ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 5
1.1 Понятие и сущность социально-культурной сферы 5
1.2 Особенности функционирования государственного и муниципального сектора
социально-культурной сферы 10
1.3 Методы управления социально-культурной сферой 17
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО
УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ 26
2.1 Проблемы управления социально-культурной сферой муниципального образования
«Город Томск» 26
2.2 Особенности управления социально-культурной сферой муниципального
образования город Томск (на примере зрелищного центра «Аэлита») 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
Безусловно, все сферы жизнедеятельности общества являются важнейшими компонентами единой системы устройства жизни государства. Социально-культурная сфера является той отраслью, которая обеспечивает удовлетворение социальных потребностей людей, а также необходимости формирования высокого уровня развития культуры.
Социально-культурная сфера признается сложной системой в общей структуре жизнедеятельности государства и является связующим звеном между гражданами и государственным аппаратом управления, а также общественными объединениями как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской федерации. Социально-культурная сфера дает возможности людям реализовывать свои права и свободы, быть причастными к решению важных общественных вопросов и проблем, а также совершенствовать социальное пространство. Социально-культурная сфера является возможностью для самовыражения и самореализации личности. Условия социального- экономического и культурного развития государства актуализируют проблемы развития социально-культурной сферы в целом.
Управление каждой отраслью в жизнедеятельности общества обеспечивается как на уровне государства, так и на уровне отдельных муниципалитетов.
Актуальность данного исследования определяется тем, что на сегодняшний день действительно осуществляется развитие социально-культурных сферы Российской Федерации, особенно на уровне отдельных регионов и муниципалитетов. При этом существуют проблемные аспекты, связанные с полномочиями, целями и задачами по развитию социально-культурной сферы представителями власти в муниципалитетах. Это связано с большими масштабами деятельности, сложностями реализации социальных программ и выстраивания регламентированного взаимодействия с федеральными властями. Необходимо детально изучать формализацию и иерархию целей и функций властей по реализацию стратегии развития социально-культурной сферы как на уровне муниципалитетов, так и государства в целом.
Объектом данного исследования является социально-культурная сфера.
Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления по управлению социально-культурной сферой.
Целью данной работы является выявление качественных особенностей и проблем в работе органов муниципалитета по управлению социально-культурной сферой для оптимизации управленческой деятельности.
Цель определила ряд задач, среди которых:
— Изучить теоретические аспекты понятия и сущности социально-культурной сферы;
— Выявить особенности функционирования государственного и муниципального сектора социально-культурной сферы;
— Рассмотреть существующие методы управления социально-культурной сферой;
— Проанализировать особенности управления органами муниципалитета в области социально-культурной сферы города Томска на примере зрелищного центра «Аэлита»;
— Выявить проблемы управления социально-культурной сферой города Томска на примере зрелищного центра «Аэлита».
Методологической основой исследования логический, сравнительный, системно-структурный анализ и другие методы.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении особенностей управления органами муниципалитета в области социально-культурной сферы для дальнейшей аналитической и практической работе в данной сфере.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования для оптимизации управленческих аспектов и решений в области социально-культурной сферы на уровне муниципалитетов.
Структура работы. Работа включает в себя две главы, введение, заключение, список источников.
Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении социально-культурной сферы в жизни общества.
Процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально- культурной сферы людей.
Социально-культурная сфера является отраслью, которая напрямую влияет на все остальные отрасли жизнедеятельности общества. Она включает в себя культуру, социальную среду, образование, здравоохранение и многие другие смежные отрасли. Функционирование каждой этих областей сказывается на социально -экономическом развитии как отдельных субъектов Российской федерации, так и государства в целом.
По этой причине необходимо грамотное управление социально-культурной сферой на уровне государства и даже самых малых муниципалитетов. Если говорить о государстве, то, прежде всего, формирует концепцию и политику по развитию социально - культурной сферы, а также формирует систему финансирования и поддержки данной отрасли, поскольку ее доминирующая часть приходится на государственный и муниципальный сектор. В свою очередь, на уровне муниципалитетов осуществляется реализации целей и задач, поставленных перед администрацией муниципалитетов в области развития социальной-культурной сферы.
Приоритет учреждений социально-культурной сферы сегодня в основном направлен на развитие региональной и муниципальной культурной политики, и целенаправленной поддержки культурных инноваций.
На сегодняшний день подход к формированию политики по развитию социально-культурной на уровне муниципалитетов выстраивается в соответствии с особенностями исторического развития региона, традиций, уклада жизни населения, конфессиональных отличий. Кроме того, важно учитывать уровень развития инфраструктуры учреждений социально-культурной сферы. Каждый регион и муниципалитет является социокультурной единицей, которая, в свою очередь, признается средоточием культурных различий, культурной специфики. В соответствии с этим корректность и результативность принятия управленческих решений определяется социально-культурную ситуацию в обществе в целом.
Однако на сегодняшний день, несмотря на то, что есть положительные тенденции в развитии социально-культурной сферы на уровне муниципалитетов и государства в целом, существует большое количество проблемных вопросов, которые отрицательно сказывается на результативности работы отрасли. В первую очередь, это обуславливается острой проблемой нехватки финансирования сферы на уровне государства, поскольку именно данная проблема порождает возникновение других вопросов и проблем, обуславливающих деятельность учреждений и организаций в области социально-культурной сферы. Недостаточная финансовая поддержка деятельности учреждений отрицательно сказывается на имидже многих учреждений. Кроме того, у населения падает интерес к культурной жизни, потому что многие учреждения ввиду нехватки не способны создавать качественный культурный и социальный продукт на населения. В соответствии с этим также падает и уровень восприятия российской культуры в мировой среде, что негативно отражается на культуре государства в целом. Также проблемными остаются вопросы в области бесплатного образования в культурной среде и необходимости реализации социальных программ в полном объеме.
Таким образом, действительно наблюдается развитие социально-культурной сферы, которая является важной составляющей в жизнедеятельности общества и государства. Учреждения стараются создавать качественный продукт для населения, но при этом необходимо более детально прорабатывать концепцию развития социально¬культурной сферы на уровне государства, чтобы впоследствии развитие было заметно даже в самых малых муниципалитетах.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации от 9.10.1992 г. № 3612-1. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
3. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ "О меценатской деятельности"// - Консультант-плюс
4. О национально-культурной автономии: федеральный закон Российской Федерации от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
5. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2012 г. № 73-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.04.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
6. Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы
оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. № 2190-р.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 14.09.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы: распоряжение Правительства
Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 2567-р. [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 16.05.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -
2016.
8. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 200 с.
9. Бурыкин С.Е.. Роль социально-культурной деятельности в образовательной сфере / С.Е.Бурыкин, А.Н. Сырбу // Гуманитарный трактат. - 2017. - С. 47-50.
10. Гафиуллина Л.Ф. Роль современного менеджера в формировании эффективных учреждений социально-культурной сферы / Л.Ф. Гафиуллина // Вестник науки и образования. - 2016. - С. 30-32.
11. Грибкова Г.И. Некоторые особенности управления проектами в социально-культурной сфере / Г.И. Грибкова // Международный академический вестник. - 2015. - С. 56-59.
12. Калинин А.С.. Роль культурно-досуговой деятельности в социально-культурной сфере / А.С.Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - С. 4.
13. Кобилев, А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - М.: Феникс, 2018. - 496 с.
14. Козлов А.В. Программно-целевое планирование в управлении развитием социально-культурной сферы в Российской федерации / А.В. Козлов, Н.В. Маковий // Петербургский экономический журнал. - 2014. - С. 19-27.
15. Коковихин А.Ю. Развитие необходимых компетенций для управления социально-культурным многообразием персонала / А.Ю.Коковихин, М.Н.Кулапов, З. Воракова // научный журнал: Управленец. - 2017. - С. 9-19.
...30