Диагностика и коррекция агрессивного поведения у младших школьников - воспитанников детского дома
|
Введение 5
1 Теоретические представления об агрессивном поведении младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностях его коррекции 9
1.1 Содержание понятия «агрессивное поведения» в психологической
науке 9
1.2 Психологические особенности младших школьников - воспитанников
детского дома. Особенности проявления у них агрессивного поведения 17
1.3 Возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного
поведения у младших школьников - воспитанников детского дома 27
2 Экспериментальное исследование агрессивного поведения у младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции 33
2.1 Организации и методы исследования. Анализ результатов
диагностики 33
2.2 Содержание работы педагога - психолога с агрессивными младшими
школьниками - воспитанниками детского дома 44
2.3 Рекомендации младшим школьникам - воспитанникам детского дома по
преодолению агрессивного поведения 55
Заключение 63
Список использованных источников 65
1 Теоретические представления об агрессивном поведении младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностях его коррекции 9
1.1 Содержание понятия «агрессивное поведения» в психологической
науке 9
1.2 Психологические особенности младших школьников - воспитанников
детского дома. Особенности проявления у них агрессивного поведения 17
1.3 Возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного
поведения у младших школьников - воспитанников детского дома 27
2 Экспериментальное исследование агрессивного поведения у младших
школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции 33
2.1 Организации и методы исследования. Анализ результатов
диагностики 33
2.2 Содержание работы педагога - психолога с агрессивными младшими
школьниками - воспитанниками детского дома 44
2.3 Рекомендации младшим школьникам - воспитанникам детского дома по
преодолению агрессивного поведения 55
Заключение 63
Список использованных источников 65
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, свое детство проводят в относительно закрытых учреждениях на полном государственном обеспечении. Среда таких образовательных организаций соприкасается с каждодневной реальностью только отдельными сторонами. Развитие ребенка вне семьи имеет отличия, идет по особому пути. У таких детей формируются особые черты характера, поведения личности.
Воспитанники детских домов не усваивают обычных для жизни в семье и в обществе необходимых форм поведения. Большинство выпускников таких образовательных организаций не имеют опыта общения с незнакомыми людьми, у них не сформировано потребность и ценностное отношение к труду, нет опыта эмоциональных взаимоотношений с близкими людьми.
Детский дом выступает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как главный институт социализации. Здесь дети приобретают опыт общения с другими людьми, причем на протяжении определенного времени детский дом является для таких детей единственным местом получения подобного опыта. Педагогические работники несут ответственность перед обществом за жизнь и здоровье этих, их материальное благополучие и поведение.
Одним из последствий пребывания в детском доме является агрессивное поведение. Данная проблема достаточно серьезна, так как агрессия создает проблемы в общении с другими людьми и может перерасти в отклоняющееся поведение, например, в делинквентное. С этим и связана необходимость своевременного выделения агрессивного поведения и его коррекции. Психика воспитанника неустойчива и легко ранима, и от своевременной и педагогически грамотной позиции воспитателя зависят душевное здоровье и нравственное благополучие ребенка. К сожалению, в психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития младших школьников в закрытых детских учреждениях.
Научные изыскания по проблеме агрессивного поведения детей в целом предполагают выделение его причин, особенностей проявления и приемов коррекции. Выбор данной темы связан с важностью вопроса об отношениях воспитанников со сверстниками и со взрослыми, затрудняющими процесс вхождения в общество ребят, лишенных родительского попечительства. В рамках данной дипломной работы мы рассмотрим положение о коррекции агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном планах особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможности его коррекции.
Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1) Раскрыть содержание понятий «агрессия», «агрессивное поведение» в психологической науке, описать особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
2) Проанализировать возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
3) Спланировать и реализовать на практике экспериментальное
исследование особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома, обработать полученные результаты,
сформулировать выводы.
4) Подобрать рекомендации для младших школьников - воспитанников детского дома по преодолению агрессивного поведения, охарактеризовать существующую систему коррекционной работы педагога-психолога с ними.
Методы исследования:
• Анализ научной литературы по теме исследования
• Эмпирические методы: методика «Тест руки Вагнера» (авт. Э.Вагнер), графическая методика «Кактус» (авт. М.А. Панфилова).
• Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме агрессивного поведения детей, воспитывающихся в детском доме (Дубровина И.В., Лангмейер И, Матейчек
Воспитанники детских домов не усваивают обычных для жизни в семье и в обществе необходимых форм поведения. Большинство выпускников таких образовательных организаций не имеют опыта общения с незнакомыми людьми, у них не сформировано потребность и ценностное отношение к труду, нет опыта эмоциональных взаимоотношений с близкими людьми.
Детский дом выступает для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как главный институт социализации. Здесь дети приобретают опыт общения с другими людьми, причем на протяжении определенного времени детский дом является для таких детей единственным местом получения подобного опыта. Педагогические работники несут ответственность перед обществом за жизнь и здоровье этих, их материальное благополучие и поведение.
Одним из последствий пребывания в детском доме является агрессивное поведение. Данная проблема достаточно серьезна, так как агрессия создает проблемы в общении с другими людьми и может перерасти в отклоняющееся поведение, например, в делинквентное. С этим и связана необходимость своевременного выделения агрессивного поведения и его коррекции. Психика воспитанника неустойчива и легко ранима, и от своевременной и педагогически грамотной позиции воспитателя зависят душевное здоровье и нравственное благополучие ребенка. К сожалению, в психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития младших школьников в закрытых детских учреждениях.
Научные изыскания по проблеме агрессивного поведения детей в целом предполагают выделение его причин, особенностей проявления и приемов коррекции. Выбор данной темы связан с важностью вопроса об отношениях воспитанников со сверстниками и со взрослыми, затрудняющими процесс вхождения в общество ребят, лишенных родительского попечительства. В рамках данной дипломной работы мы рассмотрим положение о коррекции агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном планах особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможностей его коррекции.
Объект исследования: агрессивное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома и возможности его коррекции.
Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1) Раскрыть содержание понятий «агрессия», «агрессивное поведение» в психологической науке, описать особенности агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
2) Проанализировать возможности коррекционной работы в преодолении агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома.
3) Спланировать и реализовать на практике экспериментальное
исследование особенностей агрессивного поведения младших школьников - воспитанников детского дома, обработать полученные результаты,
сформулировать выводы.
4) Подобрать рекомендации для младших школьников - воспитанников детского дома по преодолению агрессивного поведения, охарактеризовать существующую систему коррекционной работы педагога-психолога с ними.
Методы исследования:
• Анализ научной литературы по теме исследования
• Эмпирические методы: методика «Тест руки Вагнера» (авт. Э.Вагнер), графическая методика «Кактус» (авт. М.А. Панфилова).
• Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме агрессивного поведения детей, воспитывающихся в детском доме (Дубровина И.В., Лангмейер И, Матейчек
Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Под агрессией Л. Бендером понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, также в это понятие включаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
На развитие агрессивности младших школьников - воспитанников детского дома могут влиять природные особенности темперамента. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу у них наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении.
Для работы с младшими школьниками - воспитанниками детского дома, трудно найти подходящие методы. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью. Методы, направленные на коррекцию агрессивного поведения младших школьников- воспитанников детского дома следующие:
- игротерапия,
- библиотерапия,
- арт-терапия,
- музыкотерапия,
- психодрама,
- проективный рисунок.
Психокоррекция на практике применяется в двух формах:
индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с подростком один на один при отсутствии посторонних лиц. При использовании групповой психокоррекции основным инструментом воздействия выступает группа детей.
Коррекционная работа - это не только специально подобранные упражнения и игры. Результативность принимаемых мер в большой степени зависит еще и от личного примера воспитателя в повседневном общении со своими подопечными. Если взрослый правильно ведет себя, правильно строит общение с ребенком, во многих ситуациях можно избежать конфликта и перевести его в мирное русло.
Для детей - воспитанников детского дома с агрессивным поведением и с незначительными отклонениями в психоэмоциональной сфере по данным психологического обследования нами даны рекомендации для коррекции отклонений в поведении.
Таким образом, высокий уровень агрессивного поведения выявлен у 25% испытуемых (3 детей, Сергей, Василий, Роман), это свидетельствует о достаточном уровне психической активности, связанном с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Средний показатель - у 75 % испытуемых (9 детей, Егор, Константин, Дмитрий, Алена, Артем, Стас, Денис, Александр, Юлия). Это говорит об уровне истинной агрессивности, повышенной тревожности и ожидании агрессии извне.
Под агрессией Л. Бендером понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, также в это понятие включаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.
На развитие агрессивности младших школьников - воспитанников детского дома могут влиять природные особенности темперамента. Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу у них наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении.
Для работы с младшими школьниками - воспитанниками детского дома, трудно найти подходящие методы. Те практические материалы, которые успешно используются психологами в школе с домашними детьми, не всегда подходят для детей с сильной педагогической запущенностью. Методы, направленные на коррекцию агрессивного поведения младших школьников- воспитанников детского дома следующие:
- игротерапия,
- библиотерапия,
- арт-терапия,
- музыкотерапия,
- психодрама,
- проективный рисунок.
Психокоррекция на практике применяется в двух формах:
индивидуальной и групповой. В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с подростком один на один при отсутствии посторонних лиц. При использовании групповой психокоррекции основным инструментом воздействия выступает группа детей.
Коррекционная работа - это не только специально подобранные упражнения и игры. Результативность принимаемых мер в большой степени зависит еще и от личного примера воспитателя в повседневном общении со своими подопечными. Если взрослый правильно ведет себя, правильно строит общение с ребенком, во многих ситуациях можно избежать конфликта и перевести его в мирное русло.
Для детей - воспитанников детского дома с агрессивным поведением и с незначительными отклонениями в психоэмоциональной сфере по данным психологического обследования нами даны рекомендации для коррекции отклонений в поведении.
Таким образом, высокий уровень агрессивного поведения выявлен у 25% испытуемых (3 детей, Сергей, Василий, Роман), это свидетельствует о достаточном уровне психической активности, связанном с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Средний показатель - у 75 % испытуемых (9 детей, Егор, Константин, Дмитрий, Алена, Артем, Стас, Денис, Александр, Юлия). Это говорит об уровне истинной агрессивности, повышенной тревожности и ожидании агрессии извне.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Я - МЕДИА ГОР»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Организационно-педагогические условия снижения агрессии у воспитанников психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика и преодоление тревожности в младшем школьном возрасте
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



