ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЛАКА ВЕРХНЕГО ЯРУСА 6
ЕЕ Перистые облака 6
Е2. Конденсационные следы самолетов 7
2. МЕТОД ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО ЛАЗЕРНОГО
ЗОНДИРОВАНИЯ АТМОСФЕРЫ 11
2.1. Уравнение лазерного поляризационного зондирования и
матрица обратного рассеяния свет 11
2.2. Поляризационный лидар НИ ТГУ 13
2.3. Методика обнаружения и идентификации конденсационного
следа над лидаром 16
2.4. Программно-алгоритмический комплекс для идентификации
самолетных следов 21
3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО
ЗОНДИРОВАНИЮ САМОЛЕТНЫХ СЛЕДОВ 25
3.1. Общая характеристика экспериментальных данных 25
3.2. Микрофизические и оптические характеристики конденсационных
следов самолетов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Наиболее существенное антропогенное влияние на экологию и климат Земли оказывают продукты сгорания топлива в двигателях. Отработавшие газы из двигателей летательных аппаратов мгновенно превращаются в туман, образуя конденсационный след. Наиболее часто такое явление наблюдается в верхних слоях тропосферы, значительно реже - в тропопаузе и стратосфере, на высотах от 6 до 20 км . Самолетные следы способствуют образованию облаков верхнего яруса (ОВЯ). Эти облака, как и сами самолетные следы, преимущественно состоят из кристаллических частиц несферической формы; таким частицам свойственна преимущественная пространственная ориентация.
Конденсационные следы самолетов, как и перистые облака естественного происхождения, воздействуют на пропускание атмосферой излучения, однако имеют иную микроструктуру. Они отличаются формой узкой полосы. По мере увеличения интенсивности коммерческого воздушного движения конденсационные следы становятся более распространенным явлением в небе промышленно развитых стран. В США и соседних с ними странами такие аэрозольные образования наблюдаются в среднем в 10% случаев наблюдения, когда верхняя тропосфера не скрыта облаками низкого и среднего яруса. Из-за своей небольшой площади одиночные конденсационные следы, идентифицируемые по их обычному линейному виду, вряд ли оказывают значительное влияние на климат. Вместе с тем, часто такие образования расширяются, покрывая большую площадь. Влияние таких самолетных следов на радиационный баланс Земли существенно выше. Однако, в современных моделях атмосферы, используемых при прогностических расчетах погоды и климата, оно никак не учитывается.
Согласно формулам Френеля, грани этих кристаллов даже при нормальном падении отражают около 4% прямого солнечного излучения. Поэтому с одной стороны, они отражают поток прямого солнечного излучения, не давая ему прогревать землю, а с другой - препятствуют уходящей длинноволновой радиации, возвращая ее назад земной поверхности и, тем самым, усиливают парниковый эффект. Таким образом, конденсационные следы воздушных судов влияют на тепловой баланс Земли. На текущий момент ОВЯ, к которым относятся и конденсационные следы самолетов, мало изучены. Поэтому метеорологи не учитывают влияние ряда процессов в них на радиационный баланс Земли при составлении прогнозов погоды и климата.
Целью бакалаврской работы является исследование характеристик конденсационных следов самолетов поляризационным лидаром в зависимости от метеорологических условий. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• изучение алгоритмов и программ расчета геометрических и оптических параметров аэрозольных слоев по данным лидара НИ ТГУ;
• обработка данных (2018-2019 гг.) лазерного зондирования облаков верхнего яруса;
• подготовка публикации и доклада на конференцию «XXV рабочая группа “Аэрозоли Сибири”» (27-30 ноября 2018 г., г. Томск);
• подготовка публикации и доклада на конференцию МНСК-2019 (апрель 2019 г., г. Новосибирск);
• разработка программно-алгоритмического комплекса для получения метеорологических данных, соответствующих экспериментам на лидаре НИ ТГУ, и поиска взаимосвязей между лидарными данными и траекториями самолетов;
• участие в экспериментах по зондированию облаков верхнего яруса;
• обработка, анализ и систематизация полученных результатов.
В результате проделанной работы:
• изучены алгоритмы и программы расчета геометрических и оптических параметров аэрозольных слоев по данным лидара НИ ТГУ;
• обработаны данные (2018-2019 гг.) лазерного зондирования облаков верхнего яруса;
• подготовлена публикация и представлен доклад на конференцию «XXV рабочая группа “Аэрозоли Сибири”» (27-30 ноября 2018 г., г. Томск);
• подготовлена публикация и принято участие в конференции МНСК-2019 (апрель 2019 г., г. Новосибирск);
• разработан программно-алгоритмический комплекс для получения метеорологических данных, соответствующих экспериментам на лидаре НИ ТГУ, и поиска взаимосвязей между лидарными данными и траекториями самолетов;
• выполнена обработка, анализ и систематизация полученных результатов;
Полученные результаты были представлены на XXV конференции (рабочей группе) «Аэрозоли Сибири» (2018 г.), Пятнадцатой Всероссийской конференции студенческих научно-исследовательских инкубаторов (2018 г.) и 57-й Международной научной студенческой конференции «МНСК-2019».
Материалы работы опубликованы в журналах «Оптика атмосферы и океана»
1. Плехов А.М. Словарь военных терминов. М.: Воениздат. 1988. - С. 335.
2. Gayet J.F., Febvre G., Brogniez G., Chepfer H., Renger W., Wendling P., Microphysical and optical properties of cirrus and contrails: Cloud field study on 13 October 1989. // J. Atmos. Sci., - 1996 - № 53, - P. 126-138.
3. Minnis. P., Ayers J.K., Weaver S.P., Contrail frequency of occurrence over the U.S. from surface observations during 1993-1994, - 1997 - NASA RP 1404, in press.
4. Minnis P., Young D.F., Garber D.P., Nguyen L., Smith W.L. Jr., Rabindra Palikonda, Transformation of contrails into cirrus during SUCCESS, Geophys. Res. Let., - 1998 - Vol. 25. -№. 8. - P. 1157-1160.
5. СедуновЮ.С., Авдюшин С.И., Борисенков Е.П. и др. Атмосфера. Справочник/Редколлегия. Л.: Гидрометеоиздат. 1991. - С. 510.
6. Мазин И.П., Хргиан А.Х. Облака и облачная атмосфера. Л.: Гидрометеоиздат. 1989. - 582.
7. Поповичева О.Б., Персианцева Н.М., Зубарева Н.А. и др. Сажевые аэрозоли в верхней тропосфере: свойства и последствия эмиссии авиации // Препринт НИИЯФ МГУ. 2005 - С.83
8. Кауль Б.В., Самохвалов И.В. Ориентация частиц кристаллических облаков Ci: 4.1. Ориентация при падении. // Оптика атмосферы и океана. 2005. -Т. 18,-№ 11. - С. 963-967.
9. Penner J.E., Lister D.H., Griggs D.J., etal., Aviation and the Global Atmosphere. Cambridge University Press. 1999. - P. 373.
10. Andrew E.D., Steve S.C., Patrick M. Contrails and induced cirrus optics and radiation. 2009. - P. 22.
11. Flightradar24. Live air traffic. [электронный ресурс] URL:
flightradar24.com (дата обращения: 19.05.2018 г.).
12.3уевВ.Е., Кауль Б.В., Самохвалов И.В. и др. Лазерное зондирование индустриальных аэрозолей. - Н.: Наука. 1986. - С. 192.
13. Самохвалов И.В., КаульБ.В., Насонов С.В. и др. Матрица обратного рассеяния света зеркально отражающих слоев облаков верхнего яруса, образованных кристаллическими частицами, преимущественно ориентированными в горизонтальной плоскости. // Оптика атмосферы и океана. 2012. - Т. 25, - № 5. - С. 403-411.
14. Кауль Б.В. Оптико-локационный метод поляризационных
исследований анизотропных аэрозольных сред: дне. докт. физ.-мат. наук. - Томск. 2004. - С. 219.
15. Брюханов И.Д., Локтюшин О.Ю. Матрица обратного рассеяния света конденсационного следа самолета // Аэрозоли Сибири. Юбилейная XXV Конференция (рабочая группа): Тезисы докладов. - Томск: Изд- во ИОА СО РАН. 2018. - С. 8.
... всего 28 источников