Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТУДЕНЧЕСТВО РОССИИ ПОЗДНЕИМПЕРСКОГО И РАННЕСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ В СВЕТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Работа №182646

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Историография конца XIX - начала XX в 7
2 Советская и зарубежная историография XX в 12
3 Российская и зарубежная историография конца XX - начала XXI в 30
Заключение 48
Список использованной литературы 54

Актуальность. Университет является довольно консервативным социальным институтом. Несмотря на склонность к сохранению традиций, университет восприимчив к контекстуальным изменениям.
Первое десятилетие Советской власти многим современникам виделось перспективным началом новой жизни. Студенчество, как одна из крупных социальных групп, оказалось в центре борьбы за эту новую реальность. Процесс превращения российского студенчества в советское был сложным и противоречивым, включая радикальное изменение высшего образования и структуры университетов. Это не просто замена «старого» студенчества на «новое». Несмотря на относительную кратковременность, этот социальный процесс был насыщенным и интенсивным, а изменения в жизни студентов являлись важным показателем социальных изменений, которые начались в стране.
Возрастание роли историографии в настоящее время связано с увеличением исследовательской активности, ростом объема и разнообразием источников, а также обновлением теоретико-методологических подходов. Историография накопила значительное количество исследований по различным аспектам истории студенчества в России в конце имперского и начале советского периода. Ее текущее состояние требует переосмысления и систематизации для оценки реального потенциала исследований в данном направлении.
Историография. В ХХ веке тема историографии студенчества позднеимперского и раннесоветского периода представлена поверхностно, в основном в виде историографических обзоров в конкретно-исторических работах, посвященных студенчеству (Ю.З. Полевой, П.С. Ткаченко, Г.А. Веселая, К.Т. Галкин и др.). Как правило, зарубежная историография в данных исследованиях не рассматривалась вовсе.
В 1990-е - 2010-е гг. можно выделить ряд трудов, посвященных историографии темы студенчества позднеимперского и раннесоветского периода . По большей части, данные исследования достаточно узко ограничены территориальными, хронологическими рамками или направлением работ рассматриваемых авторов. Обычно в данных трудах не рассматривается зарубежная историография. Например, работа О.А. Вахтеровой, посвященная отечественной дореволюционной историографии студенческого движения в России в конце XIX - начале ХХ века. В диссертации Ю.К. Рачковской рассматривается студенчество Петербурга и Москвы в освещении авторов либерального направления конца XIX - начала XX вв. Наиболее масштабно тема рассмотрена в работе Г.А.
Камчатова, посвященной отечественной историографии дореволюционного русского студенчества 1860 - февраль 1917 гг.
Объект исследования: историография студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода.
Предмет исследования: процесс накопления и развития научного знания по вопросу студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода.
Цель исследования: реконструкция закономерностей развития зарубежных и отечественных исторических исследований по проблеме студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода .
Задачи, поставленные в работе для достижения цели:
1) охарактеризовать основные подходы, присущие отечественной и зарубежной историографии студенчества России позднеимперского и раннесоветского периодов;
2) определить возможности дальнейшего развития данных подходов;
3) предложить периодизацию отечественных и зарубежных исторических исследований студенчества России позднеимперского и раннесоветского периодов.
Хронологические рамки. Поскольку основное внимание в данном исследовании фокусируется на исследовании работ, посвященных процессу трансформации студенчества в позднеимперский и раннесоветский периоды, то нижняя и верхняя хронологические границы - с конца XIX в. до 2020-х гг.
Под позднеимперским университетом в исследовании понимается университет после принятия последнего устава 1884 года, регламентировавшего жизнь студенчества классической высшей школы. Под раннесоветским университетом подразумевается университет 1920-х гг., периода экспериментов в отношении высшей школы.
Территориальные рамки. Границы исследования включают в себя территорию бывшей Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации. Кроме того, учитываются работы российских авторов-эмигрантов и зарубежные труды, что расширяет географические рамки исследования.
Методы. Представленное исследование построено на принципах научной объективности, историзма и системности. Принцип объективности проявляется в стремлении воссоздания объективной картины формирования и развития отечественной и зарубежной историографии студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода на основе непосредственного анализа работ отечественных и зарубежных исследователей. При этом учитываются факторы, влияющие на позицию, взгляды, концепцию авторов анализируемого исторического произведения, на его подход к отбору исторических фактов и их интерпретацию.
В соответствии с принципом историзма рассматриваемая проблема раскрывается в процессе исторического развития, в тех конкретно-исторических условиях, в которых она появилась. Оценка исторических концепций даётся в сравнении с предшествующим состоянием исторической науки, что позволяет выявить процесс накопления исторических знаний, определить преемственность в развитии исторической науки.
Применение принципа системности необходимо в связи с изучением отечественной и зарубежной историографией студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода как единой, целостной и сложной системы научных знаний.
Методология исследования включает в себя сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-типологический и хронологический методы. Сравнительно-исторический метод использовался для выявления различных теоретических установок в интерпретациях, позволяющих сегментировать процесс развития исследовательских представлений о студенчестве России позднеимперского и раннесоветского периода. Использование историко-генетического метода продиктовано необходимостью выявления причинно-следственных связей и закономерностей при изучении процессов формирования и развития отечественной и зарубежной историографии студенчества России позднеимперского и раннесоветского периода. С помощью историко-типологического метода осуществлялась классификация историографического материала по теоретическим признакам. Хронологический метод используется для упорядочивания историографического материала по историческим периодам.
Источниковая база. Работы историков, использованные в ходе исследования, могут быть разделены на две основные категории: монографии и статьи.
Информативность каждой из этих групп источников различается.
Монографии позволяют историкам подробно изложить свою точку зрения по всем дискуссионным вопросам (А.Е. Иванов, «Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX века: Опыт культурной и политической самоорганизации»; А.Ю. Сизова, «Российская высшая школа в 1917 году» и др.).
Статьи, хотя и не такие глубокие и не такие широкие в аргументации, позволяют более четко сформулировать оценки и сосредоточить внимание читателей на ключевых аспектах своих исследований (Р.В. Рыбаков, «Некоммунистические политические и общественные объединения молодежи в 1917 - первой половине 1920-х гг.»; П.А.
Меркулов, «Молодежные организации РСФСР начала 1920-х годов» и др.).
Кроме того, важную роль играют материалы с конференций и других научных мероприятий по истории студенчества позднеимперского и раннесоветского периода. Эти источники собирают разнообразные точки зрения специалистов на спорные вопросы 5
(«Физики о физике и физиках», «Томский рабочий факультет. Четыре года работы Томского рабфака» и др.).
Диссертации также представляют важное значение, поскольку отражают уровень развития исторической науки на различных этапах ее развития (Р.С. Туктаров, «Государство и молодежь в период от революции 1917 г. до Великой Отечественной войны: Исторические опыт и уроки»; Д.А. Андреев, «Красное студенчество» в нач

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дореволюционная российская историография слабо представлена трудами, в которых студенчество становилось самостоятельным объектом изучения. Исследователи данного периода изучали тему студенчества, стремясь понять причины студенческого движения и его влияние на общество, а также выявить особенности студенческой жизни и менталитета студентов.
В дореволюционной историографии сформировались два основных подхода к изучению данной темы. Первый подход отражен в обширных многотомных работах о конкретных университетах, обычно имеющих юбилейный характер, что приводило к поверхностному, не критическому содержанию данных работ. Как правило авторами выступали профессора высших учебных заведений, хорошо знавшие внутреннюю жизнь заведений. Данный подход можно отнести к собственно исследовательской литературе.
Второй подход, который можно назвать публицистическим, возник из -за актуальной проблемы, известной как «студенческий вопрос». Этот подход представлен литературой в основном в малых формах, таких как брошюры и статьи. Эти издания как правило посвящены современному положению студенчества, редко содержат исторические обзоры.
Некоторые исследователи, проявлявшие глубокое понимание и внимание к деталям, начали исследовать студенческое движение как явление, охватывавшее не только активность студентов, но и их образ жизни, моральные нормы, учебные занятия и другие аспекты.
В начале XX в. можно заметить интерес историков к исследованиям по женскому вопросу, в том числе появляются работы по истории женского образования. После революции 1917 г. в литературе советского периода долгое время не было крупных исследований по данной тематике, в том числе вследствие юридического решения женского вопроса.
Отечественная дореволюционная историография русского студенчества была очень разнообразной как по тематике, так и по идеологии. Основные вопросы, которые интересовали историков того времени, сводились к следующим: политика правительства в отношении студенчества, студенческое движение, студенческие объединения, социальная характеристика русского студенчества.
В позднеимперский и раннесоветский период популярным жанром стали мемуары, дневники и воспоминания непосредственных участников трансформаций в высшей школе. В качестве отдельного направления раннесоветского периода историографии студенчества России можно выделить воспоминания и мемуары студентов, эмигрировавших из страны после Революции.
В период до революции студенческое движение не рассматривается как отдельный объект исследования. Ему уделяется внимание лишь в контексте университета в целом или в контексте общественно-политических процессов. Дореволюционные исследователи занимались изучением отдельных аспектов развития высшего образования. Они внесли значительный вклад в научную литературу, представив обширный массив источников и начав традицию исследования истории конкретных университетов, которая была продолжена в дальнейшем. Таким образом, была создана научная база для дальнейших исследований.
В целом, первый период (1884 - 1917 гг.) развития историографии характеризуется практическим изучением вопросов студенчества. Ведущими темами являлись политика правительства в отношении университетов и студенческое движение.
В советской исторической литературе сохранилась дореволюционные тенденции развития историографии темы студенчества: студенческое движение и изучение реформ в системе образования. При этом большее внимание уделялось первой теме. Студенческое движение анализировалось в рамках догмы марксизма. При этом основное внимание уделяется роли студенческого движения в революционных событиях
Исследование изменений, внесенных правительством в высшее образование, чаще всего сводилось к изучению уставов университетов, которые рассматривались как попытки самодержавия противостоять активности студентов и не вызывали серьезного интереса учёных. Недостаток конкретных исторических исследований внутренней политики самодержавия и одностороннее видение студенческого общества привели к отсутствию значимых историографических обобщений по этой проблеме.
К традиционным направлениям работ, раскрывающих тему положения студенчества в рассматриваемый период, относятся опубликованные отчёты о деятельности определенных вузов или факультетов.
Историки, разрабатывавшие марксистско-ленинскую концепцию студенческого движения, стремились связать его с борьбой пролетариата и его лидеров — большевиков. Однако оценка участия студентов в антиправительственных действиях не основывалась столько на фактах, сколько на идеологических предпочтениях.
В 1920-е — нач. 1930-х гг. в советской историографии существовало разнообразие точек зрения. Отчасти это объясняется тем, что исследования проводились людьми, принимавшими участие в описываемых событиях, опираясь на собственный опыт.
В литературе преобладало утверждение о тесной связи студенческого движения с революционным лагерем, хотя существовал широкий спектр мнений. Основная точка противоречий в данный период - являлось ли студенчество изначально сторонником революционной борьбы: стремилось ли студенческое движение к объединению с классовой борьбой пролетариата, или оно поддерживало буржуазную революцию, так как считало, что она способствует установлению более благоприятных условий для «буржуазной диктатуры».
Объём выходивших работ по проблеме студенчества резко сократился со второй половины 1930-х гг. и не возобновлялся до середины 1950-х гг. С конца 1940-х годов произошло увеличение интереса к изучению влияния революционной социал-демократии на молодежь.
В конце 1950-х годов начался новый этап развития историографии данной проблемы, произошло систематическое и целенаправленное развитие исследований проблем высшей школы. В работах данного периода проведен анализ формирования системы управления вузами в Советском Союзе, процесса пролетаризации студенчества и изменений в учебном процессе. Эти исследования освещают исторические и партийные аспекты и охватывают широкий спектр вопросов развития высшего образования. В этой связи вопрос студенчества рассматривался как сопутствующий процесс преобразования высших учебных заведений.
В эти же годы появляются первые обещающие работы по истории рабфаков. Если в 1920-30 гг. эта тема рассматривалась с точки зрения отдельных проблем данных учреждений или описания становления в формате юбилейных публикаций, то с 1950-х гг. исследователи фокусируют внимание на роли рабфаков в подготовке рабоче-крестьянской интеллигенции, прослеживают историю развития.
Одно из важнейших направлений исследования проблемы студенчества позднеимперского периода становится рассмотрение вопросов революционного воспитания демократического студенчества и борьбы большевиков за вовлечение студенчества в революционное движение в указанный период.
С середины 1980-х годов отечественная историография начала отходить от догматических суждений и оценок. Историки того времени начали освещать различные аспекты жизни российских университетов, такие как их организационная структура, финансирование, правовое положение, социальный и национальный состав студентов и преподавателей. Они также рассматривали место высшего образования в идеологическом обеспечении политического курса государства и его роль в укреплении существующего режима. Западная историография студенческого движения в России периода революции 1917 г. в первой половине 20 века была ограниченной по темам, но все же послужила важным этапом в развитии историографии данной темы. Исследователи того времени заложили основу для более поздних исследований, которые более подробно проанализировали роль студентов в революции. Только в конце XX века западные историки получили доступ к советским архивам и начали проводить более глубокие исследования положения студентов в России.
Таким образом, второй период развития историографии студенчества (1917 - 1991 гг.) характеризуется догматизиацией данной темы. На передний план выходит проблема студенческого движения и участие его в революционной деятельности. В научный оборот вводится большое количество источников и мемуарных свидетельств.
Современная отечественная историография студенческого движения сосредоточена на новых и нетрадиционных для предыдущих периодов темах. Изменения затронули изучение студенчества, которое теперь рассматривается как самостоятельная социальная группа. Исследуются социальный состав студенчества, его материальное положение, корпоративные организации, а также студенческие научные общества, которые способствовали развитию науки.
Также уделено должное внимание профессорской корпорации. В этом аспекте нас интересуют исследования, посвященные вопросу структуры профессиональной подготовки специалистов, социальному статусу выпускников университета, взаимоотношениям между профессорами и студентами.
Одним из важнейших направлений изучения положения студенчества в раннесоветский период является проблема студенчества в эмиграции. В начале 2000-х гг. вышло несколько работ в данном направлении, развитие которго продолжилось в 2010-е гг.
В зарубежной историографии одно из важнейших направлений изучения студенчества России позднеимперского периода - студенты из России в университетах Европы. Особое место в этом направлении занимает французская историография.
В 2000-е гг. начинает развиваться направление исследований молодёжных объединений, в рамках которого студенчество представлено как составная часть молодёжи страны.
Значительное количество работ, вышедших за последние 20 лет, посвящено взаимоотношениям власти и учащихся вузов. Касательно позднеимперского периода исследователей привлекает вопрос системы наказаний и практики сопротивления студенчества дисциплинарному надзору. Делается акцент на рассмотрении правового 51
поля, соответственно, основным источником в данных работах являются уставы и правила вузов, законы, положения. Касательно раннесоветского периода можно выделить несколько основных подходов, которых придерживаются исследователи последние 25 лет: изменение системы управления вузами и преподавания в них (связанное с лишением автономии) и изменение социального состава студенчества. Как правило, рассмотрение данных проблем происходит на примере определённого региона или вуза.
Продолжается развитие проблемы деятельности рабочих факультетов. Как правило, в посвящённых этой теме работах исследователи рассматривают данный вопрос с устоявшейся точки зрения: эволюция и характеристики образовательного процесса и воспитания на рабочих факультетах, их материальное обеспечение, студенческий состав, взаимодействие между преподавателями, студентами основных факультетов и рабочим факультетом.
К отдельной категории относятся исследования, раскрывающие проблему становления высшего образования и формирования интеллигенции в раннесоветский период в регионах, где в имперское время не было высших учебных заведений. Вопрос студенчества рассматривается в данных исследованиях косвенно, обычно, с точки зрения пролетаризации социального состава, участия в общественных мероприятиях, материального положения.
На данный момент в отечественной исторической науке наблюдается постепенный переход от преимущественного изучения функционирования отдельных элементов университетской системы к фокусированию на человеческом аспекте истории. В трудах авторов данного подхода отражён широкий спектр повседневной жизни студентов, включая их настроения, быт в учебных заведениях, материальное положение, процессы внедрения и распространения идеологии, а также пролетаризации учащихся вузов. Освещены инициативы самоорганизации студенческого сообщества, направленные на взаимопомощь.
С 1990-х гг. набирают популярность исследования, показывающие изменения в положении студенчества на сломе эпох на примере конкретных личностей, а также исследования, основанные на источниках личного происхождения, например, письмах, дневниках или воспоминаниях.
В последние десятилетие отмечается определенный рост интереса к теме студенческих объединений и региональных сообществ позднеимперского периода. Исследователи изучают процессы их формирования и роста. Также историками изучается влияние разнообразных групп и объединений студентов университета, влиявших на формирование мировоззрения и принятие участия в национальных движениях или социальных протестах.
В современной историографии количество трудов, посвященных теме организации научной деятельности студентов позднеимперского периода, не столь велико. Исследователи рассматривают систему привлечения студентов дореволюционных университетов к научной работе и формирование научных кадров. Анализируются изменения в методах организации практической подготовки и особенности организации научно-исследовательской работы студентов в рамках научных студенческих кружков при высших учебных заведениях Российской Империи.
Таким образом, третий период (1990-е гг. - настоящее время) характеризуется возвращением плюрализма методологических подходов и суждений, акцент делается на изучении студенчества как отдельной социальной группы.
Определяя возможности дальнейшего развития данных направлений, необходимо отметить перспективу междисциплинарного подхода к изучению студенчества как сложного социокультурного феномена. Весьма актуальным является направление, которое раскрывает повседневность студенческой жизни на основе источников личного происхождения, например, более глубокое рассмотрение конкретных примеров судеб студентов, подвергшихся «чистке», их методов избегания исключения, а также изучение вопроса высшего женского образования в первые годы советской власти. Источники личного происхождения могут содержать информацию, которая не фиксировалась в официальных документах или исторических записях, что позволяет расширить понимание данного исторического процесса.



1. Абрамов Я. В. Женские врачебные курсы / Я. В. Абрамов. - СПб. : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1886. - 28 с.
2. Аврус А. И. История российских ун-тов: Очерки / А. И. Аврус - М. : Московский общественный научный фонд, 2001. - 85 с.
3. Андреев Д. А. «Красное студенчество» в начале 1920-х гг. : дис. ... канд. ист. наук / Д. А. Андреев. - СПб, 2007. - 187 с.
4. Аюбова Ш. И. Становление и развитие образовательной сферы Дагестана в условиях российских трансформаций: конец XIX-30-е годы XX в. : дис. ... канд. ист. наук / Ш. И. Аюбова. - Нальчик, 2012. - 192 с.
5. Багалей Д. И., Сумцов Н. Ф., Бузескул В. П. Краткий очерк истории Харьковского ун-та за первые сто лет его существования / Д.И. Багалей, Н.Ф. Сумцов, В.П. Бузескул. - Харьков: Тип. Адольфа Дарре, 1906. - 329 с.
6. Байгарина А. Е. Высшая школа в условиях советской политической системы 1917-1927 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. Е. Байгарина. - Москва, 1995. - 19 с.
7. Бакунина Т. А. Воспоминания об А.А. Кизеветтере (к 60-летию со дня его кончины) // Археографический ежегодник за 1993 г. - 1995. - С. 209-214.
8. Баринов Д. А. От науки к политике: судьбы участников студенческих объединений Санкт-Петербургского ун-та 1880-х гг. / Д. А. Баринов, Б. М. Абдулина // Вопросы истории. - 2019. - № 11. - С. 186-194.
9. Баринов Д. А. Этноконфессиональные и региональные организации студенчества Санкт-Петербургского ун-та (1884-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук / Д. А. Баринов. - СПб, 2015. - 253 с.
10. Баум Е. А. Женщины и революция 1917 г. Профессиональная социализация в области химической науки и образования в постреволюционные 1920-е гг / Е. А. Баум // Память о прошлом - 2017 : Материалы и доклады VI историко-архивного форума, посвященного 100-летию революции 1917 г. в России, Самара, 18-20 апр. 2017 г. - Самара: ООО "Науч.-технич. центр", 2017. - С. 412-421.
11. Бейлин А. Е. Кадры специалистов СССР, их формирование и рост / под ред. и с предисл. И. А. Краваля. - М. : Союзоргучет, 1935. - 419 с.
12. Бердинских В. А. Деятельность местных партийных организаций по формированию советского студенчества в 1921-1927 гг. : дис. канд. ист. наук / В. А. Бердинских. - Горький, 1985. - 235 с.
13. Бугрова И. Ю. Из истории полевой геологической подготовки студентов в Санкт-Петербургском гос. ун-те // Геология Крыма. - СПб, 2021. - С. 5-22.
14. Бушуева Л. А. Университетский устав 1884 г. и организация учебной повседневности в Казанском ун-те на рубеже XIX-XX веков // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия История. Международные отношения. - 2022. - Вып. 22, № 3. - С. 291-297.
15. Валуев Д. В. Социальная дискриминация в системе образования в первые десятилетия советской власти (на примере смоленских вузов) // Вестник Брянского гос. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 20-26.
...158


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ