ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие, основания назначения пенсии по случаю потери кормильца 6
1.2 Размер и анализ индексаций пенсии по потери кормильца 15
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации 24
2.2 Рекомендации по совершенствованию правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность выбранной темы непосредственно связана с тем, что в современной государственной практике именно государство несет ответственность за то, чтобы содержать лиц, не имеющих других средств к существованию в случае, если погиб близкий родственник, являющийся кормильцем семьи.
Случаи, в результате которых наступают подобные пенсионные правоотношения, связаны не только с естественной смертью, либо гибелью кормильца в результате несчастного случая – другими основаниями следует считать присвоение этому человеку статус безвестно пропавшего, либо же получение статуса умершего. Ситуация, при которой семья теряет близкого человека, связана не только со значительным духовным ущербом, который приобретают члены его семьи, но и с колоссальным снижением материальных доходов оставшихся членов семьи. Именно поэтому значимо участие государства, которое на конституционном уровне имеет, в первую очередь, статус социального государства.
В зависимости от степени слаженности функционирования всей системы обеспечения пенсионных выплат соответствующим образом поддерживается и благосостояние многих граждан, сюда следует отнести и лиц, которые в силу тех или иных причин потеряли кормильца. Те пенсии, которые были назначены им в случае потери кормильца – это способ продемонстрировать государству то, насколько оно заботится о своих гражданах и готово прийти на выручку в сложной ситуации. Каждый гражданин на конституционном уровне имеет право на получение социального обеспечения (в том числе, и пенсионного), в случае, если семья потеряла кормильца.
Предоставление пенсии – это основной вид поддержки, которое государство предоставляет гражданам в случае потери кормильца. Эти выплаты конституционно гарантированы и представляет собой ежемесячные денежные пособия, которые опираются на размер той заработной платы, которую получал кормилец во время его жизни. Эти выплаты позволяют компенсировать отсутствие материальных средств для существования, которых нетрудоспособные члены семьи лишились после того, как близкий родственник, обеспечивавший их при жизни, умер.
Все перечисленные выше положения обусловили соответствующий выбор темы данной выпускной квалификационной работы, поскольку принципиальным является комплексное теоретическое и правовое изучение алгоритма назначений и организации пенсионных выплат по причине утраты кормильца с позиций современной отечественной практики, для чего необходимо изучить существующие нормативно-правовые основы, нормы законодательства, а также имеющиеся научные и практические рекомендации, которые способствовали бы повышению эффективности механизма реализации этого конституционного права в отношении нуждающихся.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсии по потере кормильца.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие порядок и назначение пенсии в случае утраты кормильца.
Цель исследования состоит в изучении правового регулирования пенсии по потере кормильца, поиске проблем и путей решения.
Задачи исследования:
– изучить понятие, основания назначения пенсии по случаю потери кормильца;
– рассмотреть размер и индексацию пенсионных выплат в случае утраты кормильца;
- выявить проблемы пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца в Российской Федерации;
- разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Методологическую основу для организации текущего исследования составили диалектический метод с комплексом общелогических приемов (выполнение анализа, синтеза, сравнения и аналогии), а также специально-юридические методы (применение системного, сравнительно-правового метода, метода анализа юридической статистики).
В исследовании использованы труды таких отечественных авторов как М.А. Афанасьев, И. В. Григорьев, В.А. Криулин, В.С. Пудова, Л.М. Садыкова, И.М. Станчин, О.В. Чванова и других.
Структура исследования определена ее целями и задачами, и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.
Пенсия по случаю потери кормильца представляет собой ежемесячную денежную выплату, назначаемую на определенный период (или бессрочно), соизмеримую с прижизненными трудовыми доходами кормильца, обеспеченную государством, выплачиваемую в целях компенсации нетрудоспособным членам семьи заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этого лица, право на которую определяется в соответствии с законодательством.
Сегодня в российском законодательстве установлены три вида пенсионной поддержки в случае оставления семьи без средств к существованию: страховая, государственная и социальная пенсии. Все виды пенсий по случаю потери кормильца устанавливаются в случае смерти лица, финансовые доходы которого являлись единственным или основным источником доходов семьи.
Законодательно определены основания назначение данной пенсии, к которым относятся возраст, невозможность заниматься трудовой деятельностью и инвалидность. Представлен порядок определения территориальным органом Социального фонда России размера данного вида пенсии. Выплата пенсии по случаю потери кормильца свидетельствует о проявлении опеки со стороны государства о каждом члене общества, оказавшемся в тяжелой жизненной ситуации.
Исследование пенсий по случаю потери кормильца позволило сделать вывод, что законодатель особо выделяет из всех лиц, нуждающихся в пенсионном обеспечении, членов семьи умершего, не достигших совершеннолетия, прежде всего детей потерявших родителей. При этом многие факты и события, с которыми, связывается право на пенсию, предполагаются и не требуют доказательств, что, безусловно, отвечает интересам детей.
Пенсионное законодательство ставит имущественные обязательства граждан и право на пенсию в зависимость от родственных отношений между кормильцем и его иждивенцами. При этом отношения «родители-дети» имеют двойственную природу. С одной стороны, преимущество отдается фактическому происхождению детей - кровному, генетическому, биологическому родству. С другой стороны, например, в случае применения репродуктивных технологий, родителями могут признаваться лица, заведомо не имеющие кровного родства. Гибкая позиция законодательства в современных условиях представляется весьма убедительной и оправданной, выработанной на основе многолетнего опыта по выплате данных видов пенсий.
Однако, в целях совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении детей и расширения круга лиц, имеющих право на пенсию, возникает необходимость большей согласованности пенсионного и гражданского законодательства в направлении признания потерявшими кормильца его фактических иждивенцев, безотносительно к наличию между ними родственной связи или степени родства.
В целях совершенствования законодательства о пенсионном обеспечении детей и расширения круга лиц, имеющих право на пенсию, возникает необходимость большей согласованности пенсионного и гражданского законодательства в направлении признания потерявшими кормильца его фактических иждивенцев, безотносительно к наличию между ними родственной связи или степени родства.
В связи с вышесказанным представляется целесообразным внести в ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» изменения, согласно которым следует признавать иждивение детей умерших родителей, обучающихся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не требующим доказательств, а также дополнить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» положением, обязывающим суды при рассмотрении ими дел о признании за лицами, достигшими возраста 18 лет и получающими образование по очной форме обучения, права на пенсию по потере кормильца учитывать их материальное положение. Кроме того, необходимо включать в локальные акты организаций положения, предупреждающие работников об ответственности в случае несоблюдения норм пенсионного законодательства, а также, как было отмечено ранее, в целях устранения правового нигилизма студентов в сфере социального обеспечения проводить ряд тематических занятий в учреждениях средне-специального и высшего профессионального образования.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства по делам о спорах в сфере пенсионных правоотношений и соблюдения права граждан на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту представляется необходимым принять соответствующее постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. При этом материалы анализа и обобщения судебной практики по данной категории дел должны охватывать широкий круг спорных вопросов, связанных с применением всего пенсионного законодательства (включая Закон № 4468-1), в том числе по установлению факта иждивения либо утраты источника средств к существованию после смерти кормильца.
Достижение указанной цели возможно как путем переработки содержания и изменения наименования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», так и путем принятия нового постановления с отменой указанного документа. На этой основе представляется допустимой реализация следующего нетривиального решения - внесение соответствующих изменений в ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию работы по пенсионному обеспечению. Таким образом, число жалоб и исков на решения пенсионных органов может быть сокращено самым существенным образом.
В то же время возможен и более эффективный способ решения рассматриваемой проблемы. Он заключается во внесении изменений в пенсионное законодательство в одном из двух альтернативных вариантов.
Первый из них состоит в отмене основного спорного условия о необходимости установления факта нахождения на иждивении умершего. Это требует принятия новой редакции ст. 29, 30 и исключения ст. 31 из Закона № 4468-1. Таким образом, будет установлена более четкая и обоснованная дифференциация льготных условий для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Второй вариант предполагает принятие новой редакции ч. 2 ст. 31 Закона № 4468-1: «Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. При этом независимо от наличия трудоспособных совершеннолетних детей нетрудоспособные родители и супруг умершего имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца, если ее размер превышает получаемую ими пенсию».
В заключение стоит отметить, что пенсионное обеспечение - это важнейшая составляющая социальной политики каждого государства, которое обеспечивает стабильный экономический рост, а ошибки в указанной системе могут привести к достаточно тяжелым социальным последствиям. Несомненно, для обеспечения источника средств к существованию необходимо наличие как социальных, так и страховых пенсий, потому особое значение приобретает пенсия по случае потери кормильца, которая позволяет обеспечить нормальный уровень жизнедеятельности, членам семьи погибшего застрахованного лица.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - № 170.
5. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.02.2025) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9. - Ст. 328.
6. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 25.12.2023) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 16. - Ст. 551.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
8. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52. - Ст. 6965.
11. Постановление Правительства РФ от 23.01.2025 N 33 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2025 году» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 28.03.2025).
II. Акты судебных практик
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.03.2025).
13. Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 757-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тыхеевой Марии Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.03.2025).
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» // Бюллетень ВС РФ. - 2017. - № 7.
15. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России от 31.08.2020 г. № 9-КГ20-13 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsrf.ru (дата обращения: 31.05.2022).
16. Решение Дзержинского районного суда г. Волгоград (Волгоградская область) № 2-14318/2018 2-14318/2018 2-14318/2018~М-12792/2018 М-12792/2018 от 7 декабря 2018 г. по делу № 2-14318/2018 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/PUkLhPmFnS1K (дата обращения: 28.03.2025).
17. Решение Ленинского районного суда г. Владивостока (Приморский край) № 2-4101/2020 2-4101/2020~М-3545/2020 М-3545/2020 от 31 мая 2020 г. по делу № 2-4101/2020 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
18. Решение Курганского городского суда Курганской области от 10 ноября 2022 г. по делу № 12-209/2022 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
19. Решение Кавалеровского районного суда (Приморский край) № 2-618/2023 2-618/2023~М-263/2023 М-263/2023 от 31 мая 2023 г. по делу № 2-618/2023 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
20. Решение Московского районного суда (г. Санкт-Петербург) № 2-3611/2023 2-3611/2023~М-471/2023 М-471/2023 от 20 июня 2023 г. по делу № 2-3611/2023 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
21. Решение Михайловского районного суда (Приморский край) № 2-355/2023 2-355/2023~М-277/2023 М-277/2023 от 21 июня 2023 года по делу № 2-355/2023 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
22. Решение Левобережного районного суда г. Воронеж (Воронежская область) № 21249/2024 2-1249/2024 ~ 9-1150/2024 9-1150/2024 от 6 июня 2024 г. по делу № 2-1249/2024 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения: 28.03.2025).
III. Учебники, монографии и материалы периодической печати
23. Афанасьев, М.А. Право социального обеспечения России: учебное пособие / М.А. Афанасьев. - М.: Проспект, 2024. - 184 с.
24. Бурдо, Е.П. Экспертиза по делам об установлении отцовства: виды и особенности применения / Е.П. Бурдо // Международный журнал гражданского и торгового права. - 2021. - № 3. - С. 5-7.
25. Глинская, Д.Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // Вестник Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. – 2022. - № 1. – С. 96-107.
26. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник / И.В. Григорьев. – М.: Юрайт, 2023. – 428 с.
28. Казанцева, В.Э. Использование косвенных доказательств по делам по установлении отцовства / В.Э. Казанцева // Экономика. Право. Общество. - 2022. - № 3. - С. 86-90.
28. Криндаль, Н.А. Проблемы доказывания факта нахождения на иждивении / Н.А. Криндаль // Вестник науки. - 2021. - № 3. - С. 22-27.
29. Криулин, В.А. Актуальные вопросы пенсионного обеспечения в РФ / В.А. Криулин // Политика, экономика и инновации. – 2024. – № 1. – С. 5-10.
30. Логачева, В.А. Некоторые вопросы установления отцовства / В.А. Логачева, А.П. Яковлева // Наука и инновация в ХХI веке: Актуальные вопросы, открытие и достижение: материалы Международной научно-практической конф. - Саратов: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. - С. 170-175.
31. Обжерина, К.А. Некоторые аспекты доказывания права на страховую пенсию по случаю потери кормильца после восемнадцати лет / К.А. Обжерина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2023. - № 9. - С. 191-193.
32. Право социального обеспечения: учебник / под ред. И.В. Григорьева, В.Ш. Шайхатдинова. – М.: Юрайт, 2023. – 428 с.
33. Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // Научно-практический журнал Аллея Науки. – 2023. – № 4. – С. 4-8.
34. Садыкова, Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Л.М. Садыкова // Научно-практический журнал Аллея Науки. – 2022. – № 11. – С. 2-3.
35. Станчин, И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Вестник Воронежского экономико-правового института. – 2021. – № 7. – С. 192-196.
36. Тришкина, М. Проблема финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения / М. Тришкина // Символ науки. - 2023. - № 6. - С. 155-158.
37. Туманянц, К.А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения / К.А. Туманянц // Вестник ВГУ. – 2022. – № 2. – С. 140-147.
38. Чванова, О.В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О.В. Чванова // Молодой ученый. – 2024. – № 42. – С. 258-260.
IV. Электронные ресурсы
39. Определен порядок индексации пенсий в 2025 году // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru (дата обращения: 28.03.2025).
40. Рынок труда, занятость и заработная плата. Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках и диаграммах // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 28.03.2025).