Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПИОНЕРЫ ЭПОХИ «ЗАСТОЯ» И «ПЕРЕСТРОЙКИ» И ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1967-1991 ГГ.

Работа №182587

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2024
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Инструменты формирования образа пионера в период 1967-1991 гг 13
1.1 Пионеры в представлении органов государственной власти СССР в период «застоя» 13
1.2 Представления о пионерах в документах органов государственной власти СССР в
период «перестройки» 21
1.3 Характерные особенности советского кинопроизводства в эпоху «застоя» и «перестройки» 29
2 Репрезентация образа пионера в советском кинематографе 1967-1991 гг 41
2.1 Отражение представлений органов государственной власти о пионерах в советском кинематографе эпохи «застоя» 41
2.2 Репрезентация образа пионера в кинематографе на основе представлений органов
государственной власти в период «перестройки» 53
2.3 Основные изменения репрезентации пионеров в органах государственной власти и
советском кинематографе эпохи «застоя» и «перестройки»: сравнительный анализ 65
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74
Приложение А 81


Актуальность темы исследования. В наше время можно наблюдать повышенную заинтересованность в использовании кинематографа в качестве исторического источника среди исследователей. Кинематограф может рассматриваться как инструмент государства, который использовался в прошлом для трансляции идеологического влияния на зрителей, элемент пропаганды государства . Помимо этого, кинематограф, по мнению некоторых исследователей, является воспитательным инструментом в руках определенных людей, что говорит о том, что с его помощью можно транслировать определенные нормы и правила поведения в обществе . В особенности, трансляция норм и правил поведения в обществе эффективна в отношении детского кинематографа, так как дети способны перенимать и усваивать аудиовизуальные образы проще, чем взрослые люди .
Изучение пионерской организации и детских общественных организаций так же является актуальной тематикой исследований. Многие историки и педагоги по-прежнему считают пионерскую организацию вершиной педагогического воспитания и образования в России . Поэтому, дальнейшее изучение пионерии не только углубляет уже полученные знания о пионерской организации и её участниках, но и способствует выявлению наиболее полезных и эффективных методов воспитания юного гражданина. Отдельно необходимо сказать, что изучение пионерии периода «перестройки» актуально потому, что этому времени в истории пионерии посвящено не так много исследований, например, многие подробности ликвидации Всесоюзной пионерской организации не известны до сих пор . Помимо этого, ведутся споры о причинах начала кризисных явлений в рядах пионерской организации, начавшихся после объявления перестройки.
Выявление репрезентаций пионеров в советском кинематографе является актуальной направленностью работы, так как сочетает в себе два актуальных направления - изучение кинематографа и пионерской организации. Можно сказать, что заявленная тема исследования является нестандартной в отношении изучения кинематографа через выявление пионерских образов среди персонажей фильмов, так как ученые анализируют персонажей фильмов, в основном, выделяя образы детей, школьников или молодежи, не разделяя их на пионеров и не-пионеров. Это связанно с тем, что они не выделяют пионерскую тематику фильмов в отдельный жанр, поэтому исследуют привычные детские и «школьные» советские фильмы.
Историографию исследования можно разделить на три основные тематические группы: литература о пионерии, литература о советской кинематографии и кинопроизводстве, а также литература о пионерах и детях в советском кинематографе.
1. Литература о пионерской организации. Можно выделить статью В.Ю. Морозова , посвященную пионерским лагерям и пионерам, в частности. В ней автор исследует феномен пионерского лагеря, функции и задачи пионерского лагеря, дает характеристику пионерским лагерям.
В.Б. Помелов в своих статьях78 рассматривает генезис и эволюцию Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, дает характеристику каждой из вех в истории пионерской организации. Тому же посвящена и статья Е.В. Титовой . А.Н. Кленчев , Е.А. Макеева , Н.А. Мухинова и А.А. Бушуева пишут о патриотическом и идеологическом воспитании детей и подростков в школе и пионерской организации, а Н.В. Третьякова и Ж.Н. Трифонова исследуют молодежь и неформальные молодежных движения, которые стали актуализироваться в период «перестройки».
Необходимо выделить одного из главных идеологов советского образования и воспитания Н.К. Крупскую, которая подробно описала в своей брошюре принципы и цели будущей пионерской организации, определила её задачи, выделила отличия пионерии от скаутского движения Российской Империи. В своей монографии Н.К. Крупская пишет о важнейших качествах, которые необходимо развивать в пионерах и школьниках в рамках построения коммунистического и социалистического общества и государства.
Учебное пособие В.А. Кудинова также рассматривает генезис и эволюцию пионерского движения, демонстрирует важнейшие изменения в пионерской организации, характеризует сменяемые эпохи вплоть до российских детских и молодежных движений. В.А. Кудинов один из немногих исследователей, кто уделяет внимание изучению пионерской организации в годы «перестройки» и её реформированию в СПО-ФДО. Ликвидацию ВЛКСМ и пионерской организации в своей статье исследует С.А. Коваль. Он обобщает всю известную нам на данный момент информацию о XXII съезде ВЛКСМ . Д.Н. Лебедев также исследует причины возникновения кризисных явлений пионерской организации и её ликвидации, обращаясь к истории ВПО и реформам в политической сфере советского государства.
Исследователи А.Д. Попов и Е.А. Попова изучают феномен клятвы среди пионеров, исследуют иные пионерские ритуалы, традиции и символизм, сформировавшийся в пионерской организации за время её существования.
2. Литература о кинематографии и кинопроизводстве. Из исследователей, изучающих советский кинематограф, больше всего выделяется Н.М. Зоркая , которая в своей монографии проводит историко-культурологическое исследование, рассматривает генезис и эволюцию советского кинематографа, отдельно выделяя эпохи «застоя» и «перестройки» в кинематографе. Она анализирует датировки «застоя» и «перестройки» в кино, тенденции, существовавшие как в кино, так и в управлении кинематографом, в то время. Отдельно Н.М. Зоркая анализирует детский кинематограф, выделяя более значимые кинокартины.
В нашем исследовании мы часто обращались к отчету о научно-исследовательской работе В.И. Фомина , который исследовал весь период существования киноотрасли в Советском Союзе и России, рассматривая генезис и эволюцию кинематографа не только с кинематографической, но и с исторической, культурологической, технической, политической и экономической точки зрения. В исследовании был дан подробный анализ кинематографа каждого из советских периодов.
Хотелось бы выделить Л.Ю. Аркус, которая является основателем журнала о киноискусстве «Сеанс», и до 2020 года была его главным редактором. Под её началом была выпущена монография , посвященная отечественному кинематографу периода «перестройки», в которой наибольший интерес для нас представляет та ее часть, где она исследует положение советского кинематографа на рубеже эпох, а именно ситуацию до и во время V съезда Союза кинематографистов СССР 1986 года.
Помимо приведенных исследователей, можно выделить статью Н.В. Белошапки , которая углубляет нас в тему развития и функционирования кинематографической отрасли в СССР. Ю.В. Голубева в своей статье исследует авторское кино «застоя», выявляет проблемы авторского кино в данный период и характеризует его. В.А. Слесарчук анализирует использование кинематографа в качестве исторических источников, характеризует кинематограф, исследует его функции в обществе и науке.
3. Литература о пионерах и детях в кинематографе. В данном историографическом блоке больше всех выделяется исследователь Е.А. Артемьева, которая занимается изучением детской темы и детских образов в кинематографе. Её статьи «Детские и подростковые образы в советском кинематографе» и «К вопросу об актуализации образа юного героя в отечественной кинодраматургии» посвящены анализу детских и подростковых образов в советском кинематографе, их эволюции и выявлению их причинно-следственных связей относительно советского государства и общества. Помимо этого, Е.А. Артемьева также уделяет внимание исследованию мифологемы о «счастливом детстве» в СССР. Помимо статей, ею была написана диссертация по теме «Типология образов подростков в отечественной кинодраматургии 1960-1980 гг.» , где она исследовала период «застоя» и «перестройки» в кинематографе и детские образы, существовавшие в данный период. В диссертации Е.А. Артемьева отдельно анализирует фильм «Сто дней после детства», который является одним из важнейших источников периода «застоя» в нашем исследовании.
Исследователь И.А. Зайцева так же изучает мифологему «советского детства», сформировавшуюся в СССР в 1920-е гг. Помимо этого, она исследует проявления данной мифологемы в советском кинематографе в образах детей и подростков. Упомянутая выше Л.Ю. Аркус опубликовала статью , посвященную феномену «школьного фильма», где она проанализировала советских школьный кинематограф с начала 1920-х гг. до распада Советского Союза, выделила образы детей в каждой из рассматриваемых эпох и характеризовала их.
Е.В. Просолова в своей диссертации рассматривает противоборство идеологических сторон в кино в СССР. Она делает акцент на функционировании кинематографа, его управленческих особенностях и положении киноотрасли в необходимый нам период.
Исследователь И.В. Челышева в своей диссертации анализирует детский и подростковый кинематограф «застойного» периода с помощью герменевтического анализа, так же выделяя сформировавшиеся образы детей и подростков. Большое внимание уделено исследованию причинно-следственных связей в кинематографе, посредством изучения советских документов и политического состояния в государстве и киноотрасли.
Е.Р. Рыбакова и И.Ю. Иванов развивают тематику «школьных» фильмов, её персонажей и особенностей. Анализируют образы учителя и учеников в советском кинематографе.
Таким образом, степень изученность темы данного исследования можно оценить как низкую и недостаточную, так как исследованию образов пионеров не уделяется отдельного внимания: пионеры упоминаются, в основном, в рамках исследования детской,
подростковой и «школьной» темы в кино. Поэтому, детская и подростковая тематика в советском кинематографе изучена тщательно и подробно, однако, пионерская тема в кино ещё нуждается в дополнительных исследованиях.
Объект исследования - пионеры в период «застоя» и «перестройки» в СССР
Предмет исследования - репрезентации образа пионера в органах государственной власти и советском кинематографе 1967-1991 гг.
Научная проблема исследования - соотношение репрезентаций советского пионера в органах государственной власти и советском кинематографе эпохи «застоя» и «перестройки».
Цель исследования - определение соотношения репрезентаций советского пионера в органах государственной власти и советском кинематографе эпохи «застоя» и «перестройки».
Задачи исследования:
1. Выявить представления органов государственной власти о пионерах в документах эпохи «застоя» и «перестройки»;
2. Определить ключевые особенности советского кинопроизводства в период 1967-1991 гг.;
3. Выявить репрезентативные образы пионеров в кинематографе 1967-1991 гг.;
4. Определить ключевые изменения в образах пионеров в органах государственной власти и советском кинематографе в период 1967-1991 гг.
Хронологические рамки исследования - 1967-1991 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен такими событиями, как издание положения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в 1967 году, которое обусловило формирование и воспитание пионеров в период «застоя», и это является нижней границей исследования. Верхней границей исследования выступает 1991 год, так как в этом году состоялась ликвидация ВЛКСМ, которая повлекла за собой и упразднение ВПО, как организации, подконтрольной государственным органам власти.
Территориальными рамками исследования выступают территории республик бывшего СССР. Территориальные рамки исследования, по большей мере, определяются источниками исследования - кинофильмами. Исследуемый кинематограф был представлен преимущественно территориями бывших РСФСР, УССР, БССР и Армянской ССР в период 1967-1991 гг. Также территориальные рамки определяются документами государственных органов власти СССР, а именно положениями Всесоюзной пионерской организации от 1967 и 1986 года и иными документами, юридическая сила которых распространялась на всю территорию СССР вплоть до 1991 года.
Методология исследования:
1. Историко-сравнительный метод - необходим для выявления особенностей в исследуемых источниках и кинематографических образах посредством сравнения их между собой.
2. Историко-генетический метод - необходим для определения причинно-следственных связей относительно развития документации государственных органов власти СССР и Всесоюзной пионерской организации, а также относительно развития «застойного» и «перестроечного» кинопроизводства и кинематографа, на который влияли процессы, происходившие в органах государственной власти СССР, Госкино и СК.
3. Общенаучные методы: анализ и обобщение - необходимы для выделения ключевых аспектов исследуемых источников, их изменений и особенностей, а также для написания выводов на основе полученной и изученной информации.
Источниковую базу работы можно разделить на несколько групп. К первой, главной для нас группе, необходимо отнести советский кинематограф 1967-1991 годов. В ходе исследования были проанализированы такие фильмы «застойного» периода, как: «Будьте готовы, ваше высочество» (реж. В. Попков), «Гостья из будущего» (реж. П. Арсенов), «Завтрак на траве» (реж. Н. Александрович), «Засекреченный город» (реж. М. Юзовский), «Лялька-Руслан и его друг Санька» (реж. Е. Татарский), «Приключения Электроника» (реж. К. Бромберг), «Пятёрка за лето» (реж. Л. Макарычев), «Рядом с тобой» (реж. Н. Жуков), «Сто дней после детства» (реж. С. Соловьев), «Три весёлые смены» (реж. Д. Михлеев, В. Поздняков, Ю. Оксанченко), «Чудак из пятого “Б”» (реж. И. Фрэз), «Этот негодяй Сидоров» (реж. В. Горлов). Помимо перечисленных фильмов, был проанализирован ряд фильмов эпохи «перестройки»: «До первой крови» (реж. В. Фокин), «Дом с привидениями» (реж. Е. Гальперин), «Каникулы у моря» (реж. Я. Искударян, М. Фаносян), «Князь Удача Андреевич» (реж. Г. Байсак), «Малявкин и компания» (реж. Ю. Кузьменко), «Музыкальная смена» (реж. В. Левин), «Поезд со станции детства» (реж. Х. Файзиев), «Сделано в СССР» (реж. С. Тараховский, В. Шамшурин), «Удивительная находка, или самые обыкновенные чудеса» (реж. М. Толмачёв). Также был исследован ряд выпусков киножурнала «Ералаш», вышедших в период 1986-1991 гг. Кинематограф, как источник, необходим в настоящем исследовании для анализа и выявления репрезентаций образов советских пионеров периода 1967-1991 годов, а также выделения в образах пионеров представлений государственных органов власти, которые в последствие так же будут проанализированы.
Второй важнейшей группой источников данной работы выступают документы Всесоюзной пионерской организации - положение Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в редакциях от 195 8 , 1967 и 1986 года. На основе анализа положений пионерской организации мы сможем выделить ключевые изменения и аспекты в каждом из положений, необходимые для анализа кинематографа, а также сможем найти и выделить запрос и требования государства относительно развития пионерского движения и пионеров, в частности.
Помимо документов Всесоюзной пионерской организации, в настоящем исследовании анализируются документы ЦК КПСС и Совмина СССР, которые оказывали значительное влияние как на общественные организации, так и на кинематограф. Анализ таких документов, как постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию кинематографа» , постановление Совмина РСФСР «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков в РСФСР» и постановление Совмина СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» необходим для выделения основных требований или нововведений, вводимых органами государственной власти СССР в сферу кинопроизводства, на основе которых развивался и функционировал кинематограф в периоды «застоя» и «перестройки». В свою очередь, анализ постановления ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» необходим для выявления тенденций и требований, относительно формирования и воспитания подрастающего поколения, согласно советским идеалам.
Помимо перечисленных документов, в качестве источника исследования используется стенографический отчёт V съезда Союза кинематографистов , отдельные элементы которого помогают углубиться в состояние кинематографической среды и кинематографа в начале периода «перестройки» в СССР, а также проследить тенденции кинематографа в данный период.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в определении соотношения репрезентаций советского пионера в органах государственной власти и советском кинематографе эпохи «застоя» и «перестройки». В процессе достижения поставленной цели были сделаны следующие выводы. В эпоху «застоя» и «перестройки» в органах государственной власти формулировались репрезентации советского пионера, реализуемые через документы Всесоюзной пионерской организации, в виде качеств пионера и ряда правил, которые было необходимо соблюдать. На основании анализа источников мы выявили репрезентацию пионера в органах государственной власти. В их представлении пионер должен был бороться за коммунизм и партию, быть интернационалистом и надежным товарищем, патриотом своей Родины, иметь ответственное отношение к культуре и искусству, должен был осознавать иерархию советского общества и следовать ей, должен быть честным и всесторонне развитым. В период «перестройки» некоторые представления была дополнены, и всестороннее развитие пионера теперь было сформулировано, как всестороннее развитие личности, а также пионер должен был иметь активную гражданскую позицию. Данные представления о пионерах должны были транслироваться пионерской организацией напрямую пионерам и формировать их сознание и поведение в соответствие с предоставляемым образом.
Выявляя соотношение репрезентаций советского пионера в органах государственной власти и кинематографе эпохи «застоя», мы пришли к выводу, что репрезентации пионера в кинематографе по большей части совпадали с запросом органов государственной власти относительно представлений о пионерах, однако, мы выявили и те репрезентации, которые к запросу не относятся. Такими репрезентациями являются проявление жестокости - драки и травля, а также наличие вредных привычек у некоторых пионеров. Однако, можно в целом констатировать, что кинематограф эпохи «застоя» был актуальным и рабочим инструментом формирования репрезентаций советского пионера, так как действовал под руководством органов государственной власти и соблюдал их требования в формировании репрезентаций пионеров.
На основании исследования кинематографа эпохи «перестройки», мы выявили, что репрезентации советского пионера в органах государственной власти и кинематографе эпохи «перестройки» преимущественно не соотносятся друг с другом. При этом, в раннюю перестройку репрезентация пионера в кинематографе во многом соответствует репрезентациям пионера в органах государственной власти, но в позднюю перестройку образ пионера видоизменяется и, чаще всего, не совпадает с тем, который бы хотели видеть органы государственной власти и пионерская организация.
С течением перестройки и развитием советского кинематографа пионеры демонстрируются более жестокими, чем раньше. В кино появляются такие темы, как сексуальность и неформальность, однако, кинематографисты изображали проявления этих тем скорее в негативном свете. Соответственно, кинематограф эпохи «перестройки» со временем перестал являться эффективным инструментом формирования представлений о пионерах со стороны государства, так как стал менее зависимым от его вмешательства, а также развивался и функционировал самостоятельнее, чем в предыдущий период.
Таким образом, на основании проделанной работы и сформулированных выводов, мы можем говорить о том, что заявленная цель исследования была достигнута.



1. Директивы и документы по вопросам пионерского движения : учителю о пионерской работе / В. Г. Яковлев, Н. И. Монахов, Г. П. Сарафанникова, В. С. Ханчин. - М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1959. - 308 с.
2. Положение о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В. И.
Ленина от 17 марта 1967 г. (утв. Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20617#fEGgi8UZZeIIBa k9 (дата обращения: 25.04.2024)
3. Постановление Совмина РСФСР от 20 января 1982 г. № 60 «Об улучшении
производства и показа кинофильмов для детей и подростков в РСФСР» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2090#sZhJ9BUCeqSgZv zC1 (дата обращения: 25.04.2024)
4. О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии от 22 авг. 1972 г. : № 235 (19743) // Правда. - 1972. - 22 августа. - С. 1.
5. Постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» // За инженерные кадры. - 1968. - 14 октября. - С 1-2.
6. Постановление Совмина СССР от 18 ноября 1989 г. № 1003 «О перестройке
творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2024. - URL:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=667#EpfXeEUDyP0LE KGJ (дата обращения: 03.06.2024)
7. Пятый съезд кинематографистов СССР. 13—15 мая 1986 года. Стенографический отчёт. - М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987. - 317 с.
8. Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина // Воспитание школьников. - 1986. - №5. - С.38-40.
9. Устав Международного союза детских общественных объединений «Союз
пионерских организаций - Федерация детских организаций» // СПО-ФДО Международный союз детских общественных объединений. - М., 2010. - URL: http://upo-
fco.ru/documents/item/50-nash-ustav.html (дата обращения: 04.06.2024)
Фил ьмография
10. Homo Novus [Фильм] / реж. Пал Эрдёшш - «Мосфильм», «Юность», ВЦКиТ, «Будапешт», 1990 г.
11. Будьте готовы, ваше высочество [Фильм] / реж. Владимир Попков - Киностудия им. А. Довженко, 1978 г.
12. Гостья из будущего [Многосерийный фильм] / реж. Павел Арсенов - Киностудия им. М. Горького (Первое творческое объединение), 1984 г.
13. До первой крови [Фильм] / реж. Владимир Фокин - Киностудия им. М. Горького (Ялтинский филиал), «Зодиак», 1989 г.
14. Дом с привидениями [Фильм] / реж. Ефим Гальперин - Киностудия им. М. Горького (Первое творческое объединение), 1987 г.
15. Ералаш [Киножурнал] - Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, 1986-1991 гг...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ