Введение
1 Экономическое значение дороги А-382
2 Природно-климатические характеристики района производства
дорожно-строительных работ 7
2.1 Климат 7
2.2 Рельеф 10
2.3 Ландшафты 10
2.4 Почвы 10
3 Процессы, протекающие на участке 0 - 6 км автодороги А-382 11
3.1 Нарушение температурного режима многолетнемерзлых грунтов 11
3.2 Причины развития деформаций земляного полотна 13
3.3 Деформации дороги А-382 «Подъезд к аэропорту от г. Дудинка» 15
4 Обоснование температурной устойчивости насыпи земляного полотна 17
5 Конструктивные и технологические решения по стабилизации де¬формаций 20
5.1 Анализ проектных решений по ремонту 20
5.2 Гидроизоляция насыпи от инфильтрации 20
5.3 Исправление продольного профиля подошвы насыпи 22
5.4 Ремонт дороги у водопропускных труб 22
5.5 Уменьшение морозобойности дорожной одежды 23
6 Участки дороги «Дудинка - Алыкель» с характерными деформациями и
их ремонт 25
6.1 Обводненный участок с ПК51+36 по ПК51+92 25
6.2 Незатухающая термопросадка на участке с водопропускной трубой на
ПК54+73 27
7 Охрана труда 29
7.1 Строительство асфальтобетонных и черных покрытий и оснований 29
7.2 Строительство и ремонт мостов, труб, зданий и сооружений 31
8 Охрана окружающей среды
8.1 Укладка дорожных одежд 33
8.2 Искусственные сооружения 35
Заключение 38
Приложение
За всю историю освоения территорий крайнего севера и Дальнего Востока накоплено немало знаний и решений проблем строительства и проектирования автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Но, не смотря на это,
на таких дорогах снова и снова появляются дефекты и деформации, нарушающие еѐ нормальную работу.
В результате многолетних исследований особенностей водно-теплового
(мерзлотного) режима земляного полотна и естественного основания (1962-
1977 гг) были разработаны основные принципы проектирования автомобильных дорог в районах распространения многолетнемерзлых грунтов которые применяют и в настоящее время.
Первый – сохранение вечномерзлых грунтов в основании земляного полотна в течение всего периода эксплуатации дороги;
Второй – частичное оттаивание мерзлых грунтов основания на вели-чину,
определяемую расчетом;
Третий – оттаивание вечномерзлых грунтов до начала строительства дорога и осушение придорожной полосы.
В данной выпускной квалификационной работе изучены и описаны процессы, протекающие на дорогах в зоне вечной мерзлоты. Произведен анализ
проектных решений и предложены действенные методы стабилизации основания дорог в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов на примере
участка дороги с КМ0+000 по КМ6+000 федеральной автомобильной дороги
А-382 «Подъезд к аэропорту от г. Дудинка».
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы
мною был проведен анализ принципов проектирования автомобильных дорог в
районах распространения многолетнемерзлых грунтов, были изучены причины
нестабильного поведения насыпи земляного полотна. Предложены решения по
стабилизации деформаций дороги. Предложены варианты ремонтных решений
для двух особо-сложных участков автомобильной дороги «Дудинка – Алыкель».
ВСН 84-89 Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты. – Введ. 30.03.1989. –
Москва: Минтрансстрой СССР, 1989. – 177 с.
2. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного
движения. – Введ. 15.12.2004. – Москва: Стандартинформ, 2005. – 161 с.
3. ГОСТ 12.1.046-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
Строительство. Нормы освещения строительных площадок. – Введ. 01.07.2015.
– Москва: Стандартинформ, 2015. – 19 с.
4. ОДМ 218.3.031-2013 Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. –
Введ. 01.05.2013. – Москва: 2013. – 79 с.
5. ОДМ 218.2.001-2009. Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур
на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон). – Введ. 21.07.2009. – М.: 2009. – 99 с.
6. ОДМД Рекомендации по применению геосинтетических материалов
при строительстве и ремонте автомобильных дорог. – Введ. 01.08.2003. – М.:
2003. – 151 с.
7. ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд. – Введ.
01.01.2001. – Москва: 2001. – 92 с.
8. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная версия
СНиП 2.05.02-85*. – Введ. 01.07.2013. –Москва: 2013. – 107 с.
9. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная версия
СНиП 3.06.03-85. – Введ. 01.07.2013. – Москва: 2013. – 67 с.
10. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная версия СНиП
2.05.03-84. – Введ. 20.05.2011. – Москва: 2011. – 141 с.44
11. СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная
версия СНиП 23-01-99*. – Введ. 01.01.2013. – Москва: 2013. – 108 с.
12. СТО 218.3.001-2006 Проектирование и устройство теплоизолирующих
слоев из экструдированного пенополистирола «STYROFOAM» на автомобильных дорогах России. – Введ. 26.05.2006. – Москва: Дау Кемикал Компани, 2006.
– 61 с.
13. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента и качества. Общие требования
к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. –
Введ. 09.01.14. – Красноярск: ИПК СФУ, 2014. – 60 с.
14. Давыдов, В. А. Автомобильные дороги на крайнем севере и в зоне
вечной мерзлоты России : учебное пособие / В. А. Давыдов. – Москва, 2010. –
218 с.
15. Давыдов, В. А. Принципы проектирования и строительства дорог в
зоне Вечной Мерзлоты (на многолетнемерзлых грунтах) / В.А. Давыдов // Проектирование автомобил. дорог: сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). – М. 2002. – С. 17-
20.
16. Физические величины. Справочник. А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина,
А.М. Братковский и др.; Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. —
М.:Энергоатомиздат, 1991. — 1232 с.
17. Справочник дорожных терминов / Под ред. д-ра техн. наук проф. В. В.
Ушакова. - М.: «ЭКОН-ИНФОРМ», 2005. - 256 с
18. Юрков, Ф. Х. Угроза деформирования / Ф.Х. Юрков // Автомобильные дороги. – 2014. – № 6. – С. 74–78.