АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава I Репутационный менеджмент в политической сфере 9
1.1 Технологии репутационного менеджмента политика в социальных сетях 9
1.2 Потенциал социальных сетей в управлении репутацией политического лидера ...18
1.3 Анализ аккаунтов политических лидеров в социальной сети «ВКонтакте» 22
Глава II Стратегия управления репутацией политического лидера в социальных сетях (на примере аккаунта губернатора Томской области В.В.Мазура) 29
2.1 Разработка стратегии управления репутацией политического лидера в социальных
сетях 29
2.2 Оценка эффективности управления репутацией политического лидера в социальных
сетях 45
2.3 Анализ аккаунта губернатора Томской области В.В.Мазура 49
2.4 Рекомендации по управлению репутацией политического лидера в социальных сетях
60
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А 72
Приложение Б 91
Приложение В 92
Приложение Г 93
Приложение Д 94
Приложение Е 95
Приложение Ж 96
Приложение З 97
Приложение И 98
Интернет — это не только источник информации, это сеть, объединяющая мировую общественность. Он влияет на все сферы деятельности человека и социальных групп. Одной из такой сфер является политика. Политический лидер — политик, обладающий особыми качествами, позволяющими ему быть не только руководителем, но и иметь способность легитимно влиять на общество и социальные группы благодаря наличию политической власти или возможностью влиять на неё. Главы регионов Российской Федерации являются политическими лидерами. Они занимают важную позицию в жизни общества, так как имеют властные полномочия и с развитием интернет- пространства являются медийными персонами. Губернаторы, главы республик, мэры всегда находятся в центре внимания общественности. Главы субъектов являются выборными должностными лицами. Их вступление в должность зависит от решения граждан. Следовательно, общественное мнение и репутация — факторы, влияющие на результаты выборов или на принятие решении о назначении.
XXI век — век социальных сетей . За семнадцать лет соцсети стали «местом жительства» пользователей. Самые уважаемые издания (СМИ) и лидеры общественного мнения (ЛОМ) доносят информацию и взаимодействуют с аудиторией посредством социальных платформ. Политика также становится частью виртуального пространства. Сегодня депутаты, чиновники, министры, главы субъектов имеют личные страницы в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» и «Одноклассники». Они напрямую могут выходить на связь с электоратом, поднимать на обсуждение актуальные вопросы, отзываться на проблемы граждан, высказывать своё мнение. Таким образом, формируется персональный имидж и поддерживается репутация политического лидера. Репутация — это устойчивое субъективное мнение о человеке/компании в глазах общественности. Репутация человека складывается из личных качеств, поступков, манеры поведения, образа жизни и различных успехов, о которых известно обществу. На основе этого мнения формируются ожидания, репутацию можно назвать социальной оценкой личности.
Общественное мнение о человеке объективно, оно серьезно влияет как на личную жизнь, так и на успехи в карьере. В условиях гибридной реальности, которая разделена на цифровой и реальный мир, образ человека, транслируемый и формируемый стихийно или целенаправленно, также разделяется на виртуальный и офлайн-образ. Виртуальный образ складывается из репрезентационных элементов в виртуальном пространстве, в том числе в социальных сетях. Такое количество источников информации даёт и отрицательный результат: повышаются риски возникновения ошибок.
Репутационный менеджмент тесно взаимосвязан с PR. Это часть информационно-коммуникационной деятельности, направленной на доведение необходимой информации до целевых групп, установление отношений с общественностью. Репутационный менеджмент представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на формирование репутации, ее поддержку и защиту. Одно из направлений репутационного менеджмента, активно используемое последние несколько лет — управление репутацией с помощью социальных сетей . Это обуславливает актуальность выпускной квалифицированной работы.
Проблема: недостаточная выявленность специфики управления репутацией политического лидера в социальных сетях.
Степень изученности. В.Н. Баранов, Г.В Косов, А.В. Курочкин, А.А. Малькевич, И.В. Мирошниченко, Е.В. Морозова, В.А. Потапов, Л.В.
Сморгунов, С.В. Тихонова, Ю.В. Чернявская, В.А. Ширяев исследовали социальные сети и сетевую политическую коммуникацию.
Имидж политического лидера, в том числе имидж глав субъектов РФ изучают: К.А. Аржанова,А.В. Белинский, А.Г. Блудова, А.С. Ваторопин, Д. М. Деева, С.Г. Зырянов, Е.В. Отц, Е.А. Рожкова, Д.Л. Савельев, В.Г. Семенова, М.С. Семина, А.В. Соколов, Д.А. Якушин.
Репутационный капитал рассматривается в работах Е.П. Алексеевой, Л.С. Сальниковой, М.А. Рожковой, И.В. Грошева, А.А. Краснослободцева, И.А. Рудалевой, И.В. Сидорской, Д.Е. Усюровой, А.Н. Чаплиной.
Среди авторов, занимающихся теоретической и практической разработкой репутационного менеджмента, можно выделить А. Кошмарова, К. Ремчукова, Л. Сухотерина, А. Шабельника, И. Юдинцева.
Политический имидж, имидж политического лидера изучены подробно, в то время как проблема управления репутации политика в социальных сетях освещена недостаточно полно.
Объект исследования — репутационный менеджмент.
Предмет исследования — репутационный менеджмент политического лидера в соцсетях (на примере аккаунта В.В.Мазура).
Целью данной работы является выявить специфику управления репутацией политического лидера в социальных сетях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить значение понятия «репутационный менеджмент в политической сфере» и описать технологии управления политической репутацией.
2) Описать потенциал социальных сетей в управлении репутацией политического лидера.
3) Проанализировать аккаунты политических лидеров в социальной сети «ВКонтакте».
4) Разработать стратегию управления репутацией политического лидера в социальных сетях.
5) Провести оценку эффективности управления репутацией политического лидера в социальных сетях.
6) Проанализировать аккаунт губернатора Томской области В.В.Мазура в социальной сети «ВКонтакте».
7) Составить рекомендации по управлению репутацией политического лидера в социальных сетях.
Теоретико-методологическая основа работы представлена идеями и концепциями фундаментального, общенаучного, специально-научного и прикладного уровней.
На фундаментальном уровне М.Кастельсом была разработана одна из самых известных теорий сетевого общества и изложена им в книгах «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» и «Галактика Интернет». М. Кастельс обосновал определяющую роль компьютерных сетей в развитии современного социума и показал, что развитие современных информационно-коммуникационных технологий ведет к изменению общественных отношений. Он доказал, что в современном мире сетевые принципы общественного устройства постепенно вытесняют иерархические, причем если раньше сетевая организация была отображением внутренней структуры общества, то в новых условиях она становится сознательно внедряемой внешней структурой, ее формой.
По мнению М. Кастельса, сетевая структура — это «комплекс взаимосвязанных узлов», причем «конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь». Сами же сети «представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации...». Отличительным признаком общества сетевых структур М. Кастельс считает также доминирование социальной морфологии над социальным действием, поскольку принадлежность к той или иной сети выступает в качестве важного источника власти и перемен в обществе. Общество сетевых структур характеризуется качественным изменением коммуникативной среды, где информация играет определяющую роль, ведь по своей природе она является ресурсом, который легче других проникает через любые преграды и границы. Новейшие технологии выступают связующим звеном в сетевом обществе, объединяя его и создавая единое интерактивное пространство.
Идея драматургического подхода И. Гоффмана состоит в проведении аналогии между социальным миром и миром театра, а социальные роли аналогичны театральным ролям, которые разыгрываются для произведения соответствующего впечатления на участников общения и ответа на их ожидания. Основное положение теории Гоффмана, о том что действующий индивид производит на публику впечатление с помощью вербальных и невербальных средств, означает, что в процессе данной самопрезентации выражение эмоций приобретает не стихийный, а контролируемый характер.
Тэпскотт в труде «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» исследует влияние цифровых технологий не только на бизнес, но и на систему государственного управления, в которой технологии призваны ликвидировать излишний бюрократизм, сократить время и повысить эффективность принимаемых решений. Главный «выигрыш», по мнению автора, в этой области будет достигнут за счет сокращения промежуточных бумажных процессов, уменьшения дублирования и совместного использования баз данных (например, правоохранительных органов и служб спасения), открытия свободного доступа граждан к сведениям государственных органов по землевладению, транспорту, налогам на собственность, вакансиям на работу. Ключевыми задачами в этом случае являются предоставление информационных систем напрямую в пользование граждан, а не бюрократии и реструктуризация государственного сектора таким образом, чтобы он отвечал насущным потребностям населения, а не поддерживал комфортное состояние прежней системы управления. В конечном итоге цифровые технологии позволят создать государственный аппарат, который работает эффективнее, а стоит дешевле.
Теория межкультурной коммуникации Холла отражена в результатах исследования социопсихолога Хофстеде. Автор классификации культур на основе методики «измерения» создал параметрическую модель, сопоставляющую системы ценностей культур. Хофстеде выявил четыре параметра, сравниваемых между разными культурами: дистанция власти, коллективизм/индивидуализм, терпимость к неопределённости и степень социальной гендерной дифференциации. Для данного исследования важна «дистанция власти». Этот параметр выражает отношение людей к неравенству в обществе, существующему в каждой стране в разной мере. Дистанция власти — эмоциональная дистанция, разделяющая руководителей и подчинённых . Величина параметра зависит от ценностных установок коллектива. Дистанция власти применяется в деловых, семейных, образовательных отношений, а также в отношениях «гражданин-государство». В культурах с большой дистанцией власть является данностью, именно она устанавливает закон, определяет, что правильно, а что нет. В обществах с малой дистанцией закон стоит выше власти; власть обеспечивает равные права для всех членов общества. В таких культурах власть, статус и благосостояние не являются составляющими одного целого. Примером данной интерпретации служит политический лидер, добирающийся на работу на велосипеде или метро. В подобных социальных организациях скандалы, связанные с лицами, наделёнными властью, приводят к завершению политической карьеры.
Специально-научный уровень. А.Панасюк отмечал, что имидж отражает персональные особенности политика. Например, можно говорить о «вербальном имидже», наряду со «средовым имиджем», «габитарным имиджем», «овеществленным имиджем» и «кинетическим имиджем». С.А.Петров в своей работе «Управление репутацией в Интернете» пишет, что репутация в сети не просто маркетинговый инструмент, а шанс завоевать доверие минимальными средствами и с максимальной отдачей. В исследовании Deloitte в числе главных мировых маркетинговых трендов 2021 года указаны завоевание доверия и вовлечение потребителей.
На общенаучном уровне Олейник, Лапшов, Венедиктова рассматривали репутацию ключевым ресурсом управления, дающим большое конкурентное преимущество.
На прикладном уровне. В блоге агентства «Репутация Москва» цифровая репутация обозначается, как «сумма мнений аудитории о компании или эксперте».
При написании работы были применены следующие методы исследования: контент-анализ аккаунтов политиков в социальной сети «ВКонтакте», анализ электронных ресурсов, описание, обобщение.
Теоретическая значимость заключается в восполнении теоретических знаний о репутационном менеджменте политического лидера в социальных сетях.
Практическая значимость — разработка рекомендаций по управлению репутацией политического лидера в социальных сетях и цифрового продукта «Путеводитель по аккаунтам глав субъектов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте» (См. Приложение А).
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, приложений и списка литературы. В первой главе описываются технологии репутационного менеджмента политического лидера и потенциал социальных сетей в управлении репутацией, а также проводится анализ аккаунтов политических лидеров. Во второй главе анализируется аккаунт губернатора Томской области и разрабатываются стратегия управления репутацией и рекомендации для специалиста по связям с общественностью по управлению репутацией политического лидера в социальных сетях. В заключении представлены основные выводы.
Сфера репутационного менеджмента политического лидера в социальных сетях остаётся актуальной в любое время, а не в определённый период. Неверное слово или действие способно разрушить репутацию и карьеру, а с появлением Интернета и социальных сетей скорость распространения информации увеличилась в разы. Управление репутацией политического лидера в социальных сетях является важной компетенцией специалиста по связям с общественностью, когда электорат использует социальные сети для получения информации о политике. Пользователи выражают свои мнения и комментируют публикации на странице политического лидера, поэтому политик (и его команда) должен уметь использовать соцсети для презентации своих взглядов, привлечения внимания общественности и создания положительной репутации. Управление репутацией в социальных сетях позволяет контролировать то, что говорят о политике в Интернете. Управляя репутацией, возможно противостоять информационным атакам, опровергать и устранять недостоверную информацию. В то же время политический лидер может использовать социальные сети для представления своей программы и агитации.
Целью данной работы было: выявление специфики управления репутацией политического лидера в социальных сетях.
Так, политический репутационный менеджмент можно определить как систему целенаправленных мероприятий по формированию, поддержанию, изменению и управлению репутации субъекта социально-политической коммуникации. Среди технологий управления репутацией политического лидера в социальных сетях можно выделить информационную открытость, политический диалог, социальное партнёрство, краудсорсинг и социальные сети.
Социальные сети имеют большой потенциал для управления репутацией политических лидеров. Они позволяют политическим деятелям выстраивать коммуникацию с широкой аудиторией. Публикация регулярных обновлений о текущих проблемах даёт возможность политикам понимать настроения электората, а также укреплять свой авторитет. С помощью мониторинга и реагирования на комментарии пользователей можно выявить проблемы и недостатки в работе политика и принять меры по улучшению репутации. В социальных сетях также публикуются видео-сюжеты, освещающие деятельность политического лидера: его достижения, проекты, интервью, участие в мероприятиях, визиты, встречи.
В ходе работы был проведён контент-анализ аккаунтов глав следующих субъектов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте» за март 2023 года: Кемеровской, Новосибирской, Челябинской, Калининградской, Московской, Ленинградской областей, Чеченской Республики, Республики Крым, Республики Алтай, Республики Якутия, Красноярского края, Алтайского края, Краснодарского края, Хабаровского края. Были выявлены частота публикаций, количество постов, отметок «Нравится», комментариев, репостов, популярные темы записей.
В основе стратегии управления репутацией политического лидера в социальных сетях: мониторинг социальных сетей для подготовки плана антикризисной коммуникации, своевременное реагирование, коммуникация с аудиторией, конкурентный анализ.
Для оценки эффективности управления политической репутацией можно использовать такие сервисы: IQBuzz, YouScan, Wobot, babkee.ru., popsters.ru. IQBuzz позволяет оценить отношение аудитории к определённым вопросам, анализируя общественное мнение, проводить мониторинг репутации, выявляя какие новости публикуются в СМИ, соцсетях и других источниках. На основе этих данных можно корректировать стратегию управления политической репутацией. Сервис popsters.ru определяет самые популярные публикации в профиле по количеству отметок «Нравится», комментариев, репостов, просмотров. С помощью этого возможно определять коэффициент вовлечённости и востребованный контент.
Анализ аккаунта губернатора Томской области В.В.Мазура показал, что большее внимание к публикациям аудитории было при его вступлении в должность. К 2023 количество реакций уменьшается. Возможно, это связано с тем, что Владимир Владимирович сменил на посту Сергея Анатольевича Жвачкина, бывшим главой Томской области 10 лет (2012-2022 гг.). Это объясняет ожидания и интерес к «новому лицу». 1 020 комментариев у поста с текстом и видео личного объезда губернатором улиц Томска от 28 марта. Большее количество отметок «Нравится» в 2023 году у поста с поздравлением Дня защитника Отечества.
По результатам исследования были составлены рекомендации по управлению репутацией политического лидера в социальных сетях для специалистов по связям с общественностью и создан цифровой продукт «Путеводитель по аккаунтам глав субъектов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте» (см. Приложение А).
Таким образом, цель: выявление специфики управления репутацией политического лидера в социальных сетях и разработка рекомендаций по управлению политической репутацией в социальных сетях была выполнена.
1. Baldwin-Philippi, J. (2012). Using Technology, Building Democracy: How Political Campaigns' Uses of Digital Media Reflect Shifting Norms of Citizenship (Doctoral dissertation, Northwestern University)
2. Broom, G. M., Casey, S., Ritchey, J. (2010). Concept and theory of organization¬public relationships. Public relations as relationship management: A relational approach to the study and practice of public relations, 3-22
3. Donsbach, W., Brade, A. M. (2017). Nothing is as practical as a good theory: What communication research can offer to the practice of political communication. The International Journal of Press/Politics, 16(4), 508-522
4. Frandsen, F., Johansen, W. (2016). Organizational crisis communication: A multivocal approach.
5. Grunig, J. E. (ed.) (2015). Excellence in public relations and communication management
6. Gulati, J., Williams, C. B. (2017). Communicating with constituents in 140 characters or less: Twitter and the diffusion of technology innovation in the United States Congress.)
7. Hallahan, K., Holtzhausen, D., Van Ruler, B., Vercic, D., Sriramesh, K. (2007). Defining strategic communication. International journal of strategic communication, 1(1), 3-35.
8. Hofstede G. Local thinking, global action. Intercultural cooperation and global management. Munchen 2001
9. Holtzhausen and A. Zerfass (Eds.), The Routledge Handbook of Strategic Communication (pp. 383-395). New York: Routledge
10. Hung-Baesecke, C. J. F., Chen, Y. R. R. (2013). The effects of organization-public relationship types and quality on crisis attributes. Public relations and communication management: Current trends and emerging topics, 225-243
11. Kent, M. L., Taylor, M. (2012). Toward a dialogic theory of public relations. Public relations review, 28(1), 21-37
12. Ki, E. J., Hon, L. (2009). Causal linkages between relationship cultivation strategies and relationship quality outcomes. International Journal of Strategic Communication, 3(4), 242-263
13. Kiousis, S. Stromback, J. (2015). The Strategic Context of Political Communication. In D.
14. Ledingham, J. A. (2011). Political public relations and relationship management. Political public relations: Principles and applications, 235-253
15. Macnamara, J., & Zerfass, A. (2012). Social media communication in organizations: The challenges of balancing openness, strategy, and management. International Journal of Strategic Communication, 6(4), 287-308
..65