Аннотация
Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА 9
1.1 Маркетинг впечатления: концепция, ключевые принципы и специфика применения в
ивент-индустрии 9
1.2. Инструменты маркетинга впечатлений и возможности их исппользования в контексте продвижения ивент-агентств в социальных сетях 22
1.3 Комплексный анализ базисного субъекта ООО «Центр событий»: положение на рынке,
целевая аудитория, конкуренты и текущая стратегия продвижения 28
1.4 Описание концепции проекта: предложения по созданию стратегии продвижения
ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений 42
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 46
2.1 Поэтапный план реализации стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр
событий» с применением инструментов маркетинга впечатлений 46
2.2 Реализация стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в
социальных сетях 48
ГЛАВА 3 ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 62
3.1 Промежуточная оценка эффективности разработанной стратегии продвижения ивент-
агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях 62
3.2 Гайд «Как использовать инструменты маркетинга впечатлений в SMM-продвижении
ивент-агентства?» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В эпоху развития цифровых технологий, когда рынок перенасыщен бесконечным потоком информации, привлечение внимания целевой аудитории становится трудновыполнимой задачей. Большую значимость стали приобретать впечатления или ощущения, связанные с приобретением того или иного товара и услуги. Сейчас недостаточно просто доносить информацию до целевой группы общественности, важно взаимодействовать со своей аудиторией, используя разные форматы: мастер-классы, интерактивные экскурсии, прямые эфиры и многое другое, что будет способствовать полному погружению в атмосферу бренда или компании. Именно через обеспечение ярких эмоций и впечатлений формируется заинтересованность у целевой аудитории и желание быть сопричастным к жизни компании, а также с его историей и ценностями. В таком случае, стратегия, основанная на использовании инструментов маркетинга впечатлений способствует формированию прочной эмоциональной связи с целевой аудиторией. Таким образом, маркетинг впечатлений - это подход, суть которого заключается в усилиях компании по формированию впечатлений у целевой аудитории, а также в изучении рациональных и эмоциональных сторон их поведения.
Особенно важную роль концепция маркетинга впечатлений приобретает в ивент- индустрии, поскольку одной из главных составляющих событийной сферы является формировании эмоций и эмоциональных связей. Также важно отметить, что успех ивент- агентства как части событийной индустрии, напрямую зависит от способности вызывать эмоциональный отклик у целевой аудитории, что еще раз подтверждает актуальность применения инструментов маркетинга впечатлений как основы для продвижения.
Событийная индустрия построена на том, чтобы организовывать специальные мероприятия. Как отмечает О. Г. Филатова, специальное мероприятие - это спланированное событие, инициированное базисным субъектом PR и направленное на достижение прагматических коммуникативных целей данного субъекта, способствующее приращению его паблицитного капитала. Это определение дополняет И. В. Алешина и отмечает, что специальные события призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни самой компании и окружающей ее среде, стать событием для целевых групп общественности. Из этого следует, что специальные мероприятия как часть событийной индустрии, оказывают большое влияние на многие сферы жизни компании, поэтому их роль для связей с общественностью достаточно велика. Однако после пандемии произошел резкий спад рынка ивент-индустрии. Показателей допандемийного периода удалось достигнуть только в 2023 году - рынок увеличился на 44%. В 2024 произошел рост еще на 20%, а по прогнозам Ok Labs в 2025 году рынок ивент-индустрии вырастет еще на 17%. Такой рост обусловлен в том числе трендом на оффлайн, поскольку люди стали уставать от удаленного формата взаимодействия друг с другом, поэтому повышается спрос на «живые» эмоции при личной коммуникации. Однако такое масштабирование индустрии организации специальных мероприятий говорит и об увеличении конкуренции среди специалистов в этой отрасли. По данным НАОМ, на момент 2024 года в сфере задействовано более двух миллионов специалистов. Поэтому высокая конкуренция требует от компаний поиска новых подходов к взаимодействию с заказчиками и целевой аудитории для продвижения своих услуг.
Социальные сети, являясь одним из наиболее эффективных каналов коммуникации с целевой аудиторией в современном мире, предоставляют ивент-агентствам возможности для реализации стратегий продвижения с применением инструментов маркетинга впечатлений. Посредством визуального контента и различных интерактивных форматов взаимодействия с целевой аудиторией ивент-агентства могут не только информировать о своих услугах, но и вовлекать целевую аудиторию в процесс создания событий, формируя у них эмоциональную привязанность к компании. В этом контексте исследование возможностей применения инструментов маркетинга впечатлений в продвижении ивент-агентств в социальных сетях представляется особенно актуальным.
В специально-научной литературе и профессиональном интернет-дискурсе представлено много работ, в которых изучается специфика маркетинга впечатлений. Так, например, М. А. Калинина в своем труде «Маркетинг впечатлений как новый этап создания и удержания ценности потребителя» акцентировала внимание на становлении концепции маркетинга впечатлений как решающего фактора в принятии решения о покупке товаров или услуг. Сама сущность концепции маркетинга впечатлений была рассмотрена в работах А. В. Прохорова, О. А. Родина, Я. И. Семилетовой, А. В. Юрченко и О. Н. Макушевой. Маркетинг впечатлений как инструмент продвижения товаров и услуг рассматривается в работах И. Ю. Мартынова, Т. В. Дмитриенко и Т. С. Поповой. В своей работе «Современные инструменты маркетинга в новой экономике: маркетинг впечатлений» М. С. Чеснокова и А.А. Кирилловская описывают основные механизмы маркетинга впечатлений и его воздействие на потребителей. Вопросы, связанные с рассмотрением методов и инструментов продвижения компаний в социальных сетях изучаются в работах Г. С. Бакеевой, П. Ю. Шкуратовой, Д. В. Маслова и других. Также стоит отметить работу Е. С. Бурыкина, который рассматривал основы коммуникационного продвижения и вовлечения пользователей с помощью цифровых маркетинговых инструментов, работу Д. В. Сильченко и В. Б. Шумского, которые рассмотрели и описали уровни вовлеченности пользователей в социальных сетях. Однако нет работ, в которых маркетинг впечатлений был бы описан в контексте продвижения ивент-агентств в социальных сетях. Большинство исследований, которые направлены на изучение маркетинга впечатлений фокусируются на общих принципах, не учитывая специфику продвижения более узких сфер таких как ивент-сфера, в частности ивент-агентства. Кроме того, предварительный анализ показал, что SMM-стратегия, в основу которой входят инструменты маркетинга впечатлений, не применяется на практике, а социальные сети используются преимущественно как инструмент информирования, а не как полноценный канал взаимодействия, который способен формировать устойчивую эмоциональную связь с целевой аудиторией.
В данной проектной работе нехватка знаний в области применения инструментов маркетинга впечатлений затрудняет разработку стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях, которая позволила бы базисному субъекту отличаться от конкурентов и сформировать лояльную целевую аудиторию.
ООО «Центр событий» - ивент-агентство из Томска, которое реализует крупные городские и государственные мероприятия на территории Томска и Томской области, среди которых марафон «Знание. Первые», летний фестиваль «Движение Первых», межрегиональный семейный фестиваль «Технопредки» и др., а также крупные корпоративные мероприятия для таких компаний, как «Совкомбанк», «ТомскНИПИнефть», «Сибагро» и др.
Таким образом, проблема, на решение которой направлена данная работа, заключается в отсутствии целостного представления об использовании инструментов маркетинга впечатлений в контексте продвижения ивент-агентств в социальных сетях, что препятствует разработке стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» (г. Томск) в социальных сетях с использованием данных инструментов.
Объект - маркетинг впечатлений как основа продвижения ивент-агентства в социальных сетях.
Предмет - стратегия продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» (г. Томск) в социальных сетях с помощью инструментов маркетинга впечатлений.
Цель работы - разработка стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений.
Для достижения поставленной цели в проекте решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть концепцию маркетинга впечатлений, а также специфику ее применения в ивент-индустрии.
2. Изучить специфику и возможности применения инструментов маркетинга впечатлений для продвижения ивент-агентств в социальных сетях («ВКонтакте» и в Telegram).
3. Проанализировать базисный субъект, его целевую аудиторию и конкурентов, а также оценить его положение на рынке ивент-индустрии г. Томска.
4. Описать концепцию стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений.
5. Составить поэтапный план, внедрить и апробировать стратегию продвижения ивент- агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений.
6. Реализовать стратегию продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений.
7. Провести промежуточную оценку эффективности проекта по созданию стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях.
8. Составить гайд по использованию инструментов маркетинга впечатлений в SMM- продвижении ивент-агентства.
Теоретико-методологическая база проекта. Основу теоретико-методологической базы составляет теория И. Гофмана, трактующая социальное взаимодействие как театральное представление, где каждый участник процесса играет роль, формируя определенные ожидания и эмоции; концепция маркетинга впечатлений Дж. Б. Пайна и Дж. Х. Гилмора., идеи Б. Шмитта, Д. Роджерс и К. Вроцоса, которые рассматривали маркетинг впечатлений как основу для формирования более тесных взаимоотношений с целевой аудиторией. В ходе работы также были использован ряд работ, посвященных изучению отдельных аспектов цифрового сетевого общества, среди которых труды М. Кастельса о роли социальных медиа в современном обществе, а также Г.Б. Прончева о ключевых элементах новой сетевой реальности.
В работе были использованы такие методы, как: анализ научной литературы и источников, метод понятийного анализа, интервьюирование, контент-анализ, ситуационный анализ, кейс- стади.
При реализации проекта использованы следующие ресурсы: материально-технические ресурсы: камера, штатив, свет, студия записи подкаста. Материально-информационные: социальная сеть ВКонтакте, Telegram, приложения для видеомонтажа (CapCut), программы для графического дизайна (Figma). Кадровые ресурсы: видеограф, команда ивент-агентства ООО «Центр событий». Финансовые ресурсы: затраты на создание подкаста для социальных сетей.
Стейкхолдеры проекта: руководитель и сотрудники ивент-агентства ООО «Центр событий», специалисты в сфере рекламы и PR, специалисты, которые отвечают за организацию мероприятий в компаниях (менеджеры, HR-специалисты и другие).
Бюджет проекта составляет 2 100 рублей (затраты на запись подкаста). В эту стоимость включены: камера Sony, 3 микрофона Rode podmic, 2 RGB лампы, 2 штатива для камер, 2 штатива для телефонов. Вся остальная работа, а именно: съемка и монтаж видеороликов, дизайн постов и других материалов выполняется за счет командных ресурсов ивент-агентства ООО «Центр событий».
Поэтапный план реализации проекта:
Концепция проекта (аналитический этап проекта). В этой части проекта была изучена концепция маркетинга впечатлений как инструмента продвижения ивент-агентства. Кроме того, была рассмотрена специфика инструментов маркетинга впечатлений в контексте продвижения ивент-агентства в социальных сетях. Также был произведен анализ базисного субъекта ООО «Центр событий», его положение на рынке ивент-индустрии в г. Томск, анализ конкурентов, целевой аудитории и текущей стратегии продвижения в социальной сети «ВКонтакте». На основе анализа была разработана стратегия продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений.
Механизм реализации проекта (стратегический и внедренческий этап проекта). В рамках данного этапа реализации проекта был обоснован выбор форматов контента для базисного субъекта и описан поэтапный план реализации стратегии продвижения с применением инструментов маркетинга впечатлений.
Отчет о реализации проекта (презентационный этап проекта). В рамках данного раздела была описана оценка промежуточной эффективности проекта. Также были описаны составляющие гайда по использованию инструментов маркетинга впечатлений в SMM- продвижении ивент-агентства в социальных сетях.
Конечный продукт проекта: стратегия продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений, а также гайд: "Как использовать инструменты маркетинга впечатлений в SMM-продвижении ивент- агентства?", который станет практическим руководством для специалистов по связям с общественностью, помогая им эффективно применять принципы маркетинга впечатлений в социальных сетях....
Событийная сфера за последние годы столкнулась с рядом трудностей, которые с одной стороны вызваны адаптацией к онлайн-форматам, а с другой стороны сложившейся в стране экономической ситуацией. Однако, все больше и больше компаний обращаются за услугами в ивент-агентства для более эффективного достижения коммуникативных, маркетинговых и иных целей. В таком случае, мероприятия выступают инструментом, которые помогают достигать намеченный цели. Кроме того, организация мероприятий способствует выстраиванию более лояльного отношения целевой аудитории к компаниям или организациям. Однако в современных условиях существует две проблемы: 1) Большая конкуренция среди ивент-агентств, которые предоставляют чаще всего схожий спектр услуг; 2) Недостаточная оценка руководителями значимости ивентов в качестве инструментов для достижения целей компании, поскольку часто мероприятия воспринимаются как способ развлечения, а не как стратегически важная составляющая. Высокая конкурентность и недостаточная осведомленность о значимости ивентов объясняет необходимость использования новых методов продвижения ивент-агентств. Применение инструментов маркетинга впечатлений, основу которых составляют эмоции и впечатления для выстраивания более тесных взаимоотношений с целевой аудиторией. Именно инструменты маркетинга впечатлений позволяют сделать акцент не на продаже товара или услуги, а на формировании ярких впечатлений и личного эмоционального опыта у целевой аудитории.
В рамках выпускной квалификационной работы была обозначена проблема, которая заключается в отсутствии целостного представления об использовании инструментов маркетинга впечатлений в контексте продвижения ивент-агентства в социальных сетях, что препятствует разработке стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» (г. Томск) в социальных сетях с использованием данных инструментов. Соответственно, цель работы заключалась в разработке стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений. Для достижения поставленной цели в рамках выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи.
В рамках первой главы была рассмотрено само понятие маркетинга впечатлений на основе анализа трудов как отечественных, так и зарубежных авторов. Также были выявлены различия маркетинга впечатлений и традиционных маркетинговых подходов на основе классической модели 4P. Кроме того, были обозначены способы применения маркетинга впечатлений в ивент-сфере, среди которых: эмоциональные коллаборации, организация собственных мероприятий, вовлекающий сторителлинг и др. Кроме того, в первой главе был проведен анализ таких площадок, как «ВКонтакте» и Telegram, а также определены возможности самих платформ для реализации стратегии продвижения с использованием инструментов маркетинга впечатлений таких, как: 70
сторителлинг, пользовательский контент, геймификация, видеоролики, чат-боты, посты с вовлеченностью. Также был проанализирован базисный субъект, его целевая аудитория и конкуренты, определены сильные и слабые стороны, среди которых низкая вовлеченность аудитории в социальных сетях, а также недостаточная разработанность текущей стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий». В конце первой главы были определены и описаны основные этапы реализации стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» с применение инструментов маркетинга впечатлений.
Вторая глава посвящена созданию поэтапного плана реализации стратегии продвижения ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях с применением инструментов маркетинга впечатлений. Так, был запущен Telegram-канал и произведен редизайн сообщества во «ВКонтакте». Также была разработана серия подкастов с директором ивент-агентства ООО «Центр событий», серия постов и видеороликов, а также чат-бот в Telegram.
В третьей главе была проведена промежуточная оценка эффективности проекта и был создан цифровой продукт - гайд по использованию инструментов маркетинга впечатлений в SMM- продвижении ивент-агентства.
Таким образом, все цели и задачи были выполнены, а стратегия продвижения ивент-агентства в социальных сетях получила положительную оценку от заказчика. Полученные результаты подтверждают необходимость дальнейшей интеграции инструментов маркетинга впечатлений в продвижении ивент-агентства ООО «Центр событий» в социальных сетях.
1. Акулич, М.В. Эмоциональный маркетинг / М.В. Акулич. - Москва : Ridero, 2022. - 178с.- ISBN 978-5-4490-3562-2.
2. Алешина И.В. (2004). Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ «ЭКМОС»
3. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 50-54.
4. Алтухова, Т. В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика / Т. В. Алтухова. - Текст: непосредственный // Вестник кемеровского государственного университета. - 2012. - № 4 (52). - Т. 3. - С. 21-25.
5. Аренков И. А. Маркетинговая ориентация компании на основе ценностного подхода // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 266-268.
6. Барден, Ф. Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 304 с. - ISBN 978-5-00-169548-6
7. Бочкарева Е.С. Событийный маркетинг как инструмент продвижения бренда: современные тенденции развития отрасли
8. Бурыкин Е. С. Повышение вовлеченности пользователей в коммуникации с брендом при
помощи цифровых маркетинговых инструментов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. №4 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-vovlechennosti-polzovateley-v-kommunikatsii-s- brendom-pri-pomoschi-tsifrovyh-marketingovyh-instrumentov (дата обращения: 06.02.2025).
9. Буслаева Ю.Н Глубина и многоаспектность понятия маркетинг впечатлений [Текст] / Буслаева Ю.Н // Вестник факультета управления СПБГЭУ. — 2017. — № 1-1. — С. 267-272.
10. Вершинина А. Г., Просалова В. С., Смольянинова Е. Н. Событийный маркетинг: сущность и возможность применения, как механизма продвижения товаров и услуг в РФ // АНИ: экономика и управление. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing- suschnost-i-vozmozhnost-primeneniya-kak-mehanizma-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-rf (дата обращения: 13.04.2025).
11. Володина, М. Р. Event-маркетинг в сфере организации мероприятий / М. Р. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56231/ (дата обращения: 11.03.2025).
12. Гавра Д.П., Понятие и характеристики коммуникационной стратегии // Российская школа связей с общественностью. — 2019. — №15. — С. 65-78.
13. Горшенина, Е. Э. Особенности event-маркетинга / Е. Э. Горшенина, Г. Ю. Пахальчак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77838/ (дата обращения: 11.03.2025).
14. Гофман. И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с анга. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле. 2000.
15. Давыдова, Е. Event-маркетинг как средство формирования уникальной личности бренда / Е. Давыдова // Маркетинговые коммуникации. - Москва, 2015. - № 2. - С. 36-50. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9271188 (дата обращения 11.04.2025)....69