Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот 9
1.1 Социально-психологическая адаптация и ее факторы 9
1.2 Психологические особенности студентов-сирот и их влияние на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального образования 21
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 34
2.2 Разработка и апробация программы адаптации студентов-сирот к
обучению в учреждении профессионального образования 50
2.3 Сравнительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 55
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А 77
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот 9
1.1 Социально-психологическая адаптация и ее факторы 9
1.2 Психологические особенности студентов-сирот и их влияние на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального образования 21
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 34
2.2 Разработка и апробация программы адаптации студентов-сирот к
обучению в учреждении профессионального образования 50
2.3 Сравнительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 55
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А 77
Актуальность темы исследования обусловливается исключительно важной ролью процесса социальной адаптации в жизни людей. Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает деятельность человека, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире.
Приспособление к студенческой жизни, ее традициям и обычаям - это сложный процесс для большинства первокурсников. Не всякий студент- первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается и на самочувствии студентов, и на их поведении, и на их психологическом благополучии.
Статус студенчества является временным, но при этом именно он задает определенную модель поведения. В процессе студенчества молодые люди сталкиваются с конкретными трудностями, которые касаются не только обучения, но и иных сторон их жизнедеятельности - друзей, работы, семьи, быта. Как правило, они стремятся самостоятельно разрешить возникшие проблемы в силу своего максимализма, в процессе приобретая опыт выхода из трудных жизненных ситуаций. От того, насколько успешно и содержательно осуществится этап адаптации в студенческий период как для отдельно взятой личности, так и для студенческой молодежи в целом во многом зависит и состояние общества в будущем.
Студенческая молодежь неоднородна по своему составу и одной из специфических ее составляющих является категория студентов из числа детей- сирот. Дети-сироты, вступая во взрослую жизнь, как правило, сталкиваются с комплексом трудностей, обусловленных спецификой социального статуса.
Интеграция таких молодых людей в социокультурную среду учреждения профессионального образования имеет свои особенности.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический, педагогический. Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как социальный статус в группе, интеллект, направленность, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др. Все это подчеркивает важность и значимость изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Цель исследования: изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот.
Объект исследования: адаптация как психологический феномен.
Предмет исследования: личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; изучить факторы социально¬психологической адаптации: рассмотреть процесс адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования; проанализировать личностные особенности студентов-сирот.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации у студентов-сирот; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу программы адаптации студентов- сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
4. Провести контрольный эксперимент и сформулировать выводы об эффективности программы психологического тренинга.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной части работы использованы следующие методики: «Опросник социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс, Д. Даймонд); методика «Адаптированность студентов в вузе (авторы - Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (авторы - Р. МакКрае и П. Коста).
Теоретическими основаниями выпускной квалификационной работы являются исследования по проблеме адаптации таких авторов, как Ф.Б. Березин [7], В.Ю. Верещагин [11], А.Б. Георгиевский [16], Л.Г. Дикая [19], П.С. Кузнецов [30], С.А. Ларионова [31], В.И. Медведев [34], А.А. Налчаджан [37],А.А. Реан [47], Н.Е. Шустова [60] и др. Основу работы составляют также исследования адаптации студентов в условиях учреждения профессионального образования таких авторов, как Л.А. Антипова [3], Т.П. Браун [9], А.А. Извольская [25], Е.И. Огарева [41], И.Е. Одногулова [42], Ю.В. Стафеева [55], М.В. Яковлева [34] и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский филиал КЕБПОУ «Красноярский строительный техникум». В исследовании приняли участие студенты 1 курса. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - апробация программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
3 этап (март 2018 г.) - проведение повторной диагностики социально¬психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования. Систематизированы материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные о личностных факторах социально-психологической адаптации студентов-сирот КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; определена взаимосвязь между личностными факторами студентов-сирот и их адаптацией к обучению в учреждении профессионального образования; разработана программа адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63 наименования). В работе содержится 14 таблиц и 1 приложение. Объем работы составляет 78 страниц
Приспособление к студенческой жизни, ее традициям и обычаям - это сложный процесс для большинства первокурсников. Не всякий студент- первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается и на самочувствии студентов, и на их поведении, и на их психологическом благополучии.
Статус студенчества является временным, но при этом именно он задает определенную модель поведения. В процессе студенчества молодые люди сталкиваются с конкретными трудностями, которые касаются не только обучения, но и иных сторон их жизнедеятельности - друзей, работы, семьи, быта. Как правило, они стремятся самостоятельно разрешить возникшие проблемы в силу своего максимализма, в процессе приобретая опыт выхода из трудных жизненных ситуаций. От того, насколько успешно и содержательно осуществится этап адаптации в студенческий период как для отдельно взятой личности, так и для студенческой молодежи в целом во многом зависит и состояние общества в будущем.
Студенческая молодежь неоднородна по своему составу и одной из специфических ее составляющих является категория студентов из числа детей- сирот. Дети-сироты, вступая во взрослую жизнь, как правило, сталкиваются с комплексом трудностей, обусловленных спецификой социального статуса.
Интеграция таких молодых людей в социокультурную среду учреждения профессионального образования имеет свои особенности.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический, педагогический. Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как социальный статус в группе, интеллект, направленность, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др. Все это подчеркивает важность и значимость изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Цель исследования: изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот.
Объект исследования: адаптация как психологический феномен.
Предмет исследования: личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; изучить факторы социально¬психологической адаптации: рассмотреть процесс адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования; проанализировать личностные особенности студентов-сирот.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации у студентов-сирот; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу программы адаптации студентов- сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
4. Провести контрольный эксперимент и сформулировать выводы об эффективности программы психологического тренинга.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной части работы использованы следующие методики: «Опросник социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс, Д. Даймонд); методика «Адаптированность студентов в вузе (авторы - Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (авторы - Р. МакКрае и П. Коста).
Теоретическими основаниями выпускной квалификационной работы являются исследования по проблеме адаптации таких авторов, как Ф.Б. Березин [7], В.Ю. Верещагин [11], А.Б. Георгиевский [16], Л.Г. Дикая [19], П.С. Кузнецов [30], С.А. Ларионова [31], В.И. Медведев [34], А.А. Налчаджан [37],А.А. Реан [47], Н.Е. Шустова [60] и др. Основу работы составляют также исследования адаптации студентов в условиях учреждения профессионального образования таких авторов, как Л.А. Антипова [3], Т.П. Браун [9], А.А. Извольская [25], Е.И. Огарева [41], И.Е. Одногулова [42], Ю.В. Стафеева [55], М.В. Яковлева [34] и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский филиал КЕБПОУ «Красноярский строительный техникум». В исследовании приняли участие студенты 1 курса. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - апробация программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
3 этап (март 2018 г.) - проведение повторной диагностики социально¬психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования. Систематизированы материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные о личностных факторах социально-психологической адаптации студентов-сирот КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; определена взаимосвязь между личностными факторами студентов-сирот и их адаптацией к обучению в учреждении профессионального образования; разработана программа адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63 наименования). В работе содержится 14 таблиц и 1 приложение. Объем работы составляет 78 страниц
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса. Различают два вида адаптации: социально-психологическую и биофизиологическую. Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации являются: социализация, адаптированность, реабилитация, взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, выработка образцов поведения и общения, включение в систему деятельности и межличностных отношений, формирование позитивного отношения к социальным нормам, самореализация индивида.
Социально-психологическая адаптация бывает двух типов: прогрессивная и регрессивная. По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. К функциям социально - психологической адаптации относятся: психологическая защита; достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда»; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения; формирование эмоционально-комфортных позиций личности; самореализация личности; самопознание и самокоррекция; повышение эффективности деятельности, как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья. Результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности является дезадаптация.
Успех адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования зависит от формирования и развития у индивида особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненного проекта; особого социально- педагогического сопровождения, которое не замещает инициативы студента, а способствует развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности; формирование благоприятной социализирующей среды учреждения профессионального образования.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Результаты первичной диагностики по методике «Опросник социально¬психологической адаптации» (К. Роджерс, Д. Даймонд) показали, что только 3 (28 %) студентов адаптированы к условиям учебного заведения на данный момент. 8 (72 %) студентов дезадаптированы к среде. 6 (55 %) студентов безоговорочно принимают нормы и ценности данного коллектива и комфортно себя ощущает в нем. 5 (45 %) студентов социально дезадаптированы. 5 (45 %) студентов воспринимают себя, такими как они есть. 6 (55 %) студентов не принимают себя. 7 (64 %) студентам эмоционально комфортно в данном коллективе. 4 (36 %) студентов испытывают эмоциональный дискомфорт. Все студенты имеют низкий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. У студентов не выражены лидерские черты, они не готовы принимать на себя ответственность и браться за решение проблем.
Результаты первичной диагностики по методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой) показали, что 8 (72 %) студентов испытывают трудности, появляющиеся при общении с сокурсниками. Студенты не встречают принятия и понимания своих взглядов среди однокурсников. Они не могут обратиться к ним за помощью. 3 (28 %) студентов чувствуют себя комфортно в группе. Они с легкостью находят с однокурсниками общий язык. 7 (63 %) студентов с трудом выполняют учебные задания и осваивают учебные дисциплины. Им тяжело выражать свои мысли и выступать на занятиях. 4 (37 %) студентов нуждаются по многим предметам в дополнительных консультациях. Как правило, им несколько сложно проявлять свои способности и свою индивидуальность на учебных занятиях.
Результаты первичной диагностики по пятифакторному личностному опроснику «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П. Коста) показали, что для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Экстраверсия», для 9 (82%) студентов-сирот - фактор «Интроверсия». Для 1 (8%) студента-сироты характерен фактор «Привязанность», 10 (92%) студентов-сирот характерен фактор «Обособленность». Для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Самоконтроль» (высокий самоконтроль поведения), для 9 (82%) студентов- сирот характерен фактор «Импульсивность» (низкий самоконтроль поведения). Для 3 (24%) студентов-сирот характерен фактор «Эмоциональная устойчивость», для 8 (76%) студента-сироты характерен фактор «Эмоциональная неустойчивость». Для 6 (54%) студентов-сирот характерен фактор «Экспрессивность», для 5 (46%) студентов-сирот характерен фактор «Практичность».
Полученные диагностические данные обусловили необходимость разработки программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования. Цель программы: создание условий и организация мероприятий по адаптации студентов-сирот первого курса к учебному процессу и внеучебной деятельности.
В целях успешной реализации программы проведен комплекс мероприятий и проектов: адаптационный тренинг; праздник посвящения первокурсников в студенты Лесосибирского филиала КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; проект «Адаптер»; фестиваль студенческого творчества «Я - Первокурсник!»; мероприятия, направленные на привлечение студентов в спортивные секции, в студенческий пресс-центр, в Медиа-центр; ярмарка волонтерских проектов; фестиваль научных лабораторий; мероприятия по адаптации первокурсников в общежитии и привлечению их в студенческий совет общежития; конкурс «Самая лучшая учебная группа»; семинары и лекции для активных первокурсников по предметным темам; школа актива для первокурсников.
Для оценки результатов эффективности работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной программы. Проанализировав результаты повторной диагностики личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот, мы отмечаем, что произошли положительные изменения: у большинства студентов-сирот выявлен высокий уровень адаптивности. Они стали чувствовать себя увереннее, у них снизился уровень тревожности, появилось более четкое осознание себя в данной социальной общности, повысился уровень эмоционального комфорта, уровень приятия других. Все это способствует снижению конфликтности, нормализации эмоциональной обстановки, что влечет за собой улучшение адаптации к условиям учебной деятельности.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что после проведения развивающей работы наблюдаются изменения в структуре личностных факторов у студентов-сирот. Увеличилось количество студентов по шкалам «Экстраверсия», «Привязанность», «Самоконтроль», «Эмоциональная устойчивость», «Практичность».
На основе вышесказанного можно констатировать, что систематическая работа по социально-психологической адаптации студентов-сирот является эффективным средством адаптации студентов-первокурсников к обучению, способствует развитию коммуникативных способностей студентов, приобретению опыта межличностного общения и снижению дезадаптивности первокурсников. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса. Различают два вида адаптации: социально-психологическую и биофизиологическую. Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации являются: социализация, адаптированность, реабилитация, взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, выработка образцов поведения и общения, включение в систему деятельности и межличностных отношений, формирование позитивного отношения к социальным нормам, самореализация индивида.
Социально-психологическая адаптация бывает двух типов: прогрессивная и регрессивная. По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. К функциям социально - психологической адаптации относятся: психологическая защита; достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда»; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения; формирование эмоционально-комфортных позиций личности; самореализация личности; самопознание и самокоррекция; повышение эффективности деятельности, как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья. Результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности является дезадаптация.
Успех адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования зависит от формирования и развития у индивида особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненного проекта; особого социально- педагогического сопровождения, которое не замещает инициативы студента, а способствует развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности; формирование благоприятной социализирующей среды учреждения профессионального образования.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Результаты первичной диагностики по методике «Опросник социально¬психологической адаптации» (К. Роджерс, Д. Даймонд) показали, что только 3 (28 %) студентов адаптированы к условиям учебного заведения на данный момент. 8 (72 %) студентов дезадаптированы к среде. 6 (55 %) студентов безоговорочно принимают нормы и ценности данного коллектива и комфортно себя ощущает в нем. 5 (45 %) студентов социально дезадаптированы. 5 (45 %) студентов воспринимают себя, такими как они есть. 6 (55 %) студентов не принимают себя. 7 (64 %) студентам эмоционально комфортно в данном коллективе. 4 (36 %) студентов испытывают эмоциональный дискомфорт. Все студенты имеют низкий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. У студентов не выражены лидерские черты, они не готовы принимать на себя ответственность и браться за решение проблем.
Результаты первичной диагностики по методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой) показали, что 8 (72 %) студентов испытывают трудности, появляющиеся при общении с сокурсниками. Студенты не встречают принятия и понимания своих взглядов среди однокурсников. Они не могут обратиться к ним за помощью. 3 (28 %) студентов чувствуют себя комфортно в группе. Они с легкостью находят с однокурсниками общий язык. 7 (63 %) студентов с трудом выполняют учебные задания и осваивают учебные дисциплины. Им тяжело выражать свои мысли и выступать на занятиях. 4 (37 %) студентов нуждаются по многим предметам в дополнительных консультациях. Как правило, им несколько сложно проявлять свои способности и свою индивидуальность на учебных занятиях.
Результаты первичной диагностики по пятифакторному личностному опроснику «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П. Коста) показали, что для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Экстраверсия», для 9 (82%) студентов-сирот - фактор «Интроверсия». Для 1 (8%) студента-сироты характерен фактор «Привязанность», 10 (92%) студентов-сирот характерен фактор «Обособленность». Для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Самоконтроль» (высокий самоконтроль поведения), для 9 (82%) студентов- сирот характерен фактор «Импульсивность» (низкий самоконтроль поведения). Для 3 (24%) студентов-сирот характерен фактор «Эмоциональная устойчивость», для 8 (76%) студента-сироты характерен фактор «Эмоциональная неустойчивость». Для 6 (54%) студентов-сирот характерен фактор «Экспрессивность», для 5 (46%) студентов-сирот характерен фактор «Практичность».
Полученные диагностические данные обусловили необходимость разработки программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования. Цель программы: создание условий и организация мероприятий по адаптации студентов-сирот первого курса к учебному процессу и внеучебной деятельности.
В целях успешной реализации программы проведен комплекс мероприятий и проектов: адаптационный тренинг; праздник посвящения первокурсников в студенты Лесосибирского филиала КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; проект «Адаптер»; фестиваль студенческого творчества «Я - Первокурсник!»; мероприятия, направленные на привлечение студентов в спортивные секции, в студенческий пресс-центр, в Медиа-центр; ярмарка волонтерских проектов; фестиваль научных лабораторий; мероприятия по адаптации первокурсников в общежитии и привлечению их в студенческий совет общежития; конкурс «Самая лучшая учебная группа»; семинары и лекции для активных первокурсников по предметным темам; школа актива для первокурсников.
Для оценки результатов эффективности работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной программы. Проанализировав результаты повторной диагностики личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот, мы отмечаем, что произошли положительные изменения: у большинства студентов-сирот выявлен высокий уровень адаптивности. Они стали чувствовать себя увереннее, у них снизился уровень тревожности, появилось более четкое осознание себя в данной социальной общности, повысился уровень эмоционального комфорта, уровень приятия других. Все это способствует снижению конфликтности, нормализации эмоциональной обстановки, что влечет за собой улучшение адаптации к условиям учебной деятельности.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что после проведения развивающей работы наблюдаются изменения в структуре личностных факторов у студентов-сирот. Увеличилось количество студентов по шкалам «Экстраверсия», «Привязанность», «Самоконтроль», «Эмоциональная устойчивость», «Практичность».
На основе вышесказанного можно констатировать, что систематическая работа по социально-психологической адаптации студентов-сирот является эффективным средством адаптации студентов-первокурсников к обучению, способствует развитию коммуникативных способностей студентов, приобретению опыта межличностного общения и снижению дезадаптивности первокурсников. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.
Подобные работы
- Программа социально-психологической адаптации людей с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональной
деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Стратегии психологической адаптации рабочих к вахтовым
условиям труда на Крайнем Севере
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГАТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



