Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТАНТЫ АРХАИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РЕКОНСТРУКЦИИ МИФОВ ОБСКИХ УГРОВ

Работа №182574

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2024
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Культ медведя обских угров: миф и ритуал 11
1.1 Миф в культе медведя обских угров 11
1.2 Медвежий праздник обских угров 16
1.3 Социальная роль медвежьего праздника обских угров 32
2 Человек и природа в мифологии обских угров 39
2.1 Миф и мифологемы обских угров о сотворении мира 39
2.2 Природное окружение человека в мифологии обских угров 49
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61


Актуальность. Говоря об актуальности темы исследования необходимо отметить какое значение для мировой науки и общества в целом имеет культурное наследие народов мира. Под культурным наследием можно понимать совокупность всех духовных и материальных достижений народа, его исторический опыт, унаследованный от прежних поколений. Культурное наследие выполняет множество важных функций. Во -первых, его передача способствует воспитанию нового поколения и развития культуры в целом. Во - вторых, культурное наследие является тем базисом, на котором строится культура всего общества, вследствие чего определяются характер экономических и политических взаимоотношений, как между странами, так и внутри страны, направления и форму развития науки и искусства. В -третьих, изучая культурное наследие можно лучше понять себя, свой народ и страну, а также события, которые происходят в современности, и так далее.
Как видно, культурное наследие - является достаточно важной составляющей жизни общества. Поэтому сохранение культурного наследия является очень важной задачей как для всех людей в общем, так и учёных, исследователей в частности. Особенно эта задача актуализируется сейчас в отношении традиционных культур. Такое положение образовалось из-за обострения процесса глобализации, который приводит к унификации культур, сокращению их этнической специфики до минимума и потере самобытных традиций, особенно в сфере обрядов. Но параллельно этому процессу, особенно в последние время, происходит обратный процесс. Наблюдается рост национального самосознания, стремление людей, принадлежащих к различ ным этническим группам, возродить традиции и обычаи своих культур. Поэтому увеличивается значимость проектов, создающих условия для сохранения традиционных культур народов.
Само же изучение наследия традиционных культур, в особенности изучение их мифов и ритуалов, тем более является важной задачей. Особенно, если рассматривать опыт народа, как часть общечеловеческого опыта. Во-первых, это позволяет раскрыть особенности до-логического мышления у бесписьменных народов. Во-вторых, помогает реконструировать элементы этнической культуры традиционных народов. Обычно ритуальные действия одни из самых неизменных в культуре народа, поэтому они могут сохранить в себе древнейшие элементы культуры народа, которые не используются больше ни в каких других сферах его жизни. В-третьих, помогает восстановить изначальные смыслы некоторых элементов традиционной культуры, которые широко используются в современной массовой культуре, но утратили свой смысл. И, в -четвёртых, в данном смысле помогает сохранить культурное многообразие человечества, что особенно важно, принимая в расчёт оговоренный ранее процесс глобализации.
Переходя непосредственно к теме работы, в первую очередь её актуальность обуславливается многонациональным составом России. Согласно переписи населения 2020 года, на территории России проживает более 190 народов. Изучение народов Росси, а в частности обских угров, то есть ханты и манси, помогает нам лучше понять культуру и историю нашей страны в целом. А также способствует формированию общенациональной идентичности и укреплению социального единства в государстве. И особенно это подкрепляется, также происходящими в России процессами глобализации и подъёма традиционных культур. Последнее особо отмечается у обских угров, выражаясь массовым возрождениям традиций празднования таких ряда праздников (медвежий праздник, вороний день, день оленя и т.д.), открытием большого количества тематических парков, музеев, мастерских, и проведением значительного числа проектов, направленных на поддержание культуры обских угров.
Степень изученности темы. Историографию исследования в связи с проблематикой данного исследования можно начать с работы Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком» , которая считается первой этнографической монографией на русском языке и «одной из первых в мировой литературе» . Хоть в наименовании говорится об остяках (ханты), в работе также приводятся сведения и об манси. Поэтому данный труд можно считать в том числе и первой научной работой, посвящённой обским уграм. В ней Г. Новицкий, кроме быта и образа жизни ханты и манси, описал обряды, исполняемые при рождении и смерти человека; дал сведения о божествах обских угров, в виде каких идолов они изображаются, где эти идола хранятся и какие являются более почитаемыми.
Материалы по верованиям и обрядом обских угров имеются в работах участников экспедиций, которые были организованы Академией наук в XVIII в.: Г.Ф. Миллер , В.Ф. Зуев , И.- С. Паллас , И.Г. Георги . Так, например, В.Ф. Зуев писал об антропоморфных изображениях божеств, а также приводит сведения о жертвоприношениях.
В 1845 году начался новый этап в истории отечественной этнографии, а вместе с тем и в изучении обских угров. В этот год было основано Русское Географическое Общество, под руководством которого снаряжались этнографические экспедиции, результаты которых публиковались в специальных сериях. В них свои статьи, например, по религии манси печатали С. Мельников (1852), иеромонах Макарий (1853), Н.А. Абрамов (1857), Н.И. Кузнецов (1888) и др.
Большое значение имели работы этнографа и будущего губернатора и генерал- губернатора Н.Л. Гондатты. Главными заслугами этих работ можно считать то, что в них, можно сказать, впервые даются представления обских угров о теле и душе человека, а также автор достаточно подробно описал медвежий праздник, правда преимущественно на материале северных манси. В нём Гондатти выделил следы тотемизма. Но самое главное Н.Л. Гондатти - первый, кто отметил дуальную организацию обско -угорского общества.
В 1899 г. вышла в свет работа известного русского этнографа Н.Н. Харузина, в которой он рассматривает медвежий культ обских угров, его связи с тотемистическим верованиями, а также отдельно выделяет медвежью присягу. Сам же медвежий культ исследователь отнёс к зоолатрическим.
Во второй половину 19 - начале 20 вв. экспедиции к обским уграм также совершали, а потом на их основе издавали свои работы, и иностранные исследователи. В 1845-1849 гг. к обским уграм ездил финский исследователь М. Кастерн. Им были описаны быт и культура многих групп обских угров, в том числе он собрал информацию, касающуюся их религиозных верований и обрядов. Практически в одно время с Кастерном в экспедиции к обским уграм ездил венгерский исследователь А. Регули (1843-1844 гг.). Он посетил некоторые группы западных и северных манси. У них он записал некоторые обряды, а также фольклор, исполняемый при них. Также к обским уграм совершали свои экспедиции финны А. Алквист (1854-1880 гг.), А. Каннсито (1901-1906 гг.) и венгр Б. Мункачи (1888¬1889 гг.), которые вместе с А. Регули считаются основоположниками изучения мансийского и хантыйского фольклора. А Б. Мункачи же также совершил расшифровку и публикацию фольклорных текстов, записанных А. Регули. 
Особенно среди иностранных исследователей выделяется финский учёный К.Ф. Карьялайнен. В течение своей практически пятилетней экспедиции (1898-1902 гг.) он посетил практически все группы обских угров. Результатом этой экспедиции стало издание трёхтомной работы «Религия югорских народов» . В первом томе автор рассматривает сущность человеческой природы, а также подробно все этапы родильного обряда. Во втором томе приведено много материалов об одежде и жилищах обских угров, а также различных духах и отношениях между ними и людьми. В третьем томе много сведений об особо почитаемых хантами и манси животных и объектов, а также очень подробные описания ритуалов, связанных с ними. В своей работе Карьялайнен не просто описывал и перечислял сведения, полученные им в ходе экспедиций, но и привлекал работы других автор по обским уграм. И что немаловажно критически подавала эту информацию, соглашаясь или наоборот вступая в полемику с другими авторами.
Большой вклад в изучение обских угров внёс советский этнограф и археолог В.Н. Чернецов. В 1920-1940-е гг. он регулярно ездил в экспедиции к разным группам манси и ханты. Результатом данных экспедиций стало множество работ, освещающих разные аспекты истории и культуры обских угров. В контексте проблематики данной работы необходимо особо отметить его работы, посвящённые изучению представлений о душе. В ней Чернецов привёл и систематизировал все сведения, собранные им и другими исследователями, о душе и других мирах в мировоззрении обских угров. Также велики заслуги Валерия Николаевича в изучении медвежьего праздника. Он подробно описал и объяснил разные этапы игрищ. Впервые выделил и обосновал два вида праздника: спорадический (проводящийся по причине добычи зверя) и периодический (проводящийся в определённое время с определённой периодичностью). Показал связь праздника с социальным устройством обско-угорского общества, а именно с их дуальной организацией - медведь является предком одной из двух фратрий - Пор. А также выявил иранские элементы в празднике.
Работу Чернецова продолжила его ученица З.П. Соколова. Она также была участницей многих экспедиций к обским уграм. Ею было написано большое количество работ, посвящённых широкому спектру проблем истории и культуры ханты и манси. Особенно она изучала вопросы, связанные с социальным устройством обских угров, их представления о потусторонней жизни, имеющихся у них культах, а также обрядах жизненного цикла и инициации. Особенно можно выделить её работу «Ханты и манси: взгляд из XXI в.» . Данную монографию в какой -то степени можно считать собранием всех исследований, проведённых З.П. Соколовой.
В это же время (1960-е - начало XXI в.) работали и издавали свои работы другие не менее известные учёные. Н.В. Лукина с 1965 г. по 1990 г. проводила этнографические экспедиции к разным группам обских угров. Несмотря на то, что Лукину в первую очередь интересовалась материальной культурой, всё же сведений и работ по духовной культуре обских угров у неё было много. Одной из основных проблем, решаемых ею, был вопрос процесса этногенеза и развития культуры ханты и манси. В связи с чем ею были выявлены этнокультурные пласты обско-угорского общества, а также выдвинуты и развиты гипотезы о местных корнях и заимствованиях в разных сферах жизни ханты и манси. Также велик вклад в Н.В. Лукиной в изучение фольклора обских угров. Ею был собран и издан объёмный сборник по фольклору ханты и манси. К нему было написано подробное предисловие, в котором она собрала и систематизировала основные мифологические представление ханты и манси. В том числе большой вклад ею был внесён благодаря переводу и публикации как иностранных, так и отечественных исследователей. На русский язык ею были переведены работы финнов А. Каннисто и К.Ф. Карьялайнена и немецкоязычные работы В.Н. Чернецова.
Другим известным учёным этого периода является В.М. Кулемзин. Он также являлся участником многочисленных экспедиций к обским уграм, проводимых в этот период. Он является автором многочисленных работ, посвящённых традиционным верованиям ханты, их погребальным обрядам. Особенно его интересовала тема отношений человека и природы. В данной проблематике им была написана монография на основе хантыйского материала. В ней Кулемзин достаточно подробно и структурировано описал все обряды и представления о природе, существующие у ханты.
В последние годы тема традиционных вер ований ханты и манси также является достаточно популярной темой. Выходит множество статей, монографий, журналов, посвящённых данной проблематики. Например, можно выделить недавнюю работу, близкую к теме этого исследования, в которой рассматриваются архетипы и мифологемы в фольклоре обских угров.
Объект. Традиционная культура обских угров.
Предмет. Отражение отношения «природа-общество-человек» в мифах и ритуалах обских угров (на примере мифов и ритуалов о творении мира и медведе).
Цель. Выделить архаические мифологемы обских угров, отражающие их отношение к природе и социуму.
Задачи.
- Рассмотреть и сравнить разные варианты мифа и ритуала о медведе и выделить основные мифологемы;
- Провести сравнительный анализ разных мифов и ритуалов обских угров о сотворении мира и определить мифологемы;
- Выявить основные представления о природе и установить исходные мифологемы;
- Проанализировать выделенные мифологемы и охарактеризовать их роль в жизни обских угров.
Хронологические рамки. XVII - пер. четв. XXI вв. Данные хронологические рамки обосновываются следующим: нижняя граница - написание первой комплексной и научной работы по этнографии обских угров Г.И. Новицким, верхняя граница - этнографической современностью.
Методология и исследования. В основе исследования лежит принцип историзма, позволяющий все явления и процессы рассматривать в логической связи. Но это развитие идет противоречивым путем, с возможным возращением к прошлому, его актуализацией. Этот принцип помогает понять факторы сохранения архаичных форм и представлений в картине мира современных народов .
Основными терминами, используемыми в работе, являются «миф», «ритуал» и «мифологема». Для проведения исследования необходимо дать им определение. Под «мифом» в данной работе понимается повествования, которое объясняет происходящие в мире события, а также рассказывает «сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена ». Ритуал (обряд) - закреплённые в традиции символические действия, сопровождающие важные моменты жизни человека и коллекти-ва. Мифологема - мифологический образ, мотив, встречающийся у разных народов, отображающий основы их мировоззрения и обладающий этноспецифическими особенностями.
Общенаучные методы: описание, анализ и синтез служат для выделения основных мифологических сюжетов из мифов и ритуалов, и дачи их характеристики. Метод описания - для создания связного изложения основных мифо -ритуальных сюжетов.
Специальный методы: сравнительно-этнографический - используется для сравнения разных вариантов мифов и ритуалов для выявления мифологем, лежащих в их основе. Системно-функциональный метод - для рассмотрения мифологического мировоззрения обских угров, как совокупности мифов и ритуалов, которые выполняют определённые функции.
Источниковая база.
Основные источники исследования можно разбить на три группы: фольклорные источники, источники личного происхождения и справочная литература.
К фольклорным источникам относятся мифологические тексты, исполненные и записанные в виде прозы или песни. Большая часть данных источников опубликована в виде сборников: «Мифы, предания, сказки хантов и манси» , «Мансийские песни о медведе в записях Артура Каннисто» , «Материалы по фольклору хантов», «Вогульские сказки: сборник фольклора народа манси (вогулов)» . В том числе в данной робе в качестве источника был использован сайт-каталог «Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: аналитический каталог», в котором хранится около 80-85 тыс. мифологических текстов.
К источникам личного происхождения отнесены работы, основу которых занимают описание ритуальных действий, увиденные непосредственно исследователями во время их этнографических экспедиций к обским уграм. Поэтому к данным источникам будут относится следующие работы: Н.Л. Гондатти «Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири» , Карьялайнен К.Ф. «Религия югорских народов. Том 3», Инфантьев П.П. «Путешествие к лесным людям» .
К справочной литературе относятся: «Большая Российская Энциклопедия» , «Мифы народов мира» и «Историко-этимологический словарь современного русского языка» .
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на параграфы, и заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень её изученности, определяются объект и предмет исследования, также ставятся цель и задачи по её достижению, обуславливаются хронологические рамки, даётся характеристика источниковой базе и методологической основы работы.
В первой главе рассматривается медвежий культ обских угров и отражающиеся в нём отношения «человек-общество». В первом параграфе рассматриваются мифы о медведе, а во втором параграфе - медвежий праздник, как ритуал, связанный с медведем. Посредством сравнения разных вариантов мифа и ритуальных действий выделяются мифологемы, лежащие в основе медвежьего праздника. В третьем параграфе выявляется социальная роль медвежьего праздника, посредством анализа выделенных мифологем и ритуальных действий.
Во второй главе рассматриваются отношения «человек-природа» на основе мифов и ритуалов о творении мира. В первом параграфе проводится сравнительный анализ мифов о творении мира и выявляются мифологемы. Во втором параграфе выявляются основные представления человека о природе и даётся анализ выделенным ранее мифологемам.
В заключении представляются результаты работы: представляются выделенные мифологемы и определяется их роль в мировоззрении обских угров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог к работе, можно сказать следующее. На основе разных вариантов мифов и ритуалов о творении земли и медведе были выявлены следующие мифологемы: медведь-первопредок, медведь -божественный зверь и образ водоплавающей птицы.
Мифологема медведь-первопредок отражает отношения «человек -общество». Это отражение наиболее ярко проявляется в медвежьем празднике обских угров, который проводится, согласно данной мифологемы, в честь медведя-предка одной из фратрий ханты и манси. Данный праздник, а вместе с ним и мифологема, отражает структуру обского - угорского общества
Положения данных отношений на основе праздник, а вместе с ним и мифологемы, заключается в следующем. В мифологеме создаётся, а в празднике поддерживается структура обско-угорского общества, которое поделено на две фратрии: Пор и Мось. Члены фратрии Пор считаются потомками медведя. И изначально праздник проводился только членами данной фратрии, а членам другой фратрии категорически запрещалось на нём присутствовать, в том числе и жёнам, которые являются представительницами другой фратрии. Это подводит к сути принципов семейно-брачных отношений, а именно к правилам заключения брака. Особенность заключается в том, что партнёром может стать только представитель другой фратрии. На примере медвежьего праздника в том числе можно наблюдать принципы отношения к предкам, суть которых сводится к уважительному, можно сказать даже, сакральному отношению к своим предкам. Это хорошо видно по тому, как относятся к медведю на празднике. В том числе медвежий праздник сохранил в себе, правда в видоизменённой форме, некоторые из существовавших в древности обрядов, например, инициации. В медвежьем празднике отчётливо прослеживаются черты обряда мужской инициации, суть которого, как и всех подобных обрядов, заключается в получении мужчинами нового статуса, а также - что особенно важно - передача неофитам сакрального знания предков. И это подводит, можно сказать, к главной функции медвежьего праздника, как и в древности, так и сейчас, а именно к объединению и сохранению этноса, а вместе с этим их традиций и исторического опыта.
Мифологемы образа водоплавающей птицы, и медведь -божественный зверь отражают отношения «человек-природа». Наполнение этих отношений, на основе данных мифологем, заключается в следующем. Сама природа состоит из трёх миров, которые неразрывно связаны друг с другом, что и обеспечивает неделимость всей природы. Человек также неотделим от природы и равен всему своему природному окружение, потому что создан он был богами точно также, как и всё остальное: с помощью «проб и ошибок», а также без какой-либо высшей цели. В том числе равное положение человека природе отражено в дарообменных отношениях между ними, которые строятся по принципу дар - принятие дара - ответный дар. А также эти мифологемы отражают самое течение природы, времени, да и самого человека - которые являются цикличными: всё рождается, живёт, умирает и возрождается.
Обобщая выводы, можно сказать, что выделенные мифологемы не отражают всего спектра отношения «природа-общество-человек», но несут в себе, как кажется автору данной работы, наиболее важные их аспекты. И автор надеется, что данная работа может послужить хорошим материалом для создания трудов, наиболее полно раскрывающие константы мировосприятия обских угров.



1. Вогульские сказки : сборник фольклора народа Манси (вогулов) / В. Чернецов ; под ред. и с предисл. В. Г. Богораза-Тана. - Ленинград : Гослитиздат, тип. им. Лоханкова, 1935. - 141 с.
2. Долгих Б.О. Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Запись и подгот. текстов, введ. и коммент. Б. О. Долгих ; АН СССР, Ин -т востоковедения. - Москва : Наука, 1976. - 341 с.
3. Легенды и сказки хантов / Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева, Проблемная научно- исслед. лаборатория истории, археологии и этнографии ; записи, введение и примеч. В. М. Кулемзина и Н. В. Лукиной. - Томск : Издательство Томского университета, 1973. - 58 с.
4. Лукина Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси : перевод с хантыйского, мансийского, немецкого языков / по ред. Новик Е.С.. - Москва : Наука, 1990. - 567 с.
5. Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии : в 6 т. / Н.В. Лукина. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009-2010. - Т. 3: Юган. - 296 с.
6. Мансийские песни о Медведе в записи Артура Каннисто / сост. и пер. с нем. Н.В. Лукиной; консультант по мансийской лексике С.А. Попова. Томск ; Ханты - Мансийск : Изд-во Том. ун-та, 2016. - 328 с.
7. Материалы по фольклору хантов : сборник / Записи, введение и примеч. В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной; Ред. М. И. Сваровская. - Томск : Издательство Томского университета, 1978. - 216 с.
8. Сказания земли Томской : хрестоматия / сост. : П. Е. Бардина [ и др. ] ; Том. гос. пед. ун-т. - Томск : [б. и.], 2004. - 186 с.
9. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических
мотивов по ареалам : аналитический каталог. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://www.areasofmyths.com (дата обращения: 23.05.2024).
Источники личного происхождения:
10. Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири / Н. Л. Гондатти. - Москва : [б. и.], 1888. - 91 с.
11. Инфантьев П.П. Путешествие к лесным людям / [соч.] П.П. Инфантьева. - М. : Тип. Вильде, 1898. - 64 с.
12. Источники по этнографии Западной Сибири / Подготовили Н. В. Лукина, О. М. Рындина; Том. гос. ун -т им. В. В. Куйбышева; Ред. Г. Е. Марков, Н. В. Лукина. - Томск : Издательство Томского университета, 1987. - 282 с.
13. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов : В 3 т. / Пер. с нем. Н. В. Лукиной; Ин-т возрождения Обско-югорских народов. - Томск : Издательство Томского университета, 1996. - Т.3. - 153 с.
Справочная литература:
14. Большая Российская Энциклопедия 2004-2017. [Б.м.], 2024. URL: https://old.bigenc.ru (дата обращения: 31.05.2024).
15. Большая Российская Энциклопедия. [Б.м.], 2024. URL: https://bigenc.ru (дата
обращения: 31.05.2024)...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ