МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
Введение 3
Глава 1 Метод проектов как современная педагогическая технология
1.1 Метод проектов как педагогическая технология: виды и основные компоненты 7
Метод проектов как педагогическая технология: виды и основные компоненты 7
1.2 Особенности применения метода проектов в обучении английскому
языку 14
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов ... 21
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА2. Организация самостоятельной работы по иностранному языку с использованием метода проектов 26
2.1 Понятие самостоятельной работы и ее роль в учебной деятельности ...26
2.2 Способы организации самостоятельной работы в контексте проектной
методики 32
2.3 Описание эксперимента по использованию проектной методики 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИИ
Глава 1 Метод проектов как современная педагогическая технология
1.1 Метод проектов как педагогическая технология: виды и основные компоненты 7
Метод проектов как педагогическая технология: виды и основные компоненты 7
1.2 Особенности применения метода проектов в обучении английскому
языку 14
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов ... 21
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА2. Организация самостоятельной работы по иностранному языку с использованием метода проектов 26
2.1 Понятие самостоятельной работы и ее роль в учебной деятельности ...26
2.2 Способы организации самостоятельной работы в контексте проектной
методики 32
2.3 Описание эксперимента по использованию проектной методики 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИИ
В рамках настоящего исследования рассматривается вопрос применения метода проектов в контексте организации самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка. В свете современных тенденций в области образования, связанных с изменением образовательных парадигм и постоянным поиском новых подходов к обучению, всё большее число педагогов обращают своё внимание на развитие у учащихся способностей к активному обучению и инновационному мышлению. Метод проектов, как один из наиболее перспективных методов обучения, ориентированных на учащихся, получает всё большую поддержку со стороны педагогического сообщества.
В условиях глобализации учащиеся должны обладать навыками межкультурного общения и решения сложных задач. Традиционные методы обучения, однако, зачастую излишне фокусируются на передаче знаний и не предоставляют достаточных возможностей для развития универсальных компетенций учащихся. Метод проектов представляет собой эффективный инструмент практического обучения, позволяющий учащимся мыслить и сотрудничать при решении реальных проблем. Настоящее исследование направлено на изучение эффективности использования метода проектов в обучении для организации самостоятельной работы учащихся.
Метод проектов, получивший широкое распространение в педагогике XX века, продолжает оставаться объектом исследований многих ученых. Исследования касаются различных аспектов метода, включая условия его применения (Бехтенова Е.Ф.), влияние на мотивацию и познавательный интерес учащихся (Евдокимова Е., Березина Т.В., Гребенникова О.А.), использование информационных технологий (Полат Е.С.), развитие творческих способностей и использование метода проектов в обучении иностранным языкам, включая исследования Абышевой Н.Ю., Березиной Т.В., Полат Е.С. и других авторов. Большинство авторов сходятся во мнении, что применение проектной методики как новой педагогической технологии, позволяет успешно достигать целей, определенных государственным стандартом образования, и способствует интеллектуальному и нравственному развитию учащихся.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена:
1. Необходимостью поиска и внедрения новых педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому и нравственному развитию учащихся.
2. Необходимость проведения дополнительных исследований применения метода проектов в контексте организации самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка.
Объект исследования является процесс организации самостоятельной работы учащихся средней школы с использованием метода проектов.
Предмет исследования является проектная деятельность учащихся как основа самостоятельной работы в рамках учебного процесса.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по эффективному использованию проектного метода для развития навыка самостоятельной работы.
В ходе работы были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основ метода проектов и проанализировать особенности, виды и основные компоненты проектов в контексте обучения иностранному языку
2. Проанализировать принципы и возрастные особенности учащихся в организации самостоятельной работы учащихся
3. Выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся с использованием метода проектов.
4. Сравнить результаты обучения учащихся, задействованных в проектной деятельности, с теми, кто обучался по традиционным методам.
5. Разработать рекомендаций по оптимизации использования метода проектов в школьной практике.
Методы исследования: Основными методами исследования, использованными в данном исследовании, были метод научного описания, контент-анализа, метод наблюдения, метод выборочного обследования и метод сравнения, педагогический эксперимент и статистические методы.
Материал исследования: Теоретическую базу исследования составляют работы Е.С. Полат, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С.Т. Шацкого, Е.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, В.М.Полонского, В.В. Гузеева, М.Б. Романовской, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, и др; алгоритмы работы над проектами, лексико-грамматический материал по теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширенно представление о методе проектов как педагогической технологии, конкретизированы особенности применения метода проектов в обучении английскому языку и определены способы организации самостоятельной работы в контексте проектной методики.
Практическое значимость исследования заключается во внедрении разработанных методических рекомендаций, способствующих эффективному использованию проектного метода для развития навыка самостоятельной работы.
Характер исследуемого материала и задачи работы определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении дается обоснование выбора данной темы, формулируются цель и задачи проведения исследования. В первой главе рассматривается метод проектов как педагогическая технология, описываются виды, основные компоненты и особенности применения метода проектов в обучении английскому языку. А также анализируются психолого¬педагогические особенности учащихся средних классов. Во второй главе выявлены особенности организации самостоятельной работы учащихся с использованием метода проектов; описаны результаты обучения учащихся, задействованных в проектной деятельности, проведено сравнение с группой, которая обучалась по традиционной методике и подготовлены рекомендации по оптимизации использования метода проектов в школьной практике. В заключении изложены итоги проведённого исследования, делаются выводы о значении метода проектов в практике преподавания английского языка.
В условиях глобализации учащиеся должны обладать навыками межкультурного общения и решения сложных задач. Традиционные методы обучения, однако, зачастую излишне фокусируются на передаче знаний и не предоставляют достаточных возможностей для развития универсальных компетенций учащихся. Метод проектов представляет собой эффективный инструмент практического обучения, позволяющий учащимся мыслить и сотрудничать при решении реальных проблем. Настоящее исследование направлено на изучение эффективности использования метода проектов в обучении для организации самостоятельной работы учащихся.
Метод проектов, получивший широкое распространение в педагогике XX века, продолжает оставаться объектом исследований многих ученых. Исследования касаются различных аспектов метода, включая условия его применения (Бехтенова Е.Ф.), влияние на мотивацию и познавательный интерес учащихся (Евдокимова Е., Березина Т.В., Гребенникова О.А.), использование информационных технологий (Полат Е.С.), развитие творческих способностей и использование метода проектов в обучении иностранным языкам, включая исследования Абышевой Н.Ю., Березиной Т.В., Полат Е.С. и других авторов. Большинство авторов сходятся во мнении, что применение проектной методики как новой педагогической технологии, позволяет успешно достигать целей, определенных государственным стандартом образования, и способствует интеллектуальному и нравственному развитию учащихся.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена:
1. Необходимостью поиска и внедрения новых педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому и нравственному развитию учащихся.
2. Необходимость проведения дополнительных исследований применения метода проектов в контексте организации самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка.
Объект исследования является процесс организации самостоятельной работы учащихся средней школы с использованием метода проектов.
Предмет исследования является проектная деятельность учащихся как основа самостоятельной работы в рамках учебного процесса.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по эффективному использованию проектного метода для развития навыка самостоятельной работы.
В ходе работы были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основ метода проектов и проанализировать особенности, виды и основные компоненты проектов в контексте обучения иностранному языку
2. Проанализировать принципы и возрастные особенности учащихся в организации самостоятельной работы учащихся
3. Выявить особенности организации самостоятельной работы учащихся с использованием метода проектов.
4. Сравнить результаты обучения учащихся, задействованных в проектной деятельности, с теми, кто обучался по традиционным методам.
5. Разработать рекомендаций по оптимизации использования метода проектов в школьной практике.
Методы исследования: Основными методами исследования, использованными в данном исследовании, были метод научного описания, контент-анализа, метод наблюдения, метод выборочного обследования и метод сравнения, педагогический эксперимент и статистические методы.
Материал исследования: Теоретическую базу исследования составляют работы Е.С. Полат, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С.Т. Шацкого, Е.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, В.М.Полонского, В.В. Гузеева, М.Б. Романовской, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, и др; алгоритмы работы над проектами, лексико-грамматический материал по теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширенно представление о методе проектов как педагогической технологии, конкретизированы особенности применения метода проектов в обучении английскому языку и определены способы организации самостоятельной работы в контексте проектной методики.
Практическое значимость исследования заключается во внедрении разработанных методических рекомендаций, способствующих эффективному использованию проектного метода для развития навыка самостоятельной работы.
Характер исследуемого материала и задачи работы определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении дается обоснование выбора данной темы, формулируются цель и задачи проведения исследования. В первой главе рассматривается метод проектов как педагогическая технология, описываются виды, основные компоненты и особенности применения метода проектов в обучении английскому языку. А также анализируются психолого¬педагогические особенности учащихся средних классов. Во второй главе выявлены особенности организации самостоятельной работы учащихся с использованием метода проектов; описаны результаты обучения учащихся, задействованных в проектной деятельности, проведено сравнение с группой, которая обучалась по традиционной методике и подготовлены рекомендации по оптимизации использования метода проектов в школьной практике. В заключении изложены итоги проведённого исследования, делаются выводы о значении метода проектов в практике преподавания английского языка.
Настоящая работа посвящена исследованию эффективность метода проектов как инструмента для организации самостоятельной работы учащихся и разработке рекомендаций по оптимизации использования метода проектов в школьной практике. В ходе работы были выполнены поставленные в начале исследования задачи. Метод проектов рассматривался как технология, повышающая учебную мотивацию и эффективность обучения и стимулирующая учащихся к самостоятельной работе. Были изучены типы и виды проектов, а также основные критерии и этапы реализации метода. Метод проектов применяется в обучении английскому языку, позволяя интегрировать языковые навыки через практическую деятельность. При этом учитываются психолого-педагогические особенности учащихся средних классов, включая снижение трудовой мотивации и формирование собственных мнений и ценностей. Проектный подход способствует развитию навыков творческого и критического мышления и фактически развивает способности к самостоятельной работе, может помочь учащимся развить привычку к активному обучению.
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что при условии соблюдения всех этапов процесса использования метода проектов организация самостоятельной работы учащихся будет эффективной и позволит изменить устоявшиеся роли учителя и ученика в традиционные методики обучения. Традиционный подход к обучению обычно фокусируется на учителе, акцентируя внимание на его объяснениях и восприятии материала учащимися. В отличие от него, метод проектов ставит в центр активное участие, исследование и сотрудничество учащихся.
Учитывая тот факт, что количество академических часов, заявленных в программе на освоение темы «Природа: дикие и домашние животные. Климат. Погода.» не велико, результаты экспериментальной и контрольной групп учащихся, могут быть недостаточно информативными. Но изменения существуют и даже небольшие сдвиги свидетельствуют о том, что метод проектов может служить эффективным инструментом для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся.
Использование метода проектов на уроках иностранного языка позволит учащимся:
1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
2. Повысить учебную мотивацию учащихся и способствовать развитию само мотивация учебного процесса вследствие повышения интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
3. ПОВЫСИТЬ самооценку учащихся, выполняющих проектную работу.
4. Вовлечь всех учащихся в коллективную мыслительную деятельность.
5.Овладеть навыками презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших мультимедийных технологий.
6.Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе.
Со стороны учителя метод проекта — это возможность активизировать познавательный интерес учащихся, увеличить объема и систематизировать самостоятельную работу учащихся.
В качестве одной из целей исследования, нами были разработаны и представлены методические рекомендации по оптимизации использования метода проектов.
Таким образом, все задачи настоящего исследования были выполнены, а цель достигнута.
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что при условии соблюдения всех этапов процесса использования метода проектов организация самостоятельной работы учащихся будет эффективной и позволит изменить устоявшиеся роли учителя и ученика в традиционные методики обучения. Традиционный подход к обучению обычно фокусируется на учителе, акцентируя внимание на его объяснениях и восприятии материала учащимися. В отличие от него, метод проектов ставит в центр активное участие, исследование и сотрудничество учащихся.
Учитывая тот факт, что количество академических часов, заявленных в программе на освоение темы «Природа: дикие и домашние животные. Климат. Погода.» не велико, результаты экспериментальной и контрольной групп учащихся, могут быть недостаточно информативными. Но изменения существуют и даже небольшие сдвиги свидетельствуют о том, что метод проектов может служить эффективным инструментом для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся.
Использование метода проектов на уроках иностранного языка позволит учащимся:
1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
2. Повысить учебную мотивацию учащихся и способствовать развитию само мотивация учебного процесса вследствие повышения интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения.
3. ПОВЫСИТЬ самооценку учащихся, выполняющих проектную работу.
4. Вовлечь всех учащихся в коллективную мыслительную деятельность.
5.Овладеть навыками презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших мультимедийных технологий.
6.Развивать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе.
Со стороны учителя метод проекта — это возможность активизировать познавательный интерес учащихся, увеличить объема и систематизировать самостоятельную работу учащихся.
В качестве одной из целей исследования, нами были разработаны и представлены методические рекомендации по оптимизации использования метода проектов.
Таким образом, все задачи настоящего исследования были выполнены, а цель достигнута.



