ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы развития детей дошкольного возраста посредством
аппликации 6
1.1 Аппликация как средство развития для детей 5-6 лет 6
1.2 Технология создания аппликации из различных материалов для
детей 5-6 лет 11
1.3 Особенности использование Икт на развивающих занятиях по аппликации
для детей 5-6 лет 17
2 Использование компьютерных технологий на развивающих занятиях по
аппликации для детей 5-6 лет 19
2.1 Условия, которые нужно учитывать при разработке занятий для 5 - 6 летних
детей в ДОУ 19
2.2 Проведения занятий с применением Икт на развивающих занятиях для
детей 5-6 лет 22
2.3 Результаты апробации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ А-В 39
Актуальность темы исследования: Применение компьютерных технологий весьма жизненно на сегодняшний день, так как прогресс развития компьютерных технологий предоставил большой подбор, возможность и реализацию творчества. Необходимо рассмотреть, что целью формирования развития творческой личности дошкольника можно применять информационные технологии, так как с их помощью вырабатывается интерес ребенка к занятиям, усиливает мотивацию учение методы и приемы применения информационных технологий ДОУ для достижения результатов.
Компьютер выступает как средство самостоятельной деятельности ребенка. Информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать развитие способностей детей. Информационно-коммуникативные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности ребенка старшего дошкольного возраста. Один из самых простых, но то же время педагогически эффективных видов детского творчества является работа с бумагой. Она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт. Один из эффективных приемов развития у детей дошкольного возраста является аппликация.
Проблема исследования:
- При достаточной информационной культуре и компьютерной грамотности воспитателей, они не осознают необходимости и полезности использования компьютерных технологий при работе с 5-6 летними детьми
- Отсутствие методики использования ИКТ на занятиях по аппликации, предполагающих работу детей не с виртуальным, а с реальным материалом (ножницы, бумага, ткань и т.д.)
- В некоторых ДОУ недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, отсутствие доступа воспитателей к компьютерной и коммуникационной технике применением ИКТ.
Предмет исследования: использование ИКТ на развивающих занятиях по аппликации для детей 5-6 лет.
Цель исследования: изучить возможности использования ИКТ на развивающих занятиях по аппликации для детей пяти - шести лет и разработать занятие по созданию аппликации из бумаги с ИКТ поддержкой
Задачи исследования:
- Изучить аппликацию как вид изобразительной деятельности, ее виды, технологию создания бумажных аппликаций, особенности создания аппликаций дошкольниками;
- изучить роль аппликации для развития детей 5-6 лет;
- Изучить условия здоровье сберегающего использования компьютера для обучения 5-6 летних детей
- Разработать серию занятий по аппликации с использованием икт на развивающих занятиях для детей 5-6 лет ;
- Провести апробацию разработанных занятий.
Гипотеза исследования: Развивающий эффект занятий по аппликации возможно усилить, используя информационные технологии.
База исследования: старшие дошкольники старшей группы Детского сада № 11 города Кызыла Республики Тыва.
Практическая значимость: состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности старших дошкольников; разработка и апробация занятия по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на развивающих занятиях по аппликации с использованием ИКТ и получение экспериментальных данных.
В процессе теоретического изучения проблемы использования ИКТ на развивающих занятиях по аппликации, было установлено, что тема использование ИКТ на развивающих занятиях имело и имеет большую актуальность, многие исследователи затрагивали эту тему.
Во второй главе выпускной работы дано подробное описание занятия, а также описаны роль и функции ИКТ на каждом из этапов.
Например, на этапах 2-4, посвященных подготовке материалов и организации рабочего места дети, глядя на картинку, должны назвать все необходимое для работы, найти среди окружающих предметов и поставить себе на стол.
Наблюдение за детьми и обсуждение хода и итогов занятия с воспитателем позволило заметить, что у них повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы родителям.
Анализируя ответы воспитателей, можно отметить, что только 25 % воспитателей, ответивших на вопросы анкеты, осознают необходимость использования ИКТ в своей работе, организации и проведения творческой работы в системе обучения, стимулирование творческой активности старших дошкольников. Лишь 10 % воспитателей применяют в своей работе ИКТ, 20 % воспитателей используют ИКТ не систематически, 40 % не используют ИКТ на занятиях.
Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы под влиянием экспериментального обучения и стимулирования повысился, показатели улучшились. Дети стали относится к занятиям с желанием. На занятиях по изобразительной деятельности, словесному творчеству, в дидактических играх у детей сформировался повышенный интерес к творческой деятельности, повысилась инициативность и активность детей во время занятий, стремление довести замысел до задуманного образа, дети стали более самостоятельны в процессе выполнения заданий.
Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя с использованием ИКТ придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Это говорит о повышении уровня творчества детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя работу детей, можно сказать о том, что дети справились с заданиями, проявили большую заинтересованность, стремились создать оригинальные фигуры и сочинить сказки. У детей повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы другим детям. Работы детей были очень интересны и разнообразны.
Таким образом, гипотеза исследования о том, развивающий эффект занятий по аппликации возможно усилить, используя информационные технологии полностью подтверждена.
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М. - Академия. - 2011. - с.
2. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму /Е. Б. Евладова // Воспитание дошкольников. - 2012. - №3. - с. 15-26.
3. Еромолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Еромолаева. - М. - Московский психолого-социальный институт. - 2011. - 170с.
4. Зак, А. 3. Методы развития способностей у детей / А. 3. Зак // Педагогика. - М. - 2010.- №5. - 98 с.
5. Козырева, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества /
А. Ю. Козырева. - Пенза. - Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования. - 2012. - 344с.
6. Мукина, А. Н. Аппликация как средство развития творческого мышления дошкольников / А. Н. Мукина // Детский сад. - 2008. - №5. - С.47.
7. Еригорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / Л. А. Е ригорович. - Новосибирск - Изд-во НЕУ. - 2006. - 195 с.
8. Коваленко, А. Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач / А. Б. Коваленко // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 42.
9. Локалова, Н. П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 113-129.
10. Матюшкина, А. А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии / А. А. Матюшкина,
О. К. Тихомирова, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева // Вестник Московского университета. - 2008. - №2. С. 215-219.
11. Любимова, Т.Е. Развиваем творческую активность / - Е. Т. Любимова.- Москва - Изд-во НЕУ. - 2016. - 78с.
12. Мухина, B. С. Возрастная психология. Феноменология развития/В. С. Мухина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gumer.info/biblitek_Buks/Psiho 1/.. ./04.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.
С. Выготский [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/vigodsky v l/.
14. Ткаченко, Т. А. Упражнения для творческого развитие/ Т. А. Ткаченко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/tkachenko t a/.
15. Немов, Р. С. Психология. Познание и поведения в раннем возрасте / Р. С. Немов [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/nemov2/02.php.
16. Хинчин, А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики/ А. Я. Хинчин [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Hinchin/Hinchin_MatemObrazov.php
17. Аронов, А.М. Учебно-образовательное пространство в педагогике развития / А. М. Аронов, С.В. Ермаков, О.В. Знаменская // математическое образование. - Красноярск, 2001.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного дошкольного образования [электронный ресурс] : приказ Миобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
19. Аронов, А.М. Организация учебно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие / А.М. Аронов, К. А. Баженова // Под ред. А.С. Обухова. - М.: Национальный книжный центр, - 2016.- 128 с.
20. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М: Феникс 2004 - 213 с.
21. Ковалева Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/ C.T.Ковалева // Высшая школа. - 2014.- №3- 263с.
22. Мукина, А. Н. Аппликация как средство развития творческого мышления дошкольников / А. Н. Мукина // Детский сад. - 2008. - №5. - С.47
23. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко // Новосибирск - изд-во Знание. - 2013. - 96с.
24. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности / Г.Г.Григорьева. -Книга для воспитателя детского сада. - 2015 - 64с.
25. Головин, С.Ю. Информационные технологии в ДОУ /C. Ю. Головин // Москва - изд-во - Наука. - 2014 - 642с.
26. Горяева, Н.А. Использования ИКТ в процессе обучения дошкольников / Н. А. Г оряева //Москва - изд-во - Наука. - 2011 - 159 с.
27. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В. А. Борзова // Москва - изд-во - Наука. - 2004 - 320 с.
28. Комарова, Т.С. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. / Т. С. Комарова //Новосибирск - изд-во - «Мозайка - Синтез». - 2011- 122 с.
29.Овинников О. В. Использование ИКТ в работе с дошкольниками / О. В. Овинников // Новосибирск - изд-во - Молодой ученый. - 2016. -№11. - 1507с.
30. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат // Москва - изд-во - Академия. - 2013. - № 7. - 176с.
31. Селевко, Е. К. Современные образовательные технологии / Е. К. Селевко // Учебное пособие. - 2013.- №5. - 166с.
32. Синицкая, Е. П. Использование ИКТ технологий в работе с детьми дошкольного возраста / Е. П. Синицкая // Москва - изд-во - Молодой ученный. - 2014. - 172с.
33. Еребнева, М. И. Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий / М. И. Е ребнева //Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.
34. Дружинин, В. Н. Развитие и диагностика способностей / В. Н. Дружинин // Москва - изд-во - Наука. - 2011 - 44с.