Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ответственного родительства у молодых семей в условиях молодежного центра

Работа №18296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
968
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты феномена «ответственное родительство» 5
1.1. Феномен «ответственное родительство» и его основные характеристики 5
1.2. Готовность молодой семьи к ответственному восприятию родительской роли 10
2. Организация социальной работы с молодой семьёй по формированию
ответственного родительства 21
2.1. Организационные и правовые условия социальной работы с
молодой семьей по формированию ответственного родительства 21
2.2. Основные формы и методы социальной работы с молодыми
семьями в контексте формирования ответственного родительства 30
3. Проблемы и перспективы формирования ответственного родительства у
молодых семей в условиях Центра моделирования здорового образа жизни «Веста» 39
3.1. Опыт деятельности Центра моделирования здорового образа жизни
«Веста» по формированию ответственного родительства у молодых семей 39
3.2. Рекомендации по формированию ответственного родительства у молодых семей в условиях Центра моделирования здорового образа жизни «Веста» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Отношение молодых супругов к формированию ответственного родительства» 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень интернет-ссылок для формирования
ответственного родительства у молодых семей 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В Социальная реклама на тему: «Формирование
ответственного родительства у молодых семей» 69


В процессе исторического развития семья была и остается самым главным социальным институтом общества. Проявление заинтересованности к процессам, происходящим в институте семьи, связано с тем, что именно семье отведена определяющая роль в процессе воспроизводства населения и развития личности. Следовательно, именно от семьи зависит будущее общества.
М.Г. Королёв поясняет, что институт семьи в результате экономических и общественных потрясений конца прошлого столетия находится в состоянии трансформации, которое понимается различными авторами как глубокий кризис, так и как переход к новым формам [1 с. 22].
М.Г. Королёв утверждает, что общество определяет родительство как заботу, контроль и содействие развитию ребёнка. Потенциальную возможность стать родителями имеют каждый мужчина и каждая женщина, достигшие половой зрелости. Рождение первенца может стать значимым переходным событием в жизни мужчины и женщины, именно в этот период ими приобретаются состояния отцовства и материнства. Социально¬психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли [1 с. 22].
профессионального карьерного роста и достижения материального благополучия [1 с. 22]. То есть, необходимо мотивировать молодых к вступлению в брак и рождению детей, тем самым они будут улучшать демографическую ситуацию в стране.
Согласно М.А. Костенко, понимание ответственного родительства относится к поведению родителей, основанному на высших интересах ребёнка, а именно в отношении воспитания, развития способностей, а также признания и ориентирования, что включает и соблюдение рамок, в которых ребёнок может в полной мере развиваться [2, с. 123].
М.Г. Королёв делает акцент на том, что вопрос о необходимости укрепления семьи не вызывает сегодня сомнения, поскольку в нём происходят серьёзные трансформации, несущие ряд негативных проявлений. Практика нерегистрируемых отношений между молодыми людьми; увеличение количества молодых людей, которые не планируют иметь детей или откладывают их рождение; увеличение числа неполных семей - всё это является следствием неосознанного и безответственного отношения родителей к вопросам деторождения [1 с. 22]. Иными словами, молодых людей необходимо подготавливать к ответственному исполнению роли родителя в семье.
Объект выпускной квалификационной работы - ответственное родительство у молодых семей.
Предмет выпускной квалификационной работы - социальная работа по формированию ответственного родительства у молодых семей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по формированию ответственного родительства у молодых семей.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- определение сущности и содержания ответственного родительства;
- исследование готовности молодой семьи к ответственному восприятию родительской роли;
- выявление организационных и правовых условий социальной работы с молодой семьей по формированию ответственного родительства;
- выявление современных форм и методов формирования ответственного родительства у молодых семей.
Методы исследования: анализ статистических данных, синтез, опрос (беседа, интервью, анкетирование), оценивание, наблюдение, изучение литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме формирования ответственного родительства у молодых семей в условиях молодёжного центра. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что молодые люди, признавая высокую социальную ценность родительства, в своем реальном поведении ориентируются на ценности профессионального карьерного роста и достижения материального благополучия. Практика нерегистрируемых отношений между молодыми людьми; увеличение количества молодых людей, которые не планируют иметь детей или откладывают их рождение; увеличение числа неполных семей - всё это является следствием неосознанного и безответственного отношения родителей к вопросам деторождения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены - феномен «ответственное родительство» и его основные характеристики, готовность молодой семьи к ответственному восприятию родительской роли, организационные и правовые условия социальной работы с молодой семьей по формированию ответственного родительства. Проанализировав данные, можно сказать, что у молодых семей возникают сложности при освоении роли родителей. Отсюда можно сделать вывод, что деятельность по формированию ответственного родительства у молодых семей необходимо выстраивать с учётом особенностей их функционирования. Формирование ответственного родительства у молодых семей должно быть направленно на всестороннее изучение процесса жизнедеятельности семьи и способствовать успешному выполнению семьёй своих функций (в первую очередь, репродуктивной и воспитательной), а также предупреждению семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми.
При написании выпускной квалификационной работы была изучена сущность и содержание ответственного родительства у молодых семей. В частности, были выделены различные формы и методы по формированию ответственного родительства у молодых семей, которые может применять специалист по социальной работе (а также социальный педагог). Например, организационными формами являются факультативные занятия и круглые столы, курсы по выбору и элективы. А также используются следующие методы: беседа, занятия, тренинг, информационность, совместные
творческие мероприятия, родительские собрания, индивидуальные тематические консультации, социологические опросы, диагностика родительских интересов.
Стоит отметить, что повышение уровня ответственного родительства у молодых семей оптимизирует их социальное и личностное развитие, а также выступает составляющей образования и воспитания личности. Это процесс приобретения интегрированного профессионального и первичного родительского опыта посредством освоенных знаний, развитых потребностей и способностей, которые изменяют ценностно-смысловое сознание юношей и девушек к потомству, способствуют воспитанию ответственности перед обществом и собственным ребёнком за его здоровье, развитие и воспитание.
Кроме того, работа по формированию ответственного родительства у молодых семей должна обращать внимание на важные аспекты её жизнедеятельности, а также должна быть направлена на индивидуальные особенности молодых семей и их подготовку к семейной жизни.
В рамках написания выпускной квалификационной работы, помимо вышеперечисленного, была изучена деятельность учреждения ММАУ «Центр моделирования здорового образа жизни «Веста», осуществляющего деятельность по формированию ответственного родительства у молодых семей, а также предоставлены рекомендации по совершенствованию его деятельности. Таким образом, цель и задачи, поставленные при написании данной выпускной квалификационной работы, были выполнены.



1. Королёв, М. Г. Формирование ответственного родительства как педагогическая проблема / М. Г. Королёв // Перспективы науки. - 2010. - № 8 (10). - С. 22-26.
2. Костенко, М. А. Ответственное родительство : Актуальные проблемы институционализации эффективных практик социальной поддержки семей с детьми / М. А. Костенко // Вестник алтайской науки / Алтайский государственный университет. - Издательство : Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края (Барнаул), 2014. - № 2¬3 (20-21). - С. 123-128.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов : учебник / А. Адлер. - Ростов на Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
4. Акутина, С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив / С. П. Акутина // Известия высших учебных заведений. - 2009. - № 1. - С. 133-142.
5. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР : учебное пособие / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979. - 75 с.
6. Девятых, С. Ю. Феномен родительства : социально -психологический аспект : монография / С. Ю. Девятых. - Витебск, 2004. - 104 с.
7. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
8. Дружинин, В. Н. Психология семьи : учебник / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 176 с.
9. Мясищев, В. Н. Психология отношений : монография / В. Н. Мясищев. - М. : Воронеж, 1995. - 356 с.
10. Сеппенен, Ю. В. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи / Ю. В. Сеппенен // Перспективы Науки и Образования. - 2017. - №5. - С 1-5.
11. Виниченко, Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли / Е. А. Виниченко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 183-188.
12. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект, 2008. - 210 с.
13. Гурко, Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. / Т. А. Гурко // Социс. - 1997.- № 1. - С. 1-5.
14. Грицай, Л. А. Социальное измерение современного российского родительства / Л. А. Грицай // Вестник института социологии. - 2011. - № 2. - С. 187-201.
15. Белинская, А. Б. Ответственное родительство как психолого¬педагогический феномен / А. Б. Белинская // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - Издательство : Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований" (Уфа), 2017. - №3. - С. 33-38.
16. Филиппова, Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Г. Г. Филиппова, А. Н. Васина / Сост. А. Н. Васина. - М. : УРАО, 2005. - С. 62-65.
17. Сизанов, А. Н. Здоровье и семья: психологический портрет : учебник / А. Н. Сизанов. - Издательство : Беларусь, 2008. - 325 с.
18. Максименко, Е. Ю. Развитие педагогических компетенций у студентов / Е. Ю. Максименко, Л. Т Саркисян // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 2. - С. 65-69.
19. Меркуль, И. А. Формирование психолого -педагогической компетентности родителя у студентов ВУЗа : автореф. дне. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Меркуль Ирина Анатольевна. - Москва, 2012. - 23 с.
20. Лукьянова, И. Е., Прохорова Э. М., Шиповская Л. П. Семьеведение : учебное пособие / И. Е. Лукьянова, Э. М. Прохорова, Л. П. Шиповская ; под ред. Е.А. Сигиды. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 265 с.
21. Плотников, А. Д. Государственная семейная политика в Российской Федерации (тенденции формирования и реализация в 90-х гг. XX в.) : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / Плотников Александр Дмитриевич. - М., 2001. - 555 с.
22. Репринцева, Г. И. Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования / Г. И. Репринцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №4. - С. 33-35.
23. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
24. Гребенникова, И. В. Семейное воспитание : краткий словарь / И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько / Под ред. И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько. - М. : Политиздат, 1990. - 319 с.
25. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников : учебное пособие / С. А. Бадмаев. - М. : Магистр, 1997. - 65 с.
26. Ермилова, А. И. Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «социальный педагог» со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» / А. И. Ермилова, Г. Ю. Титова // Вести. Томского гос. пед. унта (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2003. - Вып. 2 (34). - С. 79-82.
27. Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству / C. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.
28. Лисова, О. Ответственное родительство : Формирование родительских ролей / О. Лисова // Человек как субъект социально - педагогического взаимодействия. Материалы Международной научно - методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной. Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. - Издательство: Издательство Псковского государственного университета, 2016. - С. 142-146.
29. Глухова, М. Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодёжной среде: меры социальной поддержки молодых семей / М. Ф. Глухова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2011. - №8. - С. 32-35.
30. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №4. - 35 с.
31. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р <06 утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года>.
32. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - 78 с.
33. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
34. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188 - ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №20. - 17 с.
35. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 февр. 2010 г. - Москва : Кнорус, 2010. - 540 с.
36. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2001. № 197-ФЗ. - Москва : ОТиСС, 2002. - 142 с.
37. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон Российской Федерации от 19.05.1995 № 81 -ФЗ (в поел. ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21. - 10 с.
38. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2003) // Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации РФ. - 1998. - № 31. - 20 с.
39. Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей".
40. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255 -ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
41. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
42. Федеральный закон от 25.10.2007 N 233 -ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
43. Указ Президента РФ от 08.08.2016 N 398 (ред. от 01.07.2017) "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг".
44. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 (ред. от 05.10.2002) "Об Основных направлениях государственной семейной политики".
45. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
46. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 08.08.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.
47. "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)" (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
48. Закон Красноярского края от 09.12.2010 N 11 -5393 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае" (подписан Губернатором Красноярского края 20.12.2010).
49. Закон Красноярского края от 9 июня 2011 г. N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае".
50. Закон Алтайского края от 4 сентября 2013 г. N 53-3C "О внесении изменений в закон Алтайского края "О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае".
51. Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 г. N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае".
52. ГОСТ Р 52885-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье». - Введ. 17.10.2013. - М. : Стандартинформ, 2013.- 20 с.
53. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
54. Ковалева, О. Ф. Формирование позитивного отношения к родительству / О. Ф. Ковалева // Образование и педагогическая наука. - 2007.- Вып.1. - Сер.4. - С. 261-271.
55. Богачёва, Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: автореф. дисс. .канд. социол. наук : 22.00.04 / Наталья Викторовна Богачёва. - Казань, 2005. - 19 с.
56. Щербаков, А. В. Использование тренинга «эффективное родительство» как средства повышения родительской компетентности молодежи / А. В. Щербаков // Гуманитарии в XXI веке. - Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2013. - С. 224-228.
57. Логинова, М. В. Ответственное родительство : проблемы и пути решения : методические пособие / М. В. Логинова, В. Ю. Смирнова. - Кострома, 2012. - 55 с.
58. Устав Муниципального молодёжного автономного учреждения «Центр моделирования здорового образа жизни «Веста».
59. Центр моделирования здорового образа жизни «Веста». - Режим доступа: https://vk.com/mcvesta.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ