Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВКОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2019 ПО 2023 ГГ.

Работа №182938

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-методологические подходы к определению «безопасность» 20
2 Становление отношений Республики Казахстан и Российской
Федерации. Выявление направлений национальной безопасности 29
2.1 Основные направления обеспечения национальной безопасности РК в
контексте отношений с РФ 30
2.2 Роль других международных акторов в национальной безопасности
Казахстана 45
3 Потенциальные риски и вызовы национальной безопасности
Республики Казахстан в отношениях с Россией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 64


В эпоху быстрых геополитических изменений и возрастающей международной неопределенности. Двухстороннее отношения Республики Казахстан и Российской Федерацией приобретают особую значимость. Особенно это касается периода руководства страной Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, чье управление характеризуется стремлением в реформирование внутриполитической и внешнеполитической политики страны. Актуальным вопросом проявляется в стремлении нового президента в формировании новой самостоятельной внешней политики, основываясь на позиции нейтральности и многовекторности в процессе принятия решений.
Период президентства Токаева, преемника Нурсултана Назарбаева, ознаменовался новыми вызовами и возможностями в этих отношениях, подчеркивая необходимость тщательного анализа и оценки текущего состояния двусторонних связей.
С началом Специальной военной операции (СВО) остро встал вопрос о безопасности в мире. С учетом того, что Республика Казахстан находится в «состоянии вечной дружбы» с Российской Федерацией, возник вопрос о безопасности страны, чей союзник вовлечен в военный конфликт. Из -за того, что в мире разрушаются прежние международные связи, введен санкционный режим против России, страны, которые поддерживают, или являются площадками для обхода санкций, могут подвергнуться риску вторичных санкций в отношении данных стран. Исходя из понимания данной ситуации, РК при действующем президенте заняла нейтральную позицию по вопросам, связанным с СВО, и заявила, что будет соблюдать введенный санкционный режим против России. На основе этого, вопрос о сотрудничестве двух стран сейчас освещается в совершенно другом свете.
В данной работе будет рассмотрено двустороннее сотрудничество государств, основные точки взаимосвязи, основные документы, которые регулируют сотрудничество двух государств, а также риски, которые могут возникнуть при ухудшении отношений России и Казахстана.
Степень изученности. Национальная безопасность Республики Казахстан является предметом многочисленным исследований на постсоветском пространстве. Большинство данных исследований фокусируются в обеспечении защиты от новых угроз.
Исследования посвященные двухстороннему взаимодействию между двумя странами с целью укрепления совместной безопасности. Основная часть этих исследований посвящены аспектам сотрудничества в военной сфере.
Комплексное исследование сотрудничества Казахстана и России по всем сферам национальной безопасности не представлено ни в зарубежной литературе, ни в отечественной, также как и не представлено состояние и перспективы сотрудничества двух стран в обеспечении безопасности в условиях Специальной Военной операции и новых угроз. Таким образом, исследуемую область можно считать недостаточно разработанной.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ работ ведущих отечественных и зарубежных экспертов в области международных отношений. Для удобства исследования работы были разделены на категории, относящиеся к одной теме исследования.
К первой группе относятся исследования, в которых рассматривается концепция «национальной безопасности» Республики Казахстан. Определение этого понятия является ключевым аспектом в научных трудах. В работе Н.Ш. Жемпиисова «К вопросу об определении понятия «национальная безопасность» Республики Казахстан» автор дал следующее определение национальной безопасности: системное явление защищенности от реальных и потенциальных угроз на всех уровнях жизнедеятельности личности, общества
и государства. Следует отметить определение «национальной безопасности» в работе А.В. Степанова «Понятие категории «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ» . В этом исследовании национальная
безопасность определяется как государственно -правовой институт, обеспечивающий защищенность жизненно важных интересов общества и государства. В исследовании Р.А. Нуртазина «Национальная безопасность Республики Казахстан» понятие национальной безопасности определяется как способность системы выполнять свои функции в условиях внутренних и внешних угроз.
Для определения обеспечения безопасности были изучены несколько работ. В частности, была проанализирована работа Т.В. Кикоть-Глуходедовой «Анализ понятий "систем национальной безопасности" и "система обеспечения национальной безопасности"». Автор определяет систему обеспечения безопасности как: «идеальная статичная, крайне сложная и многоуровневая система, состоящая из компонентов: объектов и субъектов обеспечения национальной безопасности». Следует отметить работу авторов В.В. Мамонова, Е.Т. Базарова и К.М. Тусупова «Система обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан: теоретический концепт и практика его реализации». В этой работе авторы определяют модель системы обеспечения национальной безопасности, выделяя ее структурные элементы, которые способствуют обеспечению национальной безопасности.
Во вторую группу входят исследователи, чьи работы нацелены на изучение экономики Казахстана, в частности, Алиев Т.М.. и 7. Асмолов, К.В . Результаты исследования специалистов способствовали пониманию экономических интересов Республики Казахстан. Работа Алиева Т. М. рассматривает экономику Республики Казахстан, выделяя кризис нынешней экономической модели, основанной на экспорте минеральных ресурсов. К такому же выводу приходит и 7. Асмолов, К.В, который утверждает, что с нынешней экономической моделью, стремится диверсифицировать поставки природных ресурсов в обход России, в целях снижения влияние РФ на экономику Казахстана.
Также в данную группу, входят исследования посвящённым экономическому сотрудничеству двух стран . Так в ходе анализа экономического сотрудничества в 2022 с условием западных санкций, Додонова В.Ю. приходит к выводу, что экономическое сотрудничество двух стран не пострадало в условиях санкций.
Третью группу составляют исследователи, изучающие военное соглашения с Российской Федерацией. Необходимо отметить работы авторов Бардина К.В., Толшмякова В.И. и Абжанова Б.С., Шапкина М.Н.. Представители данной группы исследуют историю военного сотрудничества двух стран. Исследователи выделяют общую цель военно-политического сотрудничества двух государств в которая основывается на обеспечении мира и безопасности в Средней Азии. Также авторами рассматривается база договоров и соглашений, которые закрепляют военной политическое сотрудничество двух стран.
К четвертой группе относятся исследования, посвященные участию внешних акторов помимо России. В этой группе необходимо подчеркнуть авторов Хунцзян Чжан , Шумилова М.М. и Шангараева Р.Н. . Представители данной группы исследуют участие Казахстана в двухсторонних соглашениях с такими странами, как Китай и Турция. Хунцзян Чжан выделяет основные аспекты развития казахстано-китайских отношений, а также значимую долю участия Китая в развитии энергетических ресурсов в Казахстане. Шумилов М. М. подчеркнул факт создания фундамента для укрепления и взаимодействий военных ведомств Турции и Казахстана . Такой же вывод можно проследить и в работе Шангараева Р.Н., который подчеркнул перспективы развития и создания военного союза «Армии Турана».
К пятой группе относятся исследования, посвященные экологической ситуации. Э. К. Зэухрбек, отмечает, что среди стран СНГ Республики Казахстан обладает самым низким показателем по обеспечению водными ресурсами. Также стоит отметить работу авторов Г.Алиева и М.Лаумулин, исследователями были выявлены основные проблемы в трансграничных реках Урала и Иртыш, также рассмотрены основные методы совместного регулирования данных проблем . Следует также отметить мнение исследователя Пороха А.Н., представленное в работе «Россия и Казахстан в решении трансграничных водных проблем»». Автор выделяет основные проблемы трансграничного использования рек Урал и Иртыш и подчеркивает необходимость разработки новых совместных механизмов для их решения.
Объектом исследования является проблема обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан в 2019-2023 гг.
Предметом исследования являются сферы сотрудничества Республики Казахстан в Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан .
Целью исследования является определение ключевых сфер сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации и выявление значения сотрудничества для обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.
Для достижения данной цели в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие национальной безопасности на основе анализа официальных документов РК проанализировать систему обеспечения безопасности.
2. На основе официальных документов и статистических данных выявить основные направления сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан;
3. Выявить потенциальные риски и вызовы национальной безопасности Республики Казахстан в отношениях с Россией;
Хронологические рамки данной выпускной квалификационной работы охватывают период с 2019 по 2023 годы. Нижняя граница обусловлена началом президентского срока Касыма-Жомарта Токаева, чье вступление в должность принесло новые вызовы и возможности для страны. 24 февраля 2022 года произошло обострение международных отношений, вызванное началом Специальной военной операции на Украине, что привело к поляризации стран и повысило значимость национальной безопасности Казахстана. Верхняя хронологическая граница совпадает с окончанием первого президентского срока Касым -Жомарта Кемелевича Токаева. В данной работе анализируется национальная безопасность Республики Казахстан в контексте отношений с Российской Федерацией в период с 2019 по 2023 годы, а также рассматриваются ключевые факторы, влияющие на обеспечение безопасности страны.
Территориальные рамки данного исследования охватывают регион Центральной Азии. В контексте изучения национальной безопасности Республики Казахстан были рассмотрены аспекты сотрудничества с отдельными странами, такими как Россия, Китай, США и страны Европы.
Для достижения поставленных задач была изучена широкая база источников, большинство из которых представлены на русском, казахском и английском языках. Условно их можно разделить на шесть групп.
К первой группе источников относятся документы, посвященные национальной безопасности Республики Казахстан. Эта группа включает официальные нормативно-правовые акты Республики Казахстан. Основным документом, определяющим понятие «национальная безопасность» и устанавливающим основные направления безопасности, является закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» . Этот закон основывается на предыдущем Законе Республики Казахстан от 26 июня 1998 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» и дополняет его, включая понятие «динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства». Это дополнение указывает на подчиненность национальной безопасности системе государственного планирования. Система государственного планирования представляет собой важный процесс, регулирующий деятельность по укреплению национальной безопасности, и закреплена в постановлении «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» . Для разработки и контроля стратегии национальной безопасности правительством РК была разработана методика с основными требованиями, закрепленная в акте «Об утверждении Методики разработки, мониторинга, реализации, оценки и контроля Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан».
Ко второй группе источников относятся документы, касающиеся двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Россией. Основополагающим документом среди нормативно-правовых актов в военной сфере является «Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке» , который формально закрепляет проведение «согласованной внешней политики» обеими странами. Для понимания важности роли Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности Республики Казахстан следует обратить внимание на «Стратегию становления и развития Казахстана как суверенного государства», подготовленную Нурсултаном Назарбаевым . Согласно этому документу, Россия является ключевым стратегическим партнером для Казахстана в сфере национальной безопасности. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» , основным приоритетом в отношении Казахстана является противодействие размещению или усилению военной инфраструктуры недружественных государств, а также иным угрозам безопасности России в ближнем зарубежье....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования был выявлено понятие «национальная безопасность», которое определяется как способность государства защитить свои жизненно важные интересы от потенциальных внешних и внутренних угроз, реализуемая с помощью разработанной системой и подчиняется органу государственного планирования. Основными элементами в разработке системы являются определение интересов, выявление угроз данным интересам и разработка методов противодействия этим угрозам.
В ходе проведенного анализа были выявлены основные направления двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией. Основополагающие документы, регламентирующие это сотрудничество, охватывают несколько важных сфер, таких как военная, экономическая и экологическая. В рамках военного сотрудничества, между двумя странами заключены важные договоры, такие как: Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 1994 года ; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно -техническом сотрудничестве от 2014 года; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 2020 года. Основной программой сотрудничества двух стран в экономическом аспекте является: «Комплексная программа экономического сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации на 2021-2025 годы». Двухстороннее отношения в сфере экологии осуществляется благодаря совместным документам: «Соглашение между
Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды» «Соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов».
В рамках работы были выявлены ключевые риски для Республики Казахстан в отношениях с Россией. В военно-стратегическом аспекте для России отдается приоритет сохранению Республики Казахстан как буферный зоны, где пресекается появление баз третьих стран путем углубленной интеграции в военном сотрудничестве. Приоритетом для Казахстана в таком сотрудничестве является создание региональной безопасности для снижения рисков применения военной силы в регионе.
Необходимо отметить сотрудничество стран в области экономики, в особенности в сфере экспорта и транзита природных ресурсов, что оказывает значительное влияние на внешнюю политику Казахстана. Несмотря на такую колоссальную зависимость экономики, Казахстан стремится
диверсифицировать свою экономику путем поисков новых возможностей, тем самым становясь более независимым государством в экономическом плане. В энергетическом плане Казахстан остается очень зависим со стороны России,
так как Россия является основным импортером энергии в страну. Казахстану необходимо развивать собственную электроэнергию для достижения энергонезависимости.
В рамках политического фактора Казахстан переживает раскол политической идентичности. Страна подвергается дестабилизации со стороны Украины для ухудшения взаимоотношений с Россией. Тем самым, Казахстан стремится стабилизировать внутриполитическую ситуацию путем занятия нейтральной позиции на международной арене. Схожей угрозой можно выделить рост кибер-атак со стороны Украины, с которым на данный момент Российская Федерация введет военные действия.
Основным риском в сфере экологической безопасности является нехватка питьевой воды в Республике Казахстан. Решение вопроса о использовании Трансграничной реки Иртыш начинает возрастать, так как поставки воды из Кыргызстана обладают недостаточным объемом. Еще необходимо отметить экологическое состояние Урала и Иртыша, регулируемые двухсторонним соглашен, но не стабилизирует ситуацию. Нынешнее состояние рек Урал и Иртыш требуют разработки нового механизма охраны трансграничных рек.
Благодаря принципу многовекторности в ведении внешней политики Казахстана, страна стремится вести свою гибкую самостоятельную политику, развивая двусторонние соглашения с другими акторами, такими как Китай и Турция, для укрепления своей политики и поднятия авторитета страны. Позиции Китая в Казахстане усиливаются с каждым днем. Наблюдается рост товарооборота между двумя странами и долей инвестиций в природные ресурсы. Позицией Турции относительно Казахстана является создание военного блока «Туран» среди тюркских государств.
Россия остаётся ключевым и приоритетно важным союзником для Казахстана. Влияние отношений Казахстана и Российской Федерации на национальную безопасность РК на данный момент является очень большим, потому что, как бы ни было, все еще остаются отголоски теснейших связей двух стран и колоссальная зависимость Казахстана по жизненно важным для полного суверенитета и безопасности страны критериям.


1. Жемпиисов, Н. Ш. К вопросу об определении понятия "национальная безопасность" Республики Казахстан / Н. Ш. Жемпиисов // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. - 2019. - № 2. - С. 17-23.
2. Степанов А. В. Понятие категории «Национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ/ Степанов А. В // Вестник Пермского университета. Юридические науки. -2015. -№2 (28). -С. 8 -16.
3. Р.А.Нуртазина. Национальная безопасность Республики Казахстан. Учебное пособие. / Р.А.Нуртазина // Издательство «Бастау», - Алматы. -2014. - 352 с.
4. Кикоть-Глуходедова, Т. В. Анализ понятий "система национальной безопасности" и "система обеспечения национальной безопасности" / Т. В. Кикоть-Глуходедова // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 2(33). - С. 178-185.
5. Мамонов, В. В. Система обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан: теоретический концепт и практика его реализации / В. В. Мамонов, Е. Т. Базаров, К. М. Тусупов // Вестник Казахского национального университета. Серия юридическая. - 2020. - Т. 96, № 4. - С. 39-46.
6. Алиев Т.М. Казахстан: «ресурсное проклятие» или «голландская болезнь»? / Алиев Т.М. //Вопросы экономики. -2013, №6, -С. 120-141.
7. Асмолов, К.В. Китай, Россия и ШОС в системе безопасности Евразии. Проблемы многостороннего взаимодействия в условиях глобальнорегиональной конфронтации и антироссийского санкционного давления / К.В. Асмолов, К.В. Бабаев, В.И. Балакин и др. -.: Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, 2023. -С. 170.
8. Додонов В.Ю. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
КАЗАХСТАНА И РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ИТОГИ 2022 ГОДА/ Додонов В.Ю. // Россия: тенденции и перспективы развития. -2023. -№18-1, -С. 90-95.
9. Бардина, К. В. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в оборонной сфере / К. В. Бардина // Постсоветские исследования. - 2022. - Т. 5, № 3. - С. 320-329.
10. Толшмяков, В. И. Военно-политические аспекты сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан в противодействии терроризму и другим транснациональным угрозам / В. И. Толшмяков, Б. С. Абжанов // Военная мысль. - 2021. - № 12. - С. 12-20.
11. Шапкин, М. Н. Военно-политическое взаимодействие России и
Казахстана как фактор укрепления двустороннего сотрудничества / М. Н. Шапкин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2016. - № 3. - С. 19-28.
12. Хунцзян, Ч. Перспективы развития казахстано-китайских отношений в новых геополитических реалиях / Ч. Хунцзян // Известия Восточного института. - 2023. - № 1(57). - С. 147-155.
13. Шумилов, М. М. Турецкий фактор в отношениях России и Казахстана в контексте евразийской интеграции / М. М. Шумилов // Управленческое консультирование. - 2021. - № 4(148). - С. 43-63.
14. Шангараев Р. Н. "АРМИЯ ТУРАНА" - ПРОЕКТ ТУРЦИИ ПО ВОЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТЮРКСКОГО МИРА. УГРОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ/ Шангараев Р. Н. // Обозреватель - Observer. -2021. - №7 (378). -С. 70-84.
15.Э. К. Зэухрбек. ДЕФИЦИТ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД? / Э. К. Зэухрбек // Г еография и водные ресурсы. -2019. -№3. -С. 78-92...107



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ