ВВЕДЕНИЕ 3
1. Zero-waste бренды в эпоху глобального экологического кризиса 6
1.1 Zero-waste бренды: понятие, классификация, тренды 6
1.2 Критерии идентификации Zero-waste брендов в эпоху глобального
экологического кризиса 14
2. Специфика продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального
экологического кризиса 19
2.1 Специфические особенности продвижения Zero-waste брендов в эпоху
глобального экологического кризиса 19
2.2 Рекомендации по продвижению Zero-waste брендов в эпоху глобального
экологического кризиса 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема глобального экологического кризиса является одной из самых острых в современном обществе. Если количество ежедневных отходов, выбрасываемых в Мировой океан, останется на прежнем уровне, “...то к 2025 году на каждые три тонны рыбы будет приходиться тонна пластика, а к 2050 году количество пластика будет преобладающим над водными жителями” [23]. Помимо загрязнения Мирового океана, можно выделить такие элементы экологического кризиса, как загрязненная атмосфера и почва, массовая вырубка лесов, вымирание животных. Поэтому если в сфере экологии не будут предприниматься соответствующие меры, то сложно представить, что ожидает планету и человечество в будущем. В связи с данной тенденцией, в 1980-х годах появились Zero-waste бренды.
Сейчас Zero-waste бренды активно набирают популярность из-за того, что человечество становится более осознанным в вопросах экологии. Потребители видят в приобретении экологичной продукции возможность внесения вклада в экологию планеты и уверены, что экотовары принесут пользу их здоровью. В связи с этим увеличивается спрос на продукцию Zero-waste брендов, вследствие чего количество подобных брендов растет.
Zero-waste бренды способствуют сохранению экологии планеты посредством сокращения отходов. Поэтому особенно важным является их продвижение, благодаря которому появилась бы возможность информирования общественности о проблеме глобального экологического кризиса. Продвигая Zero-waste бренды, представляется возможным обратить внимание человечества на проблемы в сфере экологии и популяризировать культуру осознанного потребления, следование которой оказало бы положительное влияние на окружающую среду.
При продвижении брендов необходимо учитывать специфику их продвижения. Только при таком подходе возможно создание эффективной стратегии продвижения. В связи с этим, важно выявить, в чем заключается специфика продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса.
На данный момент существует множество научных источников, в которых представлена информация о продвижении брендов, однако, есть определенные сложности с поиском сведений о специфике продвижения Zero-waste брендов. Это можно объяснить тем, что Zero-waste движение — это новое движение, которое зародилось лишь во второй половине XX века и сейчас активно набирает обороты.
Поэтому степень теоретической изученности темы является достаточно низкой. Представлены лишь смежные с этой темой материалы. Если рассматривать аспект Zero-waste брендов, то изучением этой темы занимались ученые Доля И.А., Сидорова М.Ю в статье “Проблемы и перспективы развития формата торговли Zero-waste”. Кроме того, исследованием Zero-waste брендов также занимались Митяшин Г.Ю., Катрашова Ю.В., Бахарев В.В., Капустина. Они написали статью “Безотходные магазины в России и мире”. Среди зарубежных ученых, которые занимались изучением Zero-waste брендов, можно отметить Уллу Аннели Саари, Руперта Дж. Баумгартнер, С. Дж. Макинен (Ulla Anneli Saari, Rupert J. Baumgartner, S.J. Makinen). Свои труды они отразили в статье “Экологически чистые бренды для стимулирования устойчивого развития” (“Eco-Friendly Brands to Drive Sustainable Development”).
Значительный вклад в решение проблемы внесли ученые, которые занимались изучением продвижения Zero-waste брендов. Например, Смирнова Е. В. посредством статьи "Экологический маркетинг". Затронутой теме была посвящена статья Зайцевой Д. С. и Краковецкой И. В. “Экологический маркетинг: перспективы и перспективы развития”. Среди зарубежных авторов стоит отметить Рона Села (Ron Sela), который внес вклад в решение проблемы продвижения Zero-waste брендов с помощью статьи “Стратегии экологического маркетинга” (“Environmental Marketing Strategies”). Увеличение количества научной литературы по данной тематике свидетельствует о повышении интереса к тематике Zero-waste брендов.
Однако специфика продвижения Zero-waste брендов является до сих пор невыявленной, что препятствует разработке комплексной стратегии продвижения подобных брендов. Таким образом, проблемой, решаемой в рамках данного исследования, является невыявленность специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса.
Соответственно, цель данной работы — выявление специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса.
Объектом исследования являются Zero-waste бренды.
Предметом — специфика продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть Zero-waste бренды: понятие, классификация и тренды;
2. Сформулировать критерии идентификации Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса;
3. Проанализировать специфику продвижения отечественных и зарубежных Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса;
4. Составить рекомендации по продвижению Zero-waste брендов с учетом его специфики в эпоху глобального экологического кризиса.
Методологический комплекс исследования составляют следующие подходы: коммуникативный (Федюнин Д.В., Безпалов В.В., Лочан С.А., Автономова С.А., Автономова А.А.), экологический (Ярв И.В., Герасимова Л.А.), экономический (Митяшин Г.Ю., Катрашова Ю.В., Бахарев В.В., Капустина).
Для решения проблемы, обозначенной в данной выпускной квалификационной работе, используются такие методы, как: метод понятийного анализа и описательный метод для изучения понятия, истории, сущности и принципов движения Zero-waste в эпоху глобального экологического кризиса; анализ и аналогия для исследования Zero-waste брендов и составления критериев идентификации Zero-waste брендов; метод кейс-стади для выявления специфики продвижения отечественных и зарубежных Zero-waste брендов; метод систематизации и аналитического обобщения для разработки практических рекомендаций по продвижению Zero-waste брендов с учетом его специфики в эпоху глобального экологического кризиса.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в выявлении специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса, а также в создании критериев идентификации Zero-waste брендов.
Теоретическая значимость состоит в выявлении специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса. Данные знания являются принципиально новыми для сферы рекламы, PR и брендинга. Критерии идентификации Zero-waste брендов, которые сформулированы в данной выпускной квалификационной работе, могут быть использованы научным сообществом для дальнейшего изучения подобных брендов.
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по продвижению Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса (Приложение А). Данные рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов в сфере рекламы, PR и брендинга. Рекомендации позволят сформировать стратегию продвижения Zero-waste бренда с учетом его специфики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В современном обществе человечество активно предпринимает попытки по решению одной из самых острых проблем - проблемы глобального экологического кризиса. В попытке решить данную проблему возникли Zero-waste бренды, которые ставят перед собой целью сохранение окружающей среды за счет такой организация производства, при которой количество отходов было бы минимальным и стремилось бы к нулю за счет исследования жизненного цикла продуктов, повторного использования ресурсов и работы с перерабатываемыми и экологически безопасными материалами.
Для потребителей важнейшим фактором при покупке становится экологичность бренда или продукции, которую производит бренд. При покупке подобных товаров покупатели могут почувствовать причастность к решению проблемы глобального экологического кризиса. Поэтому количество Zero-waste брендов с каждым годом возрастает.
Продвижение Zero-waste брендов позволяет проинформировать население планеты о проблемах в сфере экологии и привить культуру осознанного потребления.
Целью данной выпускной квалификационной работы было выявление специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса. Поставленная цель была достигнута посредством рассмотрения Zero-waste брендов: понятия, классификации и трендов; формулирования критериев идентификации Zero-waste брендов; проведения анализа специфики продвижения отечественных и зарубежных Zero¬waste брендов; составления рекомендаций по продвижению Zero-waste брендов с учетом специфики в эпоху глобального экологического кризиса.
Одним из результатов работы стала формулировка авторского определения концепции Zero-waste. «Zero-waste - это концепция сокращения отходов благодаря ответственному производству, потреблению, повторному использованию и переработке ресурсов без вреда для окружающей среды и здоровья человека». При исследовании Zero-waste движения в качестве предпосылки появления Zero-waste брендов было выявлено, что в России движение Zero-waste менее популярно, чем за рубежом, но тем не менее сейчас феномен Zero-waste становится популярен во всем мире.
Zero-waste брендами можно назвать те бренды, которые придерживаются философии Zero-waste и соблюдают принципы данного движения (Refuse — отказаться, Reduce — сократить, Reuse — использовать повторно, Recycle — перерабатывать, Rot — компостировать). В работе была рассмотрена классификация Zero-waste брендов в зависимости от уровня внедрения мер по минимизации отходов: стартовый, продвинутый, системный и фиктивный. Также были выявлены основные тренды, которым следуют Zero-waste бренды: ориентация на культуру осознанности или осознанного потребления; озеленение территорий; сортировка и переработка отходов и так далее.
Исследование основополагающих принципов, на которых базируется концепция Zero-waste, и классификации Zero-waste брендов позволило сформулировать критерии идентификации Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса: перерабатываемая упаковка из безопасных материалов / отсутствие упаковки; продукция бренда состоит из нетоксичных и безопасных материалов; при производстве продукции не образуется или образуется мало отходов; для производства используются переработанные материалы или отходы; компания не отправляет отходы на свалку и не сжигает их; компания обеспечивает более длительный срок службы продукта за счет использования более долговечных продуктов; компания работает исключительно с теми поставщиками, которые используют многоразовую экологически безопасную тару для упаковки товаров.
В ходе проведенного анализа продвижения отечественных и зарубежных Zero-waste брендов были выявлены их сходства и различия, а также основные методы продвижения.
После проведенного анализа были сформулированы специфические особенности продвижения Zero-waste брендов. К ним можно отнести следующие: наличие на сайте информации об экологичности бренда; информационный формат контента является преобладающим; визуальная концепция - минимализм; стиль коммуникации брендов является уважительным, обращение «на вы»; Zero-waste бренды используют email- маркетинг исключительно на теплую аудиторию; имиджевые статьи и интервью как основные форматы публикации в СМИ; подкасты как инструмент продвижение Zero-waste брендов; закупка рекламы у блогеров, которые поддерживают Zero-waste, это низкозатратный и эффективный способ продвижения; Продажа продукции на маркетплейсах как дополнительный канал реализации продукции Zero-waste; самые непопулярные виды продвижения - телевизионная реклама, транзитная реклама, реклама на билбордах; Небольшое количество офлайн мероприятий; В социальных сетях бренды призывают соблюдать культуру осознанного потребления; коллаборации эффективны при сотрудничестве с партнерами, которые поддерживают концепцию Zero-waste; отсутствие слоганов, которые призывают приобрести продукцию. Данные результаты, полученные в ходе исследования, являются принципиально новыми для сферы рекламы и PR и могут быть использованы научным сообществом для дальнейшего изучение данной темы.
На основании изученной информации были разработаны практические рекомендации по продвижению Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса, которые были упакованы в цифровой продукт (Приложение А). Среди них: SMM с приоритетом на информационный тип контента; создание лендинга или интернет- магазина, в котором был бы представлен раздел об экологичной политике бренда; визуальная концепция релевантна эко-тематике и соответствует концепции минимализма; сотрудничество со СМИ, которые поддерживают Zero-waste движение; использование influence-маркетинга с учетом Zero-waste направленности брендов; экологичный email- маркетинг; организация коллабораций с партнерами, которые поддерживают концепцию Zero-waste; прямые эфиры или фото и видеоматериалы с производства; проведение оффлайн-мероприятий в области экологии; участие в федеральных и национальных грантах; благотворительность в области экологических проектов. Данные рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов в сфере рекламы, PR и брендинга.
Таким образом, Zero-waste бренды - это важнейшие субъекты, которые содействуют решению проблемы глобального экологического кризиса. Благодаря данному исследованию, которое было направлено на выявление специфики продвижения Zero-waste брендов в эпоху глобального экологического кризиса, представляется возможным формирование эффективной стратегии продвижения подобных брендов.