Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии 6
1.1 Определение организационной культуры и её основных элементов 6
1.2 Виды организационной культуры 10
1.3 Основные элементы организационной культуры и факторы, влияющие на её формирование 14
2 Методологические аспекты (основы) формирования организационной культуры на
предприятии. 19
2.1 Принципы, этапы формирования организационной культуры. 19
2.2 Методы формирования организационной культуры на предприятии 23
2.3 Методы оценки организационной культуры 29
3 Основные проблемы совершенствования организационной культуры на предприятии ООО
«Торговый дом Стайер» и направления их решения. 39
3.1 Анализ среды организации предприятия ООО «ТД Стайер» 39
3.2 Анализ организационной культуры ООО «ТД Стайер» 45
3.3 Совершенствование организационной культуры в ООО «ТД Стайер» и его роль в повышении
эффективности функционирования предприятия 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложение А 74
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 79
Приложение Д 81
В настоящее время можно наблюдать значительное усиление интереса к вопросу организационной культуры, причем не только со стороны ученых и исследователей, но и со стороны основателей бизнеса и руководителей предприятий.
Современный рынок характеризуется присутствием взаимозаменяемых товаров и услуг. Для того чтобы выделить свой продукт среди аналогичных продуктов конкурентов, производитель должен увеличить его потребительскую ценность за счет привлекательного имиджа, торговой марки, уникального фирменного стиля и т.п. Организационная культура, формируя положительную репутацию организации, принципы деловой этики и т.п., создает тем самым особый нематериальный актив фирмы, непосредственно влияющий на успешность ее деятельности.
Актуальность изучения вопроса организационной культуры обусловлена в первую очередь тем, что культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри организации, делая коллектив сплоченным и производительным. Более того, культура создает внешний образ организации, формирует ее имидж, определяет характер отношений с клиентами и деловыми партнерами. Организационная культура помогает концентрировать усилия на главных стратегических направлениях, определяемых в соответствии с основным предназначением предприятия - его миссией. Актуальность темы дипломной работы также подтверждается потребностью руководителей предприятий в ясном и четком определении понятия организационной культуры, в практических рекомендациях по формированию и развитию организационной культуры и выбору рациональной стратегии ее развития, диагностике и оценке организационной культуры, а также определения ее типа с целью принятия решения о необходимости ее изменения.
Одним из важнейших мотивов для изучения организационной культуры является то, что традиционные методы управления организациями, построенные на функциональной специализации работников и подразделений, разделении труда, обособленности отдельных структур организации друг от друга не отвечают сложившимся в настоящем условиям. Это обусловлено рядом причин, среди которых наиболее существенными являются совершенствование и распространение информационных технологий, технологий производства, высокая степень непредсказуемости и непостоянство рыночных условий в силу изменчивости потребительского спроса, необходимость быстро реагировать на изменившийся спрос, вовремя предлагая новый товар или услугу. Эти факторы требуют изменения мышления в организации деятельности предприятия (политике планирования, создании условий для быстрого перехода на выпуск новой продукций и т.п.).
Актуальность темы дипломной работы состоит еще и в том, что организационная культура играет очень важную роль в жизни предприятия торговой индустрии. Поэтому она обязана быть предметом самого пристального внимания со стороны руководства. Трудно найти организацию, которая не хотела бы обладать сильной культурой. Только сильная организационная культура способна обеспечить наивысшую производительность, успешность предприятия и приверженность его сотрудников.
Объектом исследования является предприятие ООО «Торговый Дом Стайер». В качестве предмета исследования дипломной работы выступает процесс совершенствования организационной культуры в организации.
Цель данной работы разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «Торговый Дом Стайер».
В задачи дипломной работы входит:
- рассмотреть сущность и функции организационной культуры;
- определить виды, элементы и признаки организационной культуры;
- выявить факторы, влияющие на формирование организационной культуры;
- определить принципы, этапы формирования организационной культуры;
- исследовать методы формирования и оценки уровня организационной культуры на предприятии;
- провести анализ среды организации ООО «ТД Стайер»;
- провести анализ организационной культуры ООО «ТД Стайер»;
- разработать предложения по совершенствованию организационной культуры ООО «ТД Стайер».
Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили её структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
В первой главе исследованы теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии.
Во второй главе исследованы методологические основы формирования
организационной культуры на предприятии.
В третьей главе рассмотрены основные проблемы совершенствования организационной культуры на предприятии ООО «Торговый Дом Стайер» и направления их решения.
При написании дипломной работы использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и документов, обобщение, сравнение, балансовый, графический методы, анкетирование.
Теоретико-методологической основой проведенного исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Гринберг Дж., Комарова Н. В., Кабушкин Н. И., Камерон К., Куинн Р., Потемкин В. К., Соломанидина Т. О., Тележников В. И., Тихомирова О. Г. и др., материалы периодической печати и интернет-источников.
По итогам проведенного в дипломной работе исследования можно сформулировать следующие выводы.
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, применяемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, определяющих поведения и действия людей. Основными компонентами организационной культуры являются идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются членами организации. Высокое экономическое и идеологическое значение организационной культуры в современных условиях делает процессы ее формирования и динамичной трансформации объектом повышенного внимания. В современной же рыночной экономике на первый план выдвигаются люди, способные взять па себя высокую ответственность, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности.
Организационная культура оказывает непосредственное влияние на характер и эффективность деятельности предприятия. В связи с этим руководству организации следует уделять должное внимание вопросам формирования организационной культуры с целью обеспечения стабильной и успешной деятельности предприятия в долгосрочном периоде.
В выпускной квалификационной работе определены слабые и сильные стороны ООО «Торговый Дом Стайер». Одной из слабых сторон был выявлен недостаточно высокий уровень организационной культуры в ООО «ТД Стайер».
Для содержательного анализа существующей организационной культуры ООО «ТД Стайер» был проведен опрос среди всех работников организации, включая высшее руководство. Проведенный анализ организационной культуры показал, что коллектив ООО «ТД Стайер» является сплоченным, у сотрудников есть общие интересы, ими принимаются корпоративные ценности и существующие условия труда, что позволяет сформировать развитую организационную культуру. Вместе с тем руководству организации следует пересмотреть сложившуюся систему мотивации работников, позволить наиболее активным и талантливым работникам реализовывать свои идеи и дать им возможность больше зарабатывать.
Для определения типа организационной культуры ООО «ТД Стайер» был также использован инструмент оценки организационной культуры (ОСА1). Анализ, проведенный с использованием данного инструмента, показал, что для ООО «ТД Стайер» более всего характерна клановая культура с элементами адхократической и рыночной культуры, однако для достижения рыночного успеха организации в будущем следует несколько снизить клановость организационной культуры в пользу элементов рыночной и адхократической культуры.
Было также отмечено, что в ООО «ТД Стайер» слабо используются такие атрибуты организационной культуры, как собственная символика и фирменный стиль.
Для совершенствования организационной культуры руководству ООО «ТД Стайер» были даны рекомендации по совершенствованию фирменного стиля, разработке кодекса корпоративной этики и совершенствованию оплаты труда персонала.
В целях совершенствования фирменного стиля руководству ООО «ТД Стайер» было предложено:
- разработать новый логотип, который позволит сделать организацию более узнаваемой. Данный логотип должен отражать специфику организации и ее миссию. В первую очередь данная символика должна быть изображена на вывеске офиса и на сайте организации. Кроме того, ее можно повторить и на транспортных средствах компании в виде логотипа на тентах;
- оформить рекламные буклеты, каталоги, брошюры и другую полиграфическую и сувенирную продукцию в соответствии с фирменным стилем организации. Предлагается печатать логотип на прайс листах и коммерческих предложениях компании;
- заказать для обслуживающего персонала элементы форменной одежды с символикой организации;
- создать сайт организации. Необходимо оформить сайт в стилистике организации, так чтобы любой посетитель, ознакомившись с сайтом, смог составить свое представление об ООО «ТД Стайер». На сайте нужно создать дополнительный раздел с отзывами клиентов, а также раздел «Наша гордость», в котором будут размещены фотографии лучших работников месяца.
Все предложенные рекомендации по совершенствованию фирменного стиля ООО «ТД Стайер» помогут придать целостность и завершенность выбранной концепции организации. С одной стороны, это поможет клиентам полностью прочувствовать атмосферу организации и выделить ООО «ТД Стайер» среди других подобных фирм. С другой стороны, работа в организации, полностью отвечающей выбранной концепции, позволит персоналу почувствовать свою особенность, неповторимость, что будет способствовать укреплению лояльности персонала и усилению корпоративного духа в компании. Все это позволит в целом укрепить организационную культуру ООО «ТД Стайер».
В выпускной квалификационной работе предложены рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда персонала ООО «ТД Стайер», что позволит более объективно оценивать личный трудовой вклад каждого работника, позволит активным и талантливым работникам реализовывать свои идеи, более усердно трудиться и за такой труд получать большее вознаграждение. Применение рассмотренной системы оплаты труда позволит также придать организационной культуре ООО «ТД Стайер» отдельные черты рыночной организационной культуры, что положительным образом отразится на эффективности работы компании в будущем.
Разработанные рекомендации позволят повысить эффективность деятельности предприятия ООО «ТД Стайер», усилить его позиции на рынке.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник; 8-е изд.; пер. с англ. / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2013. - 831 с.
2. Архипова, С.Е. Использование методики ОСAI для исследования процессов развития организационной культуры / С.Е. Архипова // Управление корпоративной культурой.
- 2013. - №3. - С. 178-189.
3. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А.Н.Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев. - СПб.: Гуманистика, 2012. - 241 с.
4. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. - Краснодар: ЮИМ, 2016. - 71 с.
5. Ветлужских, Е.В. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI / Е.В. Ветлужских. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 217 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: МАГИСТР,
2014. - 656 с.
7. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде / Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 217 с.
8. Грошев, И.В. Организационная культура: учеб. пособие / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 - 288 с.
9. Емельянов, П.В. Управление культурой организации предпринимательского типа / П.В. Емельянов. - Тамбов: Грамота, 2014. - 140 с.
10. Жданова Т. Культура и персонал. Точки соприкосновения // Библиотека. - 2009.
- №9. - С. 26-28.
11. Камерон. К. Диагностика и измерение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. - СПб. : Питер, 2011. - 310 с.
12. Карпов, А.В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента / А.В. Карпов // Журнал практического психолога. - 2017. - № 1. - С. 28-37.
13. Карташова, Л.В. Организационное поведение: Учебное пособие / Л.В. Карташова. - М.: Инфра-М, 2015. - 156 с.
14. Козлов, В.Г. Проблема единства организационной культуры компании / В.Г. Козлов // Управление персоналом. - 2016. - №9. - С. 53-56.
15. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний) : практическое пособие / Ю. Д. Красовский. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 352 с...48