Аннотация
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. Теоретический обзор по теме исследования 10
1.1 Понятие математической тревожности и методы ее оценки 10
1.2 Факторы развития и методы снижения математической тревожности 11
1.3. Понятие музыкальной терапии и влияние музыки на организм человека 12
1.4 Формы музыкотерапии 14
1.5 Психотерапевтический эффект прослушивания музыки 14
1.6 Влияние личностных особенностей на восприятие и выбор музыки 16
1.7 Кто выбирает музыку 17
1.8 Эффект музыки на тревожность и математическую успешность 19
1.9 Выбор музыки для эксперимента 19
Выводы к Главе I 20
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование эффекта музыкального сопровождения и математической тревожности на результативность решения математических заданий 23
2.1 Организация исследования 23
2.1.1 Схема и описание хода эксперимента 24
2.1.2 Описание методик исследования 26
2.1.3 Музыкальное сопровождение в эксперименте 31
2.1.4 Оборудование эксперимента 31
2.2 Описательная статистика 32
2.3 Анализ взаимосвязи переменных: математической, ситуативной и личностной тревожности,
настроения, физического самочувствия, пульса 37
2.4 Проверка эффекта музыкального сопровождения на результативность выполнения
математических заданий во всей выборке (N=129) 43
2.5 Проверка вклада математической, личностной, ситуативной тревожности и музыкального сопровождения на результативность выполнения математических заданий во всей выборке (N=129) 46
2.6 Оценка эффектов межгрупповых факторов на результативность математических заданий ...49
2.7 Сравнение высоко- и низко-тревожных участников в контрольной и экспериментальной группе 51
Вывод к Главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение А 70
Приложение Б 78
Приложение В 79
Приложение Г 82
В настоящее время существует немало исследований, посвященных изучению различных видов тревожности, при этом такой важный вид как математическая тревожность является малоизученным феноменом. Математическая тревожность выражается в чувстве сильного беспокойства и неловкости, связанными с математикой, сложностями в манипулировании с числами, которое встречается как в академических, так и в бытовых ситуациях. Математическая тревожность не только может оказывать негативное влияние на математическую успешность, но и является тем фактором, из-за которого в школе, далее при выборе профессии люди с математической тревожностью стараются избегать таких дисциплин и специальностей, которые как-либо связаны с математикой [2, 3]. И, несмотря на то, что математика - это та область знаний, которая, тем или иным образом, ежедневно присутствует в жизни каждого человека, которая является чрезвычайно востребованной в современном мире, играя огромную роль в конкурентоспособности стран, большое количество людей, имеют проблемы с математикой из-за математической тревожности.
Вышеперечисленные обстоятельства способствуют образованию дефицита квалифицированных специалистов во множестве сфер, которые в современном мире являются весьма востребованными. Это масштабная проблема, которая требует решения, ведь математическая тревожность строит преграды не только в жизни отдельного человека, но общества в целом. Таким образом, актуальность данного исследования связана с необходимостью поиска эффективных, доступных и легко воспроизводимых методов снижения математической тревожности.
Для решения данной проблемы мы решили изучить возможности музыкальной терапии, которая является видом восстановительной медицины. Существует ряд исследований, в которых демонстрируется эффективность музыкотерапии в процессе физио- и психотерапии [1, 2, 5, 6, 14, 24, 29, 33]. Музыка может оказывать различное по эффекту воздействие на организм и психическое состояние человека в зависимости от выбранной композиции: например, музыка, вызывая положительные эмоции, может помочь улучшить или ухудшить физическое и психологическое состояние человека [1, 2, 5, 6, 14, 24, 29, 33]. Поэтому значительная часть работы музыкотерапии сосредоточена на эмоциях и настроении [1, 2]. И поскольку, ее также используют для снижения общей тревожности, мы полагаем, что музыка может помочь справиться с математической тревожностью, что она будет способствовать повышению математической успешности.
Данная исследование будет направлено на изучение эффекта фонового музыкального сопровождения и математической тревожности на результативность решения математических заданий.
Цель: выявить эффект фонового музыкального сопровождения и математической тревожности на результативность решения математических заданий.
Объектом исследования является результативность решения математических заданий.
Предметом исследования является эффект фонового музыкального сопровождения и математической тревожности на результативность решения математических заданий .
Гипотеза 1: участники экспериментальной группы лучше выполнят математическое задание, чем в контрольной группе, благодаря музыкальному сопровождению.
Гипотеза 2: высоко математически тревожные участники выполнят математическое задание хуже, чем низко математически тревожные, и в контрольной и в экспериментальной группе.
Гипотеза 3: высоко математически тревожные участники в экспериментальной группе (с музыкальным сопровождением) выполнят математическое задание №2 лучше, чем высоко математически тревожные участники в контрольной группе (без музыкального сопровождения)
Частные дополнительные гипотезы:
Гипотеза 4: математическая тревожность негативно влияет на физическое самочувствие, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах решения математических заданий.
Гипотеза 5: существует положительная корреляция между математической тревожностью и пульсом.
Гипотеза 6: математическая тревожность негативно влияет на настроение, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах решения математических заданий.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих исследований по теме связи музыки и математической тревожности.
2. Провести эксперимент с участием двух групп: с музыкальным (экспериментальная) и без музыкального сопровождения (контрольная) во время решения математических заданий и с измерением математической тревожности.
3. Сравнить результативность выполнения математического задания №1 и №2 высоко (высокоМТ) и низко математически тревожных (низкоМТ) участников в контрольной и экспериментальной группе.
...
Настоящее исследования было направлено на выявления эффекта фонового музыкального сопровождения и математической тревожности на результативность решения математических заданий. Поскольку проблема математической тревожности достаточно широко распространена, данное исследование было направлено на поиск эффективного и доступного способа ее снижения с целью повышения успешности в математике, как можно большего количества людей.
В ходе анализа литературы был изучен феномен математической тревожности, который представляет собой вид эмоциональной реакции, которая оказывает негативный эффект на результативность решения математических заданий, вследствие чего снижается математическая успешность и мотивация использовать математику в той или иной деятельности, в том числе при выборе профессии .
Также было изучено понятие музыкальной терапии, представляющей собой вид восстановительной медицины, который основан на благотворном воздействии музыки на физиологическое и психологическое состояние .
Музыкотерапию используют в двух формах: активной и пассивной . Во время активной формы клиент занимается созданием музыки: поет, играет на музыкальных инструментах. В процессе пассивной формы музыкальной терапии клиент занимается прослушиванием музыки, ее используют для снижения тревожности, при работе со страхами и т.п. Так, для осуществления данного экспериментального исследования мы выбрали пассивную форму музыкальной терапии.
Существует ряд исследований, связанных с использование музыки в целях повышения академической успешности, которые показывают положительный результат ее использования. Однако в результате анализа литературы мы выяснили, что вопрос связи математической успешности и использования музыки в целях ее повышения чрезвычайно мало изучен, также как и вопрос использования музыки в целях снижения математической тревожности.
На основе изученной литературы и пилотного исследования, проведенного в прошлом ученом году, мы составили схему эксперимента и провели его на базе Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики НИ ТГУ. В эксперименте выборка была поделена на две группы - контрольную и экспериментальную. В контрольной группе участники выполняли математическое задание №1 и №2 без фонового музыкального сопровождения, а экспериментальная группа выполняла задания №2 под музыку. Предварительно в каждой группе был измерен уровень математической тревожности, средний показатель которой по всей выборке указывает на умеренный уровень.
Далее мы сформировали базу данных и провели статистическую обработку в целях подтверждения выдвинутых гипотез. В результате проведенного анализа, было обнаружено, что фоновое музыкальное сопровождение не только не оказало благотворного эффекта на результативность решения математических заданий, как было предположено, но оказало, вероятно, негативный эффект, поскольку результативность понизилась. Таким образом, наша гипотеза 1 о благотворном влиянии музыки на результативность решения математических заданий не подтвердилась, так как контрольная группа, решавшаяся задания без музыкального сопровождения выполнила их лучше, чем экспериментальная, выполнявшая задания под музыку.
В свою очередь, гипотеза 2 была подтверждена: высоко математически тревожные участники выполнили математическое задание хуже, чем низко математически тревожные, и в контрольной и в экспериментальной группе.
А гипотеза 3 не нашла своего подтверждена, так как высоко математически тревожные участники в экспериментальной группе (с музыкальным сопровождением) выполнили математическое задание №2 с более низкими результатами, чем высоко математически тревожные участники в контрольной группе (без музыкального сопровождения).
Полученные нами результаты противоречат некоторым результатам прошлых исследований других авторов, однако их очень мало для однозначного вывода об эффекте музыки на математическую тревожность и математическую успешность. В
результате исследования «Reach Up for Math» («Дотянись до математики») указывается на эффективность использования музыки, как для улучшения процесса обучения, так и для снижения математической тревожности у взрослых учащихся колледжа . Однако не указывается, какая именно музыка использовалась. В результате исследования «Does Classical Music Relieve Math Anxiety? Role of Tempo on Price Computation Avoidance» («Классическая музыка облегчает математическую тревогу? Роль темпа на уклонение от расчета цены», 2014) математическая тревожность покупателя снижается, когда на фоне играет классическая музыка в спокойном темпе, при этом .
...
1. Агафонова К. А. Музыкотерапия и психосоциальная работа / Вестник науки и творчества. - 2018. - №5. - С. 16-20.
2. Адасина А.А. Изучение математической тревожности в зарубежной психологии // Электр. Журнал «Современная зарубежная психология». - 2019. - Т. 8, №1. - С. 28-35.
3. Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике / А. В. Будакова [и др.] // Вопросы психологии. - 2020. - Т. 66, №1.- С. 109-118.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1965. - 378 с.
5. Марахасин В. С. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии / В. С. Марахасин, В. М. Цехановский // Творческий процесс и художественное восприятие. - 1987.
6. Першина К. В. Музыкотерапия как метод реабилитации и коррекции
[электронный ресурс] / Электрон. дан. - URL: https://esa-conference.ru/wp-
content/uploads/files/pdf/Pershina-Kristina-Vladimirovna1.pdf (дата обращения 08.05.2020)
7. Математическая тревожность, пространственные способности и математическая успешность: кросс-культурное исследование детей младшего школьного возраста в России и Великобритании / М. Руденко [и др.] / Теоретическая и экспериментальная психология. - 2013. - т. 6. - № 4. - С. 18-26.
8. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. - № 11.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - 1961. - С. 55.
10. Проблема достоверности самоотчетов: могут ли испытуемые оценить воздействие музыки? / Торопова А. В. [и др.] // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - 2010.
11. Улыбина Е. В. Взаимодействие тела и слова в теории катарсиса Выготского // Русская антропологическая школа. - 2004. - № 2. - С. 249-267.
12. Федорович Е. Н. Основы музыкальной психологии / Е. Н. Федорович,
Е.В.Тихонова. - Директ-Медиа, 2014. - 279 с.
13. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции / В. Н. Холопова. - М. : Альтекс, 2012. - 346 с.
14. Albert R. E. The effect of guided imagery and music on pain and anxiety during laceration repair: Doctoral dissertation / R. E. Albert // Case Western University. - 2002.
15. Alexander L. The development of an abbreviated version of the Maths Anxiety Rating Scale / L. Alexander, C. Martray // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 1989. - № 22. - P. 143-150.
16. Amelink C. T. Female Interest in Mathematics // B. Bogue & E. Cady (Eds.). Apply Research to Practice (ARP) Resources. - 2012.
17. Ashcraft M. H. Maths anxiety and mental arithmetic performance: An exploratory investigation / M. H. Ashcraft, M. W. Faust // Cognition and Emotion. - 1994. - № 8 (2). - P. 97125.
18. Ashcraft M. H. Math Anxiety: Personal, Educational, and Cognitive Consequences // Current Directions in Psychological Science. - 2002. - 11. - P. 181-185.
19. Bamber M. D. Mindfulness-based meditation to decrease stress and anxiety in college students: A narrative synthesis of the research / M. D. Bamber, J. K. Schneider // Educational Research Review. - 2016. - № 18. - P. 1-32.
... всего 71 источников