Введение 4
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета доходов и расходов организации 7
1.1 Сущность доходов и расходов и их влияние на финансовый результат 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов
организации 14
1.3 Особенности тарифного регулирования деятельности естественных монополий в
сфере теплоснабжения 18
2 Организация и ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности
теплоснабжающими организациями 29
2.1 Понятие и особенности формирования показателей доходов и расходов в
теплоснабжающих организациях 29
2.2 Необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов по видам
деятельности теплоснабжающих организаций 39
3 Анализ организации и ведения раздельного учета доходов и расходов ООО "Сайга-
Энерго" 49
3.1 Краткая характеристика ООО "Сайга-Энерго" 49
3.2 Синтетический и аналитический учет доходов и расходов ООО "Сайга-Энерго" 57
3.3 Представление доходов и расходов в финансовой отчетности ООО "Сайга-Энерго"64
Заключение 70
Список литературы 75
Приложение 1 Сроки перехода к долгосрочному регулированию цен (тарифов)
теплоснабжающими организациями 81
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ООО "Сайга-Энерго" 83
Приложение 3 Учетная политика для целей бухгалтерского учета ООО "Сайга-Энерго" 86 Приложение 4 Учетная политика для целей налогообложения ООО "Сайга-Энерго" 90
Приложение 5 Расчет регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения ООО "Сайга-Энерго" 93
Приложение 6 Анализ счета 90 ООО "Сайга-Энерго" 102
Приложение 7 Карточка счета 90 ООО "Сайга-Энерго" 103
Приложение 8 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 ООО "Сайга-Энерго" 162
Приложение 9 Калькуляция себестоимости продукции (бухгалтерский учет) ООО "Сайга- Энерго" 163
Приложение 10 Анализ счета 91 ООО "Сайга-Энерго" 169
Приложение 11 Карточка счета 91 ООО "Сайга-Энерго" 170
Приложение 12 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 ООО "Сайга-Энерго" 181
Приложение 13 Карточка счета 99 ООО "Сайга-Энерго" 182
Приложение 14 Отчет о финансовых результатах ООО "Сайга-Энерго" 184
Приложение 15 Справка-расчет "Финансовые результаты" ООО "Сайга-Энерго" 186
Приложение 16 Показатели, подлежащие раскрытию ООО "Сайга-Энерго" по теплоснабжению 187
Государственная политика в области ценообразования на рынках электрической и тепловой энергии основывается на принципе обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро- и теплоснабжения, объема производства электрической и тепловой энергии, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом электрической и тепловой энергии.
Раздельный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и распределения учетной информации о доходах и расходах по осуществляемым организацией видам деятельности.
Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает чёткое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихся к различным видам деятельности. В обязательном порядке раздельный учет должен быть организован на предприятиях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электро- и теплоснабжения. Только таким образом можно обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности поставщиков, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и теплоснабжающих организаций, необходимой для тарифного регулирования.
В существующих условиях хозяйствования руководство теплоснабжающих организаций должно принимать управленческие решения на основе данных, формируемых в бухгалтерском учете. В связи с этим повышается роль бухгалтерского учета в управлении теплоснабжающих организаций. В первую очередь это касается вопросов организации раздельного учета доходов и расходов. В условиях рынка бухгалтерский учет призван, не снижая точности и объективности отчетной информации для внешних пользователей, обеспечивать руководство теплоснабжающих организаций и их учредителей необходимой и своевременной информацией для целей управления.
Несмотря на практическую значимость для теплоснабжающих организаций вопросов ведения раздельного учета доходов и расходов, ощущается недостаточность рассмотрения этих вопросов в литературе.
Актуальность и необходимость дальнейшего изучения вопросов ведения раздельного учета доходов и расходов теплоснабжающих организаций обусловили выбор цели работы.
Целью работы является анализ особенностей организации раздельного учета доходов и расходов на примере теплоснабжающей организации Томской области ООО "Сайга-Энерго".
Для реализации указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов и расходов и их влияние на финансовый результат;
- обобщить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов организации в РФ;
- изучить особенности тарифного регулирования деятельности естественных монополий в сфере теплоснабжения;
- рассмотреть понятие и особенности формирования показателей доходов и расходов в теплоснабжающих организациях;
- изучить необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности теплоснабжающих организаций;
- дать краткую характеристику теплоснабжающей организации ООО "Сайга- энерго";
- рассмотреть учетную политику в области учета доходов и расходов ООО "Сайга-энерго";
- провести анализ синтетического и аналитического учета доходов и расходов ООО "Сайга-энерго";
- проанализировать представление доходов и расходов в финансовой отчетности ООО "Сайга-энерго".
Объектом исследования является теплоснабжающая организация Томской области ООО "Сайга-Энерго".
Предметом исследования является организация бухгалтерского учета доходов и расходов в теплоснабжающей организации.
При подготовке работы применены общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез. В процессе обработки информации использовались методы группировки, сравнения, табличного представления данных, а также статистический и графический методы исследования.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и методологические разработки ученых и специалистов в области бухгалтерского учета, законодательные и нормативные документы, в том числе Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ, федеральные законы, постановления и приказы, посвященные правовому регулированию деятельности теплоснабжающих организаций, материалы периодических изданий, в которых рассматриваются проблемы раздельного учета доходов и расходов.
Информационную основу работы составили данные ООО "Сайга-Энерго".
Деятельность любого хозяйствующего субъекта сопровождается формированием доходов и расходов организации и ведением бухгалтерского учета.
Формирование доходов и расходов в теплоснабжающих организациях существенно отличается от их формирования в других отраслях народного хозяйства, что связано с технологическими и экономическими особенностями данной сферы.
Теплоснабжение относится к тем отраслям, для которых по ряду исторических и объективных причин характерно формирование естественных монополий.
Теплоснабжающие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов.
Требование действующего законодательства о ведении раздельного учета распространяется на все без исключения регулируемые организации в сфере теплоснабжения.
Основной принцип распределения объектов учета заключается в том, что каждый доход, расход и элемент задействованных активов, попадающий в отчетность, распределяется на объекты калькулирования, каждый из которых представляет собой отдельный бизнес-процесс, определенный в соответствии с раздельным учетом.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации. Нарушения в сфере раздельного учета могут привести к двойному учету доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
Российское законодательство не предусматривает возможности ведения раздельного учета иначе как на счетах и субсчетах, ведение регулируемыми организациями раздельного учета в ином порядке (номенклатуры, субконто и т.д.) рассматривается как нарушение действующего порядка ведения раздельного учета.
Система раздельного учета позволяет:
- разделить учет расходов и определить суммы затрат предприятия на ведение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности теплоснабжающей организации (по каждому виду деятельности);
- вести учет расходов и определять суммарные затраты предприятия с дифференциацией по: субъектам Российской Федерации; системам теплоснабжения; источникам тепловой энергии; используемому теплоносителю; типам используемого оборудования (бесхозяйные, арендованные, собственные и пр.);
- вести учет затрат в разрезе элементов и видов затрат, определенных в положениях Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075;
- осуществлять распределение косвенных расходов (по вспомогательным, управленческим и сбытовым процессам) по видам деятельности, системам теплоснабжения, источникам тепловой энергии в соответствии с различными принципами, наиболее полно отражающими содержание разделяемого процесса;
- вести сопоставительный анализ фактических доходов, расходов и финансового результата по продуктам производства/реализации по территориям производства и сбыта с выбранной степенью детализации.
Как показало проведенное исследование ООО "Сайга-Энерго", являясь теплоснабжающей компанией Томской области, ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.
Учет доходов и расходов от основного вида деятельности ведется на счете 90 "Продажи", к которому открыты субсчета:
- 90.01 "Выручка" (90.01.1 "Выручка по деятельности с основной системой налогообложения");
- 90.02 "Себестоимость продаж" (90.02.1 "Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения");
- 90.09 "Прибыль / убыток от продаж".
В ООО "Сайга-Энерго" доходы учитываются отдельно по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, водоснабжению горячему и пени.
Как показал проведенный анализ, наибольшая доля в выручке предприятия приходится на доходы от теплоснабжения - 82% от всей выручки. Доля доходов от водоснабжения в выручке ООО "Сайга-Энерго" составила 11%, водоотведения - 6%, пени - 1%, водоснабжения горячего - менее 1%.
Также предприятие ведет раздельный учет доходов по потребителям.
При формировании расходов обеспечивается их группировка по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Наибольшую долю в себестоимости продаж предприятия приходится на расходы по теплоснабжению - 73% от всех расходов. Доля расходов по водоснабжению в себестоимости продаж ООО "Сайга-Энерго" составила 19%, водоотведения - 8%.
На основании данных бухгалтерского учета экономист ООО "Сайга-Энерго" ведет калькуляцию себестоимости продукции отдельно по каждому виду деятельности.
Прочие доходы и расходы отличны от доходов и расходов по обычным видам деятельности. Их учет ведется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Этот счет используется для обобщения информации о прочих доходах и расходах организации, произведенных в течение отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов.
К счету 91 "Прочие доходы и расходы" открыты субсчета:
- 91.01 "Прочие доходы";
- 91.02 "Прочие расходы";
- 91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов".
В ООО "Сайга-Энерго" прочие доходы включают: комиссию банка, услуги транспорта и прочие услуги, а прочие расходы: комиссию банка, штрафы, пени, юридические услуги и прочие услуги.
По окончании отчетного периода (месяца) финансовый результат со счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" переносят на счет 99 "Прибыли и убытки".
Проведенный анализ финансовых результатов ООО "Сайга-Энерго" показал, что за 2014-2015 гг. выручка предприятия возросла на 22 тыс. руб. или на 0,24% до величины 9369 тыс. руб.
Себестоимость продаж по итогам 2015 г. снизилась на 1863 тыс. руб. и составила 7997 тыс. руб.
Валовая прибыль и прибыль от продаж в 2015 г. увеличилась по сравнению с 2014 г. на 1885 тыс. руб. и составила 1372 тыс. руб.
В структуре выручки ООО "Сайга-Энерго" за 2015 г. доля себестоимости продаж составила 85%, соответственно, 15% в выручке предприятия - прибыль от продаж (от основной деятельности).
Прочие доходы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизились на 17 тыс. руб. и составили 22 тыс. руб.
Прочие расходы за 2015 г. составили 433 тыс. руб., увеличившись за год на 403 тыс. руб. (1343,33%).
По итогам 2015 г. предприятие получило чистой прибыли в размере 879 тыс. руб., что на 1459 тыс. руб. больше чем в 2014 г. По итогам 2014 г. предприятие понесло убыток в размере 580 тыс. руб.
Всего доходы ООО "Сайга-Энерго" за 2015 г. составили 9391 тыс. руб., что на 5 тыс. руб. или на 0,05% больше чем за 2014 г.
Совокупные расходы ООО "Сайга-Энерго" за 2015 г. составили 8430 тыс. руб., что на 1460 тыс. руб. или на 14,76% меньше чем за 2014 г.
Проведенный анализ структуры доходов ООО "Сайга-Энерго" выявил, что 100% доходов ООО "Сайга-Энерго" - это выручка от продаж (от основной деятельности).
Основная часть расходов ООО "Сайга-Энерго" приходится на себестоимость продаж, однако их доля за 2014-2015 гг. сократилась с 100% до 95%.
Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "Сайга-Энерго" показал, что доходы и расходы по видам деятельности (по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, водоснабжению горячему) не отражаются раздельно.
Доходы и расходы по видам деятельности ООО "Сайга-Энерго" отражаются в справке-расчете "Финансовые результаты (бухгалтерский учет)".
Согласно данным ООО "Сайга-Энерго", прибыльными в 2015 г. были следующие виды деятельности:
- теплоснабжение - 1876673,43 руб.;
- водоснабжение горячее - 1531, 95 руб.;
- услуги транспорта - 12778,64 руб.
Также предприятие получило 69942,18 руб. пеней, которые увеличили финансовый результат ООО "Сайга-Энерго".
Убыток от водоснабжения за 2015 г. составил 531624,86 руб., от водоотведения - 44777,78 руб.
Также отрицательно на финансовый результат ООО "Сайга-Энерго" в 2015 г. повлияли следующие операции:
- комиссии банка - убыток 13529,76 руб.;
- юридические услуги - 24500,00 руб.;
- штрафы, пени - 372608,93 руб.;
- прочие услуги - 13578,73 руб.
Как показало проведенное исследование, организация и ведение раздельного учета затрат в теплоснабжающих организациях является их обязанностью и позволяет достичь:
- выполнения требований действующих на территории РФ законных и подзаконных актов;
- формирования полной и достоверной информации о деятельности
организации;
- формирования более точных показателей себестоимости и результативности деятельности в разрезе выделенных сегментов;
- проведения политики открытости компании в соответствии с требованиями о раскрытии информации;
повышения рейтинга инвестиционной привлекательности компании.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2 О бухгалтерском учете [электронный ресурс]: федер. закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3 О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"
[электронный ресурс]: федер. закон от 01.12.2014 №404-ФЗ // Консультант Плюс:
справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4 О естественных монополиях [электронный ресурс]: федер. закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
5 О теплоснабжении [электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2010 № 190- ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6 О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования [электронный ресурс]: Постановление Правительства от 05.07.2013 № 570 // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7 О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в
Российской Федерации" (вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") [электронный ресурс]: Постановление Правительства от 26.02.2004 №109 (ред. от
27.06.2013) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8 О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров
регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии") [электронный ресурс]: Постановление Правительства от 22.10.2012 № 1075 (ред. от
31.12.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9 Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") [электронный ресурс]: Постановление Правительства от 08.08.2012 № 808 (ред. от 31.12.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10 Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг [электронный ресурс]: Постановление Правительства от 23.05.2006 № 306 (ред. от 14.02.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
11 О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации [электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 [электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 [электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15 Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") [электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
...51