АННОТАЦИЯ 3
Часть I. Каналы распространения бумажной книги в Сибири (Томск и Томская область, 2021-2023 гг.) 9
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава 1. Трансформации книгораспространения в Томске и ТО: 1970-80-х гг. к 2021-22 гг 16
1. Книгораспространение в Томске и ТО в советский период (в контексте сибирского региона) 16
1.1. Государственная книжная торговля (ВГО «Союзкнига») 20
1.2. Государственная книжная торговля («Центркоопкнига») 25
1.3. Негосударственная книжная торговля 30
2. Основные каналы распространения бумажной книги в Томске и Томской области (2021-2023 гг.), особенности функционирования данных каналов .. 31
2.1. Стационарные каналы распространения 32
2.2. Нестационарные каналы распространения 39
2.3. Дистанционные каналы распространения 42
3. Сравнительный анализ каналов книгораспространения в Томске и Томской области в советский период и в новейшее время (2021 - 2022 гг.) - в контексте сибирского региона 45
Глава 2. Проблемы современного распространения бумажной книги в Томске и ТО 55
2.1. Методика анализа и оценки работы каналов распространения бумажной
книги: уровни, критерии 55
2.2. Выявление и анализ проблем современного распространения бумажной
книги в Томске и ТО 63
2.3. Моделирование перспектив распространения бумажной книги в Томске и
Томской области и способов его оптимизации 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Часть II. Редактура произведения К. Кортни «Руны судьбы» 121
Редакторское заключение на произведение К. Кортни «Руны судьбы» 122
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания Дайни Костелоу
«Лишние дети»
В сибирском регионе существует множество каналов книгораспространения, каждый из которых имеет свои особенности. По статистическим данным последних лет, книгораспространение в сибирском регионе значительно отстает от центрального региона. Выпускная квалификационная работа «Каналы распространения бумажной книги в Сибири (Томск и Томская область, 2021-2023 гг.)» посвящена вопросу функционирования основных каналов книгораспространения в г. Томске и Томской области в 2021-2023 гг., изучению и выявлению их особенностей и проблематике, а также описанию перспектив развития каналов.
Научной проблемой работы является неизученность состояния современных (2021-2023 гг.) каналов распространения бумажной книги в Сибири, в частности, в Томске и Томской области (ТО), невыявленность факторов их возникновения и развития, а также возможных путей решения выявленных проблем.
В настоящее время книжная торговля и книгораспространение являются одной из самых сложных и трудно осваиваемых областей книжного бизнеса. На книжном рынке России выделяется ряд негативных тенденций, которые не дают возможности развиваться как книготорговцам, так и книгоиздателям. Особая ситуация складывается в Сибири. Статистика последних лет показывает огромный разрыв между центральным и сибирским регионами по распространению книг.
Данный вопрос практически не представлен в современных исследованиях. Он актуализирован и отсутствием данных о современном состоянии распространения бумажной книги в конкретных сибирских городах, в частности, в Томске.
Особую актуальность работе придает обращение к проблеме на материале сибирских регионов, в частности, Томской области.
Многие исследователи обращались рассматриваемой проблемы. Наиболее близкими нам по теме являются работы О. Н. Альшевской.
Например, в работе «Книжная торговля в Сибири в конце XX - начале XXI вв.»1 автор изучает закономерности и тенденции развития книжной торговли Сибири как части общероссийского книжного рынка периода 90-х гг. ХХ - начала XXI в., дает характеристику книжной торговли Сибири как части общероссийского книжного рынка. В работе «Книгораспространение в цифровую эпоху (на примерах книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока)» автор подробно рассматривает развитие онлайн- торговли в различных регионах Сибири.
Также О. Н. Альшевская обращается к изучению вопроса книготорговых сетей в Сибири («Книготорговые сети в Сибири и на Дальнем Востоке: история возникновения, современное состояние и тенденции развития» ), к вопросам функционирования книжных ярмарок в сибирском регионе («Книжные ярмарки в сибирском регионе: от коммерции к культуре (1992-2012 гг.» )).
К истории развития сибирского книгоиздания неоднократно обращается И. С. Трояк. Как наиболее важную для нашего исследования можно выделить работу «Сибирское книгоиздании в первой половине 80 -х годов XX века» . Также можно отметить исследование М. Б. Кубышко и И. И. Ординарцева «Перспективы развития электронного книгоиздания в России» , касающееся темы электронного книгоиздания.
Изучение истории исследования темы показывает, что на данный момент в ней больше вопросов, чем ответов, касающихся в том числе и сбора данных по проблеме.
Новизна работы заключается в том, что нами впервые рассмотрена проблема книгораспространения в Томске и Томской области на впервые собранных нами данных на 2021-2023 гг. Впервые в ВКР проводится классификации каналов книгораспространения в Томске и ТО с характеристикой особенностей функционирования каждого канала. Также можно отметить введение в научный оборот неопубликованных ранее архивных материалов по книгораспространению в Томской области, разработку критериев сравнительного анализа каналов распространения бумажной книги, выявление корпуса проблем современного томского книгораспространения, моделирование «идеального» книжного магазина и предложение возможных решений выявленных проблем.
Объектом исследования в представленной работе являются каналы книгораспространения в Томске и Томской области. Предметом выступают особенности и проблемы функционирования данных каналов в 2021-2023 гг.
Цель исследования заключается в изучении каналов распространения бумажной книги в Томске и Томской области в период 2021-2023 гг., выявлении особенностей их функционирования, а также поиске возможных путей решения обнаруженных проблем.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Изучение книгораспространения в Томске и ТО в советский период в контексте сибирского региона.
2. Выявление основных каналов распространения бумажной книги в Томске и ТО 2021-2023 гг., анализ особенностей функционирования данных каналов.
3. Сравнительный анализ каналов книгораспространения в Томске и ТО в советский период и в новейшее время (2021-2023 гг.) - в контексте сибирского региона.
4. Разработка уровней и критериев оценки работы каналов книгораспространения.
5. Выявление и анализ проблем современного распространения бумажной книги в Томске и ТО.
6. Построение «идеальной» модели книжного магазина.
7. Обобщение полученных данных, моделирование перспектив распространения бумажной книги в Томске и ТО (в контексте сибирского региона).
Методологическую базу исследования составили работы О. Н. Альшевской, И. С. Трояк, М. Б. Кубышко, И. И. Ординарцева, П. А. Гудкова и ряда других исследователей.
В ходе исследования применялись следующие методы:
• моделирование (с целью построения теоретической модели «идеального» книжного магазина);
• сравнительный анализ (с целью выявления особенностей и перспектив развития в области книгораспространения);
• классификация (построение новой классификации);
• описание (описание состояния каналов книгораспространения);
• системный анализ (анализ данных с сайтов книжных магазинов);
• социологический опрос, телефонный опрос, устное интервью (с целью получения новых данных).
Теоретическую значимость работы определяют принципы систематизации, классификации и обобщения полученной информации, показывающей состояние и функционирование книгораспространения в г. Томске и ТО; разработанные критерии анализа полученных в ходе опросов и интервью данных, корпус выявленных проблем в работе региональных каналов книгораспространения.
В качестве практической значимости следует отметить, что результаты работы могут быть использованы в области книжной торговли и книгораспространения Томска и ТО, а также их применение возможно в курсах по маркетингу в издательском деле.
Материалом работы являются:
• данные, полученные в ходе устных интервью работников книжных магазинов г. Томска («Догма», «Читай-город»), книжного магазина «Подписные издания» (г. Санкт-Петербург);
• данные с сайтов томских книжных магазинов;
• результаты телефонного опроса книжных магазинов г. Томска и Томской области;
• результаты социологического опроса жителей г. Томска;
• материалы Государственного архива Томской области;
• данные отраслевого отчета «Книжный рынок России» (2020 г., 2021 г., 2022 г.)
Представленная работа прошла апробацию в рамках дисциплины «Научно-исследовательский семинар» в период 2021-2023 гг., а также на конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (апрель, 2023 г.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений.
Во введении сформулированы и обоснованы проблема и актуальность работы, объект и предмет исследования, его цель и задачи, обозначены методы, применяемые в работы, а также используемый материал, представлена научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, приведен обзор истории изучаемого вопроса.
В первом разделе первой главы описывается функционирование каналов книгораспространения в Томске и Томской области в советский период (1965-1985 гг.). Во втором разделе первой главы каналы
распространения книжной продукции в Томске и Томской области рассматриваются в контексте книгораспространения в сибирском регионе в настоящее время (2021-2022 гг.). В третьем разделе первой главы
проводится сравнительный анализ каналов книгораспространения в Томске и Томской области в советский период и в новейшее время, выделяются особенности и перспективы развития в данной области книжного бизнеса.
В первом разделе второй главы выделяются уровни и критерии оценки работы каналов книгораспространения для дальнейшего анализа рассматриваемых каналов. Во втором разделе второй главы выявляются и анализируются проблемы современного распространения бумажной книги в г. Томске и ТО. В третьем разделе второй главы моделируются перспективы распространения бумажной книги в Томске и ТО, а также строится модель «идеального» книжного магазина с учетом проблем, выявленных в предыдущих разделах работы.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и перспективы дальнейшего изучения представленной темы. К работе сделаны Приложения.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время книжная торговля и книгораспространение являются одной из самых сложных и трудно осваиваемых областей книжного бизнеса. В сибирском регионе существует множество каналов книгораспространения, каждый из которых имеет свои особенности.
В ходе исследования поставленная цель была достигнута: изучены каналы распространения бумажной книги в Томске и Томской области, выявлены особенности их функционирования, а также предпринята попытка предложить решения обнаруженных проблем. Для реализации цели были выполнены все поставленные задачи.
Так, в первой главе был изучен вопрос функционирования основных каналов книгораспространения в Томске и Томской области в советский период (1965-1985 гг.), а также составлена классификация систем,
занимавшихся книгораспространением в 1965-1985 гг., в которую вошли:
• государственная книжная торговля, как основной представитель
системы распространения книжной продукции (более 70 %
товарооборота печатной продукции);
• Всесоюзное государственное объединение книжной торговли (ВГО) «Союзкнига»;
• Всесоюзная оптовая контора «Центркоопкнига»;
• Негосударственная книжная торговля («черный рынок», на котором покупатели совершали продажу-покупку подержанных книг «с рук»).
Каждая из данных систем имела свои каналы книгораспространения, которые, в зависимости от способов обслуживания покупателей, можно разделить на:
• стационарные (основной представитель - традиционный книжный магазин),
• передвижные,
• почтово-посылочные (например, специализированные отделы «книга-почтой»)
• распространение книжной продукции на общественных началах (создание школьных кооперативов, книжные лотереи, продажа книг индивидуальными общественными распространителями. Только за 6 месяцев в 1977 г. томский «Книготорг» при активном участии общественных книгораспространителей провел 115 книжных базаров, 84 выезда на предприятия, стройки и т. д.).
Новыми и достаточно успешными формами книжной торговли становятся книгообмен и магазины-клубы.
Также были изучены характерные черты и особенности распространения книжной продукции в рассматриваемый период. Подчеркнем, что практически все представленные данные были получены в ходе работы с архивом Томской области.
Во втором разделе данной главы были рассмотрены каналы книгораспространенения в Томске и Томской области в настоящее время (2021-2023 гг.). В ходе работы была составлена классификация основных каналов:
Стационарные каналы распространения
1) Книжные магазины:
• сетевые;
• несетевые.
2) Книжные отделы.
3) Киоски.
Нестационарные каналы распространения
4) Книжные ярмарки.
5) Лотки, развалы, книгоноши.
Дистанционные каналы распространения Интернет-торговля.
Из сетевых книжных магазинов в Томске были выделены: федеральная сеть «Читай-город» (5 представителей) и региональная сеть «Книгозор» (1 представитель). Локальных торговых сетей в Томске и ТО не обнаружено.
Важную роль в г. Томске играет канал распространения книжной продукции через независимые (несетевые) книжные магазины. В Томске и Томской области в общей сложности нами было выявлено 54 книжных магазина (г. Томск - 40 магазинов, г. Асино - 1, г. Северск - 4, г. Стрежевой - 4, г. Колпашево - 5). После проведения более подробного мониторинга состояния книжных магазинов по г. Томску выяснилось, что на 2023 г. успешно функционирует лишь 29 магазинов из 40. Остальные находятся или на грани закрытия, или уже закрыты. Невозможно выяснить, в каком состоянии находятся книжные магазины в Томской области, поскольку нет возможности связаться со многими предприятиями по причине отсутствия каких-либо контактов. Характерной особенностью для многих магазинов, торгующих книжной продукцией, является малая площадь и небольшое количество персонала.
Одним из представителей нестационарного канала распространения книжной продукции являются книжные выставки-ярмарки. В Сибири последние несколько лет успешно функционирует ежегодная Красноярская книжная ярмарка (КРЯКК).
На территории Томской области в можно отметить тенденцию к проведению местных книжных ярмарок (благотворительные книжные ярмарки, средства от продажи книг на которых идут в фонды помощи детям; университетский фестиваль интеллектуальной книги и дизайна «Книжная дюжина. Лирика и физика»).
В процессе анализа основных каналов также были выделены особенности и проблемы функционирования систем распространения книжной продукции. Исследуемые данные были получены в основном посредством телефонного опроса книжных магазинов г. Томска, а также в результате анализа сайтов рассматриваемых объектов.
В третьем разделе проведен сравнительный анализ каналов книгораспространения в советский период и в новейшее время в контексте сибирского региона. Для проведения сравнения были выделены пять критериев: эффективность, прибыльность канала, перспективность,
популярность канала среди потребителей и масштабность его действия. В ходе сравнительного анализа обнаружены особенности функционирования данных каналов и проблемные места, изучению которых посвящены дальнейшие разделы работы.
Во второй главе основной акцент сделан на анализе каналов книгораспространения с целью моделирования перспектив распространения бумажной книги в Томске и ТО. Для этого были выделены уровни и критерии оценки работы рассматриваемых магазинов:
1) дата открытия (время функционирования);
2) режим работы;
3) место расположения;
4) количество персонала;
5) оценка торговой площади;
6) анализ ассортимента (книжный, некнижный);
7) стоимость продукции (средний чек);
8) качество продукции (по какому принципу выбираются книги для продажи, наличие новинок/бестселлеров, качество дизайна продукции);
9) качество обслуживания (наличие консультантов в торговом зале, отсутствие очереди);
10) интерьер помещения (тематическое оформление, оформление интерьера к праздникам, форма сотрудников, наличие диванов и кресел, детских уголков);
11) навигация в торговом зале (наличие указателей, удобное расположение книжных полок);
12) реклама (аудио-реклама магазина в зале, наличие слогана магазина, плакаты, листовки, «книжные острова»);
13) наличие предзаказа и системы самовывоза;
14) предоставление скидок и бонусов;
15) рентабельность;
16) количество конкурентов;
17) трафик вблизи торгового помещения;
18) частота обращения потребителей.
Для анализа интернет-магазинов также разработана система критериев:
1) ассортимент товара (книжный, некнижный);
2) удобство интерфейса сайта (структурированность, «интуитивное» пользование и т. д.);
3) оформление сайта;
4) наличие обратной связи и техподдержки;
5) наличие вкладки «бестселлеры»;
6) предложение (тематических) подборок книг;
7) количество отзывов на конкретный товар, характер данных отзывов (положительно/отрицательно);
8) наличие доставки;
9) условия осуществления доставки;
10) стоимость доставки;
11) способы оплаты (на месте, онлайн);
12) территориальные (географические) ограничения;
13) каналы осуществления доставки (почта, частные компании
и т. д.);
14) наличие курьера, пунктов самовывоза.
Для выявления и актуализации уже обнаруженных ранее проблем в функционировании каналов был проведен социологический опрос жителей г.
Томска и ТО, включавший 15 вопросов различного характера; а также проанализированы физический книжный магазин («Догма 80»), интернет- магазин («Лабиринт») и книжные ларьки и отделы.
Полученные данные позволили выявить характерные проблемы рассматриваемых каналов: отсутствие книжных магазинов шаговой
доступности, их расположенность только в центральных районах города; недостаточное количество консультантов в магазинах, особенно в час-пик, их неквалифицированность сотрудников; высокие цены на товар, а также несоответствие цены качеству; плохой мерчендайзинг, необходимость в улучшении навигации в магазинах; малые площади книжных, отсутствие их деления на функциональные и интуитивно понятные зоны; недостаточность комфорта для совершения покупок.
Для моделирования перспектив распространения бумажной книги в Томске и Томской области, а также способов его оптимизации была создана модель «идеального» книжного магазина (как наиболее популярного, как показали результаты проведенного нами социологического опроса, канала книгораспространения). В работе была создана теоретическая модель, т.е. образ книжного магазина на материале анализа полученных в ходе анкетирования данных, а также личного общения с сотрудниками санкт- петербургского книжного магазина «Подписные издания». Данный магазин был взят за прототип «идеальной» модели книжного магазина по нескольким параметрам.
Проанализировав политику петербургского книжного магазина «Подписные издания» и его сайт, мы выделили факторы успеха развития торгового предприятия, а также основные характеристики объекта, которые позволили бы построить его теоретическую модель, применимую для Томска. Были выделены следующие характеристики: позиционирование магазина как «книжного пространства», в котором принято проводить свободное время; «гибридный» формат магазина (совмещение книжного магазина, нескольких кафе, детского уголка и т.п.); активность социальных сетей магазина (реклама, анонсы мероприятий, обзоры новинок); широкий диапазон цен; широкий книжный и некнижный ассортимент; активная и целенаправленная культурно-просветительская деятельность магазина; его удачное место расположения - рядом с большим количеством разнообразных и часто посещаемых достопримечательностей, что положительно сказывается на трафике посетителей; создание комфортных условий пребывания в магазине для посетителей; большое количество высоко квалифицированных сотрудников; наличие интернет-магазина; отлично функционирующий электронный каталог (актуальная информация, активная обратная связь, интуитивно понятный интерфейс); приятный дизайн помещения.
Проведенное исследование показало, что специфика открытия и развития «идеального» книжного магазина в регионе (например, в Томской области) принципиально отличается от запуска и реализации подобных проектов в крупных городах, расположенных в центральной России. Однако нельзя не учитывать тот факт, что ряд специалистов в области книжного бизнеса видят создание и развитие «особых» книжных магазинов в небольших городах и даже поселках, поскольку именно здесь подобное культурное пространство может стать той площадкой, на которой человек найдет поле для коммуникации, где он получит достоверную и полезную информацию от специалистов об издаваемых книгах, писателях, издательствах, о культуре чтения и мн. др.
Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с углубленным рассмотрением состояния томских книжных магазинов и их тенденций развития. Особый интерес, на наш взгляд, представляет изучение состояния и развития интернет-канала распространения бумажной книги.
1. Альшевская О. Н. «Книгораспространение в цифровую эпоху (на
примерах книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока)». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knigorasprostranenie-v-tsifrovuyu-
epohu-na-primerah-knigotorgovyh-predpriyatiy-sibiri-i-dalnego-vostoka (дата обращения: 15.11.2021).
2. Альшевская О. Н. Книготорговые сети в Сибири и на Дальнем Востоке: история возникновения, современное состояние и тенденции развития.
- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35681807 (дата обращения:
12.11.2021) .
3. Альшевская О. Н. Книжная торговля в Сибири в конце XX - начале
XXI в. : автореферат дис. кандидата исторических наук. - Новосибирск, 2010. - URL: https://www.dissercat.com/content/knizhnaya- torgovlya-v-sibiri-v-kontse-xx-nachale-xxi-v (дата обращения:
15.11.2021) .
4. Альшевская О. Н. Книжные ярмарки в Сибирском регионе: от
коммерции к культуре (1992-2012 гг.). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnye-yarmarki-v-sibirskom-regione-ot- kommertsii-k-kulture-1992-2012-gg/viewer (дата обращения: 12.02.2022).
5. Ассоциации книгораспространителей независимых государств // официальный сайт. - URL: http://www.askr.ru/index.php/home.html (дата обращения: 18.12.2021).
6. Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. Моделирование систем. - URL: https://library.samdu.uz/files/717eb4889886817aeb071 a743f030e0f_%D0% 9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE% D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D 1 %81 %D0%B8% D1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BC..pdf (дата обращения: 22.03.2023).
7. Большая психологическая энциклопедия URL: https://rus-big-
psyho. slovaronline. com/8157-
%D 1 %8D%D 1 %84%D 1 %84%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D0%B8%D0 %B2%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C (дата обращения: 18.02.2023).
8. Большой экономический словарь. - URL: https://rus-big-economic-
dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 12.11.2021).
9. Большой экономический словарь. - URL: https://rus-big-economic-
dict.slovaronline.com/12870- %D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%91%D0%95%D0% 9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата
обращения: 27.02.2023).
10. Гвоздева Г. В. Основные проблемы и перспективы развития рынка
услуг книготорговых организаций. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya- rynka-uslug-knigotorgovyh-organizatsiy/viewer (дата обращения:
12.11.2021) .
11. Государственные и муниципальные общедоступные библиотеки
Томской области: информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2020 год. - URL:
http://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA4513/NA43416.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
12. Гудков П. А. Методы сравнительного анализа. - URL:
http://window.edu.ru/resource/707/59707/files/stup418.pdf (дата
обращения: 12.04.2022).
13. Двадцать вопросов владельцам книжных магазинов в России //
Библиотечный центр «Екатеринбург». - URL:
https://events.bgekb.ru/bookshops_20 (дата обращения: 26.04.2022).
14. Двадцать вопросов создателям книжных магазинов // Библиотечный центр «Екатеринбург». - URL: https://events.bgekb.ru/bookshops_20_p2 (дата обращения: 12.04.2022).
15. Доклад «О состоянии и мерах улучшения книжной торговли в системе потребкооперации Томской области» за 1965 г. // ГАТО. - Ф. 1459. - Оп. 1. - Д. 179.
...64