РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА Л.Д. ТРОЦКОГО В СОВЕТСКОМ И РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (1918-2017 гг.)
|
Введение 4
1 Развитие интереса государства к репрезентации исторических личностей в кино 14
1.1 История репрезентации исторических событий и личностей в кинематографе 14
1.2 Механизмы формирования восприятия исторической личности в художественном фильме 28
2 Репрезентация Л.Д. Троцкого в кинематографе в период с 1918 по 2017 гг 34
2.1 Эволюция образа Л.Д. Троцкого в кинематографе периода (1918-1953): от героя войны до его забвения 34
2.2 Трансформация образа Л.Д. Троцкого (1953-1991), как отражение изменений политической конъюнктуры 43
2.3 Изменения в образе Л.Д. Троцкого в российском кинематографе (1992-2017): попытки осмысления советского наследия 50
3 Образ Л. Д. Троцкого в кинофильмах в контексте трансформации государственного восприятия истории 62
3.1 Репрезентация противостояния Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина в художественных фильмах 62
3.2 Изменение образа Л.Д. Троцкого в кинофильмах по отношению к трансформации государственных идеологем 69
Заключение 81
Список источников и литературы 85
Приложение А 93
Приложение Б 96
Приложение В 98
Приложение Г
1 Развитие интереса государства к репрезентации исторических личностей в кино 14
1.1 История репрезентации исторических событий и личностей в кинематографе 14
1.2 Механизмы формирования восприятия исторической личности в художественном фильме 28
2 Репрезентация Л.Д. Троцкого в кинематографе в период с 1918 по 2017 гг 34
2.1 Эволюция образа Л.Д. Троцкого в кинематографе периода (1918-1953): от героя войны до его забвения 34
2.2 Трансформация образа Л.Д. Троцкого (1953-1991), как отражение изменений политической конъюнктуры 43
2.3 Изменения в образе Л.Д. Троцкого в российском кинематографе (1992-2017): попытки осмысления советского наследия 50
3 Образ Л. Д. Троцкого в кинофильмах в контексте трансформации государственного восприятия истории 62
3.1 Репрезентация противостояния Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина в художественных фильмах 62
3.2 Изменение образа Л.Д. Троцкого в кинофильмах по отношению к трансформации государственных идеологем 69
Заключение 81
Список источников и литературы 85
Приложение А 93
Приложение Б 96
Приложение В 98
Приложение Г
Актуальность темы. Зарождение и развитие Советского Союза, включающие в себя Октябрьскую революцию, Гражданскую войну и Большой террор, традиционно были сложными периодами, требовавшие своего осмысления для общества и государства. Одним из элементов подобного рода осмысления является кинематограф, который является одним из самых массовых видов искусства. В кинематографе репрезентация выделенных периодов строилась посредством отображения исторических личностей, участвовавших в этих событиях.
Одним из наиболее ярких представителей советского государства во время Октябрьской революции, Гражданской войны, а затем на этапе становления советской власти (1920-е гг.) был Л.Д. Троцкий, образ которого находился в постоянной трансформации на протяжении всего исследуемого в работе периода.
Отметим, что зачастую образ Л.Д. Троцкого трансформировался в массовом сознании именно под влиянием кинематографа, создатели которого вкладывали в его образ выгодные им идеологемы. Под идеологемой мы подразумеваем «стабильную целостность знаков, указывающую участникам коммуникации (читателю, телезрителю и пр.) истинное и допустимое, которая содержит предупреждение о недопустимом . Существует и более раннее, советское понятие идеологемы, данное философом М.М. Бахтиным. Согласно нему, идеологема - это экспликация, способ репрезентации той или иной идеологии . Другими словами, идеологема - это навязанная, закреплённая в общественном сознании с помощью пропагандистских или иных методов идеологическая установка или догма.
В этой связи изучение трансформации образа об Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе позволит проследить как с одной стороны менялось презентация событий Октябрьской революции, Гражданкой войны и первых лет становления советской власти для массового зрителя, а с другой стороны вычленить основные идеологемы, которые вкладывались государством в данного персонажа.
Новизна работы. Исходя из анализа научной литературы, был сделан вывод, что в настоящее время отсутствует комплексное изучение репрезентации образа Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе. Отметим и то, что в работе произведён анализ взаимосвязи между трансформацией образа Л.Д. Троцкого в кино и изменением отношения государства и общества к событиям Октябрьской революции, Гражданской войны и Большого террора. Подобный анализ прослеживается в других исследованиях частично, без общего анализа, начиная с первого появления Л.Д. Троцкого на экране в 1918 г и до последнего его появления на данный момент - в 2017 г.
Историография в силу специфичности темы, представляет собой работы современных исследователей, поэтому для удобства работы разделим историографию на две большие группы. К первой группе мы отнесем работы зарубежных авторов, а ко второй группе отечественных исследователей.
В первую группу авторов входят зарубежные авторы, представленные исследователями из США, Великобритании и Франции. Для более полного понимания общего анализа кинематографа была использована наиболее важная для исследования переводная работа Ж. Делёза «Кино», в которой автор подробным образом изучает природу кинематографа, объясняя его значимость для зрителя . По итогу, в исследовании были использованы некоторые тезисы, выдвигаемые Ж. Делёзом в своей работе, что позволило в более полной мере понять силу эмоциональной силы воздействия кинематографа на зрителя, благодаря которой кинематограф способен транслировать государственные идеологемы в общество.
В продолжении исследования кинематографа, в исследовании используется работа К. Томпсона. Автор в своей работе об истории развития мирового кинематографа, подробным образом раскрывает историю развития советского кинематографа 1920-х гг. и 1930-х гг. Содержание работы важно для исследования по причине необходимости в углубленном понимании происходящих в раннем советском кинематографе процессах.
Не менее важным исследованием является работа Дж. Кэсседи о конструировании сталинской мифологии на примере фильма «Великий гражданин» (1939)5, что важно в рамках исследования важно, как образец выявления взаимосвязей между советским кино 1930-х гг. и продвигаемых в нём идеологем.
В более общих работах, в которые входят исследования о И.В. Сталине и Л.Д. Троцком, такие авторы С. Коткин Р. Сервис и Э. Хейвуд касаются биографий рассматриваемых личностей, а также обращаются к их коннотациям в годы Гражданской войны. В данных исследованиях была найдена важная для квалификационной работы информация относительно роли И.В. Сталина и Л.Д, Троцкого в революционных событиях XX в., что позволяет в более полной мере раскрыть истоки той или иной репрезентации этих личностей в советском и российском кинематографе.
В первой группе исследователей тем не менее, нет углубленного анализа репрезентации в кино именно образа Л.Д. Троцкого и являются в рамках исследования вспомогательными работами.
Вторая группа исследователей включает в себя наиболее важные работы, раскрывающие непосредственно репрезентацию Л.Д. Троцкого в кино в тот или иной период времени.
В диссертации Н.В. Черновой подробным образом раскрывается образ И.В. Сталина, созданный благодаря кинематографу. В данной диссертации можно найти большое количество упоминаний Л.Д. Троцкого в кино сталинской эпохи и становится возможным, таким образом, раскрыть репрезентацию образа Л.Д. Троцкого в период времени с 1924 по 1953 годы. Тем не менее, диссертация не затрагивает репрезентацию Л.Д. Троцкого в других периодах истории, что требует обращения к другим работам, в которых репрезентации образа Л.Д. Троцкого будет раскрыта подробнее.
В другой работе, в статье В.А. Слесарчука раскрывается репрезентация образа Л.Д. Троцкого исходя из анализа нескольких самых основных фильмов советской эпохи начиная с 1918 г. Автор очень подробно рассказывает об отображении Л.Д. Троцкого в картинах, приведённых им в пример, но не раскрывает его образ, который складывался в массовом кинематографе ещё в сталинскую эпоху. Более того, автор не обращается к фильму Дзиги Вертова «Годовщина Революции» 1918 г., в котором Л.Д. Троцкому, по сути, посвящена вторая часть фильма о сражениях на Восточном фронте.
Не менее важной работой становится статья В.В. Тихонова, в которой описан случай из творческой биографии советского С.М. Эйзенштейна, когда, уже из отснятого материла фильма «Октябрь» пришлось вырезать все сцены, где присутствовал либо сам Л.Д. Троцкий, либо актёр, очень похожий на него. В данных статьях можно найти причины, по которым Л.Д. Троцкий вытесняется из фильмов, где он может лишь упоминаться, однако в них не содержаться сведений о репрезентации его образа в других фильмах.
В книге Л.Н. Джулай исследуется важная тема взаимоотношения советского государства и кинематографистов, что является важным аспектом настоящего исследования по причине раскрываемой темы взаимосвязи государственного запроса в кино и репрезентацией тех или иных исторических событий и личностей в кинематографе.
Не менее важными работами становятся статьи В.О. Васильевой, А.А. Венкова и Е.В. Волкова , в которых выявляется взаимосвязь между репрезентацией образов исторических деятелей и государственными идеологемами вместе с запросом общественности. Тем не менее, в данных статьях отсутствует более полная репрезентация именно Л.Д. Троцкого - фокусировка в работах делается на других персоналиях.
Не менее важной работой является статься Воробьёва Е.П., в которой рассматривается советский опыт формирования исторической памяти, актуальный для сохранения объективных представлений о прошлом в массовом сознании. Статья содержит полезную информацию о советском опыте транслирования государственных идеологем в общество, но не касается репрезентации Л.Д. Троцкого в кинематографе.
Немаловажными становятся статьи таких авторов как М.П. Власов, Е.В. Волков, Н.А. Лысова , поскольку в них мы можем найти общую информацию о взаимодействии кинематографа и истории. Несмотря на то, что данные научные исследования несут для работы лишь вспомогательный характер, они способствуют более углубленному пониманию контекста как репрезентации образа Л.Д. Троцкого в кино, так и понимаю происходивших с ним реальных событий.
Важно также отметить авторов, которые работали над общими вопросами взаимосвязи репрезентации Л.Д. Троцкого в кино и государственными идеологемами. В первую очередь, это биографы Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина такие как Д.А. Волконогов и Ю.Н. Жуков , в работах которых содержится необходимая информация о некоторых фактах из жизни двух лидерах революции. В данную группу авторов входят и такие исследователи как Ядова М.А. или Филёв М.В. , которые изучают взаимосвязь государственной политики и общественного запроса относительно темы переосмысления советского прошлого. С помощью работ третьей группы исследователей в исследовании удалось более подробно вникнуть с актуальную проблему советского наследия в России, а также выявить корреляцию между государственными воззрениям относительно этой проблемы и репрезентацией образа Л.Д. Троцкого в современном российском кинематографе.
Таким образам, приведенная историография во многом очерчивает исследовательское поле дипломной работы. Зачастую приведенные исследования фрагментарны, часто рассматривают репрезентацию Л.Д. Троцкого лишь в контексте работ, посвященных И.В. Сталину, либо В.И. Ленину, что дополнительно подчеркивает актуальность работы.
Гипотеза. Репрезентация образа Л.Д. Троцкого отражает государственную политику в сфере искусства, целью которой является внедрение в массовое сознание государственных идеологем.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между изменением образа Л.Д. Троцкого в отечественном кинематографе и трансформацией государственных идеологем.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие репрезентаций исторических событий и личностей в художественных фильмах.
2. Проанализировать механизмам формирования образов исторических личностей в художественных фильмах.
3. Изучить трансформацию образа Л.Д. Троцкого в художественных фильмах (1918-2017).
4. Сравнить изменение образов Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина в кинематографе как антиподов.
5. Дать оценку изменениям образа Л.Д. Троцкого в кинематографе во взаимосвязи с изменениями государственных идеологем.
Объект исследования - художественные фильмы в советском и российском кинематографе.
Предмет исследования - трансформация образа Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе.
Территориальные рамки ограничены границами СССР, так как советское и российское историко-биографическое кино распространялось в основном на своих зрителей, создавалось по большей части для внутреннего потребления.
Хронологические рамки включают в себя период между первым появлением Л.Д. Троцкого на экране в фильме «Годовщина Революции» режиссёра Д. Вертова в 1918 г. и последним на данный момент появлением в сериале «Троцкий» режиссёра А.К. Котта в 2017 г.
В данной работе будут использованы некоторые методы исторического исследования, необходимые для всестороннего анализа репрезентации исторической личности и её деятельности в кино:
Историко-генетический метод, посредством которого возможно исследовать последовательность изменения репрезентации образа Л.Д. Троцкого и найти причины трансформации образа Л.Д. Троцкого в исторической перспективе. Историко-сравнительный метод позволит сопоставить между собой и изучить образ двух антагонистичных личностей, неразрывно связанных между собой, а именно Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, а также их образы, сложившийся в советском кинематографе. Историко-хронологический метод будет использован в работе для изучения репрезентации образа Л.Д. Троцкого динамически во времени, чтобы в итоге была возможность проследить те, или иные закономерности в отображении исторический личности в таком массовом виде искусства как кино. Нарративный метод будет использован для последовательного изложения причинно-следственных связей, повлиявших на формирование того или иного образа Л.Д. Троцкого в кино в период с 1917 по 1953 гг. Метод диахронического анализа будет использован для разделения исторических процессов на последовательность определенных этапов, чтобы в последствии сопоставить стадии трансформации репрезентации Л.Д. Троцкого в советском кинематографе.
Для исследования будут также использованы следующие культурологические методы исследования, необходимые для изучения и разбора на составные части кинофильмов: Структурно-функциональный метод будет использован для разделения кинопроизведения на составные части и для сопоставления этих частей между собой, что позволит, в рамках данного исследования, более точно определить характер репрезентации Л.Д. Троцкого в том или ином фильме. Семиотический метод будет использован для 9
изучения языка и знаковых систем в кинофильмах, что позволит более детально выявить особенности репрезентации образа Л.Д. Троцкого в кино. В рамках данного исследования будут использованы общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия.
Источники распределены на несколько групп. Во-первых, это законодательные акты, которые показывают связь государства и киноискусства. Во-вторых, это фильмы, в которых присутствует образ Л.Д. Троцкого, либо есть упоминания о нем. В-третьих, это источники личного происхождения, такие как воспоминания режиссёров о кинопроизводстве, которые необходимы для понимания исторического контекста создания кино и для лучшего понимания той мысли, которые хотели выразить авторы в той или иной сцене фильма. В-четвертых, это периодическая печать, которая представлена в виде статей о кино и кратких ремарок о премьерах. Таким образом в исследовании использовались следующие источники.
Используемые в работе законодательные акты, главным образом, дают возможность охарактеризовать связь киноискусства с государством, дают возможность понять важность кино для страны и дать оценку той свободе, которые имели авторы в создании своих фильмов . Не менее важными они оказываются той причине, что они задают рамки отношения государства к прошлому.
Ключевыми источниками в работе являются аудиовизуальные источники, которые представляют собой фильмы, в которых либо присутствует Л.Д. Троцкий лично, либо есть упоминания о нем, как его визуального образа, так и отсылки к нему в сценарии фильма. Условно эти источники можно разделить на четыре ключевых блока, совпадающих с периодами репрезентации Л.Д. Троцкого в кино. Отдельно выделим пятый блок фильмов, выбранных в качестве дополнения к работе. Охарактеризуем каждый из этих периодов по отдельности.
К первому блоку мы отнесём советские фильмы, вышедшие в период с 1918 до 1924 гг. Фильмы данного периода, отражают наиболее позитивный взгляд советского кинематографа на фигуру Л.Д. Троцкого, как например фильм «Годовщина Революции» (1918) или «Око за око, газ за газ» (1924), в которых глава Реввоенсовета представлен как талантливый агитатор и опытный государственный деятель. В этих картинах Л.Д. Троцкий - неотъемлемая часть политической системы государства .
Во втором блоке представлены фильмы периода с 1924 по 1953 гг. которые отражают ярко негативный образ Л.Д. Троцкого. Ранние картины этого периода такие как «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1928), где персонаж Л.Д. Троцкого присутствовал подвергались цензуре. В основном фильмы данного периода являлись главным инструментом государства, использовавшимся для продвижения своих идей в массы. Такими фильмами стали «Великий гражданин» (1939), «Разгром Юденича» (1940), «Александр Пархоменко» (1942), «Оборона Царицина» (1942), «Незабываемый 1919» (1951).
Третий блок, охватывающий фильмы 1953-1991 гг., характеризуется как периода постоянных колебаний образа Л.Д. Троцкого и отношения к нему соответственно. Фильмы периода оттепели, застоя и перестройки можно вынести в один период, т.к. в репрезентации образа Л.Д. Троцкого фильмы этого периода постоянно меняются подстать изменениям в политической конъектуре СССР - он представлен как часть революционного движения, но часть, которая шла против линии В.И. Ленина, т.е. образ становился более противоречивым. С другой стороны, во времена перестройки пересматривались многие образы и в том числе и Л.Д. Троцкого. Позднее его образ вновь изменится. В этот блок включены такие фильмы как «В дни Октября» (1958), «Красные колокола» (1982), «Эсперанса» (1988) и «Враг народа Бухарин» (1990).
Четвёртый блок представлен фильмами и сериалами, выходившими с 1993 г по 2017 г. Данный блок можно охарактеризовать как кристаллизацию нового образа Л.Д. Троцкого, как блок, в котором формируются нового клише по отношению к его образу и его становления. Такими фильмами стали «Троцкий» (1993), «Романовы. Венценосная семья» (2001), «Есенин» (2005), «Девять жизней Нестора Махно» (2007), «Страсти по Чапаю» (2013), «Троцкий» (2017).
Пятый блок фильмов представлен вспомогательными картинами такими как «Понизовая вольница» (1908), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Вихри враждебные» (1953), «Шестое июля» (1968), «Освобождение» (1971), «Чекист» (1992), «Адмирал» (2008) 29 и др. В первую очередь фильмы эти фильмы необходимы в исследовании для конструирования контекста вокруг анализируемых фильмов, а также для сравнительного анализа содержания выделенных фильмов с фильмами, где представлен образ Л.Д. Троцкого.
В исследовании используются источники личного происхождения. Главным образом, в исследовании используются труды советских режиссёров, статьи и размышления которых внесли весомый вклад в теоретизацию кинематографа. Такими работами являются пятый том «Избранных произведений», куда включены работы С.М. Эйзенштейна и сочинение «Искусство кино: (мой опыт)» Л.В. Кулешова. Благодаря воспоминаниям советских режиссёров удалось углубится в теорию кино, понять некоторые механизмы конструирования на экране нужных создателям образов.
Не менее важными источниками являются воспоминания Л.Д. Троцкого о тех событиях, отображение которых присутствовало в тех или иных кинолентах. Благодаря воспоминаниям самого Л.Д. Троцкого удалось сопоставить некоторые происходившие с ним события с репрезентацией этих событий в кино.
Периодическая печать, среди которой приустают как советские, так и российские газеты, используется в исследовании для сопоставления мнений критиков и общественности с репрезентацией Л.Д. Троцкого на экране, что позволяет выявить продвигаемые в кино государственные идеологемы и мнение общественности относительно них. Главным образом в исследовании используются статьи из такой периодики как «Кино-газета», «Советский экран», «Советская культура», «Искусство кино» .
Апробация работы. Работа была апробирована на двух конференциях по итогу которых были опубликованы две статьи. Первая научная статья, «Репрезентация образа Л. Д. Троцкого в советском кинематографе периода 1918-1953 гг.» была опубликована в сборнике «Человек, сообщества, государства в социально-гуманитарных исследованиях : сборник материалов XVIII Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 19-21 апреля 2023 г.) в 2023 г.
Вторая научная статья, Репрезентация Л.Д. Троцкого в российском кинематографе с 1993 г. по 2017 г.», будет опубликована в июле 2024 г. по итогам выступления на XIX Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Миры прошлого и настоящего на переломе эпох: исследовательские подходы и практики», проходившей 16-18 апреля 2024 г. в Томске.
Структура работы. Данная работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также 4 приложений.
Одним из наиболее ярких представителей советского государства во время Октябрьской революции, Гражданской войны, а затем на этапе становления советской власти (1920-е гг.) был Л.Д. Троцкий, образ которого находился в постоянной трансформации на протяжении всего исследуемого в работе периода.
Отметим, что зачастую образ Л.Д. Троцкого трансформировался в массовом сознании именно под влиянием кинематографа, создатели которого вкладывали в его образ выгодные им идеологемы. Под идеологемой мы подразумеваем «стабильную целостность знаков, указывающую участникам коммуникации (читателю, телезрителю и пр.) истинное и допустимое, которая содержит предупреждение о недопустимом . Существует и более раннее, советское понятие идеологемы, данное философом М.М. Бахтиным. Согласно нему, идеологема - это экспликация, способ репрезентации той или иной идеологии . Другими словами, идеологема - это навязанная, закреплённая в общественном сознании с помощью пропагандистских или иных методов идеологическая установка или догма.
В этой связи изучение трансформации образа об Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе позволит проследить как с одной стороны менялось презентация событий Октябрьской революции, Гражданкой войны и первых лет становления советской власти для массового зрителя, а с другой стороны вычленить основные идеологемы, которые вкладывались государством в данного персонажа.
Новизна работы. Исходя из анализа научной литературы, был сделан вывод, что в настоящее время отсутствует комплексное изучение репрезентации образа Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе. Отметим и то, что в работе произведён анализ взаимосвязи между трансформацией образа Л.Д. Троцкого в кино и изменением отношения государства и общества к событиям Октябрьской революции, Гражданской войны и Большого террора. Подобный анализ прослеживается в других исследованиях частично, без общего анализа, начиная с первого появления Л.Д. Троцкого на экране в 1918 г и до последнего его появления на данный момент - в 2017 г.
Историография в силу специфичности темы, представляет собой работы современных исследователей, поэтому для удобства работы разделим историографию на две большие группы. К первой группе мы отнесем работы зарубежных авторов, а ко второй группе отечественных исследователей.
В первую группу авторов входят зарубежные авторы, представленные исследователями из США, Великобритании и Франции. Для более полного понимания общего анализа кинематографа была использована наиболее важная для исследования переводная работа Ж. Делёза «Кино», в которой автор подробным образом изучает природу кинематографа, объясняя его значимость для зрителя . По итогу, в исследовании были использованы некоторые тезисы, выдвигаемые Ж. Делёзом в своей работе, что позволило в более полной мере понять силу эмоциональной силы воздействия кинематографа на зрителя, благодаря которой кинематограф способен транслировать государственные идеологемы в общество.
В продолжении исследования кинематографа, в исследовании используется работа К. Томпсона. Автор в своей работе об истории развития мирового кинематографа, подробным образом раскрывает историю развития советского кинематографа 1920-х гг. и 1930-х гг. Содержание работы важно для исследования по причине необходимости в углубленном понимании происходящих в раннем советском кинематографе процессах.
Не менее важным исследованием является работа Дж. Кэсседи о конструировании сталинской мифологии на примере фильма «Великий гражданин» (1939)5, что важно в рамках исследования важно, как образец выявления взаимосвязей между советским кино 1930-х гг. и продвигаемых в нём идеологем.
В более общих работах, в которые входят исследования о И.В. Сталине и Л.Д. Троцком, такие авторы С. Коткин Р. Сервис и Э. Хейвуд касаются биографий рассматриваемых личностей, а также обращаются к их коннотациям в годы Гражданской войны. В данных исследованиях была найдена важная для квалификационной работы информация относительно роли И.В. Сталина и Л.Д, Троцкого в революционных событиях XX в., что позволяет в более полной мере раскрыть истоки той или иной репрезентации этих личностей в советском и российском кинематографе.
В первой группе исследователей тем не менее, нет углубленного анализа репрезентации в кино именно образа Л.Д. Троцкого и являются в рамках исследования вспомогательными работами.
Вторая группа исследователей включает в себя наиболее важные работы, раскрывающие непосредственно репрезентацию Л.Д. Троцкого в кино в тот или иной период времени.
В диссертации Н.В. Черновой подробным образом раскрывается образ И.В. Сталина, созданный благодаря кинематографу. В данной диссертации можно найти большое количество упоминаний Л.Д. Троцкого в кино сталинской эпохи и становится возможным, таким образом, раскрыть репрезентацию образа Л.Д. Троцкого в период времени с 1924 по 1953 годы. Тем не менее, диссертация не затрагивает репрезентацию Л.Д. Троцкого в других периодах истории, что требует обращения к другим работам, в которых репрезентации образа Л.Д. Троцкого будет раскрыта подробнее.
В другой работе, в статье В.А. Слесарчука раскрывается репрезентация образа Л.Д. Троцкого исходя из анализа нескольких самых основных фильмов советской эпохи начиная с 1918 г. Автор очень подробно рассказывает об отображении Л.Д. Троцкого в картинах, приведённых им в пример, но не раскрывает его образ, который складывался в массовом кинематографе ещё в сталинскую эпоху. Более того, автор не обращается к фильму Дзиги Вертова «Годовщина Революции» 1918 г., в котором Л.Д. Троцкому, по сути, посвящена вторая часть фильма о сражениях на Восточном фронте.
Не менее важной работой становится статья В.В. Тихонова, в которой описан случай из творческой биографии советского С.М. Эйзенштейна, когда, уже из отснятого материла фильма «Октябрь» пришлось вырезать все сцены, где присутствовал либо сам Л.Д. Троцкий, либо актёр, очень похожий на него. В данных статьях можно найти причины, по которым Л.Д. Троцкий вытесняется из фильмов, где он может лишь упоминаться, однако в них не содержаться сведений о репрезентации его образа в других фильмах.
В книге Л.Н. Джулай исследуется важная тема взаимоотношения советского государства и кинематографистов, что является важным аспектом настоящего исследования по причине раскрываемой темы взаимосвязи государственного запроса в кино и репрезентацией тех или иных исторических событий и личностей в кинематографе.
Не менее важными работами становятся статьи В.О. Васильевой, А.А. Венкова и Е.В. Волкова , в которых выявляется взаимосвязь между репрезентацией образов исторических деятелей и государственными идеологемами вместе с запросом общественности. Тем не менее, в данных статьях отсутствует более полная репрезентация именно Л.Д. Троцкого - фокусировка в работах делается на других персоналиях.
Не менее важной работой является статься Воробьёва Е.П., в которой рассматривается советский опыт формирования исторической памяти, актуальный для сохранения объективных представлений о прошлом в массовом сознании. Статья содержит полезную информацию о советском опыте транслирования государственных идеологем в общество, но не касается репрезентации Л.Д. Троцкого в кинематографе.
Немаловажными становятся статьи таких авторов как М.П. Власов, Е.В. Волков, Н.А. Лысова , поскольку в них мы можем найти общую информацию о взаимодействии кинематографа и истории. Несмотря на то, что данные научные исследования несут для работы лишь вспомогательный характер, они способствуют более углубленному пониманию контекста как репрезентации образа Л.Д. Троцкого в кино, так и понимаю происходивших с ним реальных событий.
Важно также отметить авторов, которые работали над общими вопросами взаимосвязи репрезентации Л.Д. Троцкого в кино и государственными идеологемами. В первую очередь, это биографы Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина такие как Д.А. Волконогов и Ю.Н. Жуков , в работах которых содержится необходимая информация о некоторых фактах из жизни двух лидерах революции. В данную группу авторов входят и такие исследователи как Ядова М.А. или Филёв М.В. , которые изучают взаимосвязь государственной политики и общественного запроса относительно темы переосмысления советского прошлого. С помощью работ третьей группы исследователей в исследовании удалось более подробно вникнуть с актуальную проблему советского наследия в России, а также выявить корреляцию между государственными воззрениям относительно этой проблемы и репрезентацией образа Л.Д. Троцкого в современном российском кинематографе.
Таким образам, приведенная историография во многом очерчивает исследовательское поле дипломной работы. Зачастую приведенные исследования фрагментарны, часто рассматривают репрезентацию Л.Д. Троцкого лишь в контексте работ, посвященных И.В. Сталину, либо В.И. Ленину, что дополнительно подчеркивает актуальность работы.
Гипотеза. Репрезентация образа Л.Д. Троцкого отражает государственную политику в сфере искусства, целью которой является внедрение в массовое сознание государственных идеологем.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между изменением образа Л.Д. Троцкого в отечественном кинематографе и трансформацией государственных идеологем.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие репрезентаций исторических событий и личностей в художественных фильмах.
2. Проанализировать механизмам формирования образов исторических личностей в художественных фильмах.
3. Изучить трансформацию образа Л.Д. Троцкого в художественных фильмах (1918-2017).
4. Сравнить изменение образов Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина в кинематографе как антиподов.
5. Дать оценку изменениям образа Л.Д. Троцкого в кинематографе во взаимосвязи с изменениями государственных идеологем.
Объект исследования - художественные фильмы в советском и российском кинематографе.
Предмет исследования - трансформация образа Л.Д. Троцкого в советском и российском кинематографе.
Территориальные рамки ограничены границами СССР, так как советское и российское историко-биографическое кино распространялось в основном на своих зрителей, создавалось по большей части для внутреннего потребления.
Хронологические рамки включают в себя период между первым появлением Л.Д. Троцкого на экране в фильме «Годовщина Революции» режиссёра Д. Вертова в 1918 г. и последним на данный момент появлением в сериале «Троцкий» режиссёра А.К. Котта в 2017 г.
В данной работе будут использованы некоторые методы исторического исследования, необходимые для всестороннего анализа репрезентации исторической личности и её деятельности в кино:
Историко-генетический метод, посредством которого возможно исследовать последовательность изменения репрезентации образа Л.Д. Троцкого и найти причины трансформации образа Л.Д. Троцкого в исторической перспективе. Историко-сравнительный метод позволит сопоставить между собой и изучить образ двух антагонистичных личностей, неразрывно связанных между собой, а именно Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, а также их образы, сложившийся в советском кинематографе. Историко-хронологический метод будет использован в работе для изучения репрезентации образа Л.Д. Троцкого динамически во времени, чтобы в итоге была возможность проследить те, или иные закономерности в отображении исторический личности в таком массовом виде искусства как кино. Нарративный метод будет использован для последовательного изложения причинно-следственных связей, повлиявших на формирование того или иного образа Л.Д. Троцкого в кино в период с 1917 по 1953 гг. Метод диахронического анализа будет использован для разделения исторических процессов на последовательность определенных этапов, чтобы в последствии сопоставить стадии трансформации репрезентации Л.Д. Троцкого в советском кинематографе.
Для исследования будут также использованы следующие культурологические методы исследования, необходимые для изучения и разбора на составные части кинофильмов: Структурно-функциональный метод будет использован для разделения кинопроизведения на составные части и для сопоставления этих частей между собой, что позволит, в рамках данного исследования, более точно определить характер репрезентации Л.Д. Троцкого в том или ином фильме. Семиотический метод будет использован для 9
изучения языка и знаковых систем в кинофильмах, что позволит более детально выявить особенности репрезентации образа Л.Д. Троцкого в кино. В рамках данного исследования будут использованы общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия.
Источники распределены на несколько групп. Во-первых, это законодательные акты, которые показывают связь государства и киноискусства. Во-вторых, это фильмы, в которых присутствует образ Л.Д. Троцкого, либо есть упоминания о нем. В-третьих, это источники личного происхождения, такие как воспоминания режиссёров о кинопроизводстве, которые необходимы для понимания исторического контекста создания кино и для лучшего понимания той мысли, которые хотели выразить авторы в той или иной сцене фильма. В-четвертых, это периодическая печать, которая представлена в виде статей о кино и кратких ремарок о премьерах. Таким образом в исследовании использовались следующие источники.
Используемые в работе законодательные акты, главным образом, дают возможность охарактеризовать связь киноискусства с государством, дают возможность понять важность кино для страны и дать оценку той свободе, которые имели авторы в создании своих фильмов . Не менее важными они оказываются той причине, что они задают рамки отношения государства к прошлому.
Ключевыми источниками в работе являются аудиовизуальные источники, которые представляют собой фильмы, в которых либо присутствует Л.Д. Троцкий лично, либо есть упоминания о нем, как его визуального образа, так и отсылки к нему в сценарии фильма. Условно эти источники можно разделить на четыре ключевых блока, совпадающих с периодами репрезентации Л.Д. Троцкого в кино. Отдельно выделим пятый блок фильмов, выбранных в качестве дополнения к работе. Охарактеризуем каждый из этих периодов по отдельности.
К первому блоку мы отнесём советские фильмы, вышедшие в период с 1918 до 1924 гг. Фильмы данного периода, отражают наиболее позитивный взгляд советского кинематографа на фигуру Л.Д. Троцкого, как например фильм «Годовщина Революции» (1918) или «Око за око, газ за газ» (1924), в которых глава Реввоенсовета представлен как талантливый агитатор и опытный государственный деятель. В этих картинах Л.Д. Троцкий - неотъемлемая часть политической системы государства .
Во втором блоке представлены фильмы периода с 1924 по 1953 гг. которые отражают ярко негативный образ Л.Д. Троцкого. Ранние картины этого периода такие как «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1928), где персонаж Л.Д. Троцкого присутствовал подвергались цензуре. В основном фильмы данного периода являлись главным инструментом государства, использовавшимся для продвижения своих идей в массы. Такими фильмами стали «Великий гражданин» (1939), «Разгром Юденича» (1940), «Александр Пархоменко» (1942), «Оборона Царицина» (1942), «Незабываемый 1919» (1951).
Третий блок, охватывающий фильмы 1953-1991 гг., характеризуется как периода постоянных колебаний образа Л.Д. Троцкого и отношения к нему соответственно. Фильмы периода оттепели, застоя и перестройки можно вынести в один период, т.к. в репрезентации образа Л.Д. Троцкого фильмы этого периода постоянно меняются подстать изменениям в политической конъектуре СССР - он представлен как часть революционного движения, но часть, которая шла против линии В.И. Ленина, т.е. образ становился более противоречивым. С другой стороны, во времена перестройки пересматривались многие образы и в том числе и Л.Д. Троцкого. Позднее его образ вновь изменится. В этот блок включены такие фильмы как «В дни Октября» (1958), «Красные колокола» (1982), «Эсперанса» (1988) и «Враг народа Бухарин» (1990).
Четвёртый блок представлен фильмами и сериалами, выходившими с 1993 г по 2017 г. Данный блок можно охарактеризовать как кристаллизацию нового образа Л.Д. Троцкого, как блок, в котором формируются нового клише по отношению к его образу и его становления. Такими фильмами стали «Троцкий» (1993), «Романовы. Венценосная семья» (2001), «Есенин» (2005), «Девять жизней Нестора Махно» (2007), «Страсти по Чапаю» (2013), «Троцкий» (2017).
Пятый блок фильмов представлен вспомогательными картинами такими как «Понизовая вольница» (1908), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Вихри враждебные» (1953), «Шестое июля» (1968), «Освобождение» (1971), «Чекист» (1992), «Адмирал» (2008) 29 и др. В первую очередь фильмы эти фильмы необходимы в исследовании для конструирования контекста вокруг анализируемых фильмов, а также для сравнительного анализа содержания выделенных фильмов с фильмами, где представлен образ Л.Д. Троцкого.
В исследовании используются источники личного происхождения. Главным образом, в исследовании используются труды советских режиссёров, статьи и размышления которых внесли весомый вклад в теоретизацию кинематографа. Такими работами являются пятый том «Избранных произведений», куда включены работы С.М. Эйзенштейна и сочинение «Искусство кино: (мой опыт)» Л.В. Кулешова. Благодаря воспоминаниям советских режиссёров удалось углубится в теорию кино, понять некоторые механизмы конструирования на экране нужных создателям образов.
Не менее важными источниками являются воспоминания Л.Д. Троцкого о тех событиях, отображение которых присутствовало в тех или иных кинолентах. Благодаря воспоминаниям самого Л.Д. Троцкого удалось сопоставить некоторые происходившие с ним события с репрезентацией этих событий в кино.
Периодическая печать, среди которой приустают как советские, так и российские газеты, используется в исследовании для сопоставления мнений критиков и общественности с репрезентацией Л.Д. Троцкого на экране, что позволяет выявить продвигаемые в кино государственные идеологемы и мнение общественности относительно них. Главным образом в исследовании используются статьи из такой периодики как «Кино-газета», «Советский экран», «Советская культура», «Искусство кино» .
Апробация работы. Работа была апробирована на двух конференциях по итогу которых были опубликованы две статьи. Первая научная статья, «Репрезентация образа Л. Д. Троцкого в советском кинематографе периода 1918-1953 гг.» была опубликована в сборнике «Человек, сообщества, государства в социально-гуманитарных исследованиях : сборник материалов XVIII Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 19-21 апреля 2023 г.) в 2023 г.
Вторая научная статья, Репрезентация Л.Д. Троцкого в российском кинематографе с 1993 г. по 2017 г.», будет опубликована в июле 2024 г. по итогам выступления на XIX Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Миры прошлого и настоящего на переломе эпох: исследовательские подходы и практики», проходившей 16-18 апреля 2024 г. в Томске.
Структура работы. Данная работа будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также 4 приложений.
Исходя из полученных в ходе исследования сведений, можно сделать вывод, что любое искусство несет в себе некую идеологическую установку. Кинематограф в свою очередь, как одно из наиболее массовых видов искусства несет посылы, которые распространяются на наибольшее количество людей. Таким же образом, каждый фильм включает в себя те или иные смыслы, пропагандирует определённые идеологические и нравственные установки. Поскольку кинематограф наиболее массовый вид искусства, государство практически с самого зарождения кино стремится контролировать производство фильмов, так как через них оно может продвигать свои идеологемы наиболее доступным, доходчивым образом.
В связи с этим, образ Троцкого стал крайне важным элементом в формировании идеологем как для советской, так и для российской власти. В современном кино продвигать свои идеологемы государству сложнее по причине официально отсутствующей цензуры, но отчасти кино все равно контролируется государством (через государственное финансирование и показ на федеральных каналах) и таким же образом оно отражает посылы, которые находятся в обществе. Одним из наиболее важных посылов в историческом кино становится именно переосмысление советского прошлого.
Переосмысление советского прошлого происходит через переосмысление исторических личностей ранней советской истории и Л.Д. Троцкого, в частности. Обращение именно к Л.Д. Троцкому объясняется разносторонностью как самого персонажа, так и его судьбы. Л.Д. Троцкий был одним из наиболее важных участников Октябрьской революции и Гражданской войны, но проиграл внутрипартийную борьбу И.В. Сталину, был выслан из страны, а позднее убит советским агентом.
Л.Д. Троцкий появляется в кино ещё в 1918 г., во время Гражданской войны, в самом большом и самом тиражируемым фильме этого периода - в «Годовщине Революции» Д. Вертова. В этом фильме Л.Д. Троцкий представлен как таланливый полководец и агитатор, который вдохновляет солдат на подвиги. Глава Реввоенсовета и Нарком по военным делам Л.Д. Троцкий важен как персонаж, через которого государство транслирует идею о непобедимости Красной армии, о её неизбежной победе над силами контрреволюции.
После победы Советской России в Гражданской войне в кинематографе зарождается и развивается направление авангардизма: новые авторы обретали некоторую свободу в заданных государством рамках и в первую очередь снимали фильмы о новом государстве, о победах нового государства и причинах возникновения Советской России в целом. В данный период времени, в 1920-е гг. Л.Д. Троцкий, судя по высказываниям некоторых
исследований, появлялся в фильмах, но все эпизоды с ним уничтожаются после изгнания Л.Д. Троцкого из СССР. Такими фильмами были «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1928). Косвенным подтверждением участия Л.Д. Троцкого в съёмках фильмов может стать картина «Око за око, газ за газ» (1924), в котором Л.Д. Троцкий задействован как представитель власти, поощряющий гражданина за верную службу родине. Роль Л.Д. Троцкого с точки зрения государственных идеологем в 1920-е гг. оказывается важной, поскольку населению нужно показывать представителей новой власти на территориях, освобождённых от контрреволюции; через роль Л.Д. Троцкого и других исторических личностей авторы транслируют историю становления советской власти; через демонстрацию лидеров Советской России, в частности Л.Д. Троцкого, государство создаёт образ «своих» и «чужих».
После победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе и укрепления его власти в СССР образ Л.Д. Троцкого приобретает новые черты и служит новым идеологемам. Л.Д. Троцкий становится злейшим врагом советского государства по причине его борьбы с И.В. Сталиным. В СССР усиливается культ личности, в связи с чем кинематограф направляет свою идеологическую составляющую на превознесение И.В. Сталина, на оправдание его политической деятельности. Л.Д. Троцкий оказывается в данной парадигме злейшим врагом коммунистического государства и становится нужным кинематографистам для обоснования «справедливо» проводимых репрессий против врагов народа, руководимых «призрачной» рукой Л.Д. Троцкого. Данная концепция не меняется вплоть до 1950-х гг., когда все положительные коннотации, связанные с деятельностью Л.Д. Троцкого на посту наркома по военным делам присваиваются И.В. Сталину.
В кинематографе оттепели образ Л.Д. Троцкого вновь оказывается актуальным в кино об Октябрьской революции. Главным образом по причине его противостояния с И.В. Сталиным, культ личности которого во время оттепели подвергается критике. Л.Д. Троцкий появляется в фильме «В дни Октября» (1958) и демонстрируется как один из сторонников В.И. Ленина. Тенденция на переосмысление репрессированных политиков прошлого сворачивается с приходом Л.И. Брежнева ко власти и началом периода «застоя». Образ Л.Д. Троцкого оказывается не нужным, поскольку кинематографисты сосредотачиваются на реабилитации образа И.В. Сталина. Персонаж Л.Д. Троцкого появляется в эпизодах фильма «Красные колокола» в 1982 г. и уже предстаёт как противник В.И. Ленина и И.В. Сталина. Более того, он в общении с иностранным журналистом, не называет себя большевиком. Подробнее см. приложение A. 3.1. Такая разница в репрезентации образа Л.Д. Троцкого в период оттепели и застоя связано в первую очередь со взглядом государства на культ личности И.В. Сталина. По той же причине обращаются к Л.Д. Троцкому авторы перестроечного кино таких как «Эсперанса» (1988) и «Враг народа Бухарин» (1990) - для советского государства перестроечного периода важно показывать, что оно полностью отделяет себя от кровавого прошлого 1930-х гг., поэтому репрессированные политики представляются как честные люди, гонимые за свои убеждения.
После развала СССР влияние государства на кинематограф ослабевает, однако, заложенные в периоде перестройки тенденции на переосмысление советских деятелей сохраняются и Л.Д. Троцкий становится одним из таких персонажей. В 1993 г. за счёт независимых инвесторов выходит фильм «Троцкий» (1993), в котором Л.Д. Троцкий представлен как человек, пошедший по ошибочному пути и по итогу, поплатившемуся за свои ошибки прошлого. Фильм, несмотря на то, что был снят за счёт независимых студий, совпадал по риторике с государственными идеологемами: во-первых, государство крайне негативно относилось к советскому прошлому и подобное кино наглядно демонстрировало почему такое негативное отношение оправдано и справедливо; во-вторых, переосмысление исторических личностей прошлого соответствовало запросу части населения, негативно относящегося к советскому наследию; в-третьих, посредством демонстрации не столь популярной в обществе личности Л.Д. Троцкого авторы рассказывали о более популярных деятелях - о В.И. Ленине и И.В. Сталине, которым присваивают исключительно негативные черты.
Современный кинематограф вбирает в себя идеи 1990-х гг. и результаты эволюции репрезентации Л.Д. Троцкого на протяжении 2000-х гг. Сериал 2017 г., снятый полностью за счёт государственного финансирования использует образ Л.Д. Троцкого главным образом для обоснования идеи о вредности революционных движений, о человеконенавистнической сути революций, уничтожающей как своих врагов, так и последователей. Образ Л.Д. Троцкого, который преподносится зрителям необходим ещё и по той причине, что через него можно показать других деятелей прошлого, о которых снимать отдельные произведения рискованно с точки зрения критики от зрителей и профессионального сообщества, что неизбежно влияет на коммерческий потенциал фильма. Такими личностями в сериале являются В.И. Ленин и И.В. Сталин, включающие в себя как негативные коннотации 1990-х гг., так и новые, более позитивные. Подтверждением тезиса об использовании «новой» для мало осведомлённого зрителя исторической личности для анализа известной личности может стать сериал «Демон революции», концентрирующий своё внимание на неизвестной личности А.Л. Парвуса. В данном сериале, как и в параллельно вышедшем ему «Троцком», также транслируется образ В.И. Ленина как хитрого человека, стремящегося за счёт немецких денег устроить революцию в России.
Исходя из проведённого анализа советского и российского кинематографа следует заключить, что, во-первых, в ходе исследования была выявлена корреляция между изменением образа Л.Д. Троцкого в кино и трансформацией государственных идеологем. Во многом транслируемые через Л.Д. Троцкого идеологемы отражают текущую политическую конъектуру государства, колеблясь сообразно историческому периоду создания фильма. Образ Л.Д. Троцкого оказывается удобным для разнообразных репрезентаций как советского наследия, так и идеи революционных движений в целом. Отметим, что это в первую очередь обусловлено разнообразными коннотациями, которые прослеживаются в судьбе Л.Д. Троцкого от лидера революции до её врага.
Во-вторых, на современном этапе репрезентация образа Л.Д. Троцкого во многом играет роль осмысления советского прошлого, поиска консолидации вокруг него общественных мнений. С другой стороны, именно посредствам образа Л.Д. Троцкого государство обосновывает идею пагубности и вредности революционных потрясений для общества. Образ Л.Д. Троцкого наиболее удобен для подобного обоснования, поскольку Л.Д. Троцкий был одним из важнейших лидеров революционного движения в России, судьба которого по итогу сложилась трагически.
В-третьих, через репрезентацию образа Л.Д. Троцкого, происходит переосмысление сопутствующих исторических личностей, о которых снимать отдельные крупные фильмы сложно. К подобным личностям стоит отнести И.В. Сталина, В.И. Ленина, Николая II, П.А. Столыпина и И.А. Ильина. Каждый из них в настоящее время имеет неоднозначную репутацию в обществе, поэтому их куда легче ввести в общественный дискурс через фильмы о Л.Д. Троцком, чем снимать о них отдельные произведения.
Таким образом, мы можем заключить, что в настоящее время Л.Д. Троцкий в кино - это уже не историческая личность, а инструмент переосмысления совестного прошлого и других исторических личностей. При этом каждая новая репрезентация образа Л.Д. Троцкого уже основывается на предыдущих репрезентациях, а использование фактов из его биографии остается исключительно выборочной.
В связи с этим, образ Троцкого стал крайне важным элементом в формировании идеологем как для советской, так и для российской власти. В современном кино продвигать свои идеологемы государству сложнее по причине официально отсутствующей цензуры, но отчасти кино все равно контролируется государством (через государственное финансирование и показ на федеральных каналах) и таким же образом оно отражает посылы, которые находятся в обществе. Одним из наиболее важных посылов в историческом кино становится именно переосмысление советского прошлого.
Переосмысление советского прошлого происходит через переосмысление исторических личностей ранней советской истории и Л.Д. Троцкого, в частности. Обращение именно к Л.Д. Троцкому объясняется разносторонностью как самого персонажа, так и его судьбы. Л.Д. Троцкий был одним из наиболее важных участников Октябрьской революции и Гражданской войны, но проиграл внутрипартийную борьбу И.В. Сталину, был выслан из страны, а позднее убит советским агентом.
Л.Д. Троцкий появляется в кино ещё в 1918 г., во время Гражданской войны, в самом большом и самом тиражируемым фильме этого периода - в «Годовщине Революции» Д. Вертова. В этом фильме Л.Д. Троцкий представлен как таланливый полководец и агитатор, который вдохновляет солдат на подвиги. Глава Реввоенсовета и Нарком по военным делам Л.Д. Троцкий важен как персонаж, через которого государство транслирует идею о непобедимости Красной армии, о её неизбежной победе над силами контрреволюции.
После победы Советской России в Гражданской войне в кинематографе зарождается и развивается направление авангардизма: новые авторы обретали некоторую свободу в заданных государством рамках и в первую очередь снимали фильмы о новом государстве, о победах нового государства и причинах возникновения Советской России в целом. В данный период времени, в 1920-е гг. Л.Д. Троцкий, судя по высказываниям некоторых
исследований, появлялся в фильмах, но все эпизоды с ним уничтожаются после изгнания Л.Д. Троцкого из СССР. Такими фильмами были «Стачка» (1924) и «Октябрь» (1928). Косвенным подтверждением участия Л.Д. Троцкого в съёмках фильмов может стать картина «Око за око, газ за газ» (1924), в котором Л.Д. Троцкий задействован как представитель власти, поощряющий гражданина за верную службу родине. Роль Л.Д. Троцкого с точки зрения государственных идеологем в 1920-е гг. оказывается важной, поскольку населению нужно показывать представителей новой власти на территориях, освобождённых от контрреволюции; через роль Л.Д. Троцкого и других исторических личностей авторы транслируют историю становления советской власти; через демонстрацию лидеров Советской России, в частности Л.Д. Троцкого, государство создаёт образ «своих» и «чужих».
После победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе и укрепления его власти в СССР образ Л.Д. Троцкого приобретает новые черты и служит новым идеологемам. Л.Д. Троцкий становится злейшим врагом советского государства по причине его борьбы с И.В. Сталиным. В СССР усиливается культ личности, в связи с чем кинематограф направляет свою идеологическую составляющую на превознесение И.В. Сталина, на оправдание его политической деятельности. Л.Д. Троцкий оказывается в данной парадигме злейшим врагом коммунистического государства и становится нужным кинематографистам для обоснования «справедливо» проводимых репрессий против врагов народа, руководимых «призрачной» рукой Л.Д. Троцкого. Данная концепция не меняется вплоть до 1950-х гг., когда все положительные коннотации, связанные с деятельностью Л.Д. Троцкого на посту наркома по военным делам присваиваются И.В. Сталину.
В кинематографе оттепели образ Л.Д. Троцкого вновь оказывается актуальным в кино об Октябрьской революции. Главным образом по причине его противостояния с И.В. Сталиным, культ личности которого во время оттепели подвергается критике. Л.Д. Троцкий появляется в фильме «В дни Октября» (1958) и демонстрируется как один из сторонников В.И. Ленина. Тенденция на переосмысление репрессированных политиков прошлого сворачивается с приходом Л.И. Брежнева ко власти и началом периода «застоя». Образ Л.Д. Троцкого оказывается не нужным, поскольку кинематографисты сосредотачиваются на реабилитации образа И.В. Сталина. Персонаж Л.Д. Троцкого появляется в эпизодах фильма «Красные колокола» в 1982 г. и уже предстаёт как противник В.И. Ленина и И.В. Сталина. Более того, он в общении с иностранным журналистом, не называет себя большевиком. Подробнее см. приложение A. 3.1. Такая разница в репрезентации образа Л.Д. Троцкого в период оттепели и застоя связано в первую очередь со взглядом государства на культ личности И.В. Сталина. По той же причине обращаются к Л.Д. Троцкому авторы перестроечного кино таких как «Эсперанса» (1988) и «Враг народа Бухарин» (1990) - для советского государства перестроечного периода важно показывать, что оно полностью отделяет себя от кровавого прошлого 1930-х гг., поэтому репрессированные политики представляются как честные люди, гонимые за свои убеждения.
После развала СССР влияние государства на кинематограф ослабевает, однако, заложенные в периоде перестройки тенденции на переосмысление советских деятелей сохраняются и Л.Д. Троцкий становится одним из таких персонажей. В 1993 г. за счёт независимых инвесторов выходит фильм «Троцкий» (1993), в котором Л.Д. Троцкий представлен как человек, пошедший по ошибочному пути и по итогу, поплатившемуся за свои ошибки прошлого. Фильм, несмотря на то, что был снят за счёт независимых студий, совпадал по риторике с государственными идеологемами: во-первых, государство крайне негативно относилось к советскому прошлому и подобное кино наглядно демонстрировало почему такое негативное отношение оправдано и справедливо; во-вторых, переосмысление исторических личностей прошлого соответствовало запросу части населения, негативно относящегося к советскому наследию; в-третьих, посредством демонстрации не столь популярной в обществе личности Л.Д. Троцкого авторы рассказывали о более популярных деятелях - о В.И. Ленине и И.В. Сталине, которым присваивают исключительно негативные черты.
Современный кинематограф вбирает в себя идеи 1990-х гг. и результаты эволюции репрезентации Л.Д. Троцкого на протяжении 2000-х гг. Сериал 2017 г., снятый полностью за счёт государственного финансирования использует образ Л.Д. Троцкого главным образом для обоснования идеи о вредности революционных движений, о человеконенавистнической сути революций, уничтожающей как своих врагов, так и последователей. Образ Л.Д. Троцкого, который преподносится зрителям необходим ещё и по той причине, что через него можно показать других деятелей прошлого, о которых снимать отдельные произведения рискованно с точки зрения критики от зрителей и профессионального сообщества, что неизбежно влияет на коммерческий потенциал фильма. Такими личностями в сериале являются В.И. Ленин и И.В. Сталин, включающие в себя как негативные коннотации 1990-х гг., так и новые, более позитивные. Подтверждением тезиса об использовании «новой» для мало осведомлённого зрителя исторической личности для анализа известной личности может стать сериал «Демон революции», концентрирующий своё внимание на неизвестной личности А.Л. Парвуса. В данном сериале, как и в параллельно вышедшем ему «Троцком», также транслируется образ В.И. Ленина как хитрого человека, стремящегося за счёт немецких денег устроить революцию в России.
Исходя из проведённого анализа советского и российского кинематографа следует заключить, что, во-первых, в ходе исследования была выявлена корреляция между изменением образа Л.Д. Троцкого в кино и трансформацией государственных идеологем. Во многом транслируемые через Л.Д. Троцкого идеологемы отражают текущую политическую конъектуру государства, колеблясь сообразно историческому периоду создания фильма. Образ Л.Д. Троцкого оказывается удобным для разнообразных репрезентаций как советского наследия, так и идеи революционных движений в целом. Отметим, что это в первую очередь обусловлено разнообразными коннотациями, которые прослеживаются в судьбе Л.Д. Троцкого от лидера революции до её врага.
Во-вторых, на современном этапе репрезентация образа Л.Д. Троцкого во многом играет роль осмысления советского прошлого, поиска консолидации вокруг него общественных мнений. С другой стороны, именно посредствам образа Л.Д. Троцкого государство обосновывает идею пагубности и вредности революционных потрясений для общества. Образ Л.Д. Троцкого наиболее удобен для подобного обоснования, поскольку Л.Д. Троцкий был одним из важнейших лидеров революционного движения в России, судьба которого по итогу сложилась трагически.
В-третьих, через репрезентацию образа Л.Д. Троцкого, происходит переосмысление сопутствующих исторических личностей, о которых снимать отдельные крупные фильмы сложно. К подобным личностям стоит отнести И.В. Сталина, В.И. Ленина, Николая II, П.А. Столыпина и И.А. Ильина. Каждый из них в настоящее время имеет неоднозначную репутацию в обществе, поэтому их куда легче ввести в общественный дискурс через фильмы о Л.Д. Троцком, чем снимать о них отдельные произведения.
Таким образом, мы можем заключить, что в настоящее время Л.Д. Троцкий в кино - это уже не историческая личность, а инструмент переосмысления совестного прошлого и других исторических личностей. При этом каждая новая репрезентация образа Л.Д. Троцкого уже основывается на предыдущих репрезентациях, а использование фактов из его биографии остается исключительно выборочной.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ ВРЕМЕН РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018



