия, желтый - оптимизма и т.п., то есть цветам присущ свой «язык», аналогичный иносказательному «языку» снов, знаков зодиака и пр. Авторский художественный мир предстает более сложным и разнообразным, при том что у того или иного цвета, безусловно, может сохраняться культурный «шлейф», ввиду вписанности текста в ту или иную культуру, определенный исторический контекст, эстетическую парадигму.
Проведя анализ работ, составляющих теоретическую базу для исследования, мы выявили основной спектр цветов, который используется писателями-символистами XX века - А. Блоком и А. Белым. В ходе работы мы сравнили употребление цветов данными писателями, а также установили их общие и различные семантические значения (белого, черного, красного, синего, желтого, серого, зеленого и др.). Так, было выявлено, что семантика цветовых образов у Белого и Блока, в целом, сходна, но имеет и свои отступления. Например, значение «красного» дополняется у Блока символикой огня и греха, значение «зеленого» у Белого дополняется символикой возрождения природы, а цветовой образ «серый» семантически полностью отличается (у Белого - это призрачность и незаметность, у Блока - недомогание и тоска).
Мы создали эмпирическую базу путем отбора контекстов из сборника «Книга очарований» Ф. Сологуба, где наиболее явно прослеживаются цветообозначения. Разбив на малые семантические группы слова/словосочетания/предложения с употреблением цветовых образов, выделили ключевые смыслы, в выражении которых активно используются такие цвета, как белый, черный, красный, синий, коричневый, желтый, зеленый, оранжевый и другие, и проанализировали их значение.
В результате анализа употреблений словообразов мы пришли к выводу, что семантические возможности цветообозначений в художественном тексте Ф. Сологуба очень велики. Чаще всего, писатель отступает от традиционного восприятия цветовых образов, дополняя и расширяя значения цветов. Также писатель расширяет и спектр оттенков основных цветообозначений, которые регулярно участвуют в выражении различных смыслов.
Так, в цикле «Книга очарований» количество употреблений цветовых образов составило - 365 раз, что говорит об активном использовании цветообразов. Самым частотным по употреблению является словообраз «белый» - 77 раз, далее «черный» - 74, «красный» - 72 (из которых «красный»
- 25, «румяный» - 16, «розовый» - 10, «алый» - 9, «багровый» - 9, «пунцовый»
- 1), «синий» - 31 (из которых «синий» - 24, «голубой» - 7), «зеленый» - 16 (из которых «зеленый» - 15, «оливковый» - 1), «желтый» - 45 (из которых «желтый» - 24, «золотой» - 21), «коричневый» - 7 (из которых «коричневый»
- 0, «бронзовый» - 3, «бурый» - 2, «русый» - 2), «серый» - 21, «седой» - 11, «рыжий» - 8, «ржавый» - 1, «оранжевый» - 1, «пурпурный» - 1. Внутри каждой цветовой группы были выделены классификации, отражающие сферы употребления цвета (описание человека, внешнего облика, природы, окружающих предметов и пр.).
Определив лингвостилистические особенности употребления цветообзначений, мы выстроили цветовую картину мира в цикле рассказов «Книга очарований» Сологуба . В ситуации низкой частотности возникновения других цветообразов (синий, зеленый, желтый, коричневый и др.) можно говорить о том, что черный, белый и красный являются смысловыми координатами, организующими пространство цвета в цикле. В определенном смысле, мир красок может быть противопоставлен миру смыслов, и тогда низкая частотность использования ярких красок может свидетельствовать о стремлении удаления видимостей в пользу сути: тяготение Сологуба к парадигме черное/белое отражает философский взгляд на мир, онтологическое представление о мироустройстве, в определенном смысле «антиприродный» (концептуальный) взгляд на реальность.
Белый часто выступает в значении границы, символизируя раздел между мирами или же принадлежность героев одновременно разным мирам. Белый маркирует проницаемость миров, взаимодействие бытового и потустороннего, раскрывая их взаимосвязь. В этом смысле, белый противостоит серому, традиционно «замыкающему» цвету повседневности, скомпрометированному в творчестве старших символистов (поэзия З. Гиппиус, поэтическое и романное творчество самого Ф. Сологуба).
Семантика черного цвета у Сологуба, как правило, традиционна: черный символизирует неполноту бытия (стремящегося в пределе к небытию),безмолвность природы перед этой чернотой, а также злость и греховность внутреннего мира героев (имеющих тенденцию к внутреннему опустошению). В качестве дополнительной функции черного можно обозначить «индивидуализацию»: в описании персонажей этот цвет выступает как знак индивидуального, нечто такого, что выделяет человека из среды, подчеркивает его непохожесть на окружающих (наподобие контура, очерчивающего целостность и состоятельность внутреннего мира героя).
Черному небытию противостоит красный как цвет жизни - этот цвет используется в описании явлений природы и внешности человека как знак тяги к жизни. Подобное внимание к красному и его оттенкам позволяет скорректировать представление о «декадентском» мировидении автора, а также подвергает сомнению правомерность ярлыка «певец смерти».
1. Барковская Н. В. Поэзия «серебряного века». - Екб. : Учебное пособие УрГПУ, 2010. - 258 с.
2. Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. - М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
3. Белый А. На рубеже двух столетий. - М. : Художественная литература, 1989. - 560 с.
4. Блок А. А. Поэзия, драмы, проза. - М. : Олма-Пресс, 2001. - 800 с.
5. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том
1. - М. : Наука, 1955. - 640 с.
6. Блок. А. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том 3. - М. : Наука, 1955. - 994 с.
7. Блок. А.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том
2. - М. : Наука, 1955. - 896 с.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М. : Рудомино, 1995. - 224 с.
9. Бугаев Б. Н. Андрей Белый. Символизм как миропонимание. - М. : Республика, 1994. - 528 с.
10. Жаркынбекова. Ш. К. Ассоциативные признаки цветообозначений и языковое сознание / Ш.К. Жаркынбекова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2003. № 1. - 109 с.
11. Зимина-Дырда Т. Ю. Поэтика цвета и света в прозе И. А. Бунина, П. А. Нилуса и А. М. Федорова: дис . ... канд. филол. наук / Т. Ю. Зимина - Дырда. - Ч., 2011. - 227 с.
12. Казарин Ю. В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления). - Екб. : Издательство Уральского университета, 2002. - 430 с.
13. Колобаева Л. А. Русский символизм. - М. : Издательство Московского университета, 2017. - 352 с.
14. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока. - Львов : Изд-во Львов. ун¬та, 1973. - 230 с.
15. Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. - Спб. : Искусство, 2000. - 784 с...31