Выпускная квалификационная работа бакалавра посвящена петрографической и геохимической характеристике пород, отобранных в южной оконечности Кемпирсайского ультрамафитового массива, неподалеку от месторождения Алмаз-Жемчужина. Данная работа выполнена на основании каменного материала, предоставленного заведующим кафедрой петрографии, д.г.-м.н, профессором А.И. Чернышовым.
Целью работы является применение теоретических знаний по диагностике минералов по совокупности оптических свойств, петрографическому описанию и геохимическому анализу пород конкретного геологического объекта. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: определение количественно-минералогического состава и текстурно-структурных особенностей пород, отнесение их к определенным петрографическим разновидностям, а также выявление закономерностей распределения редкоземельных и редких элементов в выделенных типах пород.
В ходе исследования было изучено геологическое строение массива, проведена диагностика породообразующих минералов по набору их оптических свойств, на основе изучения прозрачных шлифов на поляризационном микроскопе с применение данных по геохимии выполнена типизация рассматриваемых пород, проинтерпретированы результаты геохимических анализов.
Автор выражает особую благодарность научному руководителю Юричеву Алексею Николаевичу за помощь в написании выпускной квалификационной работы.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра выполнено петрографическая и геохимическая интерпретация пород кемпирсайского офиолитового комплекса, отобранных в южной оконечности Кемпирсайского ультрамафитового массива, неподалеку от месторождения Алмаз-Жемчужина. Петрографическое изучение данных пород позволило разделить их на две генетические группы: альпинотипные ультрамафиты собственно Кемпирсайского ультрамафитового массива и ассоциирующие с ними габброиды, представленные дайковыми телами прорывающими реститовые ультрамафиты.
Альпинотипные ультрамафиты представлены гарцбургитами, дунитами и их серпентинизированными разностями, а также средне-густовкрапленными хромититами. Габброиды, в свою очередь, представлены оливин-роговообманковыми, роговообманковыми габбро и метагаббро. Преобразование последних связано с наложенным окварцеванием (что обусловлено прорывающими их кварцевыми жилами) и интенсивной амфиболизацией, вплоть до образования амфиболитов.
По петрографической характеристике изученные габброиды, вероятно, соответствуют кокпектинской габбровой формации. Однако, для подтверждения данного вывода необходимо сравнение изученных габброидов с эталоном на геохимическом уровне.
В изученных породах нередко отмечаются признаки пластического деформирования. В ультрамафитах они обусловлены наличием полос пластического излома и неоднородным погасанием в оливине, а в габброидах выражаются преимущественно в пластическом искажении и изломе полисинтетических двойников в плагиоклазе.
Проведенные геохимические исследования обнаруживают общность ультрамафитов, выражающуюся в их существенном обеднении в целом РЗЭ, «нехарактерным» обогащением легкими РЗЭ, и наличием отрицательных (Nb, Ti, Y) и положительных (Rb, Zr, Th-U) пиков редких элементов. Можно предположить, что относительное обогащение в легкими РЗЭ было обусловлено их эпигенетическим перераспределением под влиянием различных флюидов, приводившем к различному по интенсивности выщелачиванию, переносу и последующему отложению подвижных элементов в микротрещинах и межзерновом пространстве пород. Кроме того, обогащение ультрамафитов легкими РЗЭ могло быть обусловлено и их гидротермально-метасоматическим преобразованием, сопровождавшемся новообразованием амфибола, в частности тремолита, который обнаруживается в сильно серпентинизированных разностях.
Специфика обогащения (Rb, Zr, Th-U) и истощения (Nb, Ti, Y) реститовых ультрамафитов отдельными редкими элементами очевидно обусловлена последующим воздействием (контаминационным взаимодействием?) на них более поздних по времени (?) магматических расплавов преимущественно основного (габбрового) состава.
Исследуемые габброиды имеют схожие между собой графики распределения РЗЭ, при этом суммарное их количество увеличивается с сохранением морфологии спектров пропорционально увеличению роли роговой обманки в количественно-минералогическом составе габброидов. Такая закономерность позволяет предположить о ведущей роли роговой обманки, как буфера, концентрирующего в себе РЗЭ.