Аннотация
Введение 3
1 Корпоративное обучение как инструмент формирования сервисной организационной
культуры исполнительных органов государственной власти 5
1.1 Теоретические аспекты сервисной модели ГМУ и нового публичного управления -
1.2 Сервисная организационная культура исполнительных органов государственной
власти: понятие, подходы и методы формирования 13
1.3 Роль корпоративного обучения в формировании сервисной организационной культуры
исполнительных органов государственной власти 26
2 Совершенствование корпоративного обучения исполнительных органов государственной
власти Томской области в рамках задачи по формированию сервисной организационной культуры 38
2.1 Характеристика системы корпоративного обучения исполнительных органов
государственной власти Томской области -
2.2 Анализ программ обучения государственных гражданских служащих в рамках
задачи по формированию сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти Томской области 47
2.3 Анализ мнений руководителей исполнительных органов государственной власти Томской области о роли корпоративного обучения в формировании сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти Томской
области 52
2.4 Рекомендации по совершенствованию корпоративного обучения в рамках задачи по формированию сервисной организационной культуры исполнительных органов
государственной власти Томской области 53
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 64
Сервисная модель государственного и муниципального управления, которая внедряется на сегодняшний день, малоизвестна государственным и муниципальным служащим. Они имеют, смутное представление о новых методах и подходах в современном управлении. А это в свою очередь ведет к проблеме организации эффективного управления в целом.
В связи с этой проблемой вопрос организации процесса корпоративного обучения, которое способствовало бы формированию сервисной организационной культуры, развитию государственных гражданских и муниципальных служащих, на сегодняшний день, является одним из самых ключевых в системе управления. В связи с этим, чтобы более эффективно управлять в различных областях общественной жизни и предоставлять качественные государственные услуги - отвечать требованиям общественного спроса, чиновники должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки, обладать необходимыми знаниями, навыками и компетенциями. Практика государственного управления современной России свидетельствует о недостаточном уровне образования и профессиональных компетенций государственных гражданских служащих. Механизм интеллектуального развития, который включает в себя набор правил и процедур, постоянно направленных на реализацию способностей государственных и муниципальных служащих и непрерывное развитие профессиональных качеств и компетенций в пределах уровня их образования в сфере государственного управления не достаточно гибок и мобилен.
Сегодня государственные и муниципальные служащие вынуждены работать в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Именно поэтому появляется необходимость непрерывного обучения служащих. Недостаточная системность обучения, оторванность от практики, низкий уровень финансирования процесса обучения служащих - это далеко не все проблемы, которые можно искоренить, благодаря появлению корпоративных институтов в исполнительных органах государственной власти на региональном уровне.
Повышение деятельности всех органов власти напрямую зависит от качественного кадрового наполнения структуры государственного и муниципального управления. Реформирование сфер общественной жизни призвано реализовать профессионально подготовленные, социально ответственные управленческие кадры.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ системы корпоративного обучения исполнительных органов государственной власти Томской области в рамках задачи по формированию сервисной организационной культуры. Исходя из цели выпускной квалификационной работы, можно выделить ряд задач:
• рассмотреть теоретические аспекты сервисной модели ГМУ;
• изучить понятие, подходы и методы формирования сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти;
• изучить подходы к организации корпоративного обучения в исполнительных органах государственной власти;
• выявить роль корпоративного обучения в формировании сервисной организационной культуры исполнительных органах государственной власти;
• описать систему корпоративного обучения исполнительных органов государственной власти Томской области;
• провести анализ содержания образовательных программ для государственных гражданских служащих в рамках задачи по формированию сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти Томской области;
• изучить мнение руководителей исполнительных органов государственной власти Томской области о роли корпоративного обучения в формировании сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти Томской области;
• разработать рекомендации по организации корпоративного обучения в рамках задачи по формированию сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти Томской области.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - сервисная организационная культура исполнительных органов государственной власти. Предмет - корпоративное обучение как инструмент формирования организационной культуры исполнительных органов государственной власти
В работе использовались статьи из периодических изданий: «Образовательные технологии и общество», «Справочник кадровика» /«Государственное управление», «Электронный вестник» и т.п.; труды российских ученых А.Я. Кибанова, Л.Г.Смышляевой С.Э.Мартыновой и других. В качестве нормативно-правовой базы выступают указы Президента, федеральные законы и региональное законодательство, государственные программы, национальные стандарты, Уставы и Положения организаций. Также была использована информация с официальных сайтов Администрации Томской области, ОГБУ « Томский региональный ресурсный центр», Администрация Ульяновской области.
Реализация человеческого потенциала членов общества выступает в современных условиях основным источником развития, как социума, так и государства. Задаче создания условий для личностной реализации отвечает «сервисная» модель социального управления, пронизывающая все уровни властной иерархии: федеральный, региональный,
муниципальный.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что удовлетворенность населения услугами напрямую зависит от компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих. А развивать, необходимы компетенции с помощью
образовательных программ, пожалуй, самая главная на сегодняшний день задача
Администрации Томской области и Ресурсного Центра. Сервисная организационная культура подразумевает совместную деятельность граждан с органами власти и управления по вопросам реализации политических, экономических и социальных прав, по поводу формирования среды жизнедеятельности, тем самым принимая участие в улучшения качества своей жизни.
Система корпоративного обучения исполнительных органов государственной власти Томской области развивается в правильном направлении, разрабатываются образовательные программы, которые помогают государственным гражданским служащим выполнять свои задачи в пределах своих компетенций, есть и сама модель компетенций, на которую стоит сделать акцент при разработке новых программ. А развитие управленческих компетенций на сегодняшний день, одна из главных задач корпоративного обучение в Томской области. Но сама система корпоративного еще только находится в стадии развития, и для того, чтобы сделать ее более современной можно использовать опыт других регионов, рассматривать другие принятые корпоративные стандарты и брать их в качестве примера.
В результате проделанной работы и проведенного опроса можно сделать выводы о том, что большинство государственных гражданских служащих не имеют представление, что такое сервисная организационная культура, о том какие подходы и методы ее формирования существуют. Наверное, стоит задуматься о том, какие образовательные программы нужно разрабатывать, которые помогут сформировать полное представление о том, какой должен быть государственный гражданский служащий, какими качествами он должен обладать и какая его главная функция на сегодняшний день. Был проведен анализ модели компетенций и компетентностного подхода субъекта Российской Федерации, проанализирован Стандарт Департамента Ульяновской области. Так же были рассмотрены образовательные программы ОГБУ « Томского регионального ресурсного центра» и разобраны конкретно те, программы, которые, отвечают критериям сервисной организационной культуры. В моделях компетенций, которые рассматривались в работе, в качестве примера нет отражения сервисности, значит можно сказать, о том, что в некоторых регионах слабо развита сервисная организационная культура. Следовательно, стоит говорить о том, что нужно корректировать обучение так, чтобы развивались компетенции в контексте сервисной организационной культуры.
На основе проведенного анализа можно выделить компетенции, которые по наименованию и содержанию отражают ценности сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти: стратегическое видение; принятие управленческих решений; планирование деятельности и ресурсов; способность к управлению изменениями; мотивирование и развитие; ориентация на достижение результата; способность к саморазвитию; укрепление авторитета государственных гражданских служащих; принятие управленческих решений. Существенным является содержательное описание компетенций. Анализируя индикаторы данных компетенций такие как: способность принимать взвешенные решения с учетом возможных последствий, а так же рассматривать альтернативы; готовность нести ответственность за принятие решений, способность к своевременному и обоснованному принятию решений; умение планировать и распределять задачи в привязке ко времени; владение приемами разъяснительной работы; стремление к постоянному совершенствованию деятельности; способность адаптироваться к новым условиям; соблюдение кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих; способность формировать положительный образ служащего в глазах общества; способность адекватно воспринимать критику; способность предъявлять требования к себе и результатам; работы осознанное отношение к служебной деятельности как к служению интересам общества и государства, можно сказать, что в перечисленных компетенциях говорится о сервисности. Готовность к саморазвитию говорит о том, что государственный гражданский служащий готов развиваться вместе обществом, и идти в ногу со временем, а так же здраво оценивать свои знания навыки и возможности, которые помогут реализовывать свои профессиональные задачи.
Анализируя образовательные программы и компетенции в работе можно сказать ,что есть такие программы, которые как раз таки и способствуют базовым компетенциям, в рамках сервисной организационной культуры. Например : « Этика государственной службы» развивает компетенцию соблюдение кодекса этики, осознанное отношение к служебной деятельности как к служению интересам общества и государства, способность формировать положительный образ государственного служащего в глазах общества.
Таким образом, проанализировав образовательные программы по которым обучаются, государственные и муниципальные служащие, можно сделать вывод о том, что программы есть, и имеют потенциал для дальнейшего развития и преобразования, чтобы можно было говорить в контексте формирования уже сервисной организационной культуры, но не все компетенции, которые необходимы государственным гражданским служащим развиваются в полной мере. Некоторые компетенции не представлены в образовательных программах, например, способность адекватно воспринимать критику, способность предъявлять требования к себе и результатам работы, активность в достижении поставленных задач, целеустремленность, самостоятельность, высокая самоорганизация. Так же можно сделать вывод о том, что корпоративное обучение на сегодняшний день не достаточно охватывает актуальные направления развития государственной гражданской службы. Необходимо развивать деловые, личностно-ориентированные, профессиональные компетенции служащих
Система корпоративного обучения исполнительных органов государственной власти Томской области развивается в правильном направлении, важно отметить, что корпоративное обучения играет весомую роль в формировании сервисной организационной культуры исполнительных органов государственной власти. На сегодняшний день компетентностный подход является, пожалуй, основным звеном в корпоративном обучении государственных служащих.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон РФ от 21.07.2014 № 11// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 23.05.2017)
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 23.05.2017)
3. О муниципальной службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 01.06.2017)
4. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 01.05.2017)
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 07.06.2017)
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017.
- URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017)
7. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474- ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017)
8. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 273-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017)
9. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017)
10. О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 год[Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01.04.2106 №147-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017)
11. Проект Указа Президента РФ «О федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)» и плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)» (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов - Электрон. дан. - М., 2017 - URL: http:// regulation.gov.ru/ (дата обращения: 08.06.2017).
12. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 08.06.2017).
13. О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru дата обращения: (08.06.2017).
14. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru дата обращения: (08.06.2017).
15. Об утверждении ведомственных целевых программ Томской области[Электронный ресурс]: Постановление Администрации Томской области от 23.033.2017 №95a// Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www. garant.ru дата обращения: (08.06.2017).....52