Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот

Работа №18260

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
782
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот 9
1.1 Социально-психологическая адаптация и ее факторы 9
1.2 Психологические особенности студентов-сирот и их влияние на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального образования 21
Глава 2 Экспериментальное изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 34
2.2 Разработка и апробация программы адаптации студентов-сирот к
обучению в учреждении профессионального образования 50
2.3 Сравнительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 55
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А 77


Актуальность темы исследования обусловливается исключительно важной ролью процесса социальной адаптации в жизни людей. Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает деятельность человека, в свою очередь зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире.
Приспособление к студенческой жизни, ее традициям и обычаям - это сложный процесс для большинства первокурсников. Не всякий студент- первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается и на самочувствии студентов, и на их поведении, и на их психологическом благополучии.
Статус студенчества является временным, но при этом именно он задает определенную модель поведения. В процессе студенчества молодые люди сталкиваются с конкретными трудностями, которые касаются не только обучения, но и иных сторон их жизнедеятельности - друзей, работы, семьи, быта. Как правило, они стремятся самостоятельно разрешить возникшие проблемы в силу своего максимализма, в процессе приобретая опыт выхода из трудных жизненных ситуаций. От того, насколько успешно и содержательно осуществится этап адаптации в студенческий период как для отдельно взятой личности, так и для студенческой молодежи в целом во многом зависит и состояние общества в будущем.
Студенческая молодежь неоднородна по своему составу и одной из специфических ее составляющих является категория студентов из числа детей- сирот. Дети-сироты, вступая во взрослую жизнь, как правило, сталкиваются с комплексом трудностей, обусловленных спецификой социального статуса.
Интеграция таких молодых людей в социокультурную среду учреждения профессионального образования имеет свои особенности.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в учреждении профессионального. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический, педагогический. Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как социальный статус в группе, интеллект, направленность, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др. Все это подчеркивает важность и значимость изучения социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Цель исследования: изучение личностных факторов социально¬психологической адаптации студентов-сирот.
Объект исследования: адаптация как психологический феномен.
Предмет исследования: личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; изучить факторы социально¬психологической адаптации: рассмотреть процесс адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования; проанализировать личностные особенности студентов-сирот.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации у студентов-сирот; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать программу программы адаптации студентов- сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
4. Провести контрольный эксперимент и сформулировать выводы об эффективности программы психологического тренинга.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной части работы использованы следующие методики: «Опросник социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс, Д. Даймонд); методика «Адаптированность студентов в вузе (авторы - Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (авторы - Р. МакКрае и П. Коста).
Теоретическими основаниями выпускной квалификационной работы являются исследования по проблеме адаптации таких авторов, как Ф.Б. Березин [7], В.Ю. Верещагин [11], А.Б. Георгиевский [16], Л.Г. Дикая [19], П.С. Кузнецов [30], С.А. Ларионова [31], В.И. Медведев [34], А.А. Налчаджан [37],А.А. Реан [47], Н.Е. Шустова [60] и др. Основу работы составляют также исследования адаптации студентов в условиях учреждения профессионального образования таких авторов, как Л.А. Антипова [3], Т.П. Браун [9], А.А. Извольская [25], Е.И. Огарева [41], И.Е. Одногулова [42], Ю.В. Стафеева [55], М.В. Яковлева [34] и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский филиал КЕБПОУ «Красноярский строительный техникум». В исследовании приняли участие студенты 1 курса. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2017 г. - октябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики.
2 этап (ноябрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - апробация программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
3 этап (март 2018 г.) - проведение повторной диагностики социально¬психологической адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования. Систематизированы материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные о личностных факторах социально-психологической адаптации студентов-сирот КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; определена взаимосвязь между личностными факторами студентов-сирот и их адаптацией к обучению в учреждении профессионального образования; разработана программа адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (63 наименования). В работе содержится 14 таблиц и 1 приложение. Объем работы составляет 78 страниц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Под адаптацией следует понимать постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса. Различают два вида адаптации: социально-психологическую и биофизиологическую. Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации являются: социализация, адаптированность, реабилитация, взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, выработка образцов поведения и общения, включение в систему деятельности и межличностных отношений, формирование позитивного отношения к социальным нормам, самореализация индивида.
Социально-психологическая адаптация бывает двух типов: прогрессивная и регрессивная. По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной или принудительной. К функциям социально - психологической адаптации относятся: психологическая защита; достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда»; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношения; формирование эмоционально-комфортных позиций личности; самореализация личности; самопознание и самокоррекция; повышение эффективности деятельности, как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья. Результатом нарушения адаптационного механизма социализации личности является дезадаптация.
Успех адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования зависит от формирования и развития у индивида особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненного проекта; особого социально- педагогического сопровождения, которое не замещает инициативы студента, а способствует развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности; формирование благоприятной социализирующей среды учреждения профессионального образования.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот. Выборка исследования составила 22 респондента, из них 11 студентов-сирот (экспериментальная группа) и 11 студентов, воспитывающихся родителями в полноценной семье (контрольная группа).
Результаты первичной диагностики по методике «Опросник социально¬психологической адаптации» (К. Роджерс, Д. Даймонд) показали, что только 3 (28 %) студентов адаптированы к условиям учебного заведения на данный момент. 8 (72 %) студентов дезадаптированы к среде. 6 (55 %) студентов безоговорочно принимают нормы и ценности данного коллектива и комфортно себя ощущает в нем. 5 (45 %) студентов социально дезадаптированы. 5 (45 %) студентов воспринимают себя, такими как они есть. 6 (55 %) студентов не принимают себя. 7 (64 %) студентам эмоционально комфортно в данном коллективе. 4 (36 %) студентов испытывают эмоциональный дискомфорт. Все студенты имеют низкий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. У студентов не выражены лидерские черты, они не готовы принимать на себя ответственность и браться за решение проблем.
Результаты первичной диагностики по методике «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой) показали, что 8 (72 %) студентов испытывают трудности, появляющиеся при общении с сокурсниками. Студенты не встречают принятия и понимания своих взглядов среди однокурсников. Они не могут обратиться к ним за помощью. 3 (28 %) студентов чувствуют себя комфортно в группе. Они с легкостью находят с однокурсниками общий язык. 7 (63 %) студентов с трудом выполняют учебные задания и осваивают учебные дисциплины. Им тяжело выражать свои мысли и выступать на занятиях. 4 (37 %) студентов нуждаются по многим предметам в дополнительных консультациях. Как правило, им несколько сложно проявлять свои способности и свою индивидуальность на учебных занятиях.
Результаты первичной диагностики по пятифакторному личностному опроснику «Большая пятерка» (Р. МакКрае и П. Коста) показали, что для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Экстраверсия», для 9 (82%) студентов-сирот - фактор «Интроверсия». Для 1 (8%) студента-сироты характерен фактор «Привязанность», 10 (92%) студентов-сирот характерен фактор «Обособленность». Для 2 (18%) студентов-сирот характерен фактор «Самоконтроль» (высокий самоконтроль поведения), для 9 (82%) студентов- сирот характерен фактор «Импульсивность» (низкий самоконтроль поведения). Для 3 (24%) студентов-сирот характерен фактор «Эмоциональная устойчивость», для 8 (76%) студента-сироты характерен фактор «Эмоциональная неустойчивость». Для 6 (54%) студентов-сирот характерен фактор «Экспрессивность», для 5 (46%) студентов-сирот характерен фактор «Практичность».
Полученные диагностические данные обусловили необходимость разработки программы адаптации студентов-сирот к обучению в учреждении профессионального образования. Цель программы: создание условий и организация мероприятий по адаптации студентов-сирот первого курса к учебному процессу и внеучебной деятельности.
В целях успешной реализации программы проведен комплекс мероприятий и проектов: адаптационный тренинг; праздник посвящения первокурсников в студенты Лесосибирского филиала КГБПОУ «Красноярский строительный техникум»; проект «Адаптер»; фестиваль студенческого творчества «Я - Первокурсник!»; мероприятия, направленные на привлечение студентов в спортивные секции, в студенческий пресс-центр, в Медиа-центр; ярмарка волонтерских проектов; фестиваль научных лабораторий; мероприятия по адаптации первокурсников в общежитии и привлечению их в студенческий совет общежития; конкурс «Самая лучшая учебная группа»; семинары и лекции для активных первокурсников по предметным темам; школа актива для первокурсников.
Для оценки результатов эффективности работы мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной программы. Проанализировав результаты повторной диагностики личностных факторов социально-психологической адаптации студентов-сирот, мы отмечаем, что произошли положительные изменения: у большинства студентов-сирот выявлен высокий уровень адаптивности. Они стали чувствовать себя увереннее, у них снизился уровень тревожности, появилось более четкое осознание себя в данной социальной общности, повысился уровень эмоционального комфорта, уровень приятия других. Все это способствует снижению конфликтности, нормализации эмоциональной обстановки, что влечет за собой улучшение адаптации к условиям учебной деятельности.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что после проведения развивающей работы наблюдаются изменения в структуре личностных факторов у студентов-сирот. Увеличилось количество студентов по шкалам «Экстраверсия», «Привязанность», «Самоконтроль», «Эмоциональная устойчивость», «Практичность».
На основе вышесказанного можно констатировать, что систематическая работа по социально-психологической адаптации студентов-сирот является эффективным средством адаптации студентов-первокурсников к обучению, способствует развитию коммуникативных способностей студентов, приобретению опыта межличностного общения и снижению дезадаптивности первокурсников. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.



1. Авдеенко, А. С. Психологическая адаптация студентов вуза / А. С. Авдеенко // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - № 10. - С. 116-118.
2. Алексеевский, А. А. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации / А. А. Алексеевский // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 6. - С. 49-52.
3. Антипова, Л. А. Педагогические условия адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Антипова Людмила Александровна. - Сочи, 2009. - 29 с.
4. Анфиногенова, О. И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете / О. И. Анфиногенова // Новые исследования. - 2017. - № 2. - С. 83-86.
5. Байдакова, А. М. О некоторых аспектах социально-психологической адаптации студентов-сирот / А. М. Байдакова, Т. В. Суняйкина // Концепт. - 2017. - №S2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh- aspektah-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-studentov-sirot (дата обращения:
23.04.2018) .
6. Беликова, Р. М. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе / Р. М. Беликова, О. И. Пятунина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2016. - № 4. - С. 12-15.
7. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Ленинград: ЛГУ, 1988. - 256 с.
8. Бокова, О. С. Основные технологические подходы к решению проблемы профилактики социально-психологической дезадаптации студентов- сирот / О. С. Бокова, А. А. Чебулин // Гуманизация образования. - 2014. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tehnologicheskie-
podhody-k-resheniyu-problemy-profilaktiki-sotsialno-psihologicheskoy- dezadaptatsii-studentov-sirot (дата обращения: 17.03.2018).
9. Браун, Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. ... канд. педаг. наук :
13.0. 08 / Браун Татьяна Петровна. - Санкт-Петербург, 2013. - 28 с.
10. Буховцева, О. В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса /
0. В. Буховцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2016. - № 10. - С. 96-99.
11. Верещагин, В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека: науч. изд. / В. Ю. Верещагин. - Владивосток, 2011. - 125 с.
12. Виноградова, А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А. А. Виноградова // Образование и наука. - 2017. - № 5. - С. 44-47.
13. Власова, Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т. А. Власова // Высшее образование в России. - 2017. - № 3. - С. 36-38.
14. Волкова, Н. И. Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования / Н. И. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №1. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-sirot-v-uchrezhdeniyah- professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.04.2018).
15. Вызулина, К. С. Личностные детерминанты социально¬психологической адаптации личности: теоретико-методологические основы исследования / К. С. Вызулина, Б. А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2015. - №
1. - С. 33-37.
16. Георгиевский, А. Б. Эволюция адаптации (историко¬методологическое исследование): науч. изд. / А. Б. Гергиевский. - Москва : Наука, 2012. - 80 с.
17. Голубева, Н. М. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза / Н. М. Голубева, А. А. Голованова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология
развития. - 2014. -№ 11. - С. 70-73. - Режим доступа:
https://cyberleninka.m/article/n/faktory-adaptatsii-studentov-k-obrazovatelnoy-srede- vuza (дата обращения: 14.04.2018).
18. Гречкина, Л. Ю. Изучение процесса адаптации студентов вуза / Л. Ю. Гречкина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 27-29. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-protsessa- adaptatsii-studentov-vuza (дата обращения: 10.05.2018).
19. Дикая, Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований / Л. Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая,
А.Л. Журавлев. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 238 с.
20. Елгина, Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе / Л. С. Елгина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 12. - С. 53-56.
21. Ермакова, Л. В. Социально-психологические проблемы студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. В. Ермакова // Молодёжь и наука: сборник материалов VII Всероссийской научно¬технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - Режим доступа: http://conf.sfu- kras.ru/sites/mn2011/section10.html. (дата обращения: 16.02.2018).
22. Жилина, Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза / Л.А. Жилина // Известия РЕПУ им. А.И. Еерцена. - 2008. - №54. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model- sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-studentov-sirot-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 21.05.2018).
23. Заморуева, В. В. Сравнение психологических особенностей адаптации
студентов-сирот начального этапа обучения с адаптационным потенциалом студентов воспитанников семей / В. В. Заморуева // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1. - Режим доступа:
http://psyedu.ru/journal/2014/2/Zamorueva.phtml (дата обращения: 11.04.2018).
24. Земцова, Е. М. Адаптация студентов младших курсов к вузу как основа будущей конкурентоспособности специалиста / Е. М. Земцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Образование. Педагогические науки. - 2016. - № 10. - С. 50-53.
25. Извольская, А. А. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу педагогического вуза как фактор повышения их академической успешности: автореферат дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Извольская Алена Александровна. - Тула, 2012. - 30 с.
26. Исмиянов, В. А. Социальная адаптация студентов-сирот на основе применения модельных характеристик их физического, психологического и социального здоровья / В. А. Исмиянов // Вестник КЕПУ им. В.П. Астафьева. -
2015. - №4 (34). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya- adaptatsiya- studentov-sirot-na-osnove-primeneniya-modelnyh-harakteristik-ih- fizicheskogo-psihologicheskogo-i-sotsialnogo (дата обращения: 19.04.2018).
27. Карданов, Р. Ш. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации / Р. Ш. Карданов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2015. - № 5. - С. 11-14.
28. Микелевич, Е. Б. Особенности социализации студентов-сирот в образовательном пространстве университета / Е. Б. Микелевич // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2012. - №2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-studentov-sirot-v- obrazovatelnom-prostranstve-universiteta (дата обращения: 11.04.2018).
29. Конева, О. Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации
личности / О. Б. Конева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 19. - С. 75-79. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 22.04.2018).
30. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности: науч. изд.
/ П. С. Кузнецов. - Саратов, 2011. - 225 с.
31. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: науч. изд. / С. А. Ларионова. - Белгород,2012. - 200с.
32. Лилиенталь, И. Е. Адаптация студентов к процессу обучения в Северо-Кавказском федеральном университете / И. Е. Лилиенталь // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - № 12. -С. 256-259. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-
studentov-k-protsessu-obucheniya-v-severo-kavkazskom-federalnom-universitete (дата обращения: 18.05.2018).
33. Ляхова, М. А. Психолого-педагогическая поддержка студентов-сирот в условиях вуза / М. А. Ляхова // Вестник КРАУНЦ. Еуманитарные науки. -
2013. - №1 (21). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskaya-podderzhka-studentov-sirot-v-usloviyah-vuza (дата обращения:04.05.2018) .
34. Медведев, В. И. Адаптация человека: науч. изд. / В. И. Медведев. - Санкт-Петербург: Ин-т мозга человека РАН, 2013. - 584 с.
35. Микелевич, Е. Б. Особенности социализации студентов-сирот в образовательном пространстве университета / Е. Б. Микелевич // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2012. - №2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-studentov-sirot-v- obrazovatelnom-prostranstve-universiteta (дата обращения: 01.02.2018).
36. Мороденко, Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е. В. Мороденко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6. - С. 117-120.
37. Налчаджан, A. A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии): науч. изд. / А. А. Налчаджан. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 198 с.
38. Новоженина, В. С. Проблема психической и социально¬психологической адаптации у студентов первого курса Южно-Уральского государственного медицинского университета / В. С. Новоженина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 12. - С. 390-393. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema- psihicheskoy-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-u-studentov-pervogo-kursa- yuzhno-uralskogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 13.04.2018).
39. Нотова, С. В. Комплексный подход к определению уровня адаптации
к условиям университета у студентов разных социальных групп / С. В. Нотова, Н. О. Давыдова, И. И. Черемушникова // Журнал медико-биологических исследований. - 2014. - №2. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-opredeleniyu-urovnya- adaptatsii-k-usloviyam-universiteta-u-studentov-raznyh-sotsialnyh-grupp (дата обращения: 22.05.2018).
40. Овсяник, О. А. Социально-психологические особенности адаптации личности / О. А. Овсяник // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 4. - С. 13-16. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/ (дата обращения: 16.04.2018).
41. Огарева, Е. И. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе в связи с их ценностными ориентациями: автореф. дис. ... канд. психол. наук :19.0. 13 / Е. И. Огарева. - Санкт-Петербург, 2014. - 27 с.
42. Одногулова, И. Л. Социально-педагогическая поддержка студентов- сирот в условиях профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Одногулова Ирина Леонидовна. - Ставрополь, 2008. - 28 с.
43. Пономарев, А. В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике / А. В. Пономарев, Е. В. Осипчукова // Образование и наука. - 2017. - № 4. - С. 236¬238.
44. Поршнева, Ю. В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук / Ю. В. Поршнева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015.- № 20. - С. 50-53.
45. Раевская, Е. А. Особенности динамики процесса адаптации студентов- первокурсников в университете: первая сессия / Е. А. Раевская // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 12. - С. 75-78.
46. Раимжанов, С. С. Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности / С. С. Раимжанов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. -
С. 126-129. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptirovannost- studentov-1 -go-kursa-k-uchebnoy-gruppe-i-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.04.2018).
47. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебник / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРО-Знак, 2012. - 216 с.
48. Рогалева, Е. И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Е. И. Рогалева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 80-83.
49. Рогозян, А. Б. Свойства социальной адаптивности в структуре индивидуального стиля стресс-устойчивости личности / А. Б. Рогозян // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - №. 1. - С. 234¬244.
50. Роменский, Д. С. Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе / Д. С. Роменский // Концепт. - 2013. - № 6. - С. 312-315 Естественно-научные, психологические и философские аспекты адаптации человека / М. В. Ростовцева, А. А. Машанов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2013. - № 6. - С. 247-254.
52. Сальников, В. А. Адаптация студентов к образовательной деятельности / В. А. Сальников, О. В. Топоркова // Омский научный вестник. - 2017. - № 3. -С. 69-73.
53. Сафин, Ф. М. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе / Ф. М. Сафин // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2016. - № 11. - С. 94-97.
54. Седин, В. И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В. И. Седин, Е. В. Леонова // Высшее образование в России. - 2016. - № 8. - С. 22-25.
55. Стафеева, Ю. В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: автореферат дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Стафеева Юлия Валерьевна. -Петропавловск-Камчатский,
2015. - 27 с.
56. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2016. - № 1. - С. 89-93. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 14.01.2018).
57. Фатеева, Н. М. Изучение адаптации студентов к обучению в вузе / Н. М. Фатеева, Л. Н. Альберт // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. - 2015. - № 7. - С. 30-33.
58. Финогенко, Е. И. Индивидуально-типологические аспекты учебной адаптации студентов / Е. И. Финогенко // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2017. - № 2. - С. 46-49.
59. Хорев, И. М. Социальная адаптация студентов вузов как актуальная психолого-педагогическая проблема / И. М. Хорев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 12. - С. 67-69.
60. Шустова, Н. Е. Социальная адаптация человека / Н. Е. Шустова. - Балашов, 2012. - 160 с.
61. Юркевич, Е. П. Теория социальной адаптации в истории социологических учений / Е. П. Юркевич // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - № 8. - С. 50-52.
62. Яковлева, М. В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: автореф. дне. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Яковлева Марина Валерьевна. - Улан-Удэ, 2015. - 29с.
63. Яцун, С. М. Некоторые аспекты процесса адаптации первокурсников в
образовательной среде КГУ / С. М. Яцун, И. А. Соколова, Е. Ю. Алферова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2014. - № 12. - С. 172-174. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-protsessa-adaptatsii- pervokursnikov-v-obrazovatelnoy-srede-kgu (дата обращения: 12.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ