Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика и коррекция агрессивного поведения у младших школьников - воспитанников детского дома

Работа №18268

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
866
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления об агрессивном поведении младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностях его коррекции 9
1.1 Содержание понятия «агрессивное поведения» в психологической
науке 9
1.2 Психологические особенности младших школьников - воспитанников
детского дома. Особенности проявления у них агрессивного поведения 17
1.3 Возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного
поведения у младших школьников - воспитанников детского дома 27
2 Экспериментальное исследование агрессивного поведения у младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции 33
2.1 Организации и методы исследования. Анализ результатов
диагностики 33
2.2 Содержание работы педагога - психолога с агрессивными младшими
школьниками - воспитанниками детского дома 44
2.3 Рекомендации младшим школьникам - воспитанникам детского дома по
преодолению агрессивного поведения 55
Заключение 63
Список использованных источников 65


Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, свое детство проводят в относительно закрытых учреждениях на полном государственном обеспечении. Среда таких образовательных организаций соприкасается с каждодневной реальностью только отдельными сторонами. Развитие ребенка вне семьи имеет отличия, идет по особому пути. У таких детей формируются особые черты характера, поведения личности.
Воспитанники детских домов не усваивают обычных для жизни в семье и в обществе необходимых форм поведения. Большинство выпускников таких образовательных организаций не имеют опыта общения с незнакомыми людьми, у них не сформировано потребность и ценностное отношение к труду, нет опыта эмоциональных взаимоотношений с близкими людьми.
Детский дом выступает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как главный институт социализации. Здесь дети приобретают опыт общения с другими людьми, причем на протяжении определенного времени детский дом является для таких детей единственным местом получения подобного опыта. Педагогические работники несут ответственность перед обществом за жизнь и здоровье этих, их материальное благополучие и поведение.
Одним из последствий пребывания в детском доме является агрессивное поведение. Данная проблема достаточно серьезна, так как агрессия создает проблемы в общении с другими людьми и может перерасти в отклоняющееся поведение, например, в делинквентное. С этим и связана необходимость своевременного выделения агрессивного поведения и его коррекции. Психика воспитанника неустойчива и легко ранима, и от своевременной и педагогически грамотной позиции воспитателя зависят душевное здоровье и нравственное благополучие ребенка. К сожалению, в психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития младших школьников в закрытых детских учреждениях.
Научные изыскания по проблеме агрессивного поведения детей в целом предполагают выделение его причин, особенностей проявления и приемов коррекции. Выбор данной темы связан с важностью вопроса об отношениях воспитанников со сверстниками и со взрослыми, затрудняющими процесс вхождения в общество ребят, лишенных родительского попечительства. В рамках данной дипломной работы мы рассмотрим положение о коррекции агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном планах особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможности его коррекции.
Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1) Раскрыть содержание понятий «агрессия», «агрессивное поведение» в психологической науке, описать особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
2) Проанализировать возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
3) Спланировать и реализовать на практике экспериментальное
исследование особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома, обработать полученные результаты,
сформулировать выводы.
4) Подобрать рекомендации для младших школьников - воспитанников детского дома по преодолению агрессивного поведения, охарактеризовать существующую систему коррекционной работы педагога-психолога с ними.
Методы исследования:
• Анализ научной литературы по теме исследования
• Эмпирические методы: методика «Тест руки Вагнера» (авт. Э.Вагнер), графическая методика «Кактус» (авт. М.А. Панфилова).
• Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме агрессивного поведения детей, воспитывающихся в детском доме (Дубровина И.В., Лангмейер И, Матейчек

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Под агрессией Л. Бендером понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, также в это понятие включаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
На развитие агрессивности младших школьников - воспитанников детского дома могут влиять природные особенности темперамента. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу у них наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении.
Для работы с младшими школьниками - воспитанниками детского дома, трудно найти подходящие методы. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью. Методы, направленные на коррекцию агрессивного поведения младших школьников- воспитанников детского дома следующие:
- игротерапия,
- библиотерапия,
- арт-терапия,
- музыкотерапия,
- психодрама,
- проективный рисунок.
Психокоррекция на практике применяется в двух формах:
индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с подростком один на один при отсутствии посторонних лиц. При использовании групповой психокоррекции основным инструментом воздействия выступает группа детей.
Коррекционная работа - это не только специально подобранные упражнения и игры. Результативность принимаемых мер в большой степени зависит еще и от личного примера воспитателя в повседневном общении со своими подопечными. Если взрослый правильно ведет себя, правильно строит общение с ребенком, во многих ситуациях можно избежать конфликта и перевести его в мирное русло.
Для детей - воспитанников детского дома с агрессивным поведением и с незначительными отклонениями в психоэмоциональной сфере по данным психологического обследования нами даны рекомендации для коррекции отклонений в поведении.
Таким образом, высокий уровень агрессивного поведения выявлен у 25% испытуемых (3 детей, Сергей, Василий, Роман), это свидетельствует о достаточном уровне психической активности, связанном с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Средний показатель - у 75 % испытуемых (9 детей, Егор, Константин, Дмитрий, Алена, Артем, Стас, Денис, Александр, Юлия). Это говорит об уровне истинной агрессивности, повышенной тревожности и ожидании агрессии извне.



1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Санкт- Петербург : Издательство ЕВРАЗИЯ, 2000. - 108 с.
2. Басс, А. Г. Психология агрессии / А. Г. Басс // Вопросы психологии. - 1967. - № 3.
3. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - Санкт - Петербург : Прайм - Еврознак, 2002. - 512 с.
4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон: - Санкт-Петербург : Издательский дом «Питер», 2001. - 352 с.
5. Еиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Еиппенрейтер. — Москва : ЧеРо, 2002. - 158 с.
6. Еудвин, Д. Исследование в психологии: Методы и планирование / Д. Еудвин. - Санкт-Петербург, 2004. - 557 с.
7. Заостровцева, М. Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников / М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина. - Москва : Сфера, 2006. - 108 с.
8. Зинченко, В. П. Введение в психологию / В. П. Зинченко. - Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
9. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 224 с.
10. Курбатова, Т. Н. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство / Т. Н. Курбанова, О. И. Муляр. - Санкт-Петербург : ЕМНППП «ИМАТОН», 2001. - 64 с.
11. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. - Санкт-Петербург : Социальный - психологический центр, 1996. - 392 с.
12. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, 3. Матейчек. - Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2014.
13. Ломтева, Т. Большие игры маленьких детей / Т. Ломтева. - Москва : «Дрофа-плюс», 2005. - 272 с.
14. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Е. Б. Монина. - Санкт-Петербург : Издательство «Речь», 2007. - 136 с.
15. Мещеряков, Б. Е. Большой психологический словарь /Б. Е. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Санкт - Петербург : Прайм-Еврознак, 2004.- 672 с.
16. Михайлина, М. Ю. Психологические аспекты исследования агрессивности в школе / М. Ю. Михайлина, Е. В. Еусева. - Саратов, 2004. - 36 с.
17. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Москва : Еуманитарный издательский центр Владос, 2005. - 688 с.
18. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н. М. Платонова. - Санкт-Петербург : Издательство «Речь», 2004. - 336 с.
19. Психологический словарь / Ю. Л. Неймер. - Ростов-на-Дону : Феникс,2003.
20. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие /Л. А. Еоловей, Е. Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург : Издательство «Речь», 2002. - 694 с.
21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. - Москва : Еуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. - 310 с.
22. Рожков, О. П. Психокоррекционная работа с агрессивными детьми / О. П. Рожков. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
23. Румянцева, Т. Е. Понятие агрессивности в современной психологии / Т. Е. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - № 5.
24. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург : Издательство «Речь», 2000. - 349 с.
25. Смирнова, Е. О. Агрессивные дети / Е. О. Смирнова, Е. Р. Хузеева // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 62—67.
26. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 23 с.
27. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. - Минск : НПО, 1996. - 192 с.
28. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. - Санкт- Петербург : «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК» «Издательский дом НЕВА», 2001. - 448 с.
29. Хузеева, Е. Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников / Е. Р. Хузеева, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1996 - - № 3. - С. 5-14.
30. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2003. - 173с.
31. Ярошевский, М. Е. Краткий психологический словарь / М. Е. Ярошевский. - Москва : Политиздат, 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ