Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ СРОСТКИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЕРХНЕМ И СРЕДНЕМ ПРИОБЬЕВ IX-XIII вв.

Работа №182886

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ. 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 История этногенеза кимаков и кыпчаков 7
1.1 История сложения кимако-кыпчакского объединения по письменным
источникам 7
1.2 Определение этнического состава и расселения ранних кимаков и
кыпчаков 16
1.3 Становление и этапы развития кимако-кыпчакской конфедерации 21
1.4 Археологические памятники кимаков и кыпчаков и проблемы их
выявления 23
2 Миграции населения сросткинской культуры в Верхнем и Среднем Приобье
в IX - XIII вв 27
3 Сросткинская культура 35
3.1 История открытия и изучения Сросткинской культуры 35
3.2 Локальные варианты Сросткинской культуры 40
3.2.1 Сросткинская культура Верхнего и Среднего Приобья 41
4 Басандайская культура 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64


Актуальность темы данной дипломной работы заключается в научной необходимости познания исторических процессов, происходивших в результате миграций населения сросткинский культуры (VIII - XIII вв.). Носители именно этой культуры, сложенной из аборигенных самодийских и тюркских групп, стали основой этногенеза современных тюркоязычных народов Сибири таких сибирские татары, чулымские тюрки, телеуты, шорцы, кумандинцы, томские татары - эуштинцы, чулымские тюрки и обские татары и др.
Г оворя о сросткинской культуре, мы не можем не затронуть тему кимако - кыпчаков, т. к. именно они стаи главным компонентом, сформировавшим ее. История отдельно кимаков и кыпчаков и кимако - кыпчакского объединения одна из наиболее сложных и до сих пор мало изученных. Даже на территории непосредственного формирования кимаков, т.е. на Иртыше ,
археологического материала хотя и достаточно для изучения, но их принадлежность представляет сложную и окончательно нерешенную проблему. Идентификация памятников кыпчакского населения на территории Северного Алтая и Верхнего Приобья, рассматриваемой в данной дипломной работе в рамках сросткинской культуры, по причине смешения кимако - кыпчаков с аборигенами самодийцами, составляет так же сложную проблему. Поэтому из многочисленных захоронений ввиду отсутствия дифференцирующих признаков затруднительно выделить именно кимако - кыпчакские. К настоящему времени на территории Северного Алтая и Верхнего Приобья археологические памятники только сросткинской и басандайской культур определены на наличие кимако - кыпчакских компонентов. Многие элементы сросткинской культуры середины IX — начала XI в., сложившиеся в рассматриваемых районах обитания кимаков, распространяются «веерообразно» по соседним районам юга Западной Сибири и различным образом проявляются в культуре разных областей, что, очевидно, определяет особенности стоящих за этим процессов культурогенеза. Картографирование же немногочисленных известных памятников басандайской культуры показывает их явное тяготение к руслу р. Оби. Эта закономерность распространения не случайна. Обь является транспортной артерией, связывающей различные ландшафтные зоны Западной Сибири, и поэтому именно вдоль её течения процессы распространения новых культурных традиций в меридиональном направлении шли наиболее интенсивно. В этом смысле р. Обь можно рассматривать как некий катализатор культурогенетических процессов в древности, в том числе и в переходные эпохи (одной из которых является предмонгольское время). Так по памятникам сросткинской и басандайской культур я попытаюсь проследить историю миграций населения сросткинской культуры (кимако-кыпчаков) в Верхнем и Средне Приобье в IX - XIII веках.
Объектом исследования является история миграций населения сросткинской культуры.
Предметом исследования представлены кимаки и кыпчаки, сросткинское население.
Цель исследования: проследить миграции и процесс адаптации кимаков и кыпчаков на новых территориях.
Хронологические рамки исследования включают VI - XIII вв., что обусловлено началом процесса миграций тюркских групп на северные территории.
Территориальные рамки включают в себя Верхнее и Среднее Приобье, где происходило расселение различных тюркских групп, кимаков и кыпчаков, а в дальнейшем и населения сросткинской и басандайской культур.
Историография по теме миграций тюркских народов на интересующей нас территории включает небольшое количество исследований. Такая ситуация вызвана главным образом недостаточностью археологического материала, который позволил бы построить научно - достоверную картину на заданной территории. Подобное положение характерно и для все Западной Сибири. На имеющихся к настоящему времени археологических материалах мы можем говорить только об общих тенденциях движения тюркского населения. И такие попытки были предприняты следующими исследователями: Грязновым М.П. , Могильниковым В.А. , Савиновым Д.Г. , Плетневой Л.М. , Горбуновым В.В. , Васильевым В.И. , Адамовым А.А. и др.
В основе исследования лежит сравнительно-исторический метод, включающий:
- сравнительно - типологический - сравнение погребального обряда, предметного комплекса;
- исторический - исследование миграционных процессов по этапам;
- сравнительно - диффузионный - понимание исходных этнокультурных компонентов, сформировавших культуру.
Был использован системный подход поскольку только с использованием данных различных дисциплин, в нашем случае антропологии, лингвистики, почвоведения, геологии, минералогии и т.д., можно получить достоверную научную информацию.
Источники. В данной работе использованы отчетные археологические материалы по памятникам сросткинской и басандайской культур, отчеты коллекций и опубликованные артефакты.
Структура работы представлена:
1. Введение;
2. Основная часть, состоящая из четырех глав.
3. Заключение.
4. Список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для понимания исторических процессов и этногогенеза на обширной территории Западной Сибири ключевым является древнетюркская эпоха, когда вдоль русел рек Оби и Иртыша шла миграция тюркских племен . И для решения такой глобальной задачи необходимы исследования локальных процессов, избранной нами для данной работы.
Для полноты понимания процессов миграций в обозначенных территориях, Верхнем и Среднем Приобье, мы попытались охватить все доступные материалы и выяснить происхождение, территории расселения, археологические проявления культуры кимаков и кыпчаков, т.к. именно они, по мнению большинства исследователей, являются определяющим субстратом в сросткинской и басандайской культуре, несмотря на разноликую этническую картину названных культур. В письменных источниках, прежде всего арабских, упоминания об этих общностях разноречивы, археологические материалы тоже не дают возможности с полной уверенностью по определенным атрибутам предметного комплекса или по отраженным в погребальном обряде ритуалам фиксировать кимаков и кыпчаков. Эти сложности вызваны тем, что данные племена по сути своей сложносоставные. Именно подобная этническая пестрота объединений кочевников детерминирует сложность в выявлении этнокультурных показателей. Проблема определения четких культурных и этнических индикаторов для кимаков и кыпчаков остается до сих пор нерешенной и надеемся, что с появлением новых материалов исследователи смогут заполнить эту лакуну в археологической науке .
Касательно сросткинской культуры, носителями которого были кимако - кыпчакские и аборигенное угро - самодийское население, мы сделали попытку проследить пути миграций поэтапно и дать узкую хронологию данному процессу. Было установлено, что тюркское население на территории Верхнего и Среднего Приобья мигрировало волнами в четыре этапа. Первый этап датируется VI - VII вв. и характеризуется немногочисленностью. Ареал расселения составил Северный Алтай. Второй: середина VIII - начало 1Хвв., здесь мы фиксируем присутствие кимако - кыпчакских компонентов, эта волна тюркского населения дошла до Барнаульского Приобья и отличается массовостью и интенсивностью по сравнению с первой. Это период формирования сросткинской культуры в Лесостепном Алтае. Третий этап миграций мы определяем серединой IX - 30-е гг. XI вв. н.э., это кимако - кыпчакские группы население или уже сросткинцы. Они расширили ареал своей культуры до Новосибирского и Томского Приобья. Четвертый этап определен в рамках середина XI - XIII вв. В это время происходит смена материальной культуры. Как полагают большинство исследователей, вследствие падения Кимакского каганата кыпчакские племена стали главенствующими среди племен бывшего кимакского государства и начали активно расселяться в Верхнем и Среднем Приобье, что нашло отражение в Басандайской культуре. Говоря о смене сросткинской и басандайской культур, нужно понимать, что не было полного доминирования одной культуры на указанных территориях; они сосуществовали чересполосно, взаимно влияя друг на друга, и контактировали между собой, как видно из археологических материалов.
Таким образом, задачи, поставленные в нашей работе, беря во внимание разработанность темы в науке, считаем выполнены и цель достигнута - прослежены и проанализированы миграционные процессы населения сросткинской культуры на территории Верхнего и Среднего Приобья.



1. Арсланова Ф. Х. Курганы кимаков в Семипалатинском Прииртышье // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья / Ф. Х. Арсланова, З. С. Самашев. - Уфа, 1987. - С. 122-134.
2. Арсланова Ф. Х. Погребения тюркского времени в Восточном Казахстане // Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. - Алма-Ата, 1969. - С. 43-57.
3. Арсланова Ф.Х. Бобровский могильник // Изв. Академии наук Казахской ССР. Сер. обществ. наук. - 1963. - Вып. 4. - С. 68-80.
4. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана / С. М. Ахинжанов. - Алматы : Гылым, 1995. - 296 с.
5. Ахинжанов С. М. Об этническом составе кипчаков средневекового Казахстана // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. - Алма- Ата, 1976. - С. 83-93.
6. Барсуков Е. В. Эпоха "басандайки": неизвестные сюжеты, забытые имена / Е. В. Барсуков, Н. В. Торощина, И. В. Чернова // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2016. - Вып. 4. - С. 108-118.
7. Бартольд В. В. Сочинения : в 9 т. / В. В. Бартольд. - М. : Изд-во Восточной литературы, 1968. - Т. V : Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. - 757 с.
8. Бичурин Н. Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена : в 3 т. / Н. Я. Бичурин (Иакинф). - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - Т. 1. - 382 с.
9. Васильев В. И. Влияние миграционных процессов на этнические судьбы населения Западно-Сибирской лесостепи в конце I тыс. до н. э. - начале II тыс. н. э. // Смена культур и миграции в Западной Сибири : сб. ст. - Томск, 1987. - С. 43-45.
10. Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен / А. А. Гаврилова. - М.-Л. : Наука, 1965. - 110 с.
11. Гаркавец А. Н. Откуда есть пошли кыпчаки и кимаки // Золотоордынская цивилизация. - Казань, 2012. - Вып. 5. - С. 99-122.
12. Горбунов В. В. Процессы тюркизации на юге Западной Сибири в раннем средневековье // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул, 2006. - Кн. I. - С. 37-42.
13. Горбунов В. В. Тюрко-самодийское взаимодействие в VIII-IX вв. на юге Западной Сибири (по материалам могильника Иня-1) // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. С. 19-21.
14. Горбунов В. В. Курганы сросткинской культуры на Приобском плато : монография / В. В. Горбунов, А. А. Тишкин. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2022. - 320 с.
15. Горбунов В.В. Тюрко-самодийское взаимодействие в VIII-IX вв. на юге Западной Сибири (по материалам могильника Иня-1) // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. - Т.П. - С. 19-21.
..66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ