Введение 4
Глава I. Модификации тела человека, их отражение в визуальной культуре и инфографике. Анатомический рисунок в инфографике. Проблема трансгуманизма и этический аспект улучшения тела человека 7
1.1 Модификации человеческого тела: определение понятия, история развития, основные виды модификаций. Современные модификации тела: главные тенденции и прогнозы. Функциональные модификации: определение понятия,
примеры 8
1.2 Инфографика: подходы к определению понятия, свойства и основные
функции. Модификации тела в инфографике 18
1.3 Анатомический рисунок как способ изображения тела человека: определение понятия, история развития. Признаки инфографики
в историческом анатомическом рисунке. Роль анатомического рисунка в современной инфографике 28
1.4 Этический аспект улучшения тела человека и проблемы трансгуманизма
в современной визуальной культуре 32
Глава II. Особенности создания инфографики на тему модификаций человеческого тела на примере информпакетов проекта «Технологии, которые прокачают твое тело» 36
2.1 Информпакет о детских протезах кистей рук «Супергеройские протезы»: предмет отображения, цели и задачи, выбор техники исполнения, жанр
и концепция материала 38
2.2 Информпакет о фитнес-браслетах «Фитнес-браслет. Шагомер, умный
будильник и личный тренер»: предмет отображения, цели и задачи, выбор техники исполнения, жанр и концепция материала 42
2.3 Информпакет о бионическом протезе уха «Распечатайте себе запасное ухо»: предмет отображения, цели и задачи, выбор техники исполнения, жанр
и концепция материала 45
2.4 Особенности создания инфографики о функциональных модификациях тела
в информпакетах проекта «Технологии, которые прокачают твое тело» 49
Заключение 53
Список используемых источников и литературы 55
Приложение 1 58
Приложение 2 62
С глубокой древности человек изучает свое тело, фиксирует его изображение различными способами в разнообразных техниках. Интерес к внешнему виду дополнился интересом к строению тела, его анатомическим особенностям. Мыслители Ренессанса, которые детально изучали строение организма, проводив вскрытия в анатомических театрах, укрепили желание человека узнать о своем теле как можно больше. Зарисовки Леонардо да Винчи и других исследователей эпохи Возрождения стали основой анатомического рисунка и такого вида инфографики, как анатомическая графика.
Тело человека претерпевало искусственные изменения, подчиняясь культурным и социальным стандартам. И сегодня, во время становления технологического общества, мы тоже продолжаем модифицировать его.
Татуирование, пирсинг, вживление микродермалов и другие эстетические бодимодификации (англ. body modification — модификации тела)
сосуществуют с функциональными, например, бионическим протезированием и вживлением имплантатов с микропроцессорами. Функциональные модификации тела — это искусственные изменения тела, которые осуществляются для восстановления утраченных функций организма или приобретения новых. Научные знания и технологические разработки современности уже могут улучшить природные данные. Например, прототип бионического протеза уха расширяет диапазон слышимых человеком частот, имплантат-антенна помогает людям, страдающим цветовой слепотой, «слышать» цвет , а чип-имплантат сейчас обеспечивает своему владельцу доступ в интернет вещей и дает возможность буквально «одним движением» руки управлять умным домом: открывать двери, включать свет или выключать тостер. Зачастую при упоминании таких технологичных модификаций тела вспоминается образ киборга (сокращение от англ. cybernetic organism — кибернетический организм), который вошел в культуру во второй половине XX века, и сегодня довольно часто используется в масс-медиа.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что развитие медицинских и биотехнологий повлияло не только на сам визуальный образ человека в массовой культуре, но и на его отображение в средствах массовой информации. Факт создания новых видов протезов и имплантатов стал не просто важным инфоповодом, но и поставил вопрос о репрезентации тела нового измененного человека, человека-киборга. В связи с этим производство инфографики, которая является одним из самых эффективных инструментов визуализации внутреннего строения и внешнего вида человека, приобретает свои специфические особенности, изучение которых представляет наш научный интерес.
В качестве объекта исследования нами выбраны особенности создания инфографических материалов на тему функциональных модификаций тела человека, а предметом исследования стали инфографики, изготовленные автором данной работы в рамках проекта «Технологии, которые прокачают твое тело». Проект представляет собой серию журналистских материалов научно-популярной тематики о технологиях и устройствах, позволяющих изменять тело посредством протезирования и ношения умных гаджетов. Сейчас данный проект находится в работе, планируется подготовить ещё 3¬4 подробных информпакета, посвященных названной теме.
Цель исследования — проанализировать способы предоставления в средствах массововй информации современных технических достижений в области функциональной модификации тела человека при помощи инфографики.
Основными задачами, которые мы ставили перед собой для достижения данной цели, стали:
1. Изучить явление модификаций человеческого тела, выделить среди них понятие функциональных модификаций тела и привести примеры исторических модификаций и современных;
2. Рассмотреть инфографику как способ визуализации информации и инструмент для наглядного представления особенностей строения тела человека на примере существующих журналистских материалов;
3. Изучить понятие анатомического рисунка и анатомической графики, рассмотреть связь исторического анатомического рисунка и современной инфографики;
4. Ознакомиться с этическими аспектами изменения и улучшения тела человека, рассмотреть трансгуманизм как направление в философской мысли, изучить его влияние на визуальную культуру и инфографику в частности;
5. Разработать несколько инфографических материалов, объединенных темой бодимодификаций (проект «Технологии, которые прокачают твое тело»);
6. Выявить, описать и систематизировать особенности создания тематической инфографики на примере собственных работ.
Структура исследовательской работы соответствует заявленной теме и состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретический аспект явления бодимодификаций и инфографики как способа их визуализации, история анатомического рисунка, а также приводится краткий обзор этической проблематики улучшения тела человека (вопросы трансгуманизма и морфологической свободы). Вторая глава посвящена анализу практических работ — инфографик на тему функциональных модификаций тела с учетом предмета отображения, цели и идеи материала, жанровой формы, концепции и техники исполнения. Результат работы представлен выявленных
специфических особенностей создания инфографики на тему функциональных модификаций тела человека.
Глава I. Модификации тела человека, их отражение в визуальной культуре и инфографике. Анатомический рисунок в инфографике. Проблема трансгуманизма и этический аспект улучшения тела человека.
Сегодня развитие биологических, медицинских и информационных технологий широко обсуждается в средствах массовой информации. Научно-популярные материалы, объясняющие работу новейших приборов и систем, становятся все более интересными для аудитории. Тема искусственного изменения человеческого тела является одним из ярких и интересных сюжетов, который прорабатывается различными медиа. Особенный интерес к визуальной информации способствует развитию и распространению такого жанра журналистских материалов, как инфографика.
Информационная графика может стать главным инструментом в рассказывании историй о технологичных бодимодификациях: сочетание графических элементов и текстовых блоков позволяет понятно показать схему устройства и анатомию, принцип работы и биологические процессы в организме. Анатомический рисунок является одним из базовых приемов, который применяется в такой инфографике. В визуальных рассказах о том, что человек получает все больше новых возможностей для работы над своим телом, журналист и инфографер затрагивают этические вопросы улучшения живого организма, которые на сегодняшний день не имеют однозначно положительного решения.
В теоретической части нашей научной работы мы рассматриваем обозначенные выше аспекты темы, опираясь на актуальные исследования в области журналистики, психологии и психиатрии, искусства, социологии и философии.
Данная научная работа посвящена изучению особенностей создания инфографики на тему функциональных бодимодификаций, таких как протезирование (механическое и бионическое) и использование носимых технологий (wearable technologies). Это было сделано на примере материалов для проекта «Технологии, которые прокачают твое тело» — серии инфографик о медицинских технологиях и умных гаджетах.
Был решен ряд определенных задач, которые позволили достичь цели исследования. Мы смогли сделать следующие основные выводы:
1. Возможно, в будущем изменится изображение анатомии человека: органические части тела частично или полностью заменятся электронными. Функциональные модификации тела могут стать привычным явлением для киберчеловека
2. Инфографика помогает эффективно и доступно рассказать читателям об особенностях анатомии человеческого тела, потому что включает в себя графические элементы с пояснением. Она является важным элементом в сторителлинге на тему функциональных модификацияй организма.
3. Пакетный подход организации информации внутри материала (использование формы информпакетов) делает структуру журналистского материала более привлекательной для читателя, позволяет привлечь широкую аудиторию за счет использования разных форм и жанров микроматериалов.
4. Истоками современной анатомической графики, которая активно используется инфограферами в материалах о бодимодификациях, являются анатомические рисунки художников эпохи Ренессанса. В частности, большой вклад в развитие научной анатомии и анатомического рисунка внесли Леонардо да Винчи, Андрей Везалий и Уильям Гарвей.
5. Развитие инновационных технологий в медицине и робототехнике ставит перед обществом вопрос об этичности изменения тела человека. Идеи трансгуманизма, появившегося еще в 1920-х гг., и морфологической свободы получили развитие во второй половине XX века и проявляются в культуре и искусстве, а также в журналистике.
Основными результатами исследования являются:
1. Выявление и анализ особенностей создания инфографики на тему функциональных модификаций тела человека;
2. Создание алгоритма работы над инфографическими материалами названной тематики.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны в дальнейшем как для изучения инфографики как жанра журналистики, так и для создания инфографических материалов.
Сегодня инфографика усложняет свою форму: становится интерактивной, сочетает несколько жанров в одном фрагменте. Big data, более совершенные алгоритмы анализа данных стимулируют появление новых проектов — более сложно организованной инфографики, которая при внутренней сложности остается полностью понятной и привлекательной для читателей и зрителей. Вполне возможно, что в недалеком будущем инфографика будет интегрирована в различные интерфейсы, например, в очки дополненной реальности, протезы и другие предметы, и мы в онлайн-режиме сможем видеть подписи-пояснения на памятниках архитектуры или диаграммы над продуктами, которые показывают их состав. Поэтому развитие информационных технологий делает необходимым дальнейшее изучение инфографики в широком спектре контекстов.
1. Смирнова Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров // Вестник ВолГУ. Сер. 8. — 2012. — Вып. 11. — С. 93.
2. Симакова С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации. Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. — 2014. — №23 (352). — Вып. 92. — С. 77-82.
3. С. Н. Василишина; М. Б. Макаренко // Сощально-економхчний, екологхчний та гумаштарний розвиток регюшв: матерхали М1жнар. форуму шновац.проеклв студенлв, асшранлв i молодих учених. Луганськ, 5-7 квггня 2012 р., Луганск., 2012. — С. 113-119.
4. Д. Сурнин. Газетный дизайн - 2003 / Д. Сурнин — М., 2004. — С. 68.
5. Подорога В. А. Политики тела в европейской истории // ЗПУ. — 2005. — №4. — С. 111.
6. Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей / Джин Желязны // Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004. — С. 38.
7. Пластическая анатомия // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / ред. Т. Г. Гурьева. Издан. 4-е, дополн. и переработ.,— М. : Советский художник, 1965. — С. 157.
8. Мамедова Н.Д. Анатомический рисунок: синтез науки и искусства / Н.Д. Мамедова, А.Б. Нуржанова, А.А. Живайкина // Бюллетень медицинских Интернет-конференций., 2012. — С. 847.
9. Привес М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес , Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович .— СПб.: Гиппократ, 2001.— С. 352.
10. Шаломова А. В. Инфографика в историческом срезе анатомических знаний // Труды IX Международной научно-практической Интернет- конференции «Наука в информационном пространстве», 10-11 октября 2013 г.,
— 2013., — с .158-171.
11. More Max Technological self-transformation: ex-panding personal extropy. Extropy.— 1993. #10. -Vol. 4, № 2.
12. Трансгуманизм // Универсальный дополнительный практический толковый словарь / И. Мостицкий, 2005—2012.
13. Польская Н. А. Взаимосвязь склонности к модификациям тела с копинг- стратегиями // Вопр. психологии. — 2007. — № 6.— С. 43.
14. Гринько И.А. Соматические модификации: к вопросу о терминологии и атрибуции // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология.
— №3. — 2009. — С. 82.
15. Ворошилин С.И. Самоповреждения и влечения к модификации тела как парциальные нарушения инстинкта самосохранения // Суицидология. — 2012. —№4 (9). — С.43... 16