ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема личностного потенциала в психологии 6
1.1. Понятие личностного потенциала в психологии 6
1.2. Структура личностного потенциала 15
1.3. Личностный потенциал в период становления личности 21
1.4. Возрастные особенности и задачи развития личности в период
юности и молодости 25
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик личностного
потенциала у сельской молодежи 41
2.1. Методы и методики исследования 41
2.2 Описание этапов эмпирического исследования 48
2.3 Описание результатов эмпирического исследования 48
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность исследования связана с необходимостью принятия того факта, что современный человек живет в постоянно изменяющемся мире, что предъявляет особые требования к сохранению устойчивости его личности в таких условиях. Именно личностный потенциал и является фактором, обеспечивающим устойчивость личности в изменяющемся мире, фактором формирования эффективных механизмов саморегуляции и организации жизненного пространства самореализации.
Формирование саморегуляции и организация пространства самореализации становятся основной задачей развития, условием жизни человека в молодом возрасте. Поэтому молодежь как возрастная категория является весьма уязвимой в процессе решения данной проблемы. Трудности саморегуляции и самореализации могут быть связаны с определенными дефицитами в характеристиках личностного потенциала. Поэтому изучение самих характеристик личностного потенциала молодежи является актуальным.
В последние годы интерес к проблеме личностного потенциала резко возрос, к нему стали обращаться самые разные исследователи в психологии и смежных науках, что свидетельствует о ее актуальности. Однако, однозначного понимания личностного потенциала не существует - проблема исследования личностного потенциала остается открытой и требующей развития на материале конкретных эмпирических исследований на разных выборках.
Проблема личностного потенциала является предметом изучения зарубежных и отечественных психологов, таких, как: Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, С.В. Величко, Е.Ф. Зеер, В.И. Носков, А.М. Павлова, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, С.А. Богомаз, Ю.М. Резник, В.Н. Марков, Ю.В. Синягин, Г.М. Зараковский, И.И. Белякова, а также междисциплинарных исследователей (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов, Б.Г. Юдин, В.Ж. Келле, Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова, М.С. Каган).
Цель исследования: изучить особенности самоорганизации, рефлексии и удовлетворенности жизнью как характеристик личностного потенциала у сельской молодежи Томской области.
Объект исследования: личностный потенциал.
Предмет исследования: особенности самоорганизации деятельности, рефлексивности и удовлетворенности жизнью как характеристики личностного потенциала сельской молодежи Томской области.
Исследовательская гипотеза: показатели характеристик личностного потенциала у сельской молодежи соответствуют нормативным показателям, определенных на выборке городских жителей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие личностного потенциала и его структуры с помощью анализа теоретического материала по теме.
2. Разработать программу эмпирического исследования характеристик личностного потенциала у сельской молодежи Томской области: самоорганизации, рефлексии и удовлетворённости жизнью.
3. Провести эмпирическое исследование и описать его результаты.
Выборку исследования: составили 69 человек - жители Каргасокского района Томской области в возрасте от 22 до 35 лет.
Методологическим основанием данного исследования послужили теоретические представления о личностном потенциале и его структуре, изложенные в работах Д.А. Леонтьева и участников работающей под его руководством исследовательской группы - студентов, аспирантов и сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Методики исследования: «Опросник Самоорганизации деятельности» (Е.Ю Мандрикова); «Методика дифференциальной диагностики рефлексивности» (Д.А. Леонтьев); «Шкала удовлетворённости жизнью» (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
...
Цель исследования заключалась в изучении особенностей самоорганизации деятельности, рефлексивности и удовлетворенности жизнью как характеристик личностного потенциала у сельской молодежи Томской области.
Для описания и измерения характеристик личностного потенциала в исследовании использовалась концепция Д.А. Леонтьева и др., в которой личностный потенциал выступает как система свойств и возможностей, составляющих основу развития человека, возможных достижений в последующей деятельности и в развитии личности, как фактор успешности в реализации личных планов и самоопределения в целом.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Представлены понятия личностного потенциала и его структуры.
2. Определены такие характеристики личностного потенциала, как самоорганизация деятельности, рефлексивность и удовлетворенность жизнью.
3. Проведено психодиагностическое обследование представителей сельской молодежи с помощью «Опросника самоорганизации деятельности», «Методики дифференциальной диагностики рефлексивности» и «Шкалы удовлетворенности жизнью».
В исследовании обнаружено, что представители сельской молодежи отличаются от нормативной выборки более выраженной планомерностью, трудностями с видением альтернатив и гибкостью в планировании, а также склонностью к самокопанию.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о частичном подтверждении гипотезы.
Результаты исследования могут быть использованы в психологической практике и послужить основой для разработки тренингов, ориентированных на актуализацию и развитие личностного потенциала сельской молодежи Томской области.
1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права //Актуальные проблемы поведения. №3, 2003. - 182
2. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности
// Вести. Том. гос. ун-та. 2011. №344. URL: m
nhttp://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osob..
3. Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. Восприятие образовательной среды университета студентами с разной степенью выраженности имплицитных теорий интеллекта и личности // Вестник КемГУ. 2015. №3-3 (63).
4. Богомаз С.А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С.77-88.
5. Богомаз С.А., Мацута В.В. Субъектвная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психол.журн. - 2012. - № 46. - С. 67-75
6. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко, 2004
7. Богомаз С.А. Инновационный потенциал личности и его оценка // Социальный мир человека. - Вып. 5: Материалы V Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций» 17-19 апреля 2014 года, г. Ижевск / под ред. Н.И. Леонова. - Ижевск : ERGO, 2014. - С. 275-279.
8. Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Материалы региональной конференции «Человек как самоорганизующаяся психологическая система» / Барнаульский государственный педагогический университет (г. Барнаул) ; науч. ред. О.М. Краснорядцева ; ред. кол.: В.Е. Клочко, Д.Ю. Баланев. 2000. С. 3-7
9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности).
10. Леонтьев Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного
потенциала: Материалы межрегиональной научно-практической
конференции / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. М., 2005. С. 259260.
11. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2002. Вып. 1. - С. 56-65.
12. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. - 675 с
13. Леонтьев Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин и др. // Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 8-31.
14. Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н., Салихова А.Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября 2009 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского. - М.: Когито-Центр, 2009. - С. 145-150.
15. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №4.
... всего 24 источников